Внеклассное мероприятие "Сталинград"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Театрализованное представление посвященное 70-летие со дня Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalingrad.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                       Открытое мероприятие, посвященное

                          70-летию Сталинградской битвы.

                      Урок Мужества «Великая битва на Волге».

Цель урока: - показать школьникам немеркнущий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда,

- роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны;

- обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершенные ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы со временем.

Место проведения: МБОУ «ООШ №98», актовый зал.

Участники: учащиеся 6-9 классов.

Подготовительный этап: разработка сценария,  подготовка презентации о Сталинградской битве, подготовка участников, тех, кто будет читать стихи и актеров, украшение актового зала, подбор музыкального соправождения.

Время урока: 40 минут.

 

                                         Ход урока

Организационный момент проводит учитель, после этого начинают ученики.

1-й ученик: Царицын – Сталинград – Волгоград ……….

Город, с которым связаны многие исторические события. Город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русского характера». На этом последнем рубеже перед Волгой советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли противнику сокрушительный удар, изумивший Лондон, Париж, Вашингтон.

2-ученик: Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе войны. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству. День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России.

Чтец стихов №1:

В свой срок – не поздно и не рано-

Придет зима, замрет зима.

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

И там, у заледенелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль – февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет. И сто метелиц.

А мы перед ними все в долгу.

Февраль – февраль. Солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

3 ученик: Сталинградская битва длилась двести дней и ночей – с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года на огромной территории площадью почти 100 тыс. кв. км. На отдельных этапах сражения с обеих сторон участвовало более 2 миллионов человек, свыше 26 тыс. орудий и минометов; 2.1 тыс. танков  и свыше 2.5 тысяч боевых самолетов.

 Чтец стихов №2;

Волгоград – Сталинград,

Души павших солдат

Всё горят – просто некуда деться.

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

Что творилось тогда-

Кровь текла, как вода,

Но не Волгой, а бурным потоком.

Засучив рукава.

Нагло перла орда,

Прикрываясь бронею «тигриной».

Черно-белый оскал,

В полный рост кто-то встал,

Перекрестным огнем покрестившись.

Кто за нас погибал,

Нас за это прощал,

Но в бессмертье ушел, не простившись.

4 ученик: Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 миллион 11тысяч человек. Гитлер ставил цель: овладеть Сталинградом, выйти к Волге и в кратчайшие сроки попасть на богатый нефть Кавказ. Захват нефтеносных районов на Юге объявлялся первоочередным.

За столом сидит Гитлер, слова Гитлера обращенные к генералу Паульсу: Моя основная мысль – занять область Кавказа, возможно, основательно разбив русские силы. Я планирую взять Сталинград к 25 июля. Если я не получу нефть из Майкопа и Грозного, я должен буду прекратить войну. А вы Паульс надеюсь, понимаете, что делать я этого не хочу, к тому же ваша дальнейшая военная карьера будет зависеть от этой операции.

Паульс отвечает Гитлеру: Все будет выполнено, как вы хотите мой фюрер.

1 ученик: 12 июля 1942 года – по решению Ставки Верховного главнокомандования – создан  Сталинградский фронт под командованием маршала СССР С.К. Тимошенко (а с августа – генерал-полковника А.И. Ёременко).

14 июля 1942 года – Сталинградская область объявлена на осадном положении.

17 июля 1942 года – начались бои на дальних подступах к Сталинграду. 28 июля 1942 года Наркомом Обороны Союза ССР И. В. Сталиным подписан Приказ №227:

«…….Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами…..

Пора покончить отступление. Ни шагу назад. Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли  и отстаивать его до последней возможности……»

2 ученик: День 23 августа 1942 года стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным. Массированные бомбардировки с воздуха разрушали здания и нефтехранилища. Пылающая нефть разлилась по воде. Вся Волга была в огне. 40 тыс. жителей погибло только в один день. 25 августа в городе было введено осадное положение.

 Чтец стихов №3:

Здесь было все, и каждому хватало

Осколков, пуль, отчаянья смертей.

В обугленных и взорванных кварталах

Стояли мы сто сорок страшных дней.

И памяти останутся виденья –

Пылающий над Волгой Сталинград!

Ночные всполохи и черные каменья,

Уйти тебе не давшие назад.

Мы не ушли, мы дрались, мы стояли,

Смертям и ранам забывая счет,

Во имя дня, которого мы ждали,

И верили, что этот день придет.

3 ученик: Ожесточенность боев нарастала с каждым днем, с каждым часом. В середине сентября враг прорвался в городские кварталы, начались сражения в самом городе. Силы защитников были на исходе. И здесь пришла на помощь 13-я гвардейская дивизия генерала А. Родимцева. Всего за две ночи она сумела переправиться на западный берег Волги и с ходу вступить в бой. Вплоть до января 1943 года продолжались бои за Мамаев курган.

Чтец стихов №4:

В суровый час раздумья нас не троньте

И ни о чем не спрашивайте нас.

Молчанью научила нас на фронте

Смерть, что в глаза глядела нам не раз.

Она иное измеренье чувствам

Нам подсказала на пути крутом.

Вот почему нам кажутся кощунством

Расспросы близких о пережитом.

Нам было все отпущено сверх меры:

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.

Не вспоминайте дней тоски, не раньте

Случайным словом, вздохом невпопад.

 Вы помните, как молчалив стал Данте,

Лишь в сновиденьях посетивший ад.

4 ученик: Курган назвали красным за преобладавший в те дни цвет его скатов после рукопашных схваток; железным – за то, что его поверхность на полуметровую глубину была начинена стальными чугунными осколками снарядов и мин, сделанных из руды Урала и Рура; мертвым, потому что в нем нашли себе могилу десятки тысяч человек, что его почва не может воспроизвести на свет даже чахлой травы сорняка. В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник – ансамбль. Грандиозная 52 – метровая скульптура «Родина – мать» поднимает Меч освобожденья.

1 ученик: Наряду со старшим поколением тяготы войны переносили дети. Они рано повзрослели. Многие из них на ряду с отцами защищали свою Родину. Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков. Этот шестилетний мальчик – сирота помогал, как мог, бойцам 142 – го полка 47 –й гвардейской стрелковой дивизии.  И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь. В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из 10-14 летних подростков. Их было 20 человек, и они бесстрашно наносили урон врагу и сеяли панику среди захватчиков. Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

Чтец стихов №5:

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты – солдат, и всё сумей принять,

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать……

Готовность к смерти тоже ведь оружье.

И ты его однажды примени…..

Мужчины умирают если нужно.

И потому живут в веках они.

2 ученик: Утром 19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. На пятый день наступления, в результате напряженных боев, советские войска завершили окружение сталинградской группировки врага. Это был ошеломляющий успех. В окружении оказались штаб немецкой 6-й полевой армии, 5 немецких корпусов в составе 20 дивизий, численностью около 300 тыс. человек. Вся страна следила за событиями на Волге.

Чтец стихов №6:

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе.

Тобой начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье,

Твердили мы: - Мужайся, Сталинград! –

Сквозь наше сердце шло твое страданье.

Сквозь нашу кровь струился горячо

Поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось встать плечом к плечу

И на себя принять хоть часть ударов!

И пробил час. Удар обрушен первый,

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

Звучит фрагмент песни «Горячий снег» ( муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова).

3 ученик: Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тысяч участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда». В ноябре 1943 года на конференции союзников в Тегеране премьер – министр Великобритании передал советской делегации почетный меч – дар короля Великобритании Георга VI гражданам Сталинграда.

Чтец стихов №7:

Пролетели года. Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь!

4 ученик: Объявляется Минута молчания. Прошу всех встать. ( после минуты молчания). Спасибо, можно садиться. Пролетели годы. Превращенный в результате ожесточенных боев в руины Сталинград отстроился. А на склонах Мамаева кургана стали сажать деревья в память о родных, погибших в годы войны.

