Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Коштаева Гульжахан Дукановна

 

Тема: История этногенеза казахского народа.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и обозначить признаки этноса.

2. Формировать предметные и метапредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в  достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, выделять в нем главное;  обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).

3.  Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnogenez_kazahskogo_naroda.doc68.5 КБ
Office presentation icon etnogenez_kazahov.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

СШ № 1 с ДМЦ  г. Текели.

Разработка  урока

по истории  Казахстана в  7 классе

«История этногенеза казахского народа»

Учитель: Коштаева Гульжахан Дукановна.

2012-2013 у. г.

Тема: История этногенеза казахского народа.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и обозначить признаки этноса.

2. Формировать предметные и метапредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в  достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, выделять в нем главное;  обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).

3.  Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный,  частично-поисковый (эвристический)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы);  Взаимопроверка  и самоконтроль.

Основные понятия и термины: этнос, этноним, этногенез, этноним «казах».

Оборудование урока:

  1. учебник «История средневекового Казахстана» для 7 класса (авторы: Н.С. Бакина, Н.Т. Жанакова. Алматы «Атамұра» 2012 г.);
  2. Мультимедийная презентация к уроку;
  3. Раздаточный материал (задания для работы, тесты);
  4. Интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационное начало. Мотивация.
  2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока.
  3. Усвоение новых знаний и способов действия.
  4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.
  5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационное начало. Мотивация.

Приветствие. Вступительное слово учителя.

-  Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу   хорошей работы на уроке.

2.  Подготовка к основному этапу.

2.1. Послушаете  легенду:  Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

—        Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

—        Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

  1. Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
  2. Нет, — ответила лошадь.
  3. А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

—        А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

—        Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:

—        Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

—        Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: —        Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают  песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы  так скучно!

2.2. Сообщение и запись темы урока.

  - В нашей стране проживают в дружбе и согласии 140 этносов.  Русский ученый, историк Николай Михайлович  Карамзин сказал: «Народы не падают с неба и не исчезают бесследно».                                            

На уроках истории мы будем изучать  историю образования этих народов, и говорить о том, как они оказались на древней земле казахов. А сегодня мы познакомимся с историей формирования казахского народа.

Тема нашего урока  - История этногенеза казахского народа.  Запишем в тетради.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Задание № 1. Прочитайте и выпишите термины.  (с.198).

Задание выполняется самостоятельно.

  1. Этнос.  

В переводе с греческого языка – народ, кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию.

  1. Этноним.

Народ осознает свои особенности, отличающие их от других этносов, т.е. имеет самосознание, которое выражается в названии народа – этнониме.

  1. Этногенез – это процесс образования, происхождение народа.

Задание № 2   Объясните, что означают термины:  этнос, этноним, этногенез.

Если ответы учащихся будут не полными – задать дополнительные вопросы и записать в тетрадях:  

  1.     Ступени формирования этноса –

                                                     нация                устойчивая совокупность людей,

                                                     народность      обладающая общими признаками

                                                     племя               (внешние черты, язык, культура и  

                                                                               традиции, кровное родство).

  1. Условия формирования этносов:

                                 - определенная  территория,

                                             - преемственность поколений

                                             - общая история, (историческая судьба).

                                             - самосознание.

Учащиеся получают карточки, в которых будут выполнять  следующее задание.

Задание № 3. Заполните схему «Признаки этноса».

Задание выполняется в парах. После заполнения схемы дети обмениваются рабочими листами и проводят взаимопроверку.

 

Итак, признаки этноса мы записали, их необходимо запомнить.

Класс распределяется на 3 группы.

Задание № 4.     

Отобразить на «Линии времени» - этапы формирования  казахской народности.

 2 тыс. до н.э. –  сер. 1 тыс. н.э.             VI – XIII вв.                                              XV – XVI вв.                                                            

 Индоевропейский период                   Тюркский период    Монгольский период

 (бронзовый век, железный век)                              (средневековье)

Задание № 5. Каждая группа выполняет отдельное задание: 1 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.

2 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.

3 группа – составьте  список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.                                              

                                                                       найманы, жалаиры

      1.                                                  2.       каракитай,                     3.  Сибирское ханство

                                     гунны                    кипчаки                                 Могулистан

                              сарматы                    караханиды                              Ногайская орда

                         уйсуны                      огузы, кимаки                              ханство Абулхаира

                   канглы                         карлуки                                             Ак орда

              саки                                тюргеши                                                

андроновцы                            тюрки                                                          

                                                                                                                   

                                                                                                                             

 Задание № 6.     «Три  в одном». Прочитай текс учебника (с.201-202) сформулируй,  запиши определение термина «казах», «қазақ» и расскажи о происхождении этнонима «казах».

 4. Закрепление знаний.  (Если времени будет недостаточно – решение тестов оставляем для домашнего задания, и переходим к рефлексии).

Решение тестовых вопросов.

5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

-  легко ли было изучать новую тему?

- какое задание было самым интересным?

- что понравилось на  этом уроке?

6. Подведение итогов урока.

Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы  с вами живем в многонациональном государстве.

  1. Домашнее задание.

Записываем домашнее задание: Если на уроке не успели выполнить тесты – решить дома;

Ответить на вопросы в конце параграфа устно.  

Оценки за урок и комментарии учителя.

Урок окончен, спасибо за работу.

             Этнос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс СШ № 1 г.Текели Коштаева Гульжахан Дукановна.

Слайд 2

Хорошо, что все мы разные.

Слайд 4

«Народы не падают с неба и не исчезают бесследно». Н.М. Карамзин .

Слайд 5

История этногенеза казахского народа . § 30-31

Слайд 6

Самостоятельно. Прочитать, составить определения терминов этнос, этноним, этногенез . с.198

Слайд 7

объясните, что означают термины: этнос, этноним, этногенез.

Слайд 8

нация народность племя

Слайд 9

определенная территория, преемственность поколений общая история, (историческая судьба). самосознание.

Слайд 10

Заполните схему «Признаки этноса». Задание выполняется в парах. Этнос

Слайд 12

Отобразить на «Линии времени» - этапы формирования казахской народности.

Слайд 13

2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв. Индоевропейский период Тюркский период (бронзовый век, железный век) (средневековье)

Слайд 15

Каждая группа выполняет отдельное задание: 1 группа – составь в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде. 2 группа – составь в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде. 3 группа – составь список государств, составивших основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

Слайд 16

гунны сарматы уйсуны канглы саки андроновцы

Слайд 17

кипчаки, каракитаи, найманы, жалаиры караханиды карлуки тюргеши тюрки

Слайд 18

Сибирское ханство Могулистан Ногайская орда ханство Абулхаира Ак орда

Слайд 19

Прочитай текс учебника (с.201-202) сформулируй, запиши определение термина «казах», « қазақ » и расскажи о происхождении этнонима «казах». Задание № 6.

Слайд 20

Многовековой процесс формирования казахской народности и её этнической территории завершился в А) XIII – XIV вв В) XVI- XVII вв С) XV - XVI вв D ) XII – XIII вв Е) XIV – XV вв 2. Второй решающий этап этнических процессов в Казахстане начинается с середины 1 тыс. н.э. и связан с массовым расселением А) гуннов В) тюрков С) монголов D ) Арабов Е) кыпчаков 3. В XI – начале XIII вв жители большей части Казахстана именовали себя кыпчаками, но дальнейшая этническая консолидация была задержана А) монгольским нашествием В) арабским завоеванием С) османским завоеванием D ) переселением гуннов Е) джунгарским нашествием

Слайд 21

4. Процесс интеграции племен и народов на территории Казахстана связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода 1. Карлуксого каганата 2. ханства Абулхаира 3. Ногайской орды 4. Караханидского государства 5. Ак орды 6. Тюргешского каганата 7. Западнотюркского каганата 8. Могулистана 5. Процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп завершился А) XII – XV вв В) XVI- XVII вв С) XVII - XVIII вв D ) XVIII – XI Хвв Е) XIV – XV вв 6. Этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркских наций, возникли в А) VI– начале XIII вв В) XVI- начале XVII вв С) XVII - начале XVIII вв D ) XIV – начале XV вв Е) XV – XVII вв

Слайд 22

Ответить на вопросы и задания в конце § 30-31, с.203. (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быт и культура казахского народа"

О традициях и обычаях казахского народа...

"Ораторское искусство казахского народа"

В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.

Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Триединая дидактическая цель: - рассказать о вос...

Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"

Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...

Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"

Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной ...

Загадки алтайских и казахских народов

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить пред...