Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Гимранова Венера Хакимзяновна

урок посвящен церковному расколу 17 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Суксунская  средняя общеобразовательная школа № 2».

Урок-размышление.                      Учитель истории: Гимранова В.Х.

        Тема: «Священство» и «царство».

        Цель: - Систематизировать и обобщить знания уч-ся о  

                      церковном расколе ХVII в.

                   - Определить смысл конфликта между светской и

                        церковной властью.

        Оборудование: тема, эпиграф:

«Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом – Константинополем завладели агарянские внуки, турки. Твое же великое Российское царство – третий Рим – всех превзошло благочестием».

                                                                                    (В.О.Ключевский)

        Портреты А.М.Романова, Никона;

        Картина «Боярыня Морозова».

I. Вступление.

        Шел 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…» Что же случилось в Москве? К чему это колокола изменили себе?

        Тогда только-только закончился Церковный собор, созванный царем Алексеем Михайловичем якобы для рассмотрения дел насущных, на самом же деле – для устранения ставшему ему ненавистным патриарха Никона. Низложить зарвавшегося патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор… Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь.

        Однако, прежде чем продолжить разговор о соборе, обратимся к событиям предшествовавшим. В конце концов, решения собора были лишь этапом в жизни страны, звеном в длинной цепочке событий.

        Действительно, ли главное то, как стали осенять себя христиане после собора – двоеперстным или троеперстным крестным знамением? Только ли из-за этого горели страсти? В чем была суть происходящего?

        В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в присутствии константинопольского  патриарха была учреждена Московская патриархия.

Обращаясь к царю Фёдору, константинопольский патриарх произнёс слова, глубоко запавшие в царскую душу, их с тех пор передавали в Кремле по наследству. В воспроизведении В.О. Ключевского слова эти звучали так: (зачитать с доски).

События, способствовавшие утверждению третьего Рима, происходили и во время правления Алексея Михайловича.

- А какой он был этот царь?

(Краткое сообщение уч-ся о А.М.)

- Какое влияние оказало Соборное уложение?

(Централизация гос. власти, усиление самодержавия, окончательное закрепощение крестьянства).

Русская православная церковь тоже играла значительную роль в жизни России. Она, с одной стороны, поддерживала царскую власть, с другой, противостояла ей, и не по маловажным причинам. Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные владения и богатства: церковь пыталась оказать влияние на гос. дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше «священство» или «царство».

Таким образом, в XVII в. церковь обладала значительной властью.

- Почему же в XVII в. произошёл такой факт как раскол церкви?

Тема нашего урока «Священство» и «царство».

(В церковных книгах накопилось много неточностей, одновременно священник читал свою молитву, дьячок - пел псалмы.

В это время в Москве сложился Кружок ревнителей благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифатьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям. Ещё со времён Стоглавого собора 1551 г. незыблемая верность «старине» в обрядах и нравах считалось опорой истинного православия.

При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором православной церкви выступил патриарх Никон.)

Новгородский митрополит Никон был избран патриархом в 1652 г. Историк Платонов отозвался о нём: «один из самых, могучих русских деятелей XVII в.»

(Характеристика Никона уч-ся)

По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу.

- К чему сводилось основное содержание реформы?

1. Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятью;

2. земные поклоны заменялись поясными;

3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

4. иначе стали писать имя Христа - Иисус, вместо старого Исус;

5. «Алиллуйя» стали произносить трижды, а не дважды;

6. для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Таким образом, фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды.

-Всех устраивала эта реформа? Если нет, то почему?

(Многочисленные противники из разных слоёв общества. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами её проведения. Их раздражало высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работ с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные блюстители старины вообще, они требовали исправлений по старорусским книгам. Крестьяне хотели белой свободы, бояре – главенства Боярской думы.)

Главным идейным противником Никона стал протопоп Аввакум.

(Краткая характеристика Аввакума - учитель)

- Почему Никон и Аввакум вначале входили в один кружок, а потом оказались врагами?

- Что общего в их хар-ре?

- Почему царь превозносит Никона на такую высоту, а потом между ними возникает конфликт?

(Главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Боярская оппозиция поссорила царя с патриархом. А.М. перестаёт посещать службы, которые вёл патриарх, не приглашал его на приём во дворец. В1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более 8 лет. Личные кач-ва Никона.)

В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал собор с участием вселенских патриархов. На нём обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных». Церковный собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белоозерский Феропонтов монастырь.

Через 15 лет при Федоре, ему было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

В 1667 г. церковный собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, гос-ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, создавали свои общины. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных соц. слоев. В их числе и сестры – боярыня Морозова и княгиня Урусова.

(Работа по картине Сурикова «Боярыня Морозова»)

Оставшись вдовой к 30 годам, она считалась одной из самых богатых женщин Руси. Единственная наследница громадного состояния обоих братьев Морозовых. По ногам, переодевшись в простое платье, бродила по темницам, подавала щедрую милостыню, кормила, лечила. Прошла ч/з дыбу, подземелья. Их посадили в яму и подвергли голоду и холоду. Урусова умерла ч/з 2,5 месяца, Морозова выдержала до ноябрьских заморозков.

Епархиальный миссионер И.Жаров: «Эта Морозова и подобные раскольнические тогдашние мученицы в глазах правительства того времени были то же самое, что грозные современные боярыни с пенсне на носу, бомбометальщицы в верных слуг царя, которых за то подвергают заслуженной каре – ссылке в Сибирь и даже смертной казни… ».

Гонения продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г.

-Т.о., в чем политический смысл раскола?

(Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной империи получила свободу действий. Руками Никона церковь подчинилась и стала служить светской власти, а на старую свободную – устроили гонения.)

СПРАВКА.

Аввакум родился в 1621 г. в семье священника. Женился на глубоковерующей девушке Насте, которая стала единомышленницей и другом. Сначала дьякон, потом протопоп. Строго соблюдал все правила церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем вызывал их гнев. Они неоднократно разоряли его дом.

В кружке «ревнителей благочестия».

Осенью 1653 г. сослан в Сибирь. Но в царской семье ценили его искренность и убежденность, по настоянию царя сослан сохранив священный сан. В 1662 г. – в Москве, не  убедили отречься от убеждений. В 1664 г. – на Мезень, 1667 г. – Пустоозерский острог, 15 лет в земляной тюрьме. 14 апреля 1682 г. сожжен на костре.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Урок-размышление. 6 класс

В сердце всё человеческое богатство...  (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")...

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'

Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....

Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")

"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'

Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....

Тема урока: Урок-размышление о счастье. Подготовка к сочинению-рассуждению. 10 класс.

Вид урока: урок – практикум.Тип урока: комбинированный с использованием ИКТФормы работы слово учителя, приём мозговой атаки анализ исходного текста, организация частично – поиск...