Бородино
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Пименова Оксана Александровна

Материал может быть использован для подготовки урока, внеклассного мероприятия, посвященных Бородинскому сражению. Разработка включает в себя сценарий и презентация с анимационной картой-схемой сражения и видеофрагментами из художественного фильма С.Бондарчука "Война и мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodinskaya_bitva-oblast_2009.rar802.64 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

Открытого внеклассного занятия по истории в рамках областного семинара по патриотическому воспитанию школьников

БОРОДИНО

Историко-литературная панорама в презентации.

Цели:       образовательная – расширение и углубление знаний о ходе Бородинской битвы;

                 воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, гордости за нравственную

                 силу русского народа

Форма занятия: презентация «Бородино»

Оснащение:  мультимедийные средства, схема Бородинского сражения, фрагменты художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», иллюстрации Бородинского сражения, портреты полководцев.

                                                            Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя.

            На уроках истории вы знакомитесь с разными событиями, связанными с прошлым нашей страны. Просматриваете военные страницы истории России, где есть и победы, и разочарования. Рассуждаете о причинах этих побед и поражений. Но в нашей истории есть события, которые стали не просто фактом, а символом России, символом русского национального характера, символом всеобщего единения, бесконечного патриотизма русского народа. Один из них – Бородинская битва.

            Предлагаем вам перенестись в 1812 год и стать участниками знаменитой «битвы под Москвой», именно так назвал Наполеон Бонапарт Бородинское сражение.

II. Презентация Бородинского сражения.

1 УЧАЩИЙСЯ.    Мы долго молча отступали.                   «Что ж мы? На зимние квартиры?

                          Досадно было, боя ждали,                       Не смеют, что ли командиры

                          Ворчали старики :                                        Чужие изорвать мундиры

                                                                                                     О русские штыки?»

(Чтение отрывка учащимся из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» сопровождается показом видеофрагмента» «Отступление русских войск» из фильма «Война и мир»)

2 УЧАЩИЙСЯ. С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому 8 (20) августа 1812 года Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала Кутузова.

(Слайд с портретами полководцев и императора)

ВИДЕО ИЗ КИНОФИЛЬМА «Война и мир»: как приняли  назначение Кутузова в свете и в армии.

3 УЧАЩИЙСЯ. Из воспоминаний очевидцев тех событий.

                       С.Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе…»

                      Сегюр: «…В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятья, считая себя спасенными».

4 УЧАЩИЙСЯ. Военная философия Михаила Илларионовича заключалась в следующем: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова – человека и военачальника – была хитрость. «Старый Лис Севера», - сказал о Кутузове Наполеон. Известна фраза, которую сказал Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?»- «Разбить? Нет… - произнес тогда Кутузов. – Но обмануть – да, рассчитываю!»  Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим». Кутузов мог бы противопоставить ему иной: «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, что не мог предусмотреть грозный противник, предвидел Кутузов.

(Слайд с иллюстрацией «Кутузов на поле боя»)

2 УЧАЩИЙСЯ. 22 августа (по стар. стилю) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась в 110 км от Москвы, у села Бородино, где Кутузов решил дать генеральное сражение. На Бородинском поле русская армия могла преградить французам 2 дороги, идущие параллельно от Смоленска на Москву. Пересеченная местность, реки, ручьи, овраги могли затруднить маневры противника и облегчить оборону русским войскам, занявшим господствующие высоты.

                   Позиции русских войск растянулись на 10 км по фронту и до 5 км в глубь местности. Правый фланг был прикрыт обрывистым берегом реки Колоча и служил почти непреодолимым препятствием для противника. В центре русской позиции на Курганной высоте был оборудован редут (сооружение из земли и бревен) для батареи на 18 орудий. Этот участок оборонял корпус генерала Н.Н.Раевского.

                   Войска, оборонявшие правый фланг и центр, входили в состав армии М.Б.Барклая-де-Толли. Здесь ожидался главный удар войск Наполеона. Левый фланг, близ деревни Семеновское, был самым уязвимым, поэтому здесь начали возводить Семеновские флеши – земляные укрепления на 36 орудий. Левое крыло русских от Курганной высоты до Утицкого леса обороняли войска армии П.И.Багратиона. На краю левого фланга на старой Смоленской дороге разместился пехотный корпус генерала Н.А.Тучкова – это был резерв.

(При рассказе учащегося демонстрируется слайд с анимационной картой «Расстановка сил на Бородинском поле»)

4 УЧАЩИЙСЯ.  Общая численность русской армии составляла около 120 тысяч человек при 640 орудиях. Наполеон перед битвой располагал армией около 135 тысяч солдат при 587 орудиях. Если оценивать качественный состав двух армий, то можно обратиться к мнению участника событий маркиза Шамбре, который отмечал, что французская армия имела превосходство, т.к. ее пехота состояла в основном из опытных солдат, тогда как у русских было много новобранцев. Кроме того, преимущество французам давало значительное первосходство в тяжелой кавалерии.

               Но у кого и в чем было настоящее преимущество, показало сражение.

(Слайд с анимационной таблицей «Силы сторон»)

1 УЧАЩИЙСЯ 

               В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.

               Начинало светать, небо расчистилось, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.

               Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий,  выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где-то справа

               Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.

               Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

(выразительное чтение отрывка из романа Л.Н..Толстого «Война и мир» на фоне видеофрагмента «Наполеон перед сражением»)

5 УЧАЩИЙСЯ : основной рассказ о сражении с использование анимационной схемы сражения.

(Слайд «26 августа (8 сентября)1812 год. 5.30 часов»)

               Сражение началось артиллерийской канонадой. Затем правый фланг русских у с. Бородино атаковал корпус принца Е. Богарне, брата Наполеона. После полуторачасового боя русские егеря и солдаты морского экипажа оставили Бородино и отошли на правый берег Колочи.

                Но главные события развернулись у Семеновских флешей и Курганной батареи (батареи Раевского). Французская пехота и кавалерия, входившие в корпуса маршалов Л. Н. Даву, М. Нея и И. Мюрата, четырежды атаковали флеши. Польский корпус генерала И. Понятовского попытался окружить русский левый фланг, но корпус генерала Н. Тучкова устоял. В бою погибли генералы братья Н. и А. Тучковы.

                 Наполеон приказал вновь и вновь атаковать Курганную высоту (батарею Раевского), чтобы сковать русские войска в центре, но атаки захлебывались. Все же войска Богарне захватили Курганную высоту. Русская армия была разделена надвое, и, видя опасность окружения, русские пехотинцы во главе с генералами Ермоловым и Кутайсовым после ожесточенного штыкового боя отбили высоту.

                  Около 12 часов дня началась восьмая атака на Семеновские флеши, в которую Наполеон бросил 45 тыс. человек при поддержке 400 орудий. В разгар боя был тяжело ранен осколком гранаты генерал Багратион. Замешательство в рядах русских солдат позволило французам захватить флеши. Новый командующий войсками левого фланга П. П. Ко-новницын отвел остатки своих войск (ок. 10 тыс. человек) за Семеновский ручей и построил их для обороны.

                   В это время Кутузов бросил в атаку в обход левого фланга французов конницу генерала Ф. П. Уварова и казаков атамана М. И. Платова. Наполеон два часа потратил на ликвидацию угрозы. За это время на помощь Коновницыну пришли войска генерала Дохтурова.

                   Теперь основные действия французов сосредоточились на батарее Раевского. Ок. 14 часов дня войска Богарне возобновили атаку Курганной высоты (батареи Раевского). Французы понесли огромные потери, у русских погибли почти все солдаты 24-й пехотной дивизии, защищавшей Курганную высоту. Французам все же удалось захватить батарею, но прорвать русские позиции они не смогли. Русские организованно отошли на 800 метров и заняли вторую линию обороны. Французы пытались их преследовать, но путь преградила русская кавалерия.

                  К концу дня русские войска прочно удерживали позицию от деревни Горки до старой Смоленской дороги. От первоначальной позиции за день они отошли на 1—1,5 км. Артилле- рииская дуэль продолжалась до самого вечера. С наступлением темноты Наполеон отвел свои войска на исходные позиции к р. Колоче, оставив занятые за день русские укрепления на попечение сторожевых постов. Подсчеты потерь русских показали, что битву продолжать невозможно.

1 УЧАЩИЙСЯ. Вам не видать таких сражений!...        Изведал враг в тот день немало,

                           Носились знамена, как тени,               Что значит русский бой удалый,

                           В дыму огонь блестел,                            Наш рукопашный бой!..

                           Звучал булат, картечь визжала,            Земля тряслась - как наши груди;

                           Рука бойцов колоть устала,                   Смешались в кучу кони, люди,

                           И ядрам пролетать мешала                    И залпы тысячи орудий,

                           Гора кровавых тел.                                   Слились в протяжный вой.

(Демонстрация слайда с иллюстрациями сражения)

3 УЧАЩИЙСЯ: из воспоминаний участника Бородино: «В продолжении 11,5 часов огонь и меч истребили 75 тысяч человек и более 35 тысяч лошадей … и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сече конец».

ВИДЕО «Финальные слова и кадры о нравственной победе русских войск»

4 УЧАЩИЙСЯ.

           Бородинское сражение является самым кровопролитным из однодневных сражений XIX века. Каждый час на поле погибало 2,5 тысячи человек; Россия потеряла около 45 тысяч солдат, офицеров, ополченцев, Франция – до 60 тысяч. Не случайно Наполеон Бонапарт сказал: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

(Слайд «Потери в сравнении с силами сторон в начале битвы»)

III. Слово учителя.

          В Бородинском сражении не было победителя, не было проигравшего. Однако именно Бородино переломило ход Отечественной войны 1812 года. Именно Бородино показало, насколько силен духом русский народ, насколько крепок его патриотизм, как может русский народ объединиться в общей борьбе за Отечество, за его независимость и дать неожиданный отпор врагу-захватчику.

IV. Общая беседа с учащимися- зрителями

Вопросы планирует учитель в зависимости от целей использования рассказа- презентации.

Примерные вопросы:

- Когда состоялась Бородинская битва?

- Почему для главного сражения было выбрано данное место?

- Имена каких полководцев вы запомнили?

- На какой позиции русских войск шли ожесточенные бои?

- Сражение показало, у кого и в чем было действительное преимущество. Как бы вы определили это преимущество?

Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. – М.: Просвещение, 2003 г.

                      Колганова Е.В., Сумакова Н.В. В помощь учителю. – М.: ВАКО, 2005 г.

                      Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Ю.Лермонтов «Бородино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года

Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым,  Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...