Зачет «Великая Отечественная война». 9 класс
материал по истории (9 класс) по теме

Кузякова Галина Валерьевна

Зачетная работа из 4-х вариантов. В основе работы- анализ документов и фактов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачет «Великая Отечественная война».            9 класс

Вариант 1.

  1. Предупреждение о подготовке фашистской Германией нападения на Советский Союз по разведывательным и дипломатическим каналам начали поступать уже с начала 1940 года. Рихард Зорге как вероятный срок вторжения немецких войск называл даже точную дату- 22 июня. В этой тревожной обстановке в газете «Правда» 14 июня 1941 г. публикуется Заявление ТАСС. В нем говорилось: «Германия также неуклонно соблюдает условия советско- германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы».

Как Вы думаете, какую роль сыграло это заявление? Оказало ли оно влияние на судьбу первых дней войны? Каково Ваше мнение?

  1. Из письма капитана Гавриила Павловича Масловского своему сыну: «Ну вот, милый мой сын, мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое не вернусь живым…Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе.

Славному городу Ленина- колыбели революции- грозит опасность. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей…Какие силы помогут мне выполнить это задание ценой жизни? Воинская дисциплина и партийное послушание. Пишу тебе как взрослому. Вырастешь, все осмыслишь и поймешь меня. Ты бесконечно дорог мне, но Родина дороже всего. У меня многие тысячи наследников духа, сердца, чувств, и ради их жизней я не колеблюсь. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина. Когда кончится война, возродятся колхозы, навещай село Хлебоедово Поддорского района Новгородской области, где ради жизни других закончил свой боевой путь твой отец.

Прощай, сын! Прощайте все! Любите Родину.  Январь 1944 года».

Группе Масловского в составе шести разведчиков было дано задание прорваться на машине со взрывчаткой к вражеским складам и уничтожить их.

Какие нравственные качества личности обусловливают способность человека на подвиг? Как Вы понимаете выражение «массовый героизм»? Чем он был вызван в годы Великой Отечественной войны?

  1. Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И.Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, холод и голод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку- возьми, брось в котелок, вари и ешь…Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

О чем свидетельствует данный факт? Ваше личное отношение к нему? Известны ли Вам аналогичные примеры высокого героизма и патриотизма, преданности долгу, проявленные советскими людьми в годы войны?

Зачет «Великая Отечественная война».            9 класс

Вариант 2.

  1. «16 октября 1941 г. через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Никем не сдерживаемый, он докатился до Москвы так близко, как это не удалось больше никому. Навстречу мотопехоте врага устремился отряд танков БТ-7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и у горбатого Химкинского моста. Переброшенного через канал, столкнулись с противником. Все захватчики были уничтожены. Бой произошел в 15 км от Кремля. Прибывшая к мосту кинохроника смогла заснять лишь разбитые мотоциклы да трупы солдат» (Московская правда.-1987.- 15 октября).

Об этом факте до последнего времени не сообщалось в печати. Как Вы думаете, почему?

  1. Потеряв в 1941 г. 67% стрелкового оружия, 91% танков и САУ (самоходная артиллерийская установка), 90% орудий и минометов, 90% боевых самолетов, наша страна уже в 1943-1944 гг. сумела полностью оснастить всем необходимым 6 танковых армий, 10 артиллерийских корпусов, 44 артиллерийские дивизии прорыва, 14 воздушных армий.

Прокомментируйте эти факты. Какие меры Советского правительства по перестройке народного хозяйства на военный лад, с Вашей точки зрения, были наиболее значимыми?

  1. В последнее время пропагандируется тезис, будто победа советского народа в Великой Отечественной войне была одержана главным образом благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами, не умением побеждать, а единственно- «большой кровью».

Можно ли согласиться с данным тезисом? Почему он вызывает возражения? Каковы главные факторы, обеспечившие победу советского народа в Великой Отечественной войне?

Зачет «Великая Отечественная война».            9 класс

Вариант 3.

  1. Вот несколько высказываний западных историков о причинах поражения немецко- фашистских войск под Москвой.

В американской энциклопедии при описании Московской битвы говорится, что «только своевременная помощь Англии и Соединенных Штатов да зимняя погода встали, казалось, между врагом и падением советской столицы».

Немецкий генерал фон Бултар в книге «Война с Россией» пишет: «Как раз в это время начались сильные дожди. Наступил период осенней распутицы… И совсем не русская армия, а сам Бог погоды остановил стремительное наступление немецких танковых сил в тот момент…Во второй половине ноября войска вновь двинулись вперед. Внезапно начались сильные морозы, температура доходила до 30 градусов нижу нуля…Наступление на Москву провалилось».

«Удар на Москву,- пишет генерал немецкой армии Ф. Мелентин,- сторонником которого был Гудериан и от которого мы в августе отказались, решив сначала захватить Украину, возможно, принес бы решающий успех, если бы его всегда рассматривали как главный удар, определяющий исход все войны. Россия оказалась бы пораженной в самое сердце».

Проанализируйте эти суждения и сделайте выводы. Разделяете ли Вы высказанные точки зрения? Почему? Свой ответ обоснуйте.

  1. После прорыва блокады Ленинграда в городе развернулся «заплаточный ремонт». Самым срочным и массовым видом ремонтных работ был ремонт кровли. Кровельщиками в то время в основном были женщины. А на одном из объектов даже работала бригада 14-15-летних подростков. Её бригадиром был мальчик 15 лет.

В докладной записке, которую он называл «накладной», мальчик жаловался решили на одну из своих работниц: «…она плохо работала, потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то после обеда она принесла кроме куклы ещё и Куклину кровать. Прошу принять меры».

О чем свидетельствует этот факт?

  1. В Сталинграде было разрушено 42 тыс. домов. 16 предприятий. Только в 1945 г. в городе закончили работу саперы, обезвредив около полутора миллионов мин, бомб и снарядов.

В годы Великой Отечественной войны в среднем ежедневно погибало 15 тыс. советских людей. Если бы мы почтить минутой молчания каждого погибшего в эту войну, нам бы пришлось молчать целых 38 лет.

Оцените этот факт и сделайте выводы.

Зачет «Великая Отечественная война».            9 класс

Вариант 4.

  1. В годы войны все московские театры давали спектакли, сбор от которых поступал в фонд обороны. Так, с июня 1941 г. по 1944 г. МХАТ внес 45 501 рубль, театр им. Евг. Вахтангова- 18 462 884 рубля, театр им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко- 20 593 330 рублей, театр им. М.Н.Ермоловой- 45 623 рубля и т.д.

О чем свидетельствуют приведенные факты?

  1. В западной историографии, посвященной второй мировой войне, существуют различные точки зрения на причины победы Советского Союза в войне с гитлеровской Германией.

Одни считают, что поражение Германии объясняется «суровым климатом России». Другие утверждают. Что Германия потерпела поражение из-за бездарности высшего политического и военного руководства, и прежде всего Гитлера.

Правомерны ли эти точки зрения? Что думаете Вы о причинах поражения фашистской Германии? Почему победил советский народ?

  1. Советский разведчик Николай кузнецов писал: «Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик! Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце…»

 

     Какие черты характеризуют разведчика Н.Кузнецова? В чем истоки их мужества и самопожертвования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по теме:"Великая Отечественная война"

Зачет по теме:"Великая Отечественная война"...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

МХК. Песни Великой Отечественной войны,вопросы к зачету.

МХК. Песни  Великой Отечественной войны,вопросы к зачету...

Материалы для подготовки к зачету по теме"Великая Отечественная война" для 11 класса

Материал содержит основную информацию о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., включая термины, даты, персоналии....

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...