Разработка учебного урока по истории в начальной школе
методическая разработка по истории по теме
Поскольку в начальной школе уроки истории ведутся по программе "Окружающий мир", мне в своей работе захотелось создать универсальную для данного возраста методику преподавания истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachshkola.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «Гроза двенадцатого года».
ЦЕЛИ:
1. Создать образ Отечественной войны 1812 г. как войны, потребовавшей напряжения народных сил для спасения Родины;
2. Воспитывать чувство гордости за свой народ, который едино выступал на защиту Отечества;
3.Развивать патриотические качества и чувства у учащихся.
Оборудование: проектор, учебник «Истории России» за 9 класс, под редакцией Данилова А.А. и Косулина Л.Г., доска, мел.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интегрированный урок
Ход урока
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный 1 мин. | Приветствие учеников. Настрой учеников на работу. | Приветствие учителя. |
2. Проверка домашнего задания по теме «Как Россия у Европы «училась». | Задание детям по решению кроссворда* (раздается каждому ученику кроссворд). | Ребята за отведенное время выполняют задания кроссворда и сдают его учителю. |
3. Изучение нового материала Обобщение по теме урока | Учитель: В 2012 году исполняется знаменательная дата в общественной и политической жизни России — 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения. Ребята как вы думаете, почему память об этой, такой далекой по времени от нас так важна? Ответ учителя: в первую очередь потому, что это была не просто война двух государств, двух армий — русской и французской. Против Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, а горожане и крестьяне стали ополченцами, партизанами. В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство. И очень скоро против Наполеона воевала вся страна — «просто война» превратилась в войну Отечественную. Учитель: Наполеон Бонапарт – кто он? (презентация – портрет) Рассказ учителя:
Учитель: Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Учитель: Почему российские войска с радостью встретили Кутузова? (просмотр фильма о Кутузове – 1 мин). БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ Учитель: именно М.И. Кутузов выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское поле. Оно расположено у деревни Бородино, что находилось в 125 км от Москвы (показывается по карте), 2 августа 1812 года. Весь день гремела пушечная канонада над полем, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось, ни одной, ни другой стороне. Учитель: на презентации демонстрируются репродукции с картин о Бородинском сражении. Учитель: Что происходило на поле? Как выглядел бой? Рассказ учителя: 1. о совете в Фили; 2. об оставлении русскими войсками Москвы. Ребятам предлагается прочитать фрагмент из стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Вопрос детям: как вы думаете, какое воздействие оказало Бородинское сражение, и оставление Москвы французским войскам, на русский народ? Учитель: За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю. Предлагаю мысленно перенестись в 1814 год, когда русские избавились от захватчиков и война с Францией была закончена и пройтись парадным шагом по Парижу – столице Франции. Память об Отечественной войне 1812 года осталась не только в учебниках истории. Память о тех славных годах, о героях былых сражений — в названиях площадей и улиц; в памятниках, монументах и мемориальных досках. (демонстрируется на презентации) Большой след события 1812 года оставили и в русской литературе. Самую известную книгу об этих событиях вы, разумеется, назовете сразу — «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. А ведь были еще и другие повести и романы об Отечественной войне; были стихи и песни. Многие из них читаются и поются в наше время. Учитель: аудиофрагмент песни об Отечественной войне. | Записывается в тетрадях новая тема урока. Ученики слушают учителя. Предлагают свои ответы на вопрос учителя. Внимательно слушают объяснение учителя. Задают интересующие их вопросы. Школьники: 1. слушают учителя; 2.задают вопросы; 3. читают отрывок из учебника. Школьники по средствам просмотра видеофрагмента дают ответ на вопрос учителя: Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова Ребята записывают дату Бородинского сражения. Ученики по средствам увиденных картин пытаются дать ответ на вопрос учителя. Ученики: 1. слушают рассказ учителя; 2. зачитывают стихотворение по ролям; 3. предлагают свои варианты ответов на вопрос учителя. Ученики: слушают рассказ учителя. Задают, интересующие их вопросы. Ребята делятся тем, что они знают и слышали о Отечественной войне. Какие сооружение архитектуры, искусства они могли видеть. |
4. Закрепление изученного материала | – В каком году была война, о которой шла речь на уроке? – Между какими государствами шла война? – Назовите имена полководцев во главе каждой армии. | Ребята отвечают на вопросы учителя. |
5. Домашнее задание. | Тема 16 (стр. 80 – 83). Найти наиболее понравившиеся стихотворения об Отечественной войне, выписать в тетрадь. |
Приложение:
По горизонтали:
1. Кто написал оперу «Жизнь за царя»?
3. Кто написал оперы «Лебединое озеро», «Щелкунчик»?
5. Как звали архитектора, прославившего свое имя созданием неповторимых дворцов в Царском селе и Петергофе?
6. Кто написал строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?
8. Кто основал в Москве первый в России университет?
9. В честь кого назван пролив между Азией и Америкой?
10. Как звали личного токаря Петра I?
По вертикали:
2. Братья, в честь которых было названо одно из морей Северного Ледовитого океана.
4. Знаменитый изобретатель XVIII – начала XIX века.
7. Имя первого русского императора.
Ответ.
По горизонтали: 1. Глинка. 3. Чайковский. 5. Растрелли. 6. Пушкин. 8. Ломоносов. 9. Беринг. 10. Нартов.
По вертикали: 2. Лаптевы. 4. Кулибин. 7. Петр.
Бородино
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод учебного проекта на уроках английского языка в начальной школе.
В свете реализации ФГОС происходит поворот образования от "знаниевой " к личночтно-ориентированной деятельности.Поэтому хорошими технологиями являются те, которые способствуют практ...
Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...
Уроки немецкого языка в начальной школе как организация учебного сотрудничества.
Игра - важный методический прием. В материале представлены различные игры, которые можно использовать для закрепления пройденных тем на уроках немецкого языка....
Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.
Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...
Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе
Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...
доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»....
Методическая разработка к урокам русского языка в начальной школе.
Виды диктантов, дидактические игры, работа с текстом на уроках русского языка в начальной школе в коррекционной школе 8 вида....