Звучит песня «Растет в Волгограде березка» (муз. Г. Пономаренко, сл. М. Агашиной) в исполнении Л. Зыкиной. На экран проецируются памятные места Волгограда.

1ученик: Сталинград навсегда вошел в историю как символ величия и героизма нашего народа, его стойкости и мужества, его любви к своей Родине.

Чтец стихов №8:

Не назовешь их поименно,-

Всех, кто много лет назад

Стальной стеною непреклонно

У Волги встал за Сталинград!

Не назовешь тех поименно,

Кто город к жизни возродил,

Великой целью окрылённый,

Отдал   ему столько сил.

А если хочешь ты дознаться,

Архивов ветхих не тревожь,

Скажи лишь слово «сталинградцы»,

И всех ты сразу назовёшь……….

Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) в исполнении И. Кобзона. На экран проецируются виды скульптурного ансамбля на Мамаевом кургане, встречи ветеранов, музей панорама «Сталинградская битва».

1 ученик: Спасибо за внимание.

Чтец стихов №1:

В свой срок – не поздно и не рано-

Придет зима, замрет зима.

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

И там, у заледенелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль – февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет. И сто метелиц.

А мы перед ними все в долгу.

Февраль – февраль. Солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

Чтец стихов №2;

Волгоград – Сталинград,

Души павших солдат

Всё горят – просто некуда деться.

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

Что творилось тогда-

Кровь текла, как вода,

Но не Волгой, а бурным потоком.

Засучив рукава.

Нагло перла орда,

Прикрываясь бронею «тигриной».

Черно-белый оскал,

В полный рост кто-то встал,

Перекрестным огнем покрестившись.

Кто за нас погибал,

Нас за это прощал,

Но в бессмертье ушел, не простившись.

Чтец стихов №3:

Здесь было все, и каждому хватало

Осколков, пуль, отчаянья смертей.

В обугленных и взорванных кварталах

Стояли мы сто сорок страшных дней.

И памяти останутся виденья –

Пылающий над Волгой Сталинград!

Ночные всполохи и черные каменья,

Уйти тебе не давшие назад.

Мы не ушли, мы дрались, мы стояли,

Смертям и ранам забывая счет,

Во имя дня, которого мы ждали,

И верили, что этот день придет.

Чтец стихов №4:

В суровый час раздумья нас не троньте

И ни о чем не спрашивайте нас.

Молчанью научила нас на фронте

Смерть, что в глаза глядела нам не раз.

Она иное измеренье чувствам

Нам подсказала на пути крутом.

Вот почему нам кажутся кощунством

Расспросы близких о пережитом.

Нам было все отпущено сверх меры:

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.

Не вспоминайте дней тоски, не раньте

Случайным словом, вздохом невпопад.

 Вы помните, как молчалив стал Данте,

Лишь в сновиденьях посетивший ад.

Чтец стихов №5:

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты – солдат, и всё сумей принять,

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать……

Готовность к смерти тоже ведь оружье.

И ты его однажды примени…..

Мужчины умирают если нужно.

И потому живут в веках они.

Чтец стихов №6:

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе.

Тобой начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье,

Твердили мы: - Мужайся, Сталинград! –

Сквозь наше сердце шло твое страданье.

Сквозь нашу кровь струился горячо

Поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось встать плечом к плечу

И на себя принять хоть часть ударов!

И пробил час. Удар обрушен первый,

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

Чтец стихов №7:

Пролетели года. Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь!

Чтец стихов №8:

Не назовешь их поименно,-

Всех, кто много лет назад

Стальной стеною непреклонно

У Волги встал за Сталинград!

Не назовешь тех поименно,

Кто город к жизни возродил,

Великой целью окрылённый,

Отдал   ему столько сил.

А если хочешь ты дознаться,

Архивов ветхих не тревожь,

Скажи лишь слово «сталинградцы»,

И всех ты сразу назовёшь……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...