Рабочая программа по русскому языку и литературе для 6 класса.
рабочая программа (история, 6 класс) на тему

Петрова Евгения Александровна

 

 Данная программа по русскому языку  составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений  по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение» в 2005 году  к линии учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростецкой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы.
 

Данная программа  по литературе составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений  по литературе к линии учебников под редакцией В.П. Полухиной,В.Я.Коровиной,В.П. Журавлёва, В. И.Коровина. «Литература.6 класс»,Москва « Просвещение»,2008.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  русскому языку

УМК : Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку 2005.

Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Авторы: М.Т. Баранов. Т.А. Ладыженская,

Л.А .Тростенцова,Л.Г. Григорян, И. И. Кулибаба. Москва « Просвещение» 2008.

Учитель: Петрова Е.А.

Класс: 6

Количество часов в неделю:5

Всего часов: 171

  1. Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений языку к линии учебников под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А .ТростенцовОй, Л.Г. Григорян, И. И. Кулибабы.

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие  ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной  форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Курс русского языка для VI класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. На уроках осуществляется выбор оптимальных программ/методик, методов и приёмов обучения ученика  с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений  по русскому языку к линии учебников под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростецкой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы, Н.В. Ладыженской.

Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения  коррекционной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. При обследовании  выявлены  следующие нарушения:

1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 5 звуков.

2. Недостаточная  сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других), нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.II. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

 3.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

 

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

В связи с тем. что по плану не предусмотрено изучение темы « Глагол» в 5 классе, она перенесена на I четверть в 6 кл.
По этой причине изучениям  таким темам, как « Числительное», « Местоимение» и « Орфография» отводится меньшее количество часов  по программе.

Коррекционная работа   с учащимися ведётся в следующих направлениях.
 1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:— устойчивости внимания;

— способности к запоминанию; способности к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

4. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией

               

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

Оборудование урока

Контроль

Домашнее

задание

I четверть (45 часов)

Повторение ( 17 часов)

Русский язык – один из развитых тых языков мира

Уметь выделять в тексте  главную мысль, ключевые слова, отвечать на вопросы: « Почему русский язык является  богатым развитым языком?»

§ 1.

Фонетика и графика.Фонетический разбор.

Комбинированный урок.

 

Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

Карточки.

Письменная мостоятельная работа

§ 1.

Орфография.

Проверкам знаний.


Методические

пособия.

§ 2.

Части слова.

Лекция с элементами беседы.

,

Значение части слова (приставка, корень,суффикс).

§ 2.

Морфемный разбор.

Комбинированный урок.

Выделять морфемы

На основе словообразователь-

ного анализа.

Письменная самостоятельная работа

§ 3.

Орфограммы в корне слова.

Лекция с элементами беседы.

Определение окончания; роль и значение окончания.

Обнаруживать изу-

чаемые орфограммы и объяснять написание  слов.

Тесты.

§ 3.

Части речи.

Обобщение.

Морфология.
Грамматичес-

кое и лексическое значение;

Уместно и выразительно употреблять слова

изученных частей речи.

§4.

Морфологический разбор существительного и прилагательного.

Повторение.

Самостоятель-

ные и служебные части речи.

Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Письменная проверочная работа

§ 5.

Орфограммы в окончаниях слов.

Исследование.

Нулевые окон-

чания, склонения и спряжения;

Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем)

Карточки.

§ 6.

Словосочетание.

Урок активизации знаний.

Определение словосочетания,

их особенности

.

Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме.

§ 6.

Простое предложение.

Зачёт.

Синтаксис.
Характеристика

предложения

Анализировать разные виды простых предложений.

Раздаточный

Материал.

§ 7.

Знаки препинания в простом предложении.

Контроль.

Отличие простого предложения  от сложного.

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения.

Контрольное списывание.

§ 7.

Сложное предложение.

Урок активизации знаний.

Синтаксис.
Сложносочи-

нённые и сложноподч.

Предложения.

Анализировать разные виды сложных предложений.

Таблицы, схемы.

§ 8.

Знаки препинания в сложном предложении.

Исследование.

Определять синтаксическую роль изученных частей речи.

Деформированный   текст   (определить   части речи)

§ 9.

Синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Обобщение.

Производить разбор предложений.

Тестовые задания.

§ 9.

Прямая речь.

Прямая и косвенная речь; диалог, разговорная речь.

§ 7.

Диалог.

Лекция с элементами беседы.

Уметь обозначать диалог на письме.

Таблицы.

Устный опрос.

§ 8.

Подготовка к диктанту.

Практикум.

Карточки.

§ 9.

Диктант с грамматическим заданием.

Обобщение.

§  106.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Повторение.

§ 106.

Глагол (22 часа)

Глагол как часть речи.

Практикум.

Знать определение глагола.

Раздаточный материал.

Проверочная работа.

§ 109.

Синтаксическая роль глагола в предложении.

Исследование.

.

Употреблять глагол в прошедшем времени с подлежащим,

Схемы, таблицы.

Комплексный

анализ текста.

§ 110.

Неопределённая форма глагола.

Контроль.

выраженным существительным среднего рода и

Карточки.

§ 110.

Правописание  -тся- и –ться- в неопределённой форме глагола.

Исследование.

собирательным существительным.

Таблицы.

Осложнённое

списывание.

§ 107.

Правописание  –чь(чься) в неопределённой форме глагола.

Урок  активизации знаний.

Умение употреблять при глаголах

имена существительные

в нужном падеже.

Составление плана к тексту.

§ 108.

Совершенный и несовершенный вид.

Урок активизации знаний.

§ 118.

Повторение.Совершенный и несовершенный вид.

Повторение.

Письменная  самостоятельная работа.

§ 119.

 I и II спряжение.

Эксперимент.

Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола

при сообщениях о событиях прошлого.

Таблица.

§ 119.

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Зачёт.

Раздаточный материал.

§ 121.

Повторение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Лекция с элементами беседы.

Уметь использовать в речи глаголы- синонимы.

Например, со значением перемещения.

Раздаточный материал.

Письменная проверочная работа.

§ 114.

Правописание ь знака в глаголах во 2 лице,ед.ч.

Зачёт.

Работа по карточкам.

§ 115.

Время глагола.

Контроль.

§ 116.

Прошедшее время.

Контроль.

