Активное познание на уроках истории через УДЕ и ОКа
методическая разработка по истории на тему

Кожухова Людмила Борисовна

 

УДЕ – методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в сжатом виде ( крупным блоком) и оформляется опорными конспектами-схемами. Принципы:

-многократное повторение;

-ФГОС+УДЕ+Ока;

-обучение на нарастающем уровне сложности;

-бесконфликтность.

Ученик становится успешным, т.к. сам является творцом своего Ока. Его деятельность заключается в оригинальности, доступности, простоте, лаконизме.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ude.doc33 КБ
Файл Схемы ОДЕ +ОКа1 МБ
Файл Схемы №21 МБ
Файл Схемы №377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активное познание на уроках истории через УДЕ и Ока.

        Содержание современного образования требует существенной модернизации средств и методов обучения. Необходимость использования личностно- ориентированных  образовательных технологий сегодня  помогут  развитию необходимых в  современном обществе деятельностных и научно- исследовательских компетенций  у школьников.Развитие   творческого, самостоятельного  мышления, формирование умений и навыков   самостоятельного поиска, анализа и  оценки  информации-дна из  главных задач  образования сегодня, а    не просто овладение суммой знаний.

        Выпускник современной школы  должен быть социализирован, ему необходимо   научиться  « изнутри » понимать  современное общество как целостный  живой , функционирующий организм. Благодаря  синергетическому эффекту  интегрированные подходы  помогают воспринимать  мир как единое целое, способствуют  выявлению метапредметной  и личностной составляющих обучения.         История рассматривает  линейное  развитие событий, фактов, персоналий того или иного временного периода. Задача старшей школы не заключается в том, чтобы еще раз пройти по ленте времени, а проанализировать ее  с разных сторон. Главное выделить  переломные этапы, осмыслить их  и посмотреть  с разных точек зрения, актуальных проблем. Говоря современным языком мы должны создать 3 D- модель государства, развернутую во времени, и в пространстве. Дать ученику возможность  посмотреть  с разных точек зрения,  сформировать  некий целостный взгляд на мир, историю.Очень важно создать представление многоплановым, многомерным. И тогда можно получить  совершенно иной результат : мы дадаим ученику школы, который по возрасту уже к этому готов, новый инструментарий для анализа  современных общественных процессов. Мы научим увязывать  различные факторы в единую цепь, не отрывая экономику от политики,от социальных изменений и т.д.

        Инновационный характер нового стандарта с делением на предметные, метапредметные и личностные результаты должен заложить  специальные компетенции, ценностные установки, универсальные способы деятельности,личностные качества.

        На протяжении  последних лет  предметом жесткой критики является объем школьных учебников  истории, которые сильно перегружены незначительными фактами, второстепенными деталями, малознакомыми именами.Информационно перегруженный учебник- это не обязательно большая книга. Прежде всего это  монотонный, однообразный, черно-белый текст,  страницы параграфа  от 5-20. Набран одним типографским шрифтом, иллюстраций нет, карты размыты.Такой учебник утомителен.

        Степень погружения и осмысления учебного материала  зависит от

 методического мастерства учителя.

        Как научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать    исторические факты? На что опираться?  На слуховую память,   зрительную?  Использовать ассоциации? Учить логическому мышлению?

        Очевидно, что в зависимости от ситуации надо применять различные средства. Преподавание следует строить так, чтобы научить учащегося индивидуальным приёмам усвоения исторического материала, помочь каждому выбрать оптимальный вариант изучения проблемы,   сформировать индивидуальный стиль познавательной деятельности.

      К таким приёмам изучения, преподавания, а также усвоения исторического материала можно отнести метод П.М.Эрдниева - укрупнение дидактических единиц, который позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения. Преподавание и учение, освобождаясь от присущих ныне догматизма, императивно-исполнительских по сути передачи и усвоения готовых знаний, приобретают характер взаимообогащающего общения и сотрудничества. Иными словами, благодаря укрупнённым дидактическим единицам (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда  учащихся. Методика УДЕ содействует обдуманности умозаключения. Методическая система, основанная на укрупнении знаний, проявляется и на микроэтапах урока  положительно сказывается на результатах.

                  Технология УДЕ как раз приближена к свойствам внутренней информации, что и приводит к упрощению и облегчению процесса обучения. Процесс обучения приобретает и эмоциональную окраску, подъём, особенно тогда, когда ученик убеждается в своей правоте.

          Учитель должен воспитывать привычку сравнивать события, явления, проводить аналогии, а также находить особенное и частное, делать обобщающие выводы. Результаты подобной умственной деятельности благотворно влияют на пытливость, ум, воображение. Учащиеся могут открыть  уже давно известное, могут ограничиться догадкой, т.к. они знакомятся с логической структурой умозаключений. Огромное значение имеет эмоциональная окраска

 первооткрывателя, которая активизирует в сильнейшей  степени познавательный процесс.

                Процесс первооткрывателя, эмоциональная окраска радости способствуют желанию учиться, запоминать  учебный материал, сравнивать.  

              В дальнейшем можно усложнить изучение материала. Все эти особенности методики мне представляются перспективными для сегодняшнего, каждодневного процесса обучения. Излагая новый материал, я предлагаю учащимся опорный конспект-схему, в котором  отражены основные факты и намечена их логическая взаимосвязь, последовательность  изложения  фактов, событий.

    Технология интенсификации  обучения на основе схемы и знаковых моделей  учебного материала разработана В. Ф. Шаталовым. Особенности содержания - материал дается крупными блоками, оформление материала опорными конспектами-схемами. Требование к оформлению - лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, творчество, эмоциональность. Опорный конспект представляет собой  наглядную  схему, в которой отражаются единицы информации и представлены различные связи между  ними, а также введены знаки.

          Опорный  конспект   представляет   систему   опорных   сигналов   в   виде краткого условного  конспекта, завершающего систему фактов, понятий, идей как  взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В. Ф.Шаталов разработал учебную    деятельность школьников, которая  обеспечивала полную и всеобщую  активность на уроке.

       Для ОК необходимо использовать простейшие значки, сокращения, аббревиатуры. Некоторые    из  них  понятны    без    специальных    комментариев .Например:  (гос-во»  —  государство,  «прол-т» — пролетариат, скрещенные мечи- битву , сражение.     Корону— короля. Буквенные аббревиатуры не  вызывают затруднений и легко понимаются учениками. «3» -  Запал.  «В»- Восток ;- «Др.В» -- Древний Восток, «Др.Р» -Древний Рим. Употребляются и математические знаки: ≠ неравенство, ↑— возвышение, -↓- снижение,  + увеличение и т.д.. Опорный конспект не исчерпывает отображение всего учебного материала, а является средством, чтобы выделить главное, дать в виде УДЕ, привлечь внимание школьников к учебному  материалу, идеям, фактам.

        УДЕ – методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в сжатом виде ( крупным блоком) и оформляется опорными конспектами-схемами. Принципы:

-многократное повторение;

-ФГОС+УДЕ+Ока;

-обучение на нарастающем уровне сложности;

-бесконфликтность.

Ученик становится успешным, т.к. сам является творцом своего Ока. Его деятельность заключается в оригинальности, доступности, простоте, лаконизме.

 УДЕ можно представить в виде большого блока, где ученик видит весь

 исторический процесс и  оформить опорным конспектом.

        Использование логических блоков, объединенных стрелками, линиями и пр. способствуют развитию системности мышления, выделению причинно-следственных связей, разделять общее и главное. Эти навыки развиваются незаметно в ходе изучения  учебного материала. Смысл  графическо- схематических  опорных знаков должен  быть понятен всем и любой ученик, даже тот, который не составлял УДЕ +Ока, смог бы воспроизвести символы в слова. Использование  понятных сокращений и аббревиатур.

        План работы по созданию УДЕ+Ока:

1.При чтении главы, параграфа выделить основные смысловые части текста.

 2.Изложить последовательность главных частей  текста.

 3.Сделать набросок сокращенных записей.

 4.Преобразовать   эти записи в графические,буквенные,схематические, символические  сигналы.

5. Объединить сигналы в блоки и отобразите связи между ними.

6. Можно выделить элементы цветом.

7.Ученик не должен бояться ошибок, он должен быть готов ее найти и исправить.

Результаты:

  1. сформировать представление о целостном историческом процессе;
  2. овладеть знаниями  о ключевых фактах и исторических событиях  для понимания значимости этих фактов в развитии  современного исторического процесса в целом;
  3. системность знаний об историческом процессе, историческом движении, пространстве;
  4. сформировать умения сравнительного многоаспектного  анализа исторических событий, которые проходили в один исторический период;
  5. сформировать  взгляды на мир  с точки зрения  национальных интересов России, об особенностях  современного глобального информационного общества;
  6. использовать  широкий спектр  социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных  ситуаций прошлого и настоящего.

Список литературы:

1.Гузеев В.Б. Образовательная технология: от приёма до философии.
Директор школы. Вып. № 4, 1996 г..

 2.Гузеев Б.В. Лекции по педагогическим технологиям. М: «Знание», 1992г.

3.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М; «Сфера»2010г.

4.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.

5.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М: «Педагогика», 1979 г.

6.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М: «Педагогика», 1987 г.  

7. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология о6учения.(часть 1,2). М: «Просвещение», 1992 г.

                                                


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В настоящее время приходится сталкив...

Активное познание на уроках истории через УДЕ и Ока

УДЕ – методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в сжатом виде ( крупным блоком) и оформляется опорными конспектами-схемами. Принципы:-многократное повторение;-ФГОС+УДЕ+Ока;-о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Обобщение опыта по теме: " Повышение познавательной активности школьников на уроках математики через использование ИКТ"

Я применяю компьютер при обучении математики . Работу веду в двух направлениях: используя готовые программы на уроках математики, и организую работу учащихся по созданию математических проектов на кру...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...


 

Комментарии

Кожухова Людмила Борисовна

Для меня учебник преподавания Ока В.Ф.Шаталова

Кожухова Людмила Борисовна

Добрый день! Заходите на сайт. Интересуйтесь темой УДЕ с опорными конспектами.

Куц Федор Иванович

Прекрасная работа, так держать, успехов.

Фомина Татьяна Александровна

Людмила Борисовна, интересный и актуальный материал, можно сказать готовый материал для выступления на методическом объединении, спасибо, голосую.

Данилова Светлана Васильевна

Интересный материал. Голосую. А я в д/саду использую мнемосхемы для составления рассказов и заучивания стихов

Вовко Ирина Борисовна

Очень интересный и понятный ученикам материал.

Полякова Татьяна Васильевна

Актуально во все времена. Голосую!

Мерзлютина Ирина Александровна

Достойная работа. Мой голос в Вашу копилку, Людмила Борисовна. Успехов!

Косарева Елена Васильевна

Очень интересный материал. Профессионально и при этом глубоко и просто. Удачи вам в конкурсе.

Ткачева Наталья Ивановна

Интересно. Актуально. Достойно. Голосую!

Кожухова Людмила Борисовна

Где твоя работа? Загружай!!!

Лариса Сергеевна Шипаева

Интересный материал, голосую!

Свечкарёва Наталья Юрьевна

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ, СПАСИБО!!

Кожухова Людмила Борисовна

Спасибо за поддержку.

Кожухова Людмила Борисовна

удачи и вам!!!

Макеева Светлана Александровна

Согласна со всем.Многим пользуюсь. Желаю удачи!

Была на уроках. Интересно, здорово. Удачи!

Кожухова Людмила Борисовна

Спасибо всем, кто меня поддерживает.