Исследовательская деятельность учащихся.
статья по истории по теме

Пименова Оксана Александровна

Материал посвящен вопросу организации исследовательской деятельности школьников по проблемам гуманитарных дисциплин ( в частности, истории). Из опыта работы приводятся примеры такой  работы с одаренными учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.rar10.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Семинар в рамках программы «Одаренные дети» «Организация исследовательской деятельности учащихся», МОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг», 3.11.2009 г.

Докладчик: Пименова О.А., учитель истории.

  1. Психологический и мотивационный факторы в исследовательской деятельности.

            Природа изначально наделила человека способностью к исследованию. В современном мире способность к исследованию рассматривается как неотъемлемая черта успешной личности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.

             Здесь стоит отметить психологический фактор, а именно: исследовательская деятельность ребенка будет успешной тогда, когда он ощущает поддержку окружающих., учителя, родителей, и уважение к своей работе. Для исследовательской работы весьма важно наличие у ребенка мотивации (стремление к успеху, поощрению, оформление портфолио, жажда новых знаний).  Юному исследователю присущи следующие качества, которые выделяют его из сообщества учеников: стремление к успеху и настойчивость в достижении цели, высокий уровень познавательной активности, креативность (на эти качества я особенно обращаю внимание), абстрагирование, развитые учебные навыки, рефлексивные способности.

               При этом недостаточная сформированность основных операций мышления (способности классифицировать, обобщать, определять понятия), низкая способность к распределению, переключению и концентрации внимания, слабая наблюдательность, проблемы в восприятии, запоминании, незначительный словарный запас – не могут являться «противопоказанием» к проведению исследования. Это особенности, которые не отменяют исследование как таковое, а корректируют программу: выбор проблематики, характер работы, методический инструментарий. Следует выбирать материал, доступный ученику. Исследовательская деятельность сама по себе – это мощный развивающий инструмент в руках мотивированного ученика и творческого педагога, который должен обладать компетентностью и гибкостью. 

2. Исследовательско-краеведческая работа

Целью исследовательско-краеведческой работы является

- воспитание патриотизма,

- развитие творческих способностей,

- формирование гармоничной личности.

В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:

- развивать познавательную, творческую деятельность учащихся,

- изучать историю и культуру родного края как части истории страны,

- знакомить с методами исследовательской работы, научить использовать различные источники краеведческой информации, собирать материалы и классифицировать их,

- воспитывать уважение и бережное отношение к наследию предшествующих поколений.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде нескольких этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

I этап – мотивационный.

-Выявление учащихся, имеющих желание заниматься исследовательской деятельностью. На данном этапе необходима работа в школе научного общества.

- Работа с родителями таких учащихся.

II этап – организационно-подготовительный.

- Проблема выбора темы.

Ее можно решить двояко: предоставить ребенку готовый список тем с учетом школьной программы или позволить ему подумать самому, ориентируясь на собственный интерес. Предпочтительнее 2-й путь, хотя нередко дети сами просят дать им возможные варианты тем.  Однако каждый мой подопечный проходит через этап осмысления своих пристрастий, чтобы самостоятельно прийти к выбору если не готовой темы, то хотя бы наиболее интересного для себя периода, предмета, личности истории. В краеведении лучше выбирать темы более узкие, связанные с частными вопросами, нежели всеобъемлющие. Например, «История создания пионерского лагеря «Таежный»», «Мои учителя – выпускники школ поселка Усть-Омчуг». Иногда тема исследования рождается на стыке различных дисциплин, например, литературы и краеведения: «Творчество Леонтия Броцкого», «У войны не женское лицо».

Иногда толчком к исследованию являются личные впечатления или наличие источников по определенной теме.

- Обоснование актуальности выбранной темы.

Работа будет иметь результаты, если ученик понимает значимость исследования. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В этом разделе дается просто краткая характеристика современного состояния проблемы или ее история, обосновывается научное и практическое значение темы, здесь можно конкретизировать объект и предмет исследования. Объем до 1 страницы.

- Формулирование гипотезы исследования.

Гипотез может быть несколько. Гипотеза – ось исследования. Это развернутое предположение. В ходе исследования она может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

- Цели и задачи, методы исследования.

Работа на этой стадии полностью определяется характером темы и выдвинутой гипотезы. Здесь учащемуся необходимо помочь точно  сформулировать цели, задачи исследования, определить методы работы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. В задачах цель конкретизируется и развивается. Здесь выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать на этапах исследования. Методы – приемы, способы исследования, порядок их применения.

- Источники информации.

Пусть ученик самостоятельно попробует определить их. Чаще это различные документы архивов музея, делопроизводственные материалы, фотографии, опрос очевидцев событий

III этап – технологический (основной)

- Составление подробного плана (этапов) исследования.

Задача педагога – помочь выделить главные этапы исследования., поддержать и помочь «окультурить» пробу учащегося, сохранив при этом авторский подход к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового, обратить его внимание на гипотезу и цель исследования.

- Сбор собственного материала.

Самое главное – научить детей искать и находить нужный материал. Учащимся в большей степени приходится работать не с письменными источниками, а с устными – воспоминаниями самих людей. Необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, делать записи, видеосъемку, фотографирование. Для этого проводятся индивидуальные или групповые занятия с детьми, тренинги. На этом этапе ученику предоставляется максимальная самостоятельность. Учителю только нужно ненавязчиво интересоваться ходом, результатами сбора информации, по возможности давать советы, проводить коррекцию.

- Обработка материала.

Классификация информации по темам, периодам, типу (текстовая, наглядная). Компьютерная обработка текстовой информации, фото и видеоматериала.

- Работа с текстом исследования.

Описание хода исследования, т.е. описание того, что делал ребенок на каждом этапе работы по исследуемой теме.

Создание связного, логически выстроенного текста из полученной информации по теме в ходе исследования, для этого необходим план-оглавление, который поможет написать грамотно, с логическими плавными переходами текст.  Можно представить полученный текст в следующих жанрах: летопись, справочные статьи хронологические и тематические, один день из …, фильм, коллаж, буклет, стендовый доклад, презентация.

- Описание результатов исследования.

Описание нужно давать исходя из выдвинутой гипотезы и поставленных целей и задач.

- Оформление работы.

Познакомить учащегося с правилами и нормами оформления работы. Ученик самостоятельно оформляет, учитель корректирует и проверяет правильность.

  IV этап – презентативный.

Чрезвычайно важно правильно подготовить публичное выступление ребенка. Как правило, дети не могут это сделать самостоятельно, и важно подробно разобрать с учеником уже готовый текст, помогая ему увидеть самое главное и интересное.  Можно составить автореферат. Выступить с ним на уроке, классном часе, на занятии кружка. Нередко перед выходом на защиту необходим небольшой психологический тренинг, приучающий ребенка к тому, что ему придется не только  представить доклад за определенное количество минут, но и ответить на вопросы, дать комментарии и (что самое сложное)  отреагировать на критику. И в этом случае для руководителя нет мелочей, поскольку молодой человек может порой драматично воспринять нестандартную ситуацию, которая взрослому кажется несерьезной. Говоря проще, выпуская ребенка с готовой работой, нужно сделать так, чтобы после данного мероприятия он остался жив, здоров и по возможности не утратил желания попробовать свои силы еще раз.

Каждая краеведческая работа имеет практическую значимость. Имеющиеся работы пополнили фонд районного краеведческого выставочного зала, запрашивались редакцией местного телевидения, специалистами отдела образования и районного архива. Они стали основой для создания школьного музея.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Руководить исследовательской работой учащегося в области искусства и культуры непросто. Приступая к такой работе, необходимо ясно представлять проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в процессе ведения исследования.

1 проблема – отсутствие элементарных навыков анализа произведения искусства.

2 – отсутствие серьезного внимания общества к культуре, искусству. Невнимательное отношение к этой сфере в системе образования в сочетании с прагматизмом семейного воспитания приводит к тому, что искусство оказывается выброшенным из комплекса интеллектуальных и нравственных ценностей подростка. Большинство учащихся не любят ходить в музеи, не замечают архитектурного пространства вокруг себя.

3 – у школьников возникают трудности в работе с научной литературой.

4 – отсутствие времени.

5 – отдаленность региона, недостаточность культурного пространства.

Направления исследовательской деятельности в данной сфере:

- монографическое формально-стилевое:

Многосторонний анализ одного произведения, визуальное изучение памятника культуры, основанное на методе описания и анализа композиции, колорита, особенностей фактуры. (Пример: «Икона XIV«12 апостолов») Цель такой работы – выявление степени новаторства выбранного памятника в контексте творчества автора, стиля или периода.

  1. Сравнительное формально-стилевое исследование:

те же методы, что и в монографическом исследовании, только за основу берется сопоставление 2-х памятников одного жанра, но разных авторов, работающих как в разных стилях, так и в рамках одного направления. Цель -  выявить специфику индивидуального подхода разных мастеров к решению сходных проблем.

- Иконографическое исследование:

     Более сложный вид искусствоведческого исследования. Для работы с произведениями

христианского искусства необходим определенный уровень владения Библейскими текстами; античные памятники невозможно анализировать без свободной ориентации в мифологии. Цели: 1- выявление эволюции иконографического канона, за которой могут стоять изменения духовного сознания мастера, а порой и целой эпохи; 2 – размышление над сложным миром отношений мастера с сакральным или литературным источником.

      Можно проанализировать иконографическую эволюцию одного персонажа, охватив в работе круг памятников. Метод – иконографический анализ (трактовка символики поз, жестов, атрибутов, изучение семантики света и цвета).

     - Проблемное исследование в области истории искусства:

       Наиболее привлекательный вид работы для школьников.

Примеры: «Казимир Малевич и кубизм», «Пейзаж в живописи передвижников». «Образ Парижа в творчестве импрессионистов». Цели: рассмотрение развития того или иного жанра, системы образов или творческих методов в историко-искусствоведческом контексте. Методы: формально-стилевой, духовно-исторический.

     - Междисциплинарное исследование:

      Работа высшего пилотажа для школьника. Цели: 1 - исследование художественной интерпретации живописцем или скульптором литературного образа. Пример: «»Божественная комедия» Данте в иллюстрациях Боттичелли». 2 – исследование семантики художественного шедевра в литературном тексте, пример: «Картина Х.Гольбейна «Мертвый Христос» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»».

    - Музыковедческие работы:

    Продуктивнее всего:

- рассматривать отношение композитора к отдельным жанрам и инструментам: «Скрипка в музыке И.С.Баха»;

- проводить анализ музыкальных образов, наделенных духовной и общекультурной значимостью: «Образ колокольного звона в музыке С.В.Рахманинова»;

- междисциплинарное исследование на основе анализа специфики музыкального образа в живописи или литературе: «Крейцерова соната Бетховена в одноименной повести Л.Н.Толстого»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....