Символы Средневековья
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Пименова Оксана Александровна

Итоговый урок истории в 6 классе по курсу  "История Средних веков" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_srednevekovya.rar7.83 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока

в рамках методического дня «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе».

Опубликован в приложении «История» к журналу «Первое сентября»

от  16-31 мая 2009г., № 10, а также на сайте издательства «Первое сентября».

Дата: 29 ноября 2008 г.

Учитель: Пименова О.А.

Предмет: история.

Класс: 6 А (общеобразовательный)

СИМВОЛЫ   СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

1. Методическое обоснование темы урока

1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования.

1.2. Курс истории: Всеобщая история: история Средних веков.

1.3. Уровень исторического образования: первый концентр.

1.4. Класс: 6, общеобразовательный.

1.5. Место в учебной теме (тематическом блоке): итоговый урок в блоке повторительно-обобщающих уроков по курсу «История Средних веков».

1.6. Связь с обязательным минимумом содержания образования:    изучение Всеобщей истории  в 6-ом классе выстраивается на основе общеобразовательной программы  (учебник:               Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс.). Структура и объем часов данной программы отвечают требованиям, предъявляемым Министерством образования.

2. Развернутая целевая установка урока

2.1. Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока:

Цель: подвести итог изученному материалу, проверив знания, умения и степень усвоения материала по истории Средневековья.

Задачи

- образовательные:  сформировать образ эпохи Средневековья и понимание

                                   того, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в

                                   истории человечества и оказал влияние на дальнейшее его развитие;

                                   выяснить степень усвоения и владения понятийным аппаратом,  

                                   историческими датами,

                                   выяснить степень понимания роли личности в истории и культуре;

                                 

- развивающие:        развитие навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями,

                                  картой;

                                  развитие связной монологической речи;

                                  развитие аналитических навыков (сравнение, обобщение);

                                  развитие умения и навыка групповой работы;

                                  развитие навыка работы с обучающей компьютерной программой;

- воспитательные:   воспитание интереса и уважения к истории зарубежных стран;

                                  воспитание коммуникативной культуры.

3. Тип урока: комбинированный с использованием групповой работы.

4. Оснащение урока: учебное электронное издание «Всеобщая история. 6 класс», иллюстрации индийского храма и китайской пагоды, готического и романского соборов, средневековое книгопечатание, каравелла,  таблица результатов  работы в группах; карточки (2-х цветов) с заданиями для каждой группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу.

II. Вступительное слово учителя.

Обращение к теме, цели и задачам урока.

III. Групповая работа.

Групповая работа по 3-м этапам, после определенного этапа в таблицу результатов вносится оценка работы каждой из групп, затем – общий итог.

1 этап. «Терминологическая разминка»:

             - взаимопроверка в группах;

             - круговой опрос – по часовой стрелке представитель 1-й группы просит объяснить термин участников 2-й группы, представитель 2-й – 3-й и т.д. Время на обдумывание не дается, отвечать необходимо сразу.

             - «доверяй, но проверяй» - учитель дает объяснение термина (понятия), учащиеся называют этот термин; для каждой группы отдельное понятие. Время на обдумывание не дается, отвечать необходимо сразу.

2 этап. «Кто есть кто?»

    Группы работают с  карточками  желтого цвета: выполняют задание, назначают отвечающего, по истечении времени предлагают ответ.

             

1 группа

1 ЗАДАНИЕ. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Я не то, что вы говорите. То, что я принес, я принес не для того, чтобы добиваться богатств ваших, почета среди вас или власти над вами. Но аллах послал меня к вам посланником, ниспослал мне книгу и приказал мне быть для вас благовестником и предостерегателем…»

2 ЗАДАНИЕ. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим  событием он связан (обязательно назовите дату).

          Ответ: Мухаммед.

2 группа

1 ЗАДАНИЕ. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Нужно, чтобы в урочный час я была у короля, даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Потому что никто на свете – ни король, ни герцоги – не смогут спасти Французское королевство. Никто, кроме меня».

2 ЗАДАНИЕ. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим  событием он связан (обязательно назовите дату).

          Ответ: Жанна дАрк.

3 группа

1 ЗАДАНИЕ. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Чехи в королевстве Чешском по закону … и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях …»

2 ЗАДАНИЕ. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим  событием он связан (обязательно назовите дату).

          Ответ: Ян Гус.

4 группа

1 ЗАДАНИЕ. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Среди вождей выделялся гордой осанкой самый молодой… Рассказывали, что, смелый и вместе с тем расчетливый, он сумел возглавить союз четырех франкских племен. Он увлек знать, а она – простых франков на завоевание богатых соседних земель, которые прежде принадлежали Западной Римской империи».

2 ЗАДАНИЕ. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим  событием он связан (обязательно назовите дату).

          Ответ: Хлодвиг.

3 этап. «Культурные достижения».

      Группы работают с  карточками  голубого цвета и иллюстрациями к ним: выполняют задание, назначают отвечающего, по истечении времени предлагают ответ.

         Иллюстрация с изображением каравеллы.

1 группа

 ЗАДАНИЕ. Рассмотрите иллюстрацию; как называется  данный корабль, где и в какое время его изобрели, чем он отличался от своих предшественников, что изменилось в жизни людей с его изобретением.

        Иллюстрация, изображающая процесс книгопечатания в  средневековой Европе

2 группа

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите иллюстрацию; расскажите о данном изобретении: кто, когда (дата) и где изобрел, какие изменения произошли в жизни средневековых людей в связи с данным изобретением; какие изобретения Средневековья вы еще знаете?

        Иллюстрации индийского храма и китайской пагоды.

3 группа

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите иллюстрацию; какие средневековые архитектурные сооружения здесь изображены, какими народам они принадлежат, по каким признакам вы определили их создателей.

        Иллюстрации готического и романского соборов Западной Европы.

4 группа

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите иллюстрации; какие средневековые архитектурные сооружения здесь изображены, где (в каких странах) их строили, чем они отличаются друг от друга  (стили архитектуры, внешний и внутренний вид)

IV. Подведение итогов работы в группах.

V. Самостоятельная работа учащихся с электронным пособием за персональными компьютерами.

 1 этап. Разметь карту: «Образование Франкского государства. Распад империи Карла Великого».

             Работа предваряется беседой с учащимися по данным событиям:

- Когда произошло образование Франкского государства?

- Назовите в хронологической последовательности его правителей?

- Сколько лет просуществовала империя Карла Великого? Почему распалась?

- Какие государства возникли в результате распада империи?

             Оценивание: первые 5 человек, выполнившие задания по карте, получают «5», следующие 5 учащихся – «4», остальные «3».

  2 этап. Тестирование: учащийся выбирает тему самостоятельно,  в конце тестирования выходит процент верных ответов, соответственно выставляется оценка.

VI. Определение общего вывода по теме.

Каждый учащийся  заканчивает предложение учителя своей ассоциацией:

«Средневековье – это … (рыцари, крестовые походы, замки, Столетняя война, сеньоры и вассалы и т.п.)».

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Государственные символы Республики Башкортостан и символы Белокатайского района

Презентацию можно использовать на уроках и внеклассных занятиях...

"Музыкальные символы средневековья" (урок МХК в 10 классе)

Урок разработан с применением социоигровых технологий и технологии деятельностного метода....

Символы России, символы Воронежской области

Урок обществознания в 6 классе, краеведение...

Презентация по информатике 5 класс. "Происхождение символа "@". Почему символ "@" называется собакой"

В данной презентации говорится о истории возникновения понятия символа "@"...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите....