Урок "Древняя Финикия" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Андрейченко Олеся Николаевна

Урок  -знакомство с географическим положением, образом жизни, занятиями и изобретениями древних финикийцев. Предполагает использование мультимедийной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_finikiya.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок по истории Древнего мира              Древняя Финикия                          5 класс

 Цель: знакомство с географическим положением, образом жизни, занятиями и изобретениями древних финикийцев

 Задачи:

  1. Образовательные (познавательные):

1).Создать представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии;

2).Познакомить с особенностями кораблестроения и мореплавания древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний);

3).Выяснить предметы экспорта-импорта финикийцев;

4).Показать важность изобретений финикийцев для наших дней;

5).Раскрыть особенности финикийского алфавита;

  1. Развивающие:

 Создать условия для формирования у учащихся:

  1. Умения работать с исторической картой;
  2. Логического и образного мышления путём наводящих вопросов проблемного характера;
  3. Творческого мышления (посредством выполнения творческих заданий);
  4. Умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, природно-климатических условий и занятий населения Египта и Финикиии, финикийского и славянского алфавитов;
  1. Воспитательные:

1).Показать вклад финикийцев в мировую культуру;

2).Продолжить формирование ценностных ориентаций учащихся путём знакомства с ценностями древних финикийцев.

 Оборудование: мультимедийная доска и компьютер, таблички с терминами (предметная наглядность – 2 шкатулки, папирус, вино, оливковое масло, пурпуная ткань, серебряное украшение, стеклянный сосуд, модели греческой посуды, кедровая шишка, фигурка раба, кусочек угля, верёвка)

  План.

1.Повторение домашнего задания.

2.Происхождение названия. Местоположение Финикии.

3.Природа и занятия населения.

4.Покорители моря.

5.Изобретения финикийцев.

6.Судьба Финикии.

7.Подведение итогов урока.

8.Д.з.: §16, §2 в рабочей тетради.   Составить рассказ о жизни и занятиях финикийцев.

                                                             

  1.Повторение домашнего задания.        

 Представление учащимися ребусов по Древнему Египту (термины)

 Историю какой страны мы закончили изучать на прошлом уроке?

 Показать на карте территорию Египта в период Нового царства?

 В состав Египта в период расцвета входили большие территории, в том числе и страна, с которой сегодня будем знакомиться.

 См. тему урока на доске (слайд 1).

 

  Показать ребус со словом «Финикия».

 2.Происхождение названия. Местоположение Финикии.

 Поскольку сегодня знакомство с новой страной, давайте подумаем, что нам нужно узнать о Финикии? Зачем нам это нужно?   (Ответы учащихся: местоположение, природно-климатические условия, занятия населения, особенности образа жизни, управления этой страной в древности. Сможем сравнить с историей уже изученных стран) 

   3.Природа и занятия населения.

  Цивилизации Египта и Междуречья возникли на берегах рек, а Финикия - на узкой полоске между скалами и морем вдоль морского побережья. Ф. занимала территорию современного государства Ливан. Как можно было попасть из Древнего Египта в Финикию? (2 пути – морской и сухопутный) 

  Представьте, что вы - купец или военачальник, которому нужно попасть в Финикию. Каким путём вы будете добираться до этой страны? См. слайд 2 на доске, маршрут отметить значками – вероблюд или корабль - на карте (слайд 2).

 Местоположение (записать в тетрадь) – Восточный берег Средиземного моря.

 Население (записать в тетрадь) – финикийцы.

   Вопросы  учащимся:

  1. Как вы думаете, в чём природно-климатические особенности этой страны?
  2. Что вызвало бы удивление египтянина, попавшего в Финикию? (Кедровые леса, кедр на гербе современного Ливана)
  3. Каковы достоинства и недостатки близости страны к морскому побережью?

+  сходились торговые пути Передней Азии, здесь шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину и в обратном направлении

+  удобные гавани, морские порты

+ виноградники, оливковые деревья

+ строительный лес

- отсутствие крупных рек и плодородных земель

- часто становились объектом нападения других народов (египтян, ассирийцев и др.)

