Историческая сага о Николае Втором.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Урок подготовлен координатором и учащимися(с помощью учителя), как обобщающий урок к теме "Россия на рубеже веков. Николай Второй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskaya_saga_o_nikolae_vtorom.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Ак-Тал

Историческая сага о

Николае II.

Эртине С.К. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ

 с.Ак-Тал Чеди-Хольсого кожууна.

2008-2009 уч. год

К уроку ученики готовятся самостоятельно  с помощью координатора. Учащиеся приготовили сообщения и выступают по очереди.(Данный урок был проведен от имени исторических личностей. Например: Я- Мария Фёдоровна, мать императора Николая 2.)

Тема: Историческая сага о Николае II

Цель урока:

                        1. Подвести учащихся к усвоению эпохи Николая II, поглубже узнать о родителях, о политической карьере и крахе Николая II.

  • Выявить человеческие качества Николая II.
  • Продолжать формирование исследовательских навыков у учащихся.

                        4. Продолжать формирование умений:

                                             а) картографических

                                             б) хронологических

                                              в) оценка исторического деятеля.

Оборудование: фотографии, карта, хронология, схемы.

Тип урока: урок-повторение.

Домашнее задание: Россия после Николая II.

План  урока:

  • Семья  Николая II.
  • Коронация Николая II.

     .   Николай II-как император.

     . Отречение от престола и смерть семьи Николая II

 Значение слова «сага».

Сага  значит скандинавские предсказания, скандинавский эпос, летопись.

     

Слово учителя:

      Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности "слабоволие", хотя существует немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства (лишь однажды ему была навязана чужая воля Манифест 17 октября 1905). В отличие от своего отца Александра III Николай не производил впечатления сильной личности. Вместе с тем, по отзывам близко знавших его людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей (например, известия о падении Порт-Артура или о поражениях русской армии во время Первой мировой войны он встречал с хладнокровием, поражавшим царское окружение). В занятиях государственными делами царь проявлял "необыкновенную усидчивость" и аккуратность (он, например, никогда не имел личного секретаря и сам ставил печати на письма), хотя в целом правление огромной империей было для него "тяжкой обузой". Современники отмечали, что Николай обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. При этом больше всего он дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи.

   Николай II – самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине 19 и в начале 20 в. Социальные, экономические, внутри- и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.

     Задача данного урока  попытаться рассмотреть личность императора Николая II с человеческой точки зрения,  его поведение, воспитание, семью и окружение.

     Этот день ни чем не отличался от других, но в семье Александра и Марии был это радостный, волнительный день. Потому что у них родился сын, его прозвали Николаем.

    Дальше урок ведет координатор. Она знакомит класс планом урока и приглашает ораторов к доске.

     В первом вопросе  ученики раскрывают об Александре и Марии Федоровны, как они познакомились, сколько у них детей, как они не соглашались на брак сына.

     Во втором вопросе о коронации Николая II. Что за злой рок преследовал что. Какой отклик оставил этот день, 18 мая в душе и жизни Николая II и его семье.

     В третьем вопросе ученики подробно раскрывают о внешней и внутренней политике России во времена Николая II. О мировой войне, русско-японской войне, о буржуазии, конституции, о кровавом воскресении, о Столыпина.

      В четвертом вопросе ученики рассказывают, когда и почему Николай престола и в пользу кого, как расстреляли его семью, кто в нем участвовал, где это произошло, где теперь находятся остатки семьи последнего императора.

      После каждого выступления учащихся и учитель задают вопросы, дополняют ораторов.  Каждый оратор использует дидактические материалы: схемы, карточки, портреты, показывает на карте действие  войне, границы России.

Заключительное слово учителя:

Расстре́л ца́рской семьи́— убийство бывшего российского императора Николая II, его семьи и прислуги в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками. Наличие санкций большевистского руководства (Ленина и Свердлова) на расстрел Николая II современной исторической наукой признается установленным фактом, при этом вопрос о наличии санкций Москвы на убийство родных Николая Александровича остается в современной историографии спорным: некоторые историки признают наличие санкций центральной власти также и на их расстрел, некоторые историки ставят это обстоятельство под сомнение. Останки пяти членов императорской семьи и их слуг были найдены в июле 1991 года неподалеку от Екатеринбурга под насыпью Старой Коптяковской дороги. В ходе следствия по уголовному делу, которое вела Генпрокуратура России, останки были идентифицированы. 17 июля 1998 года останки членов императорской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 года были найдены останки царевича Алексея и Великой княжны Марии.

           Канонизация семьи последнего царя в чине новомучеников была предпринята вначале зарубежной православной церковью 1991 году. Подготовка к канонизации в России началась в том же 1991 году, когда были возобновлены раскопки в Ганиной яме. По благословению архиепископа Мелхиседека 7 июля в урочище был установлен Поклонный крест. 17 июля 1992 года прошёл первый архиерейский крестный ход к месту захоронения останков царской семьи.

Вывод: Фронтальный опрос, работы на карте.

 Выставление оценок.

Домашнее задание: Россия после Николая II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проверочная работа по теме "Историческая и батальная живопись России второй половины XIX в."

проверочная работа по теме "историческая и батальная живопись второй половины XIX века. используется для текущего контроля соответствующей темы....

Исторический диктант для 5 класса (второй вариант)

Второй вариант заданий исторического диктанта для 5 класса...

Саги о Кухулине (Похищение быка из Куалнге) (презентация)

Материал к уроку курса «Зарубежная литература» по программе Н.П. Михальской...

Сценарий "Сага о воде"

Данный сценарий был опробирован обучающимися 11 класса как номер художественной  самодеятельности в районных соревнованиях сан постов. Сценарий расчитан на любой возраст. Может быть использован т...

Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"

Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8  классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...

Урок Знаний, посвященный окончанию Второй мировой войны «Исторический подвиг России»

Цель: Приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих историю своего Отечества, на примере участия России в завершении Второй мировой войны.Задачи: расширить зн...