План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Босина Снежанна Сергеевна

Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_novaya_ekonomicheskaya_politika.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                        План-конспект урока

                История. 9 класс    Тема «Новая экономическая политика»

Цель урока: Подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭП.

Задачи:Образовательная: овладение учащимися знаниями о новой экономической политике. Формирование мировоззренческой, политической оценки событий переходного периода, от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Уяснение причины такого  перехода,основных компонентов модели нэповской организации общества по-большевистски,цели НЭПа,результатов и значения.

Развивающая: продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.

 Воспитательная: воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия

Оборудование: проектор, компьютеры с доступом в Интернет

Оформление доски: записана тема рока, план изучения новой темы, новые слова домашнее задание

Форма урока: лабораторное занятие с элементами дискуссии

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

(Сочинение на тему «Имела ли Белая армия шанс на победу?)

Вопросы для повторения материала:

Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?

В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?

3.Изучение нового материала

План:

1.Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к нэп

2.Курс на НЭП

3.Суть и основные мероприятия НЭП

4.Итоги НЭП

IV.Закрепление  изученного на уроке

Выполнение заданий с использованием ресурсов ФЦИОР

Ресурсы по теме: Социально-экономическое развитие СССР в годы  НЭП

V. Подведение итогов урока

Рефлексия

Домашнее задание

Параграф № 18. Составить  краткий толковый словарь «Язык нэпа».В,частности в него могут войти такие слова: нэпман,совбур,смычка,комчванство, нэпач, выдвиженец,перерожденец, командные высоты, трест,синдикат, фининспектор и др.

Задача для обучающихся: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

  1. Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к НЭП

Объяснение учителя

Задание для обучающихся: Из рассказа учителя самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭПа.

Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий кризис, который проявился в следующем.

а)Экономический кризис, вызванный тяготами гражданской войны и интервенции,а также сопутствующей им политикой военного коммунизма. Национальный доход сократился более чем на 63%, промышленность, транспорт коммуникации во многом были разрушены.Из-за саботажа чиновников снизился уровень управления. Нарушились экономические связи между предприятиями  и районами страны, упала дисциплина труда.

В сельском хозяйстве сократились посевные площади, снизилась урожайность.

Все это привело к снижению жизненного уровня населения. В войну погибло и было ранено большое количество трудоспособного населения. Во многих городах были перебои с хлебом.

б) Из этого тяжелого экономического кризиса вытекало недовольство народа политикой, проводимой партийными и советскими органами. Крестьяне были крайне недовольны продразверсткой.

В Тамбовской губернии началось крестьянское восстание под руководством братьев Антоновых. К началу 1921г. было зафиксировано более 50 крупных крестьянских выступлений.

В начале 1921г. начались забастовки рабочих. Демобилизация возвратила в страну повстанческий элемент, велика была безработица. Возрос бандитизм.

В марте 1921г. в Кронштадте произошло восстание. Повстанцы выдвигали как экономические, так и политические лозунги: «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы  без большевиков», отмена продразверстки, свобода торговли.

в) Внутрипартийный кризис проявлялся в расслоении членов партии на элементарную группу и партийную массу, появлении оппозиционных групп (группа «демократического централизма», «рабочая оппозиция»). Увеличилось число лиц, претендовавших на лидерство в партии (Троцкий, Сталин и др.), что могло привести к ее расколу.

Не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и моровую революцию.

г) России предстояло жить в условиях капиталистического окружения, что требовало иной  стратегии и тактики.

Проверка записей в тетрадях.

Причины могут быть сформулированы следующим образом:

-недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

-недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны

-хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

2.Курс на нэп.

Слово учителя.

 В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.

На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.

 3.Суть и основные мероприятия НЭП

Самостоятельная работа обучающихся с историческими документами

Задание для обучающихся:  На основе материалов исторических источников выделить мероприятия новой экономической политики

Документы:

«Из доклада В.И. Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов»(17 октября 1921 г.)

«Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики (9 августа 1921 г.)

«Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэп и промышленности»(28 декабря 1921 г.) 

Выделенные мероприятия могут быть сформулированы следующим образом

Новая экономическая политика включала тесно связанные друг с другом мероприятия:

-замену продразверстки натуральным продналогом;

=отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

-прекращение бесплатных услуг населению;

-перевод государственных предприятий на хозрасчет, заметна натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда;

-материальное стимулирование рабочих;

-возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;

-возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство:

-развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);

-заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;

-денежную реформу;

-гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов;

-государственную монополию внешней торговли;

-создание банка акций, ценных бумаг;

-налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами;

4.Итоги НЭПа

Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.

 Задание:выяснить социально-экономические итоги НЭП.

 Проверка записей в тетрадях. Выделенные итоги могут быть сформулированы следующим образом

Итоги нэпа

положительные

отрицательные

- увеличились объемы с/х;

- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

- достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

- рост середняцких хозяйств (60%);

- достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

- улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

- нехватка промышленных товаров;

- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;

- безработица;

- обострение жилищного вопроса;

- аграрное перенаселение.

Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс  в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи – намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как  городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).

IV.Закрепление  изученного на уроке

Задание для обучающихся- По ссылке перейдите на сайт с заданием  и выполните упражнения контрольного модуля  http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html 

Слово учителя

В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

Задание для учащихся:

Совместно с учителем заполнить вторую часть  сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»

Вопросы

Военный коммунизм

НЭП

Отношение к крестьянству

Продразверстка,ликвидация частной собственности

Способ производства

Национализация промышленности

Обмен

Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива,жилья и др.

Способ распределения и потребления

Уравнительное распределение, натурализация зарплаты,карточная система

Характер труда

Всеобщая трудовая повинность

Варианты ответов могут быть сформулированы следующим образом

-Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли,наемный труд;

- допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;

-Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;

-Отмена карточной системы,тарифная система оплаты труда

Обобщение и систематизация знаний,полученных на уроке.

Вопросы  модуля:

В чем состояли причины перехода к НЭП? Согласны ли вы с мнением,что введение НЭП  было вынужденным?

Характеристика основных мероприятий НЭП. Что нового появилось в экономической политике советского правительства по сравнению с политикой «военного коммунизма»?

Каковы результаты НЭПа в 1927-1928 гг.?

Какие противоречия порождала нэповская модель развития?Их последствия??

По ссылке перейдите на сайт информационного модуля

http://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html

Слово учителя

противоречия и причины свёртывания нэпа сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

V.Подведение итогов урока

Рефлексия.

- Сегодня на уроке я…

- Что получилось и что не получилось?

- Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

- Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Итог урока, выставление, комментирование оценок Домашнее задание.

Основные этапы урока

Этап урока

Название ресурса,

учебное оборудование

Деятельность          учителя

Деятельность ученика

Время

( мин.)

1

Организационный момент

Объявление темы, цели урока

Запись в тетради

2 мин.

2

Проверка домашнего задания и

Подготовка к восприятию нового материала

опрос

Зачитывание сочинений,обсуждение

Ответы на вопросы

8

мин.

3

4

Изучение новой темы

Лекция учителя

Самостоятельное выдение и формулирование причин введения НЭП.Запись в тетради

5 мин.

5

Усвоение новых знаний

 «Из доклада В.И. Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» 17 октября 1921 г.

«Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики (9 августа 1921 г.)

«Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэп и промышленности»28 декабря 1921г

Тьюторская поддержка.

Организация дискуссии

Самостоятельная работа с  историческими источниками

8 мин.

6

Физкультми-нутка

Организация физкультмин-ки

Выполнение упражнений

1 мин.

7.

Усвоение новых знаний

Тьюторская поддержка.Организация дискуссии

Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.Презентация своей работы

8 мин.

8.

Закрепление полученных знаний. Выводы урока

1.Контрольный модуль

http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html

1.Тьюторская поддержка.

2.Организация дискуссии

 1.Выполнение заданий модуля

2.Заполнение талицы совместно с учителем

,участие в дискуссии

1 мин.

3 мин

9.

Подведение итогов

Информаци-онный модульhttp://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html

Рассказ, демонстрация слайдов

участие в дискуссии и формулирование выводов урока

2 мин.

10.

Итоги урока,рефлексия

Соотносят результаты деятельности с поставленными задачами.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

открытый урок в 9 классе по теме: "Новая экономическая политика"

Урок даёт представление о новой экономической политике. На уроке используется работа в группах....

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

Урок в 9 классе. "Переход к новой экономической политике" (презентация)

Презентация  к уроку "Переход к новой экономической политике"...