Древняя Спарта
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Урок изучения новой темы  в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_sparta.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

&31. Древняя Спарта

Класс:5 класс.

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. 

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).

Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Приёмы: работа с «Опорным конспектом», работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление схемы, таблицы).

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

 Задачи:

образовательные задачи:

  1. рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции
  2. охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.
  3. рассмотреть систему управления Спарты

развивающие задачи:

  1. продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер;
  2. продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
  3. продолжить развитие навыков критического анализа текста.

воспитательные задачи:

  1. вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.

Оборудование: 

  1. ПК, мультимедийный проектор, экран, 
  2. презентация, 
  3. раздаточный материал

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание

 1. Вводное слово. Описание домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку  в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей.  Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим  непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами записать задание на дом и взять «Лист путешественника» в котором мы и будем писать наши заметки о Спарте. Эти листы вы дома вклеите в тетрадь и на их основе  и основе § 25, составите заметку в журнал.

И запомните наше путешествие длится всего урок и поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

 2. Проверка домашнего задания.

Итак, прежде чем попасть в прошлое и запустить машину времени мы должны отгадать исторические загадки по пройденному материалу.

(активизация мыслительных процессов)

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. 
(Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. 
(Демос)

3. Для всех свободных афинян – 
И не только для крестьян –
В государстве есть удел – 
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. 
(Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, 
Перед людьми отчет держал?
 (Демократия)

5. Знать совет свой создала, 
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. 
(Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился – 
Зерно не отдано сполна. 
(Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. 
(Солон)

Вопросы для устных ответов:

1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
4. Кто отменил долговое рабство и почему?
5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

 Итак, мы отгадали загадки и ответили на вопросы и можем пройти через портал времени. Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте на территории Греции. Обратите внимание на карту. (Слайд 1)

(Слайд 2)

 3. Изучение нового материала

Географическое положение Спарты.

Спарта расположена на территории п-ва Пелопоннес. В какой части Греции расположен этот полуостров? На севере территория Пелопоннеса соединяется с Грецией небольшим перешейкам, на котором греки дорийцы основали город Коринф (Коринфский перешеек). (Слайд 3)

 В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику на которой основали государство Спарту. А себя стали называть лакедемоняне или спартанцы.  Глядя на карту, скажите какие племена, покорили дорийцы?

 Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близ лежавшую территорию Мессению. Теперь, когда мы узнали о географическом положении Спарты,  (Слайд 4 )

давайте занесем эту информацию в наши «Листы путешественника» в раздел 1.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывай заполнять разделы листа. Так как информация данного листа понадобиться тебе для выполнения домашнего задания.

Дата  _______

Тема: «ДРЕВНЯЯ СПАРТА»

Раздел 1. Географическое положение

(Заполни пропуски в предложениях)

  1. П-ов Пелопоннес находится на _____________ Греции;
  2. Спарта находится на территории пол-ва __________________________;
  3. Во ___тыс. до н.э. дорийцы завоевали территории _________ и ___________.

Итак, движемся в город. Ребята, когда мы попадем, в сам город не забывайте что спартанцы очень воинственные люди.

4. Категории населения Спарты. Воспитание Спартанцев.

А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Но чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам. (Работа в группах с документами).

1 группа

 CПАРТАНЦЫ

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное вид занятия – военное дело.

После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не войну, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали.

Спартанцев было во  много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия.

Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно,  зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.

  1. Зачем спартанцам была нужна сильная армия?
  2. Как воспитывали спартанцев? Какую цель преследовало подобное воспитание.

2 ГРУППА

ИЛОТЫ

Покоренное спартанцами архейское  население  на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли -  илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.

Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить.  Илоты были лишены всех гражданских прав.

Раз в год весною спартанские юноши  собирались  по ночам в отряды, надевали плащи  и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против  спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».

  1. Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?
  2. Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?
  3. Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?

3 ГРУППА

ПЕРИЭКИ

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении которые сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали назвать их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохрани землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании.  Так как спартанцем запрещено было  посвящать себя какому-либо делу, кроме военного. Они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали  прочную и удобную одежду, обувь, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением; изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Спартанское войско считалось сильнейшем в Греции. Основу войска составляли тяжеловооруженные войны – гоплиты. В войне их тело защищал – бронзовый панцирь, а голову – шлем с гребнем конских волос. Главной защитой война был круглый щит, копье и короткий меч.

  1. Кто такие периэки и чем они занимались?
  2. Обладали ли периэки гражданскими правами?
  3. Кто такие гоплиты и как они были вооружены?

Каждая группа, прочитав текст и ответив на вопросы, заполняет в «Листе путешественника» раздел 2. На эту работу вам 5 минут (Слайд 5)

Раздел 2. Население Древней Спарты

(Используя текст, заполни таблицу)

«Категории населения Древней Спарты»

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?

дорийцы, граждане

греки  рабы

ахейцы,свободные соседи

Чем занимались?

войны

земледельцы

ремесленники

 4. Физкультминутка

(Слайд 6)

 5. Система власти.

(составляем кластер)

Отдохнули, ребята! Пока вы отдыхали  ко мне подошел спартанец и передал пергамент на котором записаны законы Спарты. Он сказал что, прочитав этот пергамент мы узнаем о системе управления Спарты. Давайте его прочтем и занесем данные в наши «Листы путешественника» в раздел 3 «Система управления Древней Спартой». Для того чтобы разобраться со схемой мне нужны два помощника.

(Один учащийся заполняет таблицу, другой читает пергамент и все учащиеся заполняют схему)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ ПО ЗАКОНАМ ЛИКУРГА.

Во главе государства стоял Совет старейшин, который состоял из 30 человек. Совет старейшин обладал огромной властью. Совет старейшин состоял из 28 геронтов - старейшин, которые решали вопросы суда, следили за исполнением законов, созывали народное собрание. Геронты выбирались народом, и занимали свой пост пожизненно.  В совет старейшин входили и 2 царя, они выполняли роль военноначальников и обладали неограниченной властью только во время военных походов.

Затем, чтобы геронты и цари не нарушали законов государства,  народное собрание выбирало наблюдателей – 5  эфоров. Эфоры могли даже смещать царей. Но все наиважнейшие вопросы государства, в том числе и избрание совета старейшин, проходило на Народном собрании. В нем принимали участие только мужчины-спартанцы. Собрание проходило у реки Эврот. Народу предлагались решения. Никому кроме царей и геронтов не разрешалось высказывать собственное мнение. Выслушав лаконичную речь царя или геронта народ криком одобрял или опровергал внесенное предложение.

(Слайд 7)

Раздел 3. Система управления Древней Спарты.

(Заполните схему)

         6. Спартанское воспитание

В начале путешествия мы говорили, что спартанцы воинственные люди. Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Элладе не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!». Как вы думаете, что означают эти слова? С чего всё это начиналось?

 В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей. Можете ответить: почему?

(Слайд 8)

    Сообщение ученика о воспитании мальчиков.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не пожалуются, тот тоже изобьёт. За что? (Как ответят дети?) Добавить: не за воровство, а за то, что попались.

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. (Слайд 9)

(Слайд 10)

7. Закрепление ранее изученного

Итак, ребята наше время истекает, и мы должны снова вернуться назад из прошлого в будущее, мы успели заполнить наши «Листы путешественника и теперь у нас достаточно материала, для того чтобы написать заметку в журнал. Но для того чтобы вновь открыть портал и вернуться, нам необходимо ответить на тест (Слайд 11):

 1. Найдите  правильный  ответ.

Спартанцы:

1) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции

2) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей

3) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию

2. Выберите Неправильный ответ.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

1)  процветало  искусство;

2) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

3) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

3. Выберите Неправильный ответ

Спартанские мальчики:

1) упорно занимались грамотой и письмом;

2) часами разучивали военные песни;

3) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

4) славились умением красиво и долго говорить.

4. Выберите правильные ответы.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

1) строились прекрасные дворцы и храмы

2) жители держали в рабстве своих соплеменником – греков

3) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

5. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

1) умели стойко переносить лишения

2) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

3) никогда не подвергались физическим наказаниям

6. Назовите понятие, которое соответствует определению.

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

1) совет старейшин;

2) народное собрание;

3) ареопаг.

7. Назовите понятия, которое  не соответствуют определению.

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

1) демос

2) илоты

3) архонты

(Слайд 12)

Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте дома.  Вы молодцы отлично поработали не забывайте про домашнее задание.

8. Домашнее задание

(Слайд 13)

& 31 Древняя Спарта

Написать заметку о Спарте (10 предложений)

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

(30 чел)

законы

ГЕРОНТЫ

суд, исполнительная власть

2 ЦАРЯ

войско

ЭфОРЫ

наблюдатели

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

высший орган власти в государстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"

1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....

Древняя Спарта

Тест содежит  знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...