История
материал по истории по теме

Материал по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penkova_o.i.odt7.12 КБ

Предварительный просмотр:

Лукьянченко Галина Николаевна,

 Пенькова Ольга Ивановна.

 «Формирование исследовательской деятельности на уроках литературы при изучении произведений на историческую тему».

Сложной методологической задачей является преподавание истории и литературы для детей, имеющих проблемы со здоровьем, находящихся в больнице, и из-за отсутствия необходимого ресурсного обеспечения.

Мы получаем готового ученика, такой какой он есть на данный момент свеого развития, с определенным уровнем знаний и жизненным отпытом. Несмотря на это, организовать исследовательскую работу можно и в наших условиях, изучая любое произведение на историческую тему.

Ведь любой анализ художественного произведения, особенно на историческую тему предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелегкий ученический труд радостным и увлекательным.

Исследовательская работа учащихся на таких уроках литературы и истории, помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст художественного произведения  и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение на ту или иную эпоху. Иногда организовывать поисковый процесс, бывает очень просто, достаточно спросить неожиданную вещь. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями.

Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается в 5 классе «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков- читателей, интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл и историю наших предков, их культуры и мировоззрения. Например, изучая роман Даниэля Дефо в 5 классе, поинтересоваться, кто напугал Робинзоно Крузо в темной пещере протяженным и долгим вздохом? Те, кто ни читал ранее, когда было просто задано прочеть, начинают читатьи искать ответ. Конечно, исследовательской работой, в прямом смысле слова, это не назовешь. Но, найдя неожиданный ответ, что это был лишь старый козел, который забрался в пещеру умирать, ребенок испытывает чувство радости самостоятельно найденной отгадки. Учительская цель достигнута- ребята читали, читали внимательно и получили удовольствие от чтения и узнали жизнь и быт островных народов. Что само по себе в наше время имеет очень большое значение. При изучении произведения Пришвина «Кладовая солнца» ежегодно перед детьми встает вопрос: «Почему оно называется сказкой- былью?». Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путем и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля, вся прелесть которого в том, чтобы верить и реальному, и волшебному. Как же дать детям почувствовать взаимопроникновение обыденного и чудесного?Реального и мнимого в жизни и в истории. Остановить внимание на деталях и выступить в роли исследователей помогут следующие задания: 1. Имена детей и клички животных, как они характеризуют их носителей? 2. По следам тех, кого нет, но кто присутствует на страницах произведения, как найти сведений о них?

Накопив наблюдения, учащиеся приходят к понятию «олицетворение». Все олицетворения в сказке-были, весь ход повествования ведут к постижению того, что человек осмысляет и одушевляет природу. Эта способность человека и есть предназначение.

При изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 6 классе ребятам предложить задание: Почему М.Ю. Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой туч? Похожи ли они? Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Вовлекая детей в исследование, анализ литературного произведения, учитель может ставить не только образовательные, но и воспитательные задачи. Когда изучается роман «Гаргантюа и Патагрюель» в 6 классе, ребят можно спросить о том, почему из Гаргантюа вышел такой глупец и бездельник? Предложить найти ответ в тексте романа. Проанализировав 5 главу, ребятишки приходят к выводу, что бедный Гаргантюа просто не получил должного воспитания, и многие вещи вынужден был постигать самостоятельно, что  следует умываться , причесываться , мыться и чиститься, он сам догадаться не мог...Охарактеризовать реалии Средневековья, зависимость экономики и духовности в исторической эпохе.

Следующий вопрос, подталкивающий к поиску, рождается сам собой. Что нужно было сделать, чтобы Гаргантюа перестал быть глупцом и бездельником? Ребята, читая 6 главу, постигают систему воспитания Понократа и приходят к выводу, как нужно себя вести, как нужно учиться, трудиться, чтобы достичь успеха.

Учащиеся любого возраста легко вовлекаются в мини исследовательскую деятельность. Конечно, эти ребячьи изыскания не стоит принимать всерьез с научной точки зрения. Но ценно то, что они почувствовали вкус поисковой работы, им было интересно работать самим. Исследовательская работа на интегрированных уроках литературы и истории- это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя, особенно в условиях больничного обучения. И чем раньше начинается поисковая и исследовательская литературная работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить не стандартные оригинальные решения ее, формировать свою точку зрения в оценке художетсвенного произведения. Выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои знания и жизненные ситуации, заинтересовать в выздоровлении и связать с миром, выходящим за больничные стены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...