Исследовательская деятельность учащихся.
статья по истории по теме
Материал посвящен вопросу организации исследовательской деятельности школьников по проблемам гуманитарных дисциплин ( в частности, истории). Из опыта работы приводятся примеры такой работы с одаренными учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.rar | 10.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Семинар в рамках программы «Одаренные дети» «Организация исследовательской деятельности учащихся», МОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг», 3.11.2009 г.
Докладчик: Пименова О.А., учитель истории.
- Психологический и мотивационный факторы в исследовательской деятельности.
Природа изначально наделила человека способностью к исследованию. В современном мире способность к исследованию рассматривается как неотъемлемая черта успешной личности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.
Здесь стоит отметить психологический фактор, а именно: исследовательская деятельность ребенка будет успешной тогда, когда он ощущает поддержку окружающих., учителя, родителей, и уважение к своей работе. Для исследовательской работы весьма важно наличие у ребенка мотивации (стремление к успеху, поощрению, оформление портфолио, жажда новых знаний). Юному исследователю присущи следующие качества, которые выделяют его из сообщества учеников: стремление к успеху и настойчивость в достижении цели, высокий уровень познавательной активности, креативность (на эти качества я особенно обращаю внимание), абстрагирование, развитые учебные навыки, рефлексивные способности.
При этом недостаточная сформированность основных операций мышления (способности классифицировать, обобщать, определять понятия), низкая способность к распределению, переключению и концентрации внимания, слабая наблюдательность, проблемы в восприятии, запоминании, незначительный словарный запас – не могут являться «противопоказанием» к проведению исследования. Это особенности, которые не отменяют исследование как таковое, а корректируют программу: выбор проблематики, характер работы, методический инструментарий. Следует выбирать материал, доступный ученику. Исследовательская деятельность сама по себе – это мощный развивающий инструмент в руках мотивированного ученика и творческого педагога, который должен обладать компетентностью и гибкостью.
2. Исследовательско-краеведческая работа
Целью исследовательско-краеведческой работы является
- воспитание патриотизма,
- развитие творческих способностей,
- формирование гармоничной личности.
В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
- развивать познавательную, творческую деятельность учащихся,
- изучать историю и культуру родного края как части истории страны,
- знакомить с методами исследовательской работы, научить использовать различные источники краеведческой информации, собирать материалы и классифицировать их,
- воспитывать уважение и бережное отношение к наследию предшествующих поколений.
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде нескольких этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.
I этап – мотивационный.
-Выявление учащихся, имеющих желание заниматься исследовательской деятельностью. На данном этапе необходима работа в школе научного общества.
- Работа с родителями таких учащихся.
II этап – организационно-подготовительный.
- Проблема выбора темы.
Ее можно решить двояко: предоставить ребенку готовый список тем с учетом школьной программы или позволить ему подумать самому, ориентируясь на собственный интерес. Предпочтительнее 2-й путь, хотя нередко дети сами просят дать им возможные варианты тем. Однако каждый мой подопечный проходит через этап осмысления своих пристрастий, чтобы самостоятельно прийти к выбору если не готовой темы, то хотя бы наиболее интересного для себя периода, предмета, личности истории. В краеведении лучше выбирать темы более узкие, связанные с частными вопросами, нежели всеобъемлющие. Например, «История создания пионерского лагеря «Таежный»», «Мои учителя – выпускники школ поселка Усть-Омчуг». Иногда тема исследования рождается на стыке различных дисциплин, например, литературы и краеведения: «Творчество Леонтия Броцкого», «У войны не женское лицо».
Иногда толчком к исследованию являются личные впечатления или наличие источников по определенной теме.
- Обоснование актуальности выбранной темы.
Работа будет иметь результаты, если ученик понимает значимость исследования. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В этом разделе дается просто краткая характеристика современного состояния проблемы или ее история, обосновывается научное и практическое значение темы, здесь можно конкретизировать объект и предмет исследования. Объем до 1 страницы.
- Формулирование гипотезы исследования.
Гипотез может быть несколько. Гипотеза – ось исследования. Это развернутое предположение. В ходе исследования она может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.
- Цели и задачи, методы исследования.
Работа на этой стадии полностью определяется характером темы и выдвинутой гипотезы. Здесь учащемуся необходимо помочь точно сформулировать цели, задачи исследования, определить методы работы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. В задачах цель конкретизируется и развивается. Здесь выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать на этапах исследования. Методы – приемы, способы исследования, порядок их применения.
- Источники информации.
Пусть ученик самостоятельно попробует определить их. Чаще это различные документы архивов музея, делопроизводственные материалы, фотографии, опрос очевидцев событий
III этап – технологический (основной)
- Составление подробного плана (этапов) исследования.
Задача педагога – помочь выделить главные этапы исследования., поддержать и помочь «окультурить» пробу учащегося, сохранив при этом авторский подход к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового, обратить его внимание на гипотезу и цель исследования.
- Сбор собственного материала.
Самое главное – научить детей искать и находить нужный материал. Учащимся в большей степени приходится работать не с письменными источниками, а с устными – воспоминаниями самих людей. Необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, делать записи, видеосъемку, фотографирование. Для этого проводятся индивидуальные или групповые занятия с детьми, тренинги. На этом этапе ученику предоставляется максимальная самостоятельность. Учителю только нужно ненавязчиво интересоваться ходом, результатами сбора информации, по возможности давать советы, проводить коррекцию.
- Обработка материала.
Классификация информации по темам, периодам, типу (текстовая, наглядная). Компьютерная обработка текстовой информации, фото и видеоматериала.
- Работа с текстом исследования.
Описание хода исследования, т.е. описание того, что делал ребенок на каждом этапе работы по исследуемой теме.
Создание связного, логически выстроенного текста из полученной информации по теме в ходе исследования, для этого необходим план-оглавление, который поможет написать грамотно, с логическими плавными переходами текст. Можно представить полученный текст в следующих жанрах: летопись, справочные статьи хронологические и тематические, один день из …, фильм, коллаж, буклет, стендовый доклад, презентация.
- Описание результатов исследования.
Описание нужно давать исходя из выдвинутой гипотезы и поставленных целей и задач.
- Оформление работы.
Познакомить учащегося с правилами и нормами оформления работы. Ученик самостоятельно оформляет, учитель корректирует и проверяет правильность.
IV этап – презентативный.
Чрезвычайно важно правильно подготовить публичное выступление ребенка. Как правило, дети не могут это сделать самостоятельно, и важно подробно разобрать с учеником уже готовый текст, помогая ему увидеть самое главное и интересное. Можно составить автореферат. Выступить с ним на уроке, классном часе, на занятии кружка. Нередко перед выходом на защиту необходим небольшой психологический тренинг, приучающий ребенка к тому, что ему придется не только представить доклад за определенное количество минут, но и ответить на вопросы, дать комментарии и (что самое сложное) отреагировать на критику. И в этом случае для руководителя нет мелочей, поскольку молодой человек может порой драматично воспринять нестандартную ситуацию, которая взрослому кажется несерьезной. Говоря проще, выпуская ребенка с готовой работой, нужно сделать так, чтобы после данного мероприятия он остался жив, здоров и по возможности не утратил желания попробовать свои силы еще раз.
Каждая краеведческая работа имеет практическую значимость. Имеющиеся работы пополнили фонд районного краеведческого выставочного зала, запрашивались редакцией местного телевидения, специалистами отдела образования и районного архива. Они стали основой для создания школьного музея.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Руководить исследовательской работой учащегося в области искусства и культуры непросто. Приступая к такой работе, необходимо ясно представлять проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в процессе ведения исследования.
1 проблема – отсутствие элементарных навыков анализа произведения искусства.
2 – отсутствие серьезного внимания общества к культуре, искусству. Невнимательное отношение к этой сфере в системе образования в сочетании с прагматизмом семейного воспитания приводит к тому, что искусство оказывается выброшенным из комплекса интеллектуальных и нравственных ценностей подростка. Большинство учащихся не любят ходить в музеи, не замечают архитектурного пространства вокруг себя.
3 – у школьников возникают трудности в работе с научной литературой.
4 – отсутствие времени.
5 – отдаленность региона, недостаточность культурного пространства.
Направления исследовательской деятельности в данной сфере:
- монографическое формально-стилевое:
Многосторонний анализ одного произведения, визуальное изучение памятника культуры, основанное на методе описания и анализа композиции, колорита, особенностей фактуры. (Пример: «Икона XIV«12 апостолов») Цель такой работы – выявление степени новаторства выбранного памятника в контексте творчества автора, стиля или периода.
- Сравнительное формально-стилевое исследование:
те же методы, что и в монографическом исследовании, только за основу берется сопоставление 2-х памятников одного жанра, но разных авторов, работающих как в разных стилях, так и в рамках одного направления. Цель - выявить специфику индивидуального подхода разных мастеров к решению сходных проблем.
- Иконографическое исследование:
Более сложный вид искусствоведческого исследования. Для работы с произведениями
христианского искусства необходим определенный уровень владения Библейскими текстами; античные памятники невозможно анализировать без свободной ориентации в мифологии. Цели: 1- выявление эволюции иконографического канона, за которой могут стоять изменения духовного сознания мастера, а порой и целой эпохи; 2 – размышление над сложным миром отношений мастера с сакральным или литературным источником.
Можно проанализировать иконографическую эволюцию одного персонажа, охватив в работе круг памятников. Метод – иконографический анализ (трактовка символики поз, жестов, атрибутов, изучение семантики света и цвета).
- Проблемное исследование в области истории искусства:
Наиболее привлекательный вид работы для школьников.
Примеры: «Казимир Малевич и кубизм», «Пейзаж в живописи передвижников». «Образ Парижа в творчестве импрессионистов». Цели: рассмотрение развития того или иного жанра, системы образов или творческих методов в историко-искусствоведческом контексте. Методы: формально-стилевой, духовно-исторический.
- Междисциплинарное исследование:
Работа высшего пилотажа для школьника. Цели: 1 - исследование художественной интерпретации живописцем или скульптором литературного образа. Пример: «»Божественная комедия» Данте в иллюстрациях Боттичелли». 2 – исследование семантики художественного шедевра в литературном тексте, пример: «Картина Х.Гольбейна «Мертвый Христос» в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»».
- Музыковедческие работы:
Продуктивнее всего:
- рассматривать отношение композитора к отдельным жанрам и инструментам: «Скрипка в музыке И.С.Баха»;
- проводить анализ музыкальных образов, наделенных духовной и общекультурной значимостью: «Образ колокольного звона в музыке С.В.Рахманинова»;
- междисциплинарное исследование на основе анализа специфики музыкального образа в живописи или литературе: «Крейцерова соната Бетховена в одноименной повести Л.Н.Толстого»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....