Финикия
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Пименова Оксана Александровна

Урок истории в 5 классе (курс "История Древнего мира") в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финикия13.61 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории

Автор: Пименова Оксана Александровна, МБОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг»

Тема: «Финикия»

Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (сочетание приемов «Верно- неверно», «Плюс-Минус-Интересно»).  Урок входит в систему уроков по разделу «Передняя Азия в древности» и посвящен изучению особенностей развития древнего государства Финикия.

Класс: 5 (общеобразовательный)

УМК: Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс.- Москва:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              «Просвещение», 2010 г.

Цели:

- обучающая: углубление и расширение знания по истории Передней Азии в древности,                                                                                                                                                                                                                                             получение представления об особенностях развития государства Финикия и вкладе финикинян в развитие мировой культуры ;

- развивающая: развивать умение и навыки исследовательской деятельности  при работе с исторической картой, текстом: искать, систематизировать, обобщать информацию, формирование навыка рефлексивного письма, развитие творческих способностей учащихся;

- воспитательная: воспитывать критическое и объективное отношение к событиям мировой  истории, культуру общения, активную образовательную позицию, самостоятельность.

Оборудование:  мультимедиа (презентация  к уроку), карточки с текстами из исторических документов, наборы смайликов двух цветов (зеленый, желтый), трехпарусные кораблики для каждого ученика.

I Организационная часть.

Приветствие.

Учитель акцентирует внимание учащихся на готовность к уроку.

Учитель просит учащихся выбрать из набора смайликов зеленого цвета тот, который отражает их настроение. Школьники показывают свое настроение, учитель на доске напротив соответствующих смайликов отмечает их количество.

II. Основная часть

Стадия «Вызов».

 Цель данного этапа урока: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях. Итог - постановка целей учебной деятельности.

Прием –  «Верю - не верю».

1 этап. Поиск темы урока.

   Учащимся предлагается отгадать тему урока, познакомившись с утверждениями, данными на слайде 1:

1. Свое название Финикия получила благодаря тому, что жители выращивали финики  (неверно).

2. Столицей Финикии являлся город Сидон (неверно).

3. Финикийцы были пиратами  (верно).

4. Финикийцы славились искусными ремесленниками (верно).

5. Финикия имела сильную армию  (неверно).

         Из множества аргументированных вариантов темы урока, выбирается самая точная,  записывается учащимися в тетрадь; учитель  показывает слайд 2 с названием темы «Финикия».

2 этап. Целеполагание.

         Далее учитель просит учащихся вновь обратиться к утверждениям и ответить на вопрос: « Верите ли вы, что…». Школьники в тетрадях отмечают «плюсом» верные, по их мнению, утверждения, «минусом» - неверные; в парах обмениваются результатами своих предположений.

        Учитель задает вопросы, которые помогут учащимся самостоятельно поставить цели учебной деятельности:

- «Колебались ли вы в своем  выборе «верю-не верю»?» (колебались).

- «Совпали ли ваши результаты?»(обнаруживаются противоречия).

- « Почему вам было трудно выбрать ответ и  вы все ответили по-разному?»

- «Как вы думаете, что вам предстоит изучить, чему научиться на уроке?»

                «Смысловая стадия».

Цель: поддержать активное восприятие изучаемого материала, расширить и углубить знания по теме, разрешить противоречия, возникшие на стадии вызова.

Прием «Плюс-Минус-Интересно».

3 этап. Исследовательская работа с текстом.

            Учитель задает вопрос учащимся: «Ребята, где же вы будете искать ответы на вопросы?» (в тексте учебника, на карте, иллюстрациях)

             На данном этапе учащиеся,  работая с текстами учебника, текстами из исторических документов, картой, иллюстрациями,  самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения. Тексты дифференцированы по содержанию в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Итогом исследовательской работы учащихся    является таблица (примерный вариант; слайд 3):

Плюс

Минус

Интересно

- города-государства Библ, Тир, Сидон

- находится на морском побережье

- развиты торговля,  ремесло

- хорошие мореплаватели- впервые обогнули Африку,

- придумали стекло, пурпурную краску,

- буквенное письмо (первый алфавит): 22 согласных

- города-государства,

- мало плодородной земли,

- пираты,

-человеческие жертвоприношения,

- работорговля

Что такое город-государство?

Кто управлял городом-государством?

Почему так называется страна?

Какова судьба Финикии?

 

        Далее учащиеся работают с готовыми таблицами в паре: дополняют, уточняют собранную информацию. Учитель предлагает свой вариант первых двух колонок для того, чтобы ребята сравнили, оценили свою работу и создания проблемной ситуации. Здесь же идет работа с новыми понятиями: «город-государство», «колония».

       Учитель задает вопрос учащимся: «Давайте подумаем, почему один и тот же факт: город-государство - имеет противоположное значение?» (с точки зрения развития хозяйства, сохранения культуры народа отдельного города-государства – «плюс», «минус» состоит в том, что маленький город-государство с небольшой армией не сможет противостоять нападению сильного внешнего врага, например Ассирии или Персии.)

       В течение обсуждения содержимого таблицы учащиеся  делают вывод об особенностях данного государства и народа, о его роли в истории древнего мира.

          Возвращаясь к верным - неверным утверждениям, учащиеся без колебания исправляют свои ошибки и  убеждаются  в правильности ответа.

III. Итог урока.

Стадия «Рефлексия».

 Цель: суммировать и систематизировать новую информацию, оценить ее, поставить новые цели учебной деятельности.

Прием «Верю-неверю».

(возвращение к результату деятельности на стадии «Вызов»)

4 этап. Верны ли были предположения в начале урока?

          Учитель возвращает учащихся к утверждениям, данным в начале урока, и просит еще раз ответить на вопрос: «Верите ли вы что …?»,  в парах обменяться результатами своих предположений.

        Учитель задает вопросы, которые помогут учащимся самостоятельно оценить свою работу на уроке и сделать вывод:

- «Колебались ли вы в своем  выборе «верю-неверю»?» (больше нет, чем да).

- «Совпали ли ваши результаты?» (практически совпали).

- « Почему вам было легче, чем в начале урока, выбрать ответ и  прийти к совпадению ответов?» (узнали об особенностях государства, жизни народа)

- «Что вам помогло  в достижении цели?» (содержательные тексты, карта, иллюстрации, составление таблицы, дополнения и уточнения товарищей)

- «Вернитесь к вашим таблицам, к колонке «Интересно». Как вы думаете, что вам предстоит  самостоятельно изучить по теме урока?» (найти ответ на вопрос о судьбе Финикии)

- «Каким образом вы будете искать ответ на этот вопрос?» (будут работать с текстами энциклопедий, статей Интернета)

5 этап. Кораблики отзывов об уроке(слайд 4). Смайлики.

 

      Учитель просит учащихся выбрать из набора смайликов желтого цвета тот, который отражает их настроение. Школьники показывают свое настроение, учитель на доске напротив соответствующих смайликов отмечает их количество; сравнивается количество соответствующих смайликов в начале и в конце урока, делается вывод о настроении учащихся и учителя на начало и конец урока.

IV. Домашнее задание (слайд 5):

«3» - составить словарь по теме «Финикия»,

«4» - составить кроссворд по теме «Финикия» (8 слов),

«5» - написать текст с историческими ошибками на тему «Финикия» (4-5 ошибок).

Приложение к уроку – карточки с текстами о Финикии.

(Карточки предназначены для учащихся с высокой или средней техникой чтения и высокой познавательной активностью)

КАРТОЧКА №1

     Отрывок из книги Геродота “История в девяти книгах”.

… Ливия же, (Геродот имеет ввиду Африку) по видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы (Гибралтарский пролив, соединяющий Атлантический океан и Средиземное море), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне…. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем…

КАРТОЧКА №2.

        В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же «Финикия» по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в багряный цвет». Отсюда и произошло название страны. По греческому тексту Библии, Ханаан, объясняемое некоторыми исследователями как «страна пурпурной краски».           Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа (по-финикийски — Гебал) означает «гора», города Тира (по-финикийски — Цур) — «скала».

       Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли    интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов — Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев.

КАРТОЧКА 3

          … Финикийские города отправляли многочисленные торговые корабли в Египет. Наряду с торговыми судами на верфях финикийских городов строились и гребные боевые корабли. Финикийцы были первыми, начавшими использовать рабов в качестве гребцов на судах, хотя во II тысячелетии до н. э. были ещё и свободные гребцы. Свою славу искусных кораблестроителей жители крупнейших городов восточного побережья Средиземного моря сохраняли в течение многих веков. Название финикийских кораблей продолжает жить в слове «галера», вошедшем во все европейские языки.

          Включение финикийских городов в середине II тысячелетия до н. э. в состав мощной Египетской державы содействовало дальнейшему развитию финикийских городов-государств. Восточное побережье Средиземного моря имело много естественных богатств, в которых нуждались соседние страны. Первым продуктом, которым издавна торговали финикийцы, была сушёная рыба, один из основных продуктов питания беднейшего населения древнего мира. Из других естественных богатств Финикии самыми ценными были кедровые и дубовые леса Ливана. Они давали первоклассный кораблестроительный и поделочный материал, например, для изготовления саркофагов, в которых помещались мумии египетских вельмож. Центром торговли строевым лесом являлся Библ. Египетские папирусы сообщают о целебных растениях и о необходимых для бальзамирования смолах, привозимых из Финикии.