Понимать, как

Употребляются формы настоящего и

Буд. Времени при упоминании

о событиях про

шлого.

§ 117.

Настоящее время.

Обобщение.

Тесты\

§ 112.

Будущее время.

Повторение.

§ 112.

Правописание чередующихся гласных е и и  в корнях  глаголов.

Чередующиеся

гласные.

Уметь употреблять при глаголах имена существительные в нужном

падеже.

Перфокарты.

§107.

Повторение. Чередующиеся гласные е и и в корнях глаголов.

Урок активизации знаний.

Понимать, как
употреблять  формы времён.

Перфокарты.

§ 107.

Правописание  НЕ с глаголами.

Обобщение.

Таблицы.

§122.

Повторение.Правописание НЕ с глаголами.

Зачёт.

Устный опрос.

§ 120.

Употоребление времён глагола.

Контроль.

§ 122.

Морфологический разбор глагола.

§ 122.

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Глагол».

Плакат и разда-

точный материал.

Устный опрос.

§ 122.

Подготовка к контрольному диктанту.

Контрольный диктант.

Контроль.

Анализ и работа над ошибками.

II четверть (34 часа)

Лексика и фразеология (14 часов)

Лексика.Повторение. Однозначные и многозначные слова.

Лексика.значение

слова; толкова-

ние слов.

Карточки.

 Упр.53.54.

Лексика.Прямое и переносное значение слов.

Комбинированный урок.

Раздаточный

материал.

Упр.57.58.

Антонимы. Синонимы. Омонимы.

Проверкам знаний.

Знать понятия, уметь подбирать
синонимы к словам.

Тесты.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Лекция с элементами беседы.

Общеупотреби-

тельные,диалек-
тные и профес-

сиональные слова.

Учебник.

Письменная самостоятельная работа

Упр.68,70.

Заимствованные слова.

Комбинированный урок.

Упр.91.

Повторение .Заимствованные слова.

Лекция с элементами беседы.

Перфокарты.

Упро.86,87.

Устаревшие и новые слова.

Обобщение.

Письменная самостоятельная работа

Упр.101.102.

Неологизмы .Архаизмы.

Повторение.

Упр.104.

Фразеология. Фразеологизмы.

Исследование.

Упр.101.

Фразеологический оборот.

Урок активизации знаний.

Письменная проверочная работа

Упр.100.

Повторение. Фразеологические обороты.

Зачёт.

Карточки.

Творческая работа с текстом.

Контроль.

Таблицы.

Тесты.

Комплексный анализ текста.

Обобщающий урок.

Текст.

Обобщающий урок по теме « Лексика».

Исследование.

Контрольное списывание.

Словообразование и орфография (20 часов)

Словообразование и орфография

Тестовые задания

Упр.113.

Словообразование. Повторение  изученного в 5 классе.

Упр.115,116.

Основные способы словообразования в русском языке.

Лекция с элементами беседы.

Названия частей

слова,способов
словообразова-

ния.

Тестовые задания.

Упр.126,128.

Способы образования слов в русском языке.

Практикум.

(приставочный,

Суффиксальный и т.д.)

Знать  части  сло-
ва и способы
словообразования.

Тестовые задания.

Буквы О и А в корне – кос -, -кас-.

Обобщение.

Уметь выделять
части слова.

Устный опрос.

Словарь,упр.138.139.

Буквы О и А в корне – гор -, -гар-.

Повтолрение.

Лексическое
значение корня
-гор- и –гар-.
Уметь определять условие выбора
в корне.

Уметь определять способ
словообразования.

 Упр.143.

Подготовка к диктанту.

Практикум.

Текстовые задания.

Контрольный диктант.

Исследование.

В тетради.

Работа над ошибками.

Контроль.

Проверочная работа.

Буквы И-Ы после приставок.

Исследование.

Приставки, сос-

тав корня,гласные и
согласные.

Знать условия выбора букв Ы-И
после приставки
на согласные;
уметь правильно применять правило.

упр.131.

Гласные в приставках – пре- и – при-.

Уроу активизации знаний.

Лексическое значение
слов;

Знать о зависимос-
ти написания гласных в приставках –пре-
и – при- от их
лексического зна-
чения.

Карточки.

упр.153.

Правописание приставок – пре- и – при-.

Урок активизации знаний.

Присоедине-
ние, прибли-
жение,
неполнота
действия;

Уметь определять
лексическое
значение приставок.

Раздаточный
материал.

упр.154.

Трудные случаи написания приставок –пре- и –при-.

Повторение.

Значение
«очень»,
«пере».

упр.164.

Соединительная гласная в сложных словах.

Эксперимент.

Соединитель-
ные гласные,
сложные слова.

Знать об образо-
вании сложных
слов от основ исходных слов
спомощью соеди-
нительных гласных О и Е в сложных словах.

Таблица.

упр.165.

Сложносокращённые слова.

Зачёт.

Сложносокра-
щённые слова
и сокращённые
основы слова.

Знать о видах
сложносокращён-
ных слов по
способу их
образования.

Письменная  самостоятельная работа.

Словарь.

Повторение. Сложносокращённые слова.

Лукция с элементами беседы.

Уметь определять их значение.
Правильно упот-
реблять с при-
лагательными,
глаголами прошедшего
времени.

Упр.162.

Подготовка к контрольной работе.

Зачёт.

Упр.163.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Контроль.

Письменная проверочная работа.

Анализ контрольной работы.Работа над ошибками.

Контроль.

Карточки.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Обобщение.

Названия частей
слова и способов
словообразова-
ния.

Уметь выделять
части слова и
определять способ
словообразования.

Словарь

III четверть (часов)

Повторение.

Имя существительное (26 часов)

Имя  существительное .Повторение.

Повторение.

Лексическое и
грамматическое
значение.
Признаки сущ.
Синтаксическая
функция.

Знать признаки
существитель-
ных.Уметь
находить
существительные
в тексте, ставить
вопросы, определять род,
число.склонение,
синтаксическую роль в предложении.

Таблицы.

§36,упр.193.

Повторение известных орфограмм.

Перфокарты.

§37,упр.198,204.

Морфологический  разбор существительного.

Комбинированный урок.

Раздаточный
материал.

Письменная самостоятельная работа

Тесты.

Разносклоняемые существительные.

Проверкам знаний.

§37,стр.22, 26,30.

Буква Е в суффиксе  - ЕН- существительных на МЯ.

Лекция с элементами беседы.

Правило склонения   существительных   на   -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных,     обосновывать выбор гласной в окончаниях

Карточки.

§38,словарь, упр.217.

Несклоняемые существительные.

Комбинированный урок.

Несклоняемые
существитель-
ные.

Уметь правильно употреблять  несклоняемые  существительные в косвенных
падежах.

Письменная самостоятельная работа

§38,словарь,  упр.218.

Род несклоняемых  существительных.

Лекция с элементами беседы.

Опорные слова,
(ключевые) слова
склонение
существительных.

Уметь употреблять в речи несклоняемые  существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с    несклоняемыми    существительными

Карточки.

§38 упр.226

Имена существительные общего рода.

Обобщение.

Существительные общего рода.

Знать об именах
существительных
общего рода.
Уметь определять
их род,употреб-
лять в речи.

§38, упр.223

Морфологический разбор имени существительного.

Повторение.

Род, число,падеж,ск-
лонение и другие признаки сущ.

Знать, как морфологически
разбирается имя
существительное.

Карточки.

Письменная проверочная работа

§41, упр.224

НЕ с именами существительными.

Исследование.

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.   Образование       существительных   с   помощью приставки НЕ-

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь    различать    приставку, частицу, часть корня .

§42, упр.234,выучить план разбора.

НЕ с существительными. Повторение.

Урок активизации знаний.

Карточки.

§43,правило, упр.240.

Правописание НЕ  с существительными.

Зачёт.

§43,упр.243.

Правописание НЕ с существительными .Повторение.

Контроль.

Контрольное списывание.

§43,упр.242,текст14,№9.

Несклоняемые существительные. Повторение.

Обобщающий урок.

§43,Т.З,стр.24,28.

Правописание суффиксов существительных ЧИК-ЩИК.

Исследование.

Буквы Ч и Щ в суффиксах        существительных   -ЧИК-   и   -ЩИК-. Выбор написания  в  существительных суффиксов -ЧИК-и     -ЩИК-.

Знать способ действия при выборе   написания   в   существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-.  

Карточки.

§44,упр.249,250.

Буквы Ч и Щ в суффиксах имён существительных.

Обобщение.

Буквы Ч и Щ в суффиксах        существительных   -ЧИК-   и   -ЩИК-. Выбор написа-

Тестовые задания.

П.44,упр.248.

Подготовка к контрольной работе.

ния   в  существительных суффиксов -ЧИК-и    -ЩИК-.    Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК-

Карточки.

§44 ,работа по карточкам.

Диктант « Азбука тайги» с грамматическим заданием.

Лекция с элементами беседы.

Устный опрос.

В тетради.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Практикум.

§44,словарь,карточки.

Правописание суффиксов ЕК, ИК.

Обобщение.

Образование  существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-Выбор         написания суффиксов

-ЕК- и -ИК- в существительных

Знать способ действия при выборе   написания   в   существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практике

Таблицы.

§45,словарь, упр.252.

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Повторение.

Гласные   О-Е   после шипящих в суффиксах существительных

Знать условия выбора букв О-Е после   шипящих  в  суффиксах существительных..

§45,упр.253.

Повторение .Гласные О и Е.после шипящих в суффиксах существительных.

Практикум.

Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др.

Проверочная работа.

§45,учить  словарь.

Повторение изученного материала по теме « Имя существительное.»

Исследование.

Имя существи-
тельное.

Знать и уметь различать разносклоняемые,        несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории

Раздаточный
материал.

§45,работа по карточкам.

Контрольная  работа .

Контроль.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Исследование.

Карточки.

§ Выполнить Р.Н.О.

Повторение  изученного  по теме « Имя существительное.»

Урок  активизации знаний.

§46,упр.261.

Имя прилагательное (25 часов)

Имя прилагательное.

Урок активизации знаний.

Общее     грамматическое   значение,   морфологические признаки     прилагательного. Роль   имен   прилагательных     в     тексте.

Распознавать   имена   прилагательные    на    основе    общего грамматического значения, общих     признаков,    

Карточки.

§47, описание природы, птицы. человека.

Повторение  изученного  в 5 классе.Синтаксическая роль имени прилагательного.

Повторение.

Определять роль  имен   прилагательных  в тексте,   синтаксическую   роль

Карточки.

Письменная  самостоятельная работа.

§47упр,271.

Степени сравнения прилагательных.

Эксперимент.

Степени сравнения прилагательных.
Сравнительная и
превосходная
степени сравнения:
простая и составная.

Знать о сравните-
льной степени
имён прилагательных;
как они образуются,уметь
находить прилаг.
в сравнит.степени.

Перфокарты.

Словарь.

Сравнительная степень прилагательных.

Зачёт.

§49,упр.287,289.

Превосходная степень прилагательных.

Лекция с элементами беседы.

Письменная проверочная работа.

§49,упр.286.

Разряды  имён прилагательных. Качественные имена прилагательные.

Зачёт.

Разряды прилагательных:
качественные,

Знать о делении
прилагательных
на три разряда.

Устный опрос.

Текст №15 (8,10)

Относительные прилагательные.

Контроль.

Относительные,
притяжательные.

Текстовые задания.

Карточки.

Притяжательные имена прилагательные.

Контроль.

Словарь

Притяжательные прилагательные, склонение прилагательных

Обобщение.

Упр.298.

Разряды прилагательных.

Повторение.



Проверочная работа.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Определение  морфологических признаков имени прилагательного.   Морфологический разбор    прилагательного

Знать   морфологические   признаки  имени  прилагательного

§53,упр.302.

Самостоятельная работа.

Урок активизации знаний.

§53,упр.304.

НЕ с прилагательными.

Обобщение.

Таблица.

Диктант.

§54,словарь,упр.305.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

Зачёт.

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

Знать условия выбора написания   НЕ   с   именами   прилагательными.    Уметь    применять правило написания НЕ с именами прилагательными

Перфокарты.

§54,упр.308.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Перфокарты.

§55,словарь.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Эксперимент.

Письменная  самостоятельная работа.

§56,упр.309.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Правописание Н и НН в    суффиксах    имен прилагательных.

Уметь  применять  правила  на практике, обнаруживать слова с орфограммой,           опознавать

§56,упр.314.

Алгоритм выбора Н и НН в суффиксах прилагательных.

Повторение.

структуру   слова,    графически обозначать  орфограммы,  безошибочно писать, употреблять в речи

Карточки.

Работа по карточкам.

Образование прилагательных с помощью суффиксов Н и НН.

Письменная проверочная работа.

§57, упр.318,319.

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК.

Образование   качественных   прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений),       относительных прилагательных с помощью суффикса -СК-

Знать способ образования качественных       прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных   при    помощи суффикса  -СК-  

Раздаточный материал.

§58, упр.321,322.

Слитное и дефисное написание прилагательных.

Урок активизации знаний.

Условия     употребления  дефиса  в  сложных   прилагательных, различение   слитного и   раздельного   написания слов.

Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять     способы     образования сложных    прилагательных    со способами  образования  сложных существительных

Перфокарты.

Упр.325.

Алгоритм выбора слитного и дефисного написания прилагательных.

Контроль.

Карточки.

Тестовые задания.

Упр.328.

Подготовка к контрольному диктанту.

Упр.339.

Диктант.

Зачёт.

Работа над ошибками.

IV четверть (40 часов)

Имя числительное (17 часов)

Имя числительное. Числительное,как часть речи.

Комбинированный урок.

.     Числительное как часть речи. Общее значение,     морфологические       признаки, синтаксическая роль в предложении.     значением

. Знать общее значение   числительного,   морфологические признаки, синтаксическую    роль    в    предложении

§57,стр.145,упр.345.

Количественные и порядковые числительные.

Проверкам знаний.

.     Отличие числительного от других частей речи с числовым значением

Учебник.

Письменная самостоятельная работа

§58,упр.346

.Простые и составные числительные.

Лекция с элементами беседы.

Знать  признаки  простых  и со-

Тесты. упр,351.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Комбинированный урок.

Условия     употребления мягкого знака на конце  и   в  середине числительных.

ставных   числительных.   Уметь

§59,стр.148,упр.353

Мягкий знак в середине числительных и для обозначения мягкости согласных.

Лекция с элементами беседы.

различать простые и составные

Перфокарты.

Письменная самостоятельная работа

§59,словарь, упр.354,355

Разряды количественных числительных.

Обобщение.

Разряды       количественных числительных (целые,    дробные    и собирательные

числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с   существительными,   употреблять в косвенных падежах

§59,словарь,  упр.357.

Числительные, обозначающие целые числа.

Повторение.

Особенности     склонения количественных    числительных,      обозначающих целые, дробные и собирательные числа.

§60 упр. 358,360.

Правописание окончаний количественных числительных, обозначающих целые числа.

Исследование.

Разграничение количественных и порядковых       числительных,   разграничение их в речи

Знать  разряды  числительных, особенности склонения, правописания .

Перфокарты.

Письменная проверочная работа

§61, упр.362,364.

Дробные числительные.

Урок активизации знаний.

Разряды    числительных   по   значению   и грамматическим   признакам

§62, упр.367,368.

Собирательные числительные.

Зачёт.

.      Собирательные и дробные числительные.        

Учебник.

§63, упр.371.372,выучить план разбора.

Согласование числительных ОБА, ОБЕ с

существительными.

Контроль.

§64,правило, упр.373,374.

Порядковые числительные.

Обобщающий урок.

Перфокарты.

Контрольное списывание.

§65,упр.377.

.Правописание  порядковых числительных , обозначающих название дат.

Исследование.

Употребление   числительных в соответствии с основными   орфоэпическими,   лексическими и грамматическими нормами

Уметь   грамотно   писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя    синтаксическую    роль, числительные   разных   разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п.

§66,упр.382текст14,№9.

Морфологический разбор числительных.

Обобщение.

Морфологические признаки   имени  числительного.    Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные   признаки числительного.

Тестовые задания.

§67,Т.З,стр.24,28.

Подготовка к диктанту.

Перфокарты.

Устный опрос.

§68 ,упр.385.

Диктант.

Лекция с элементами беседы.

Анализ диктанта.

Практикум.

П.44,упр.248.

Местоимение (19 часов)

Местоимение. Местоимение как часть речи.

Обобщение.

Знать  особенности  местоимения как части речи (указательно-заместительная     функция), особенности                 лексико-грамматического         значения, роль местоимения как средства связи   предложений   в  тексте, синтаксическую   функцию   местоимения;    находить    местоимения в тексте, правильно их употреблять.

Наблюдение над       текстом, замена     местоимений  существительными. Редактирование текста

Текстовые задания.

В тетради.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Повторение.

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений.

Выборочный диктант

Таблицы.

§69,словарь,карточки.

Личные местоимения.

Практикум.

Уметь отличать личные местоимения от местоимений других разрядов,      склонять   личные местоимения,  правильно употреблять в речи, использовать в речи местоимения ТЫ и ВЫ в соответствии   с   требованиями речевого   этикета,   правильно употреблять местоимения 3-го лица,   устранять   двусмысленность, неточность в предложениях с местоимениями

Анализ поэтических       текстов, синтаксический разбор   предложений,      редакторская   правка текста

§70,словарь, упр.385

Буква Н в личных местоимениях 3 лица после предлога.

Исследование.

Знать  особенности   склонения местоимения   СЕБЯ,   лексическое значение. Уметь правильно   употреблять   местоимение СЕБЯ в нужной форме

Осложненное списывание

Проверочная работа.

§71,упр.388.

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Контроль.

Уметь   строить   высказывание повествовательного   характера на основе сюжета, соблюдать композицию    рассказа,    связность    и    последовательность изложения   мысли,   использовать средства связи и выразительности

§72,учить  словарь.

Вопросительные местоимения.

Исследование.

Знать     назначение     вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь    употреблять    вопросительные местоимения в речи с учетом  их склонения;  интонационно правильно произносить предложения   с   вопросительными местоимениями

§73,работа по карточкам.

Относительные местоимения.

Урок  активизации знаний.

Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте,  различать относительные местоимения в сложном предложении;

уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом   их  склонения;   различать вопросительные и относительные местоимения.

Стр.173,упр.413.

Неопределённые местоимения. Дефис в неопределенных местоимениях.

Урок активизации знаний.

Знать   признаки   неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь  находить  неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их.

Знать морфологические признаки,   порядок  морфологического разбора    местоимений.    Уметь определять     морфологические признаки   местоимений,   производить    их    морфологический разбор,    безошибочно    писать местоимения, распознавать их и определять   разряд,  

Таблицы.

Стр.174-176, упр.416.

НЕ в неопределённых местоимениях.

Повторение.

Неопределенные   местоимения.     Образование,        написание, синтаксическая роль в предложении.     Условия выбора дефисно-го написания и написания с НЕ неопределенных местоимений.

§74,упр.417.

Отрицательные местоимения.

Эксперимент.

Отрицательные      местоимения.     .    

Письменная  самостоятельная работа.

§75, описание природы, птицы. человека.

Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Зачёт.

Образование,        изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных      местоимениях

Раздаточный
материал.

§76 ,упр,423.

Самостоятельная работа.

Лекция с элементами беседы.

Отрицательные     местоимения.     Образование,        изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных       местоимениях

Словарь.

Притяжательные местоимения.

Зачёт.

Притяжательные  местоимения.   Склонение притяжательных     местоимений.    Различия личных    и    притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных

Уметь   склонять   притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения  в значении  притяжательных.

Учебник.

Письменная проверочная работа.

§75,упр.430.

Указательные местоимения.

Контроль.

Указательные   местоимения, их значение, употребление в речи.

Знать   значение   указательных местоимений.

Уметь  находить  указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении.

§76,упр.432.

Определительные местоимения.

Контроль.

Определительные местоимения.   Значение,   употребление   в речи.

Знать значение определительных местоимений, особенности изменения   местоимений   каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи.

Текст №15 (8,10)

Морфологический разбор местоимения.

Обобщение.

Морфологические признаки     местоимений.       Морфологический    разбор    местоимений.    

Перфокарты.

Карточки.

Подготовка к контрольному диктанту.

Повторение.

Словарь

Анализ контрольного диктанта.

Упр.439

Повторение изученного. Разделы науки о языке.

Урок активизации знаний.

Тестовые задания.

Орфография. Орфографический разбор.

Обобщение.

Уметь производить орфографический,

пунктуационный,
морфологический,

фонетический,

словообразовательный и синтаксический

разборы;

Перфокарты.

Самостоятельная работа.

§77,упр.449

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Зачёт.

С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова; находить в словах изученные

орфограммы,

Проверочная работа.

§80,упр.453.

Годовой контрольный диктант.

Контроль.

Анализ диктанта.

Список  используемой литературы  и методические пособия.

Основная литература

1. Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература

1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

2. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.

3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык VI класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  5. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  
  6. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  7. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  литературе

  1. Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений  по литературе к линии учебников под редакцией В.П. Полухиной,В.Я.Коровиной,В.П. Журавлёва, В. И.Коровина. «Литература.6 класс»,Москва « Просвещение»,2008.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания произведений.

  Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст является важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

 Возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

 Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным  произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения  их художественного  качества  и стали  достоянием  отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и  в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические  идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ теста, при котором не нарушается особое настроение  учащихся, возникающее при первом прочтении, несомненно,  трудная, но почетная задача. То же можно сказать  и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. Именно на них, на этих талантливых, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои  душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

 Учащиеся 6-го класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно  владеют собственно техникой чтения, поэтому на уроках  важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

 Главной идеей программы  является изучение литературы  от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  19, 20 веков. Программа курса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в  природе и человеческой жизни).  Ведущая проблема данного курса -  художественное произведение и автор, характеры героев.

  Одним из признаков интерпретации текста является выразительность чтения учащихся.  Именно поэтому  формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений  на уроках к конкурсному  чтению. Примерные списки  стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в приложении к программе. Выбор предложенных текстов зависит  от учителя и учеников. Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в программе  В.Я.Коровиной (стр. 86).

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь, тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

 В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках литературы. Для этого  могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы,  является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую  работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

В программу по литературе внесены изменения в распределении учебного материала в связи с тем , что сократилось количество

часов: вместо четырёх часов в неделю, по программе теперь предусмотрено три часа .

В программу внесены изменения в связи с тем, что количество часов было сокращено до трёх. Поэтому некоторые произведения были пройдены в обзорном порядке.

Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения  коррекционной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. При обследовании  выявлены  следующие нарушения:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 5 звуков.

2. Недостаточная  сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной  категории наблюдается:) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других), нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

II. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

III. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

 Особенности речевой  деятельности учеников  шестых классов отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности  его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти  у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития  проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Над преодолением этих нарушений и ведётся целенаправленная работа на уроках литературы.

  1. Коррекционная работа.

 Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины)

 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— способности к запоминанию; способности к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией

УМК : Программа общеобразовательных учреждений по  литературе  Москва.: Просвещение 2007 .
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Авторы :В.П.  Полухина ,В. Я.Коровина ,В.П. Журавлёва, В. И.Коровин. «Литература.6 класс»,Москва « Просвещение»,2008

Учитель: Петрова Е.А.

Класс: 6

Количество часов в неделю:3 часа

Всего часов: 103 часов

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

Оборудование урока

Контроль

Домашнее

задание

Введение.

Художественные произведения и автор.

Комбинированный урок.

Художественная литература.
изображение человека,
подтекст,литературный герой, нрвственность,общество,
взаимопонимание

Уметь выделять главное в тексте, делать выводы, ставить вопросы.

Таблицы.

Запись в тетради.

Стр.3.

Мифы Древней Греции.

Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла.

Лекция.

Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены.

Значение книг в жизни общества. Средства выявления авторской позиции.

Выразительное чтение,эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Уметь устно и письменно отвечать на вопросы.

Учебник.

Пересказ подвига.

Стр.5.

«Скотный двор царя Авгия». Мифы.

Комбинированный урок.

Царь Эврисфей.
Микены.

Стр.5.

«Яблоки Гесперид».Мифы.

Практикум.

Олимпийские игры.

Дополнитель-
ная литература.

Сочинение о Геракле.

Стр.6.

Образ Геракла в мировой художественной литературе.

Практикум.

Рассказ о Богах – олимпийцах.

Стр.7,8.

Легенда. Легеда об Арионе.

Повторение.

Древнегреческий историк.Легенда.
Кифара. Тиран.Дифирамб.

Работа в тетради.

Стр.13-14.

Мифы древних славян

Народный миф о солнце.

Исследование.

Пересказ мифа.

Стр.33-35.

Устное  народное творчество.

Обрядовый фольклор.

Исследование.

Миф. Предания.
Сказания.Мифология
совокупность
мифов.Перун. Сварог. Ярило.

Уметь сочинять  небольшие
произведения
фольклорного жанра. Детский
фольклор.

Таблицы.

Доклад о фольклоре.

Стр.37-38.

Пословицы и поговорки- малый жанр устного народного творчества.

Лекция с элементами беседы.

Пословицы. Эпиграф.
В.И.Даль.

Развивать устную и письменную речь. Уметь составлять
устный рассказ
по пословицам
из басен.

Карточки.

Индивидуаль-

ный опрос.

Стр.41-46.

Древнерусская литература.

 «Повесть временных лет.»

Практикум.

Фольклор.
Колядки.
Колядование.
Великий пост.
Веснянки.
Жито.Серп. Жать.
Обрядовый фольклор.

Уметь следить за развитием
действия, чтобы понять
причины поступков тех
или иных
героев.

Учебник.

Пересказ статьи.

Стр.58.

«Сказание о белгородском киселе.»

Повторение.

Летопись.
Патриотизм.
Находчивость.
Печенеги.
Нестор.Осада.

Словарь.

Пересказ.

Стр.62.

Из русской литературы XIX века.

.А.С.Пушкин.

Комбини рованный урок.

Москва.Царское
село.Лицей.Кишинёв.
Слово- образ. Приём
контраста.
Композиция.

Знать биографичес-
кие сведения о

Мастерах слова и историико-
культурные
сведения,
необходимые для изучения
произведений.

Доклад о А .С. Пушкине.

Стр.65.

Лицейская лирика А.С Пушкина. «И.Пущину»

Урок активизации знаний.

Пейзажи. Лирика.
Олицетворение.
Ямб.Хорей. Контраст.

Учебник.

Стр.71.

«Узник».Вольнолюбивые устремления поэта.

Повторение.

Жанр послания.
оптимизм.

Карточки.

Наизусть.

Стр.69.

«Зимнее утро»

Зачёт.

Наизусть.

Стр.72.

А.С.Пушкин «Дубровский».Изображение русского барства.

Исследование.

Побобострастие.
Поручик.

Уметь видеть
обстановку
действия и

Ответы на вопросы  по главе.

Глава.I-III

А.С.Пушкин « Дубровский».Дубровский старший и Троекуров.

Обобщение.

Генерал- аншеф.
Холоп.
Штаб- лекарь.
Заседатель.

Мысленно рисовать

портрет
персонажа.

Учебник.

Глава.IV-VII

«Дубровский».Комментированное чтение.

Контроль.

Купчая.Ябеда.
Корнет.
Исправник.

Уметь увидеть
и оценить
авторскую
позицию.

Выразительное чтение.

Глава.VIII

«Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония.

Исследование.

Гувернёр.Флигель.
Губернатор.
Ассигнации.

Уметь следить
за поведением
не только одного, но и нескольких

Учебник.

 Чтение по ролям.

Глава.IX

«Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма.

Зачёт.

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Героев на протяжении
всего произведения.

Доклад о крестьянстве.

Глава. X-XII

А.С.Пушкин. «Дубровский».Защита чести.

Уметь отнести
произведение
к жанру (в пределах уже
знакомых жанров),

Учебник.

Словесный портрет Дубровского.

Глава.XIII.

А.С.Пушкин. «Дубровский».Просмотр    фильма.

Значение творчества

поэта для

поколений.

Составить
сложный план,
дать пересказ
от лица героя,

Видео.

Глава.XIV-XVIII

А.С.Пушкин. «Дубровский». Просмотр  фильма.

Написать
выборочное
изложение.

Видео.

Глава.XIX

А.С.Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви.

Исследование.

Романтика.

Уметь писать
сочинение
по нескольким
иллюстрациям
к одному
произведению.

Учебник.

Глава.XIX

А.С.Пушкин. «Дубровский». Защита чести, независимости личности.

Честь, достоинство,личность.

Работа в тетради.

Глава.XIX

Заключительный урок по теме «Дубровский».

Обобщение.

Уметь писать
отзыв по прочитанной книге.

Сочинение ополюбив-шемся герое.

Cтр.156.

М.Ю.Лермрнтов.Краткий рассказ о поэте.Стихотворение « Тучи».

Комбинированный урок.

Москва.Тарханы
Пензенской губер-

нии.

Запись в тетради.

Стр.157-160.

«Тучи», «Три пальмы», «Листок» - тема одиночества и тоски.

Лекция с элементами беседы.

Кавказ.Метафора.

Сравнение.

Учебник.

Доклад о М.Ю. Лермонтове.

Стр.160,161,

Н.В.Гоголь.Краткий рассказ о писателе.

Лекция.

Интонация.

Антитеза.Роптать.

Аллитерация.

Уметь выделять главное в тексте, делать выводы, ставить вопросы.
Значение книг в жизни общества.
Средства выявления авторской позиции.

Статьи из
книг.

Горд « Нежин».

Стр.170-173. Учить биографию.

« Ночь перед Рождеством».Пейзаж Рождественской ночи.

Комбинированный урок.

Пейзаж. Обрядовый

Фольклор.

                                                             

Картина.

Вечера на хуторе близ

Диканьки.

Стр.173-179,план.

«Ночь перед Рождеством».Знакомство с героями. Кузнец и Оксана.

Практикум.

Диалектные слова.

        

Знать содержание

литературного произведения.        

        

Учебник.

Сочинение о Вакуле.

Стр.180-185,пересказ. Словарь.

«Ночь перед Рождеством».Солоха,мать Вакулы.

Практикум.

Архаизмы.

Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

        

Стр.185-191.

«Ночь перед Рождеством».Происшествие с героями в доме Солохи.

Повторение.

Учебник.

Работа в тетради.

Стр.191-198.

«Ночь перед Рождеством».Вакула в гостях у Пацюка.

Исследование.

Карточки.

Пересказ

Стр.199-206.

«Ночь перед Рождеством». Освобождение из мешков.

Исследование.

Доклад о Н.В.Гоголе.

Стр.206-213.

«Ночь перед Рождеством».путешествие Вакулы в Петербург.Разговор с царицей.

Лекция с элементами беседы.

        Уметь  выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного.

Учебник.

Стр.214-222.

«Ночь перед Рождеством». Возвращение кузнеца.

Практикум.

Пересказ главы.

Стр.223-228. пересказ. План. Словарь.

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Повторение.

Портрет,

Раздоточный

материал.

Пересказ.

Стр.233-235.

«Железная дорога».Значение эпиграфа.

Комбини рованный урок.

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Уметь определять род и жанр литературного произведения.

Учебник.

Доклад о Н.Некрасове.

Стр.236-239.

«Железная дорога». Мысль о величии народа- созидателя.

Урок активизации знаний.

Стр.239-241.

Н.С. Лесков.Краткий рассказ о писателе.

Понятие о сказе.

Портрет.

Фронтальный

опрос.

Стр.245-246.

«Левша».Царь Алексей Павлович и атаман Платов.

Исследование.

Ирония.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

Учебник.

Характеристика царя.

Стр.246-255.

«Левша».Окружение царя.

Обобщение.

Дополнитель-

ная литература.

Ответы на вопросы  по главе.

Стр.255-260.

«Левша» Выполнение работы мастерами.

Стр.261-267.

«Левша».Секрет тульских мастеров.Разговор царя и левши.

Повторение.

Словарь.

Выразительное чтение.

Стр.267-273.

«Левша».Левша в Англии.Секрет англичан.

Обобщение.

Чтение по ролям.

Стр.273-282.

Заключительный урок по произведению.

.Зачёт.

Учебник.

Сочинение о плюбившихся героях.

Стр.273-288.

А.П.Чехов.Краткий рассказ о писателе.

Комбинированный урок.

Комическая ситуация.

Знать  основные факты жизни и творчества изученных писателей.

Портрет,

Учебник.

Стр.293-294,

Биография.

«Лошадиная фамилия».Юмор в рассказе.

Лекция с элементами беседы.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Презентация.

Пересказ

Стр.296-300,

Пересказ 301.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Стихи Полонского,Фета,Тютчева.

Лекция.

Знать  изученные теоретико-литературные понятия.

Картины,

Учебник.

Доклад .

Стр.303-307.

Биография.

Е.Баратынский «Весна,весна», «Чудесный град». Никитин « Встреча зимы.»

Комбинированный урок.

Стр.307-310,план.

А.Н. Майков « Рассвет», « Осень», « Пейзаж.»

Практикум.

Сборник сти-

Хов.

Пересказ главы.

Стр.311-313,

словарь.

Из русской литературы XX

А.П.Платонов.Краткий рассказ о писателе.

Практикум.

Пересказ.

Стр.3-4, учить

биографию.

« В прекрасном и яростном мире».Знакомство с Мальцевым. I глава.

Повторение.

Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.

Учебник.

Доклад

Стр.4-7,

выписать слова.

« В прекрасном и яростном мире».Происшествие на железной дороге.

Исследование.

Учебник.

Стр.7-12, пересказ,

Проф.слова.

« В прекрасном и яростном мире».Следствие над Мальцевым.(3-4 гл.)

Исследование.

Наизусть отрывок.

Стр.12 – 17.Знать профессионализмы.

« В прекрасном и яростном мире».Прозрение Мальцева.( 5 глава)

Лекция с элементами беседы.

Характеристика .

Стр.19-21, пересказ, 22,вопросы.

М.М.Пришвин. Рассказ о писателе.

Практикум.

Портрет.
Словарь.

Ответы на вопросы  по главе.

Стр.35, пересказ. .

« Кладовая солнца».Знакомство с Настей и Митрашей. Сборы в лес.

Повторение.

Роль картин природы в рассказе .Портреты героев как средство изображения их характеров.

Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев.

Учебник.

Стр.36-41, пересказ, таблица.

« Кладовая солнца».Утро в лесу.Антипыч.

Комбини рованный урок.

Выразительное чтение.

Стр.41-48, таблица.

« Кладовая солнца».Слепая елань.

Урок активизации знаний.

Природа как мир истины и красоты.

Выразительно читать произведениясоблюдая нормы литературного произношения.

Учебник.

Чтение по ролям.

Стр.48-53, пересказ.

« Кладовая солнца».Сбор клюквы.

Повторение.

Сочинение о плюбившихся героях.

Стр.53- 58, пресказ.

« Кладовая солнца». Поведение Травки. Спасение Митраши.

Зачёт.

Учебник.

Наизусть отрывок.

Стр.58-64, таблица, пересказ.

« Кладовая солнца». Встреча детей. Возвращение домой.

Исследование.

Учебник.

Характеристика героя.

Стр.65-67-69,

вопросы.

Обобщающий урок по произведениям М.М.Пришвина.

Обобщение.

Ответы на вопросы  по главе.

Составить план .

Военная тематика. К.Симонов. « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Контроль.

Учебник.

Стр.100-101,
учить отрывки.

.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

Исследование.

Знать содержание

изученных

произведений,

их связь с определённой

эпохой,

Учебник.

Выразительное чтение.

Стр.102-104,

чтение выраз.

« Конь с розовой гривой».Знакомство с жителями деревни.

Зачёт.

Внутреннее

состояние челове-

ческой души:

Их значение для нашего времени,

Чтение по ролям.

Стр.105, учить .

« Конь с розовой гривой» Леонтьевские ребята.  Воровство.

Повторение.

смятение,

беспокойство,

томление.

Важнейшие особенности

Их формы

( жанровая

принадлеж-

ность,

композицион-

ное своеобра-

зие),

Учебник.

Сочинение о полюбившихся героях.

Стр.106-110,

Пересказ.

« Конь с розовой гривой». На рыбалке.

Зачёт.

представлять

себе характеры

главных действующих

лиц,

Владеть минимумом

знаний по тео-

рии

Стр.111-114,

Пересказ.

« Конь с розовой гривой». Возвращение бабушки. Неожиданный подарок.

Исследование.

литературы,

(связанных с

образной

спецификой

литературы и

Ответы на вопросы  по главе.

Стр.115-118,

Пересказ.

В.Г.Распутин. Рассказ о писателе.

Обобщение.

со структурой

художествен-

ного произве-

дения).

Портрет.

Пересказ.

Стр..119-124,

 Пересказ,

Вопросы.

« Уроки французского». Жизнь в деревне и в райцентре.

Контроль.

Знать определённое

количество

произведений

отрывков

Учебник.

Сравнительный

анализ.

Стр.128-130,

биография.

« Уроки французского». Игра в « чику».

Исследование.

из них

наизусть.

Стр.130-134,

пересказ.

« Уроки французского». Драка с ребятами.

Зачёт.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Уметь

выразительно

читать

описательный

и повествова-

тельный тексты,

Фронтальный

опрос.

Стр.134-138,

пересказ.

« Уроки французского».Разговор с учительницей. Занятия с учительницей.

Исследование.

Сопереживание.

монологи,

диалоги,

учитывая

жанровое

Стр.139-144,

пересказ.

« Уроки французского».Игра в « замеряшки». Отъезд.

Зачёт.

Личность.

своеобразие

произведения.

Учебник.

Фронтальный

опрос.

Стр.167, вопросы.

Русская литература XX века.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

Комбинированный урок.

Видео.

Запись в тетради.

Стр.169,учить

Биографию.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Методы ведения урока Харлампия Диогеновича.

Лекция с элементами беседы.

        Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

        - выявлять авторскую позицию;

        - выражать свое отношение к прочитанному.

Учебник.

Стр.169-173 (пересказ),вопросы.

«Тринадцатый подвиг Геракла»На уроке математики\

Лекция.

Стр174-177. ( пересказ)

«Тринадцатый подвиг Геракла».Хитрость ученика.

Комбинированный урок.

Стр.178-182,план.

«Тринадцатый подвиг Геракла».Безысходная ситуация.

Практикум.

Сочинение о

полюбившемся

герое.

Стр.183-186,пересказ. Словарь.

Родная природа в поэзии  первой половины  XX века.

Родная природа в русской половине XX века.А.А\Блок, С.А.Есенин.

Исследование.

Художественные

средства.

стихотворные

размеры.

Статьи из
книг.

Работа в тетради.

Стр.192-193,пересказ, выписать.

А.А. Ахматова « Перед весной бывают дни такие…»,Н.М.Рубцов « Звезда полей».

Комбинирован-

ный урок.

Поэтизация родной

природы.

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

        - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях

Учебник.

Доклад .

Стр.198 – 204..

Зарубежная литература.

Марк Твен.Краткий рассказ о писателе.

Лекция с элементами беседы.

Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Стр.205-211, пересказ, 212-213- вопросы.

« Приключения Гекльберри Финна».План по спасению Джима.

Практикум.

Уметь владеть различными видами пересказа;

Строить устные и письменные высказыва-

ния в связи с

изученным произ-

ведением.

Учебник.

Пересказ главы.

Стр.214-215, пересказ. План.

« Приключения Гекльберри Финна».Подготовка к спасению Джима.

Повторение.

Карточки.

Пересказ.

Стр.216-220, пересказ, таблица.

Джек Лондон. Судьба и личность писателя.

Комбини рованный урок.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Доклад

Стр.221-224, таблица.

«Любовь к жизни».Два путника.

Урок активизации знаний.

Учебник.

Стр.225-228, пересказ.

«Любовь к жизни».Попытка добыть пищу .Борьба с голодом.

Повторение.

Наизусть отрывок.

Стр.229-233, пресказ.

«Любовь к жизни».Встреча с медведем и волками.

Зачёт.

Портрет,

Раздоточный

материал.

Характеристика царя.

Стр235-240, таблица, пересказ.

«Любовь к жизни».Борьба с холодом.

Исследование.

Учебник.

Ответы на вопросы  по главе.

Стр.242-243, вопросы.

«Любовь к жизни».Страшная находка. Борьба с волком. Спасение.

Обобщение.

Составить план текста.

Эрнест Сетон Томпсон. Краткий рассказ о писателе.

Контроль.

Уметь  выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного.

Портрет.

Выразительное чтение.

Стр.244-248, учить отрывки,

Выразительное чтение.

« Снап  История бультерьера».Необычная посылка.Привычки Снапа.

Исследование.

Учебник.

Чтение по ролям.

Стр.248-254, чтение.

« Снап  История бультерьера». Охота на волков.

Зачёт.

Дополнитель-

ная литература.

Сочинение о плюбившихся героях.

Стр.255-259, учить биографию.

« Снап  История бультерьера». Смерть Снапа.

Повторение.

Наизусть отрывок.

Стр.273, пересказ.

Рэй Дуглас Брэдбери. Краткий рассказ о писателе.

Зачёт.

Характеристика царя.

Стр.274 -278,пересказ.

«Каникулы.» Путешествие на дрезине.

Исследование.

Словарь.

Ответы на вопросы  по главе.

Стр.278-283, пересказ.

« Каникулы.»Утро нового мира.Желание мальчика.

Обобщение.

«Зелёное утро» Мечта о чудесной победе добра.

Учебник.

Индивиду-

альный опрос.

Рекомендации на лето.

Список рекомендуемой литературы по предмету .

1. Полухина В. П. Литература. :6 класс.: Учеб.-хрестоматия: В 2ч.- М.: Просвещение  2007.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.

3. Полухина В. П.  Литература: 6 кл.:Метод. Советы. – М.: Просвещение , 2007.

4 Российская школьная хрестоматия: 5-11 кл. Сост. В И Коровин, В Я Коровина. – М.:Интербук, 1995-1996.

5. Вокруг тебя мир. Книга для ученика: 6 кл. М.: « Наука/ Интерпериодика», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс надомное обучение

Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и примерное распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по русскому языку и литературе 5 класс

Рабочая программа с подробной пояснительной запиской, содержанием курса и календарно-тематическим планированием. Программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской, по литературе - В.Я.Коровиной....

Рабочие программы по русскому языку и литературе 6 класс

Рабочие программы по русскому языку и литературе (6 класс) отвечают требованиям к  составлению рабочих программ по предметам. Основная структура: титульный лист, пояснительная записка, требования...

Рабочая программа по русскому языку и литературе 6 класс

Подробная рабочая программа  с пояснительной запиской и тематическим планированием по русскому языку и литературе. УМК С.И. Львовой, 6 класс...

Рабочая программа по русскому языку и литературе 6 класс

Подробная рабочая программа  с пояснительной запиской и тематическим планированием по русскому языку и литературе. УМК С.И. Львовой, 6 класс...

Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс

Рабочие программы разработаны по программе Разумовская,Лекант(русский язык),Меркин,Сахаров,Чалмнительная запискааев(литература) с учётом всех современных требований!Программу предваряет пояснительная ...

Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс

Рабочая программа по русскому языку и литературе 7 класс...