Конспект урока на тему: "Индийские касты"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Таперо Мария Ивановна

Конспект урока по Древнему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 6.12.2012г

Тема урока: «Индийские касты»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: на примере Древней Индии дать понятие о расслоении общества, социальной иерархии.

Задачи урока:

- продолжить формирование умения работать с историческим документом, выбирать главное.

- самостоятельное формулирование темы и цели урока

- продолжить формирование умения делать выводы на основе изученного материала

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный блок.

Учитель:  Добрый день, уважаемые коллеги-журналисты. Сегодня мы подготавливаем к выпуску очередной номер еженедельного журнала «Путешествие во времени». У нас сегодня присутствуют гости из других изданий с целью изучения вашей работы и обмена опытом. Поприветствуйте их, пожалуйста.

(класс стоя приветствует комиссию)

Учитель: В какую страну мы начали путешествие в прошлом выпуске нашего журнала?

(Древняя Индия)

Действительно. В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий. Мы знаем ее еще и как страну интересных тайн, легенд и загадок. Сегодня мы продолжим работу над ними. Для этого отправимся в путешествие во времени по Древней Индии. Но для путешествия нам необходимо проверить, все ли мы захватили и ко всему ли мы готовы. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания:

  1. На карте показать, где находится Индия
  2. Рассказать о географическом положении и природных условиях
  3. Ответить на несколько вопросов

Учитель: а теперь нам необходимо взять в дорогу несколько очень нужных вещей.

(Волшебная шкатулка: учитель достает предметы, а ученики говорят для чего они были нужны и какую роль играли в жизни древних индийцев. Предметы: метелочка, фигурка коровы, фигурка слона, хлопок, сахар, банан, обезьяна))

Учитель: теперь мы точно готовы к путешествию. Осталось узнать точное задание редакции.

  1. Изучение нового материала

(Комментированное чтение п.1 параграфа 21 и работа по вопросам:

- сформулировать самостоятельно понятие «касты», какие касты были в Др. Индии?

- как появились касты?

- можно ли было сменить касту в Др. Индии?)

Учитель: Уважаемые репортеры, будьте добры самостоятельно озаглавить – сформулировать тему нашего путешествия.

(Ученики формулируют тему и записывают ее в тетрадь)

Учитель: Вы разделены на 4 группы корреспондентов. Каждая группа отправится в гости к определенной касте. Вам необходимо взять интервью у представителя той или иной касты и по возвращении рассказать нам о жизни древних индийцев в разных кастах. Вопросы для интервью вам нужно составить самостоятельно. И так, первая группа отправляется в гости к брахманам, вторая – к воинам, третья – к земледельцам и скотоводам, четвертая – к слугам и «неприкасаемым».

(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника и историческим документом. Записывают на отдельный листвопросы и ответы на них.)

Учитель: И так, первыми из путешествия вернулись корреспонденты, которые брали интервью у ………. . Будьте добры рассказать о жизни представителя этой касты. Какие вопросы вы задавали …. Что вам на это ответил…… Покажите, пожалуйста, куда бы вы поместили свой репортаж на странице нашего журнала?

(На доске на листе ватмана имитация страницы журнала. Ученики прикрепляют свою статью на определенное место и объясняют выбор. Все группы по очереди.)

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на страницу нашего журнала. У кого-нибудь есть предложения по изменению? Обоснуйте.

Учитель: Объявим небольшую паузу в работе и отправимся в гости к индийским йогам.

(Релакс-минута: Звучит индийская музыка.)

Учитель: Давайте ненадолго закроем глаза. Покажите, пожалуйста из какй части тела Брахма создал брахманов, воинов, земледельцев и скотоводов, слуг.

Учитель: Только что вернулся из экспедиции наш специальный корреспондент, собиратель легенд и мифов с новой статьей с пометкой «срочно в номер»ю Ярослав, вам слово. Что нового вы узнали??

(Ученик рассказывает Легенду о Будде)

Учитель: Уважаемые коллеги, у вас есть вопросы к Ярославу?? У меня есть несколько вопросов к вам:

- кто такой Будда?

- чего не знал Будда?

- как Будда достиг просветления?

 

(ответы учащихся)

Учитель: Ярослав, куда вы поместите свой материал на странице журнала? Обоснуйте. Кто-нибудь возражает?

  1. Рефлексия.

Учитель: Все корреспонденты вернулись из путешествия и привезли материал. Но пока материалы перемещались во времени и готовились в номер, они немного перепутались, поэтому вам необходимо в группе их расставить по своим местам, соединив ключевое понятие с его признаками.

(раздаточный материал: из отдельных разрезанных частей составить целостную таблицу)

  1. Домашнее задание

Создать иллюстрации для статьи журнала.

Записать в тетрадь новые понятия, изученные на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.

Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....

Конспект урока по теме: «Индийские касты». 5 класс

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний      Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основны...

Урок по теме: "Индийские касты"

В данном материале представлен урок по истории Древнего мира, 5 класс по теме: "Индийские касты". УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер.  История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразователь...

Конспект урока 5 класс "Индийские касты"

Цель: сформировать у учащихся представление о сословном делении общества в Древней Индии.Задачи:1. способствовать формированию знаний о сословном (кастовом) неравенстве в Древней Индии.2. продолжить р...