КАРТОЧКА №4

       … Некоторые финикийские ремесленные изделия отличались высоким художественным совершенством. Среди добычи Тутмоса III обнаруживались золотые и серебряные вазы из Финикии. Произведения финикийского художественного ремесла имели большую ценность также в глазах других царей. Впоследствии, уже в I тысячелетии до н. э., стали славиться финикийские стеклянные сосуды, изготовленные с применением стеклодувной техники. Во время египетского владычества вывозились в долину Нила финикийские ткани. Финикийцы первые стали из особого вида моллюсков добывать пурпурную краску и окрашивать ею шерстяные и льняные ткани.

       Города Финикии торговали не только местными товарами, но и вывозившимися из Малой Азии, с Кипра, Крита, из области микенской культуры в Греции и из Западного Средиземноморья. Финикийские города рано сделались средоточием транзитной торговли в современном им мире. Из Малой Азии финикийские купцы получали такие важные товары, как серебро и свинец, а позднее они вывозили оттуда железо. Финикийские города, в особенности Угарит, рано вступили в тесные сношения с островом Кипр, который был в то время главным поставщиком меди. Вероятно, происхождение латинского слова «cuprum» (медь) связано с названием этого острова.

        С Крита финикийские города получали предметы Эгейского (греческого) художественного ремесла, а также продукты других стран Средиземноморья…

КАРТОЧКА №5

        В  торговле Финикии большую роль играла работорговля. Своими собственными гражданами финикийские города-государства обычно не торговали, и случаи продажи детей из бедных семей за границу имели место лишь в голодные годы; так, Рибадди, царь Библа, в своих письмах фараону Эхнатону сообщал, что сыновья и дочери народа Библа отданы в обмен на зерно за пределы государства. Объектом же купли и продажи в целях наживы были в Библе и в других городах лишь чужеземные рабы. У древних народов финикийцы прослыли безжалостными работорговцами. Финикийских мореплавателей считали не только купцами, но и пиратами — охотниками за людьми. Основная масса приобретавшихся рабов предназначалась для продажи с целью выплаты дани фараону. Известно, например, требование египетского фараона, обращённое к правителю одного из финикийских городов,— отдать дочь и послать в Египет вместе с ней в качестве дара наряду с серебром, колесницами и конями ещё 20 первоклассных рабов.

       Однако некоторая часть захваченных рабов оседала в финикийских городах, поскольку условия финикийского рабовладельческого общества давали возможность применять рабский труд в значительных размерах. Рабы могли применяться как в ремесле, так и в сельском хозяйстве с его  обработкой почвы на склонах гор. Земледелие в этих условиях требовало столько рабочей силы, что её не могло дать одно лишь свободное население финикийского города-государства. Несомненно, рабы использовались также в гаванях в качестве грузчиков и чернорабочих; как упоминалось выше, рабы использовались и на кораблях в качестве гребцов. Судя по росписям фиванских гробниц в Египте, изображающим команды прибывших финикийских кораблей, можно предположить, что свободные финикийцы носили длинные волосы, а рабы должны были коротко стричь их. Применялся, конечно, рабский труд и для домашних услуг.

КАРТОЧКА №6

        Небольшие торговые города-государства Финикии ревностно стремились сохранить свою политическую самостоятельность.  Имущие слои населения отдельных финикийских городов, вероятно, обеспечивали  своё привилегированное положение тем, что выборы должностных лиц производились на основании количества богатства человека, т.е. чем богаче, тем больше возможность занять высокую должность. Имущий (богатые люди) класс, всецело овладевший государственным аппаратом, мог зорко следить за настроениями народа и направлять в своих интересах решения народного собрания, о существовании которого имеются указания  в египетском папирусе, относящемся уже ко времени распада Египетской державы Нового царства. Крупные рабовладельцы могли руководить народным собранием и путём подкупов.

        Крупные рабовладельцы держали под своим неослабным контролем и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью царей Египта и Вавилонии. Ни одно из финикийских городов-государств не имело силы объединить всю Финикию в рамках единого государства. В течение веков борьба шла лишь за преобладание того или иного финикийского города.

КАРТОЧКА №7

      …Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он  назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).

        Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена 'Анат, иначе 'Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с божествами неба и земли почитался бог умирающей и воскресающей растительности. Он назывался чаще всего нарицательным именем Адони — «господин мой» (в греческой передаче—Адонис). Некоторые черты умирающего и воскресающего бога были внесены и в миф о главном божестве Ваале. Основной темой обширного мифологического эпоса является повествование о смерти и воскресении Ваала и о верности ему и в жизни и в смерти его сестры 'Анат. Некоторые эпизоды близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Как в Египте и Вавилоне, так и в Финикии зарождаются в связи с культом умирающего и воскресающего бога.

          Богатство финикийских торговых городов обеспечивало возможности для создания пышного культа, осуществляемого многочисленным жречеством. В культе Финикии—что характерно было и для Палестины и Сирии— очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое ценное для народа — дети особенно первенцы. Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства…