Разработка учебного урока по истории в начальной школе
методическая разработка по истории по теме

Полякова Антонина Игоревна

Поскольку в начальной школе уроки истории ведутся по программе "Окружающий мир", мне в своей работе захотелось создать универсальную для данного возраста методику преподавания истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachshkola.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  «Гроза двенадцатого года».

ЦЕЛИ:

1. Создать образ Отечественной войны 1812 г. как войны, потребовавшей напряжения народных сил для спасения Родины;

2. Воспитывать чувство гордости за свой народ, который едино выступал на защиту Отечества;

3.Развивать патриотические качества и чувства у учащихся.

Оборудование: проектор, учебник «Истории России» за 9 класс, под редакцией Данилова А.А. и Косулина Л.Г., доска, мел.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок

Ход урока

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

1 мин.

Приветствие учеников. Настрой учеников на работу.

Приветствие учителя.

2. Проверка домашнего задания по теме «Как Россия у Европы «училась».

Задание детям по решению кроссворда* (раздается каждому ученику кроссворд).

Ребята за отведенное время выполняют задания кроссворда и сдают его учителю.

3. Изучение нового материала


















































































































Обобщение по теме урока





Учитель: В 2012 году исполняется знаменательная дата в общественной и политической жизни России — 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения.

Ребята как вы думаете, почему память об этой, такой далекой по времени от нас так важна?


Ответ учителя: в первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий — русской и французской. Против Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, а горожане и крестьяне стали ополченцами, партизанами. В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна — «просто война» превратилась в войну Отечественную.


Учитель: Наполеон Бонапарт – кто он? (презентация – портрет)

Рассказ учителя:

  1. о Бонапарте;
  2. Состав и численность «Великой Армии»
  3. Значимость завоевания Москвы (предлагается детям зачитать отрывок на стр. 80)


Учитель: Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.  

Учитель: Почему российские  войска с радостью встретили Кутузова? (просмотр фильма о Кутузове – 1 мин).


БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Учитель: именно М.И. Кутузов выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское поле. Оно расположено у деревни Бородино, что находилось в 125 км от Москвы (показывается по карте), 2 августа 1812 года.

Весь день гремела пушечная канонада над полем, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось, ни одной, ни другой стороне.


Учитель: на презентации демонстрируются репродукции с картин о Бородинском сражении.

Учитель: Что происходило на поле?

Как выглядел бой?


Рассказ учителя: 1. о совете в Фили;

2. об оставлении русскими войсками Москвы.

 Ребятам предлагается прочитать фрагмент из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

Вопрос детям: как вы думаете, какое воздействие оказало Бородинское сражение, и оставление Москвы французским войскам, на русский народ?


Учитель: За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу – столице Франции.



Память об Отечественной войне 1812 года осталась не только в учебниках истории. Память о тех славных годах, о героях былых сражений — в названиях площадей и улиц; в памятниках, монументах и мемориальных досках. (демонстрируется на презентации)


Большой след события 1812 года оставили и в русской литературе. Самую известную книгу об этих событиях вы, разумеется, назовете сразу — «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. А ведь были еще и другие повести и романы об Отечественной войне; были стихи и песни. Многие из них читаются и поются в наше время.

Учитель: аудиофрагмент песни об Отечественной войне.





 Записывается в тетрадях новая тема урока. Ученики слушают учителя. Предлагают свои ответы на вопрос учителя.










Внимательно слушают объяснение учителя. Задают интересующие их вопросы.



















Школьники: 1. слушают учителя; 2.задают вопросы;

3. читают отрывок из учебника.










Школьники по средствам просмотра видеофрагмента дают ответ на вопрос учителя: Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова






Ребята записывают дату Бородинского сражения.

















Ученики по средствам увиденных картин пытаются дать ответ на вопрос учителя.






Ученики: 1. слушают рассказ учителя;

2. зачитывают стихотворение по ролям;

3. предлагают свои варианты ответов на вопрос учителя.










Ученики: слушают рассказ учителя. Задают, интересующие их вопросы.















Ребята делятся тем, что они знают и слышали о Отечественной войне. Какие сооружение архитектуры, искусства они могли видеть.
















4. Закрепление изученного материала

– В каком году была война, о которой шла речь на уроке?

 – Между какими государствами шла война?

 – Назовите имена полководцев во главе каждой армии.

Ребята отвечают на вопросы учителя.

5. Домашнее задание.

Тема 16 (стр. 80 – 83). Найти наиболее понравившиеся стихотворения об Отечественной войне, выписать в тетрадь.

Приложение:

        По горизонтали:

1. Кто написал оперу «Жизнь за царя»?

3. Кто написал оперы «Лебединое озеро», «Щелкунчик»?

5. Как звали архитектора, прославившего свое имя созданием неповторимых дворцов в Царском селе и Петергофе?

6. Кто написал строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?

8. Кто основал в Москве первый в России университет?

9. В честь кого назван пролив между Азией и Америкой?

10. Как звали личного токаря Петра I?

По вертикали:

2. Братья, в честь которых было названо одно из морей Северного Ледовитого океана.

4. Знаменитый изобретатель XVIII – начала XIX века.

7. Имя первого русского императора.

Ответ. 

По горизонтали: 1. Глинка. 3. Чайковский. 5. Растрелли. 6. Пушкин. 8. Ломоносов. 9. Беринг. 10. Нартов.

 По вертикали: 2. Лаптевы. 4. Кулибин. 7. Петр.

Бородино

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

 Москва, спалённая пожаром,

 Французу отдана?

 Ведь были ж схватки боевые

 Да, говорят, ещё какие!

 Не даром помнит вся Россия

 Про день Бородина!»

– Да, были люди в наше время,

 Не то, что нынешнее племя:

 Богатыри – не вы!

 Плохая им досталась доля:

 Немногие вернулись с поля…

 Не будь на то господня воля,

 Не отдали б Москвы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод учебного проекта на уроках английского языка в начальной школе.

 В свете реализации ФГОС происходит поворот образования от "знаниевой " к личночтно-ориентированной деятельности.Поэтому хорошими технологиями являются те, которые способствуют  практ...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Уроки немецкого языка в начальной школе как организация учебного сотрудничества.

Игра -  важный методический прием. В  материале представлены  различные игры, которые можно использовать  для закрепления пройденных тем на уроках немецкого языка....

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе.

Виды диктантов, дидактические игры, работа с текстом  на уроках русского языка в начальной школе в коррекционной школе 8 вида....