Умницы и умники. 5 класс. 2013 г. Неделя истории
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Голубенко Наталья Петровна

Данная разработка содержит два тура, три этапа, увлекательную конкурсную программу для учащихся 5 класса по разделам "Истории Древнего мира"- "Древняя Греция" и "Древний Рим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnicy_i_umniki._5_kl._2013_g._nedelya_istorii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Умницы и умники» - 09.04.2013 г.- 5 класс- 9.25- каб. № 6

Новосельский филиал МБОУ СОШ № 8 с. Спасское

          Голубенко Н.П.

Цель: определить уровень усвоения изученного материала по разделам «Древняя Греция» и «Древний Рим»  уч-ся 5 класса; развивать логическое мышление, речь, память, смекалку, творческие способности уч-ся, создавать условия для воспитания культуры поведения и культуры общения уч-ся в нестандартной обстановке.

Ход мероприятия.

  1. Орг. момент. Представление ареопага. Судья ареопага- Герасимова т. п. Представление двух троек игроков: 1-я тройка игроков- Миша. Таня, Виолетта; 2-я тройка игроков- К. Аня, Саша, Т. Аня.

I тур.Пролог:

1 конкурс- конкурс знатоков русского языка (каждому участнику предложены 7 слов.Задача: исправить ошибки в них, если они имеются. Для 1-го участника — сопок, польта,марос, диревня, малако, таварищь, сарока; для 2-го участника —абет, севир, зафтрок, патом, чуство, здраствуй, маркофь;для 3-го участника — рибята, корондашъ, зовот, антэна, руский, шимпондзэ, памошник (1-я тройка игроков). Для 1-го участника — агурец, арех,колектиф, кристъяни, дарога, памидор, пагода; для 2-го участника —квортира, спосиба, кравать, торелка, бирёза, учиник, субота;для 3-го участника — досвидание, гарох, красная площядь, зимленика, жолтый, месиц, уражай (2-я тройка игроков).

2 конкурс- конкурс Красноречия.

   - Конкурсантам предложено ответить на вопрос: «Зачем изучать историю в XXI в.?»

    По  результатам  двух конкурсов Пролога ареопаг распределяет I, II и III места, в соответствии с которыми участники 1- ой тройки игроков выбирают дорожки: зеленую, желтую и красную (начерчены на полу цветными мелками).(Красная дорожка- нельзя ошибаться. Желтая- можно с одним штрафным очком перейти в следующий этап. Зеленая- можно ошибаться 2 раза).

I этап игры. Предложены 3 номинации на выбор:

  - Правители и государства

   (1. На Итаку приплыли послы звать Вас на войну с Троей. Они увидели, как Вы пашете. В плуг Вы почему- то запрягли осла с быком, а в землю вместо зерен бросали соль. Почти все послы подумали, что царь безумен и нет проку от такого воина на войне. Но один из послов догадался, что Вы хитрите: что Вы не хотите оставлять красавицу- жену и грудного сына. Посол взял на руки Вашего сына- младенца и положил на борозде перед упряжкой. Пришлось Вам признаться в притворстве.

    - Кто Вы?

    а) Тутмос

    б) Одиссей (царь о-ва Итака)

  в) Ганнибал

   2. Вы- архонт (правитель), который отменил самые жестокие из законов Драконта, который учредил выборный суд, распорядился отпустить на волю всех рабов- должников. Ваши законы заложили в Афинах основы демократии.

   -Кто Вы?

     а) Зевс

     б) Солон

     в) Сципион.

3. Вы- один из сыновей Реи- Сильвии, дочери царя Нумитора и бога войны Марса (по словам царевны). Злая судьба бросила Вас в корзине с братом- близнецом в воды реки Тибр. Вы были вскормлены молоком волчицы и воспитаны в семье пастуха отважными и сильными. Вы с братом выросли и узнали тайну своего рождения. Вам с братом удалось вернуть своему деду, старому Нумитору, царскую власть. Затем Вы с братом- близнецом решили основать новый город там, где были вскормлены волчицей. Но Вы поссорились с братом и в итоге остались в одиночестве. Но Вам, одному, все-таки удалось основать великий город Рим.

    - Кто Вы?

       а) Гомер

       б) Тит Ливий

        в) Ромул)

  1. Культура

          (1. Религия древних греков: Три брата,которые поделили между собой власть над миром. Один стал господствовать на небе, другой- на море, третий- в «царстве мертвых»

                а) Дионис, Гефест, Гермес

                б) Зевс, Посейдон, Аид

                в) Аполлон, Арес, Афродита.

          2. Гомер написал следующие произведения:

                а) комедию «Птицы»

                б) трагедию «Антигона»

                в) поэмы «Илиада» и «Одиссея».

           3. Этот народ очень серьезно относился к ритуалу выхода в свет. Прямо на тело представители этого народа надевали тунику- шерстяную рубаху с короткими рукавами, ее подпоясывали так, что она спускалась чуть  ниже колен. Ходить по городу в одной тунике позволяли себе лишь бедняки. Зажиточные представители этого народа поверх туники носили тогу- большой кусок шерстяной материи овальной формы белого цвета. В тогу заворачивались так, чтобы правое плечо оставалось открытым.

  1. Что это за народ?

а) греки

б) римляне

в)карфагеняне.)

  1. Смысл и происхождение выражения

       (Смысл

1.- древнегреческого выражения:- «Со щитом или на щите»:

       а) мужественно сражаться, победить или погибнуть;

       б) во что бы то ни стало вернуться живым

       в) победить любой ценой

 2. - древнегреческого выражения: - «Лаконичная речь»:

       а) речь краткая, ясная, четкая

       б) речь красивая, яркая, многословная

       в) речь таинственная, со скрытым смыслом, понятная лишь посвященным

3. -древнеримского выражения: «Наложить вето»:

      а) одобрить принятое решение

      б) отложить принятое решение

      в) отменить принятое решение

Происхождение выражения

      - «Разделяй и властвуй!»:

       а) правило, которого придерживались римляне в отношениях с противниками

       б) слова, сказанные Ганнибалом накануне битвы при Каннах

       в)  слова, сказанные Сципионом после разгрома Карфагена

   

II этап игры. Предложены 3 номинации на выбор:

  1. Стихи- загадки

(1. Спешат все афиняне спозоранку

     Занять места получше,

     Чтоб ничего не пропустить,

     Что будут все актеры делать

     В честь бога Диониса,

     И толпу развеселить.

     Поспеши быстрее ты назвать

     Зрелище, которое есть и сейчас. (театр).

2. Кто Рим когда-то основал?

    И этот город охранял?

    Образовали тот народ,

    Который до сих пор живет?

    А в древности всех предков их

    Назвали все.......(патриции).

  1. У Филиппа был сынок,

        Он и в детстве как царек

        Для друзей и близких был.

        Когда ж его родителя не стало,

        Решил он персов наказать,

        И в поход большое войско

        Он приказал собрать.

Он персов разгромил,

Египет покорил.

Стал там «фараоном»,

Стал для египтян богом.

Как Филипп его назвал

Инарод потом прозвал?

Своим именем повсюду

Города он называл. (Александр Македонский).

  1. Плебеи дружно возмутились,

         Что управлять нельзя им Римом,

         Хоть войско славно их числом.

         Рим наказать они решили,

         Покинув войско дружно все.

         Патриции им тотчас уступили-

         И стал он защищать плебеев всех.

          Вы назовите, кто же он такой,

           И опишите, он какой? (народный трибун).

5. Уж очень интересно

    Когда-то сочинили

    Показательный рассказ,

    Который чтят у нас.

    Там про бога и про люд,

    Там борьба за честь и суд,

    Там есть про птицу Гриф.

     Это же, конечно,.......(миф).

6.Он молод и талантлив был

   И смельчаком для всех прослыл.

   И с Римом храбро воевал-

   То карфагенский ….......(Ганнибал))

               - Афинская демократия при Перикле

                 (1. Высшее должностное лицо в Афинах

                         а) первый стратег

                         б) архонт

                         в) царь

2. Найдите лишнее.

   Афинская демократия:

    а) Народное собрание

    б) совет старейшин

    в) Совет пятисот

    г) выборный суд

3. Высший орган власти в Афинах

     а)        Народное собрание

     б) первый стратег

 в)  царь).

  1. Древнейший Рим

                   (1. Легенда утверждает, что первым царем Рима был:

                            а) Нумитор

                            б) Амулий

                            в) Ромул.

2. Продолжите перечень.

Управление в Древнейшем Риме осуществляли:

       а) собрание патрициев

       б) ?    (сенат)

       в)   ?  (царь).

3. Продолжите перечень.

    Собрание патрициев в Риме:

        а) объявляло войну

        б) ?   (заключало мир)

        в)  ? (выбирало царя)

     III этап игры. Предложены 3 номинации на выбор:

  1. Мифы и легенды. Задание: прослушать текст мифа/ легенды и определить название (или о ком, о каком событии рассказывается в тексте)

           (1. А.А.  Вигасин, Г.И.Годер «История Древнего мира»- «Миф об основании Олимпийских игр» - с. 151.

            2. А.А.  Вигасин, Г.И.Годер «История Древнего мира»- «Миф о рождении богини Афины» - с. 168.

3. А.А.  Вигасин, Г.И.Годер «История Древнего мира»- «Легенда об основании Рима» -  с. 204- 206.).

- Войны и битвы

(1.  Марафонская битва

    а) 490 г. до н.э.

    б) 280 г. до н.э.

    в) 264- 241 гг. до н.э.

 2. Вторая война Рима с Карфагеном

      а) 525 г. до н.э.

      б) 218- 201 гг. до н.э.

      в) 74-71 гг. до н.э.).

    - Города

      (1. Город, названный в честь древнегреческой богини войны, порядка и разума

            а) Спарта

            б) Афины

            в) Олимпия.

      2. Город. Основанный Ромулом

             а) Капуя

             б) Канны

             в) Рим

  1. Ва — банк (для участника игры, выбравшего красную дорожку):

-вопросы на выбор в форме билетов:

   1. Определите, кому принадлежат эти слова: «Я не краду победу!»

        а) Дарию III

        б) Александру Македонскому

        в) спартанским воинам.

   2. Выберите правильный ответ. Легенда утверждает, что Рим был основан:

           а) в 743 г. до н.э.

           б) в 763 г. до н.э.

           в) в 753 г. до н.э.

   3. Выберите правильный ответ. Плебеями в Риме считались:

           а) обедневшие римляне

           б) потомки древнейших жителей Рима

           в) переселенцы из других областей Италии.

    4. Выберите правильный ответ. «Общественное дело» - буквальный русский перевод латинского слова:

             а) государство

             б) республика

             в) монархия

II тур. Эпилог:

  1. вопросы теоретикам (медали — за правильные ответы):

1. Главный город Аттики и величайший город всей Древней Греции (Афины).

2. Одноглазое чудовище, великан (Циклоп).

3. Величайший человек Древнего Рима, победил Ганнибала при Заме в 202 г. до н.э., полководец                    (Сципион)

- Разговор с судьей. Подведение итогов игры.

- Вопрос на дом: «Рабство в Древнем Риме».

- Пожелание успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

игра "Умники и умницы" в 11 классе по произведениям А.И.Куприна

Вопросы к игре-викторине по произведениям А.И.Куприна "Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок" предлагаются для проведения в 11 классе внеклассного мероприятия после изучения темы...

Умницы и умники.5 класс.2013 г. Неделя истории

Разработка игры для 5 класса  состоит из следующих туров: I тур- Пролог- включает в себя 2 конкурса (конкурс знатоков русского языка и конкурс красноречия) и 3 этапа- в каждом этапе- 3 номин...

Внеклассное мероприятие "Легенды Древней Руси", проведенное в 6-х классах в рамках недели истории в школе

Игра может быть полезна в проведении повторительно-обощающего урока по теме "Русь Древняя" и в проведении внеклассного мероприятия...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»

Методическая разработка внеклассного  мероприятия по географии в 6-7 классах в рамках «Недели географии» «Умники и умницы»...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...