   У жителей этой страны не было сильной армии, финикийцы постоянно испытывали давление со стороны более сильных и воинственных соседей, да и единого государства на территории Финикии не сложилось. А что же было? (См. карту в атласе и на доске – города-государства Тир (скала), Сидон (место рыбной ловли), Библ – в переводе с греческого «папирус»). Какие слова с корнем Библ употребляются до сих пор? (Библия, библиотека)

   Исходя из местоположения, предположите, могли ли в Финикии, как в Древнем Египте занятиями населения стать земледелие и скотоводство? Каким занятиям благоприятствовали местоположение и природно-климатические условия? (Рыболовство, мореплавание и кораблестроение, ремесло)

   Итак, в Финикии не было крупных рек, плодородных речных долин, но зато там в горах росли кедровые леса. Финикийцы сколачивали из их брёвен прочные корабли и отправлялись в далёкие плавания. В мировую историю финикийцы вошли как мореплаватели и кораблестроители.

  4.Покорители моря.

   Задание учащимся: определить, какой из двух кораблей торговый, какой -  военный, чем военный корабль отличался от торгового судна? (слайд 3) (Форма: военные корабли – узкие и длинные, более быстроходные и маневренные. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. В носовой части корабля располагался таран, оббитый медью. Таран (записать в тетради) – заострённый выступ в носовой подводной части корабля, пробивающий борт вражеского судна.  Для чего был нужен?  О древних финикийцах ходила дурная слава как о пиратах и разбойниках, похищавших людей и торговавших ими. Торговые корабли – имели широкие полукруглые борта (чтобы поместилось больше товара). На таких судах гребцов было мало, шли эти корабли неспешно. К носу крепился большой сосуд из обожжённой глины для хранения питьевой воды).

Зачем на корабле сосуд с питьевой водой, если вокруг море? (Путешествия продолжались по нескольку недель и даже месяцев).

Где во время путешествия можно было пополнить запасы воды? На протяжении пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием. Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали колонии (см. учебник, стр. 76, записать определение в тетради)

  См. карту «Колонии финикийцев», выполнить задание: назовите финикийские колонии, со временем превратившиеся в крупнейшие города мира (показать на слайд 4).

   Бывали они далеко за пределами Средиземного моря, выходя в Атлантический океан через Гибралтарский пролив («столбы Мелькарта», «Геркулесовы столпы»), побывали у берегов Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными (Почему? Олово – для производства меди, своих полезных ископаемых не было).

   Задача: известно, что в 600 году до н.э. один египетский фараон (Нехо) решил узнать, вся ли Африка омывается морем или нет. Он не стал снаряжать собственную экспедицию, а поручил это дело финикийским мореплавателям. Почему?

  См. карту «Путешествие финикийцев вокруг Африки» в учебнике на стр.74.

  Как учёные узнали об этом? (если позволит время - письменный источник - текст «Древнегреческий историк Геродот о плаваниях финикийцев» и вопросы к нему)

  5.Изобретения финикийцев.

 Таран – это лишь одно из изобретений финикийцев. Известно ещё несколько их изобретений, в том числе и те, которыми мы пользуемся до сих пор.

  Рассказ финикийского купца об изобретении стекла (см. задание № 2 в рабочей тетради на стр.28).

  Из стекла выдували маленькие изящные сосуды для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.

   Раскопки древних финикийских городов открыли взглядам археологов груды пустых морских раковин. Оказывается, из морских моллюсков финикийцы добывали краситель для тканей, секрет его производства никому не открывали. Судя по количеству отходов, можно догадаться о размахе производства и богатстве финикийских торговцев тканями. Эти ткани красивого пурпурного цвета сразу вошли в моду и пользовались огромным спросом - купить их могли только очень богатые люди. От названия краски, возможно, произошло и название страны – Финикия.

1).Напоминает слово «финики» - фиников было много, но они там не произрастали, их привозили из Египта

2).Фин – (Финляндия) – «хвойный» - действительно, здесь произрастал ливанский кедр, хвойное растение

3).Греки – дали такое название, «тёмно-красный, пурпурный».

  Закрепление: представьте себя в роли финикийского купца. Вы собираетесь в дальний путь и вам нужно снарядить корабль. Вы планируете посетить страны Восточного Средиземноморья,  с заездом в Египет. Какие товары вы погрузите на корабль? От чего будет зависеть ваш выбор? (слайд 6)

     Вспомните, в каких странах Древнего Востока существовала письменность? Как она называлась? Ещё одно изобретение  - алфавит.  Именно купцы финикийских городов - Библа, Тира и Сидона - отказались от применения иероглифов и клинописи при ведении деловых записей и изобрели более удобную для запоминания и чтения разновидность письма.

 См таблицу с финикийским алфавитом на стр. 77 в учебнике.

   В финикийском алфавите каждый значок - буква передавал несложные иероглифические рисунки, обозначающие то слог, то целое слово. Изобретенное финикийцами алфавитное письмо впоследствии широко распространилось по свету, