Всё для фронта, всё для победы! (9 класс)
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Методическая разработка урока с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_dlya_fronta_vse_dlya_pobedy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Все для фронта, все для победы!»

9 класс

Цель урока:
определение учащимися социально-экономических предпосылок коренного перелома и будущей победы в войне через организацию анализа исторических источников.

Задачи:

- Воспитывающая – создать условия для воспитания чувства гордости и любви к Родине на примерах самоотверженного труда и мужественной обороны родной земли в труднейших условиях  военного времени;

- Образовательная – учащиеся должны проследить взаимосвязь мер, предпринятых руководством страны и массовым героизмом советского народа, рассмотреть вклад науки и культуры в победу;

- Развивающая – в ходе урока учащиеся должны развивать навыки самостоятельной работы и в группах, работы с документами, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия.

План изучения нового материала:

I. ВЫЗОВ

        Отрывок из ст. Карпова В. «Маршал Жуков», опубликованной в журнале «Знамя» в 1989 году:

     «В первые дни Великой Отечественной войны руководство Советской страной ... не владело ситуацией, командование Красной Армии не всегда знало обстановку и не держало в руках управление армиями. В этом отношении поход гитлеровской армии на Восток, когда начинался, был похож на молниеносные удары в Западной Европе, где руководство, парализованное внезапным и мощным ударом, оказывалось не в состоянии организовать отпор, хотя располагало силами, порой достаточными для довольно длительного сопротивления, как, например, во Франции.                                           И вот на советской земле вроде бы повторялся такой же шок у руководства из-за отсутствия связи, информации, нарушения управления войсками. Но вдруг обнаружилась какая-то сила, которая не позволила полностью рухнуть нашей обороне и не дала возможности гитлеровцам беспрепятственно двигаться в глубь страны.                                                                                      

- Что же это была за сила?
- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Кто же сдерживал гитлеровские армии?

- Кто же они, эти славные герои, первыми отразившие нападение?

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

- Работа с текстами документов (в более слабом, неподготовленном классе можно использовать текст параграфа учебника);

 - заполнение таблицы – «синтез» (разработана Загашевым И.О.)

      - Что помогло советскому государству выстоять и победить в Великой Отечественной войне? Сделайте все возможные выводы:

Ключевые слова (словосочетания) по теме

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)

1 колонка заполняется во время работы с текстами документов (после предварительного обсуждения) в группах по четыре человека;                                                                           2 колонка заполняется во время работы в парах;                                                                         3 колонка заполняется во время индивидуальной работы учащегося.

Документы

1.Александр Твардовский в поэме «За далью – даль» писал:

Когда на Запад эшелоны,
На край пылающей земли,
Ту мощь брони незачехленной
Стволов и гусениц везли,                                                                                                                Тогда, бывало, поголовно,
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
два слова: «Батюшка Урал…»                                                                                                                            

2. В Музее обороны Сталинграда хранится грамота президента США Франклина Рузвельта. В ней говорится: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против агрессии».

3. Несмотря на временную потерю огромной территории, на которой до войны проживало 45% советских людей и производилось 33% валовой продукция промышленности и 54% валовой продукции сельского хозяйства, СССР, тем не менее, в годы войны произвел оружия и военной техники вдвое больше, чем фашистская Германия.
Прокомментируйте этот факт и сделайте вывод о вкладе рабочего класса в достижение победы в войне.


4. Маршал Советского Союза Г. К.
 Жуков писал в своих мемуарах: «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку, который, отказывая себе в самом необходимом, в питании и сне, делал все от него зависящее, чтобы выполнить задачи, которые ставила перед народом коммунистическая партия в целях организации победы над врагом».
«Где бы ни находился этот человек - на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, - повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.

 5. Из письма капитана Гавриила Павловича Масловского своему сыну: «Ну вот, милый мой сын, мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое не вернусь живым... Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти,  но к победе.

Славному городу Ленина — колыбели революции — грозит опасность. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Какие силы помогут мне выполнить это задание ценой жизни? Воинская дисциплина и партийное послушание.  Пишу тебе как взрослому. Вырастешь, все осмыслишь и поймешь меня. Ты бесконечно дорог мне, но Родина дороже всего, у меня многие тысячи наследников духа, сердца, чувства, и ради их жизней я не колеблюсь, Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения, Без обмана больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина. Когда кончится война, возродятся колхозы, навещай село Хлебоедово Поддорского района Новгородской области, где ради жизни других закончил свой боевой путь твой отец. Свято оберегай эту землю, когда пойдешь на службу в
войска.  
                               Прощай, сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 года.


Группе Масловского в составе шести разведчиков было дано задание прорваться на машине со взрывчаткой к вражеским складам и уничтожать их.

6.  За годы Великой Отечественной войны Государственный академический Малый театр дал на своей сцене 79 шефских спектаклей для частей Красной Армии и Военно-Морского флота, а общая сумма денег, собранных от спектаклей в фонд обороны, составила 1 млн. 8 тыс. рублей.

7. Сравнительные данные о военном производстве СССР и фашистской Германии в 1941 – 1942 гг.

Виды военной продукции

СССР

(2 полугодие 1941 и 1942г.)

Германия

(1941 – 1942гг.)

Превышение военного производства СССР над Германией

Винтовки и карабины (млн. шт.)

Пистолеты-пулеметы (млн. шт.)

Пулеметы (тыс. шт.)

Орудия (тыс. шт.)

Минометы (тыс. шт.)

Танки (тыс. шт.)

Боевые самолеты (тыс. шт.)

5,62

1,6

462,3

157,3

272,3

29,2

29,9

2,73

0,56

213,2

62,6

14

10

20

2,89

1,05

249,1

94,7

258,3

19,2

9,9

8. Производство военной техники и боеприпасов в 1943 – 1945гг. (тыс. шт.)

1943

1944

1945

Боевые самолеты

Танки и САУ

Орудия всех видов и калибров

Минометы

Винтовки и карабины

Пистолеты-пулеметы

Пулеметы всех видов

29,9

24,1

130,3

69,4

3436,2

2023,6

458,5

33,2

29,0

122,4

7,1

2450,0

1970,8

439,1

19,1

20,5

72,2

3,0

637,0

583,4

156,0


9.
 В годы войны, все московские театры давали спектакли, сбор от которых поступал в фонд обороны. Так, с июня 1941г. по 1944г. МХАТ внес. 45501 рубль, театр им. Е. Вахтангова - 18462 884 рубля, театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко — 20 593 30 рублей, театр им. М. Н. Ермоловой — 45623 рубля и т. д. 

10. Советский разведчик Николай Кузнецов писал: «Я люблю жизнь, я еще очень молод. Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью во имя освобождения ее от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик! Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце...»


11. Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбежки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли
 коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку - возьми, брось в котелок, вари и ешь... Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

8. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27. 06. 1941г.

/…/ В первую очередь эвакуации подлежат:                      

а) важнейшие промышленные ценности (оборудование – важнейшие станки и машины), ценные сырьевые ресурсы и продовольствие (цветные металлы, горючее и хлеб), и другие ценности, имеющие государственное значение;

б) квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники.

III. РЕФЛЕКСИЯ

коллективное обсуждение таблицы, дискуссия по вопросам:

- Как вы понимаете выражение «массовый героизм»? Чем он был вызван в годы Великой Отечественной войны?

- В последнее время пропагандируется тезис, будто победа советского народа в Великой Отечественной войне была одержана главным образом благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами, не умением побеждать, а единственно – «большой кровью».

- Можно ли согласиться с данным тезисом?

- Почему он вызывает возражения?

- Каковы главные факторы, обеспечившие победу советского народа в войне?

Домашнее задание:

 подготовить сообщение «История войны в истории моей семьи (моего города, края)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока для 9 класса "Все для фронта!Все для победы!"

Урок в теме "Великая Отечественная война" раскрывает организацию работы тыла. Разработан с использованием ИКТ....

презентация к уроку "Все для фронта! Все для победы"

Презентация содержит богатый иллюстративный материал. Возможно использование видео и аудиофрагментов, чтобы сделать урок более насыщенным....

«Всё для фронта, всё для победы!»

Презентация  знакомит с учёными и  конструкторами, которые  внёсли неоцинимый вклад в Победу нашего народа над фашистскими захватчиками....

"Все для Фронта, Все для Победы!" (открытое мероприятие)

Данная презентация о проведенном мероприятии, посвященном годовщине ВОВ. Мероприятие проводилось в рамках тематики самообразования "Гражданско-патриотическое воспитание молодежи". Данное мероприятие г...

Все для фронта! Все для Победы!

Встреча с тружениками тыла....

Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса: «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

Исследовательская работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ней отслеживается вклад тружеников тыла в победу в ВОВ. Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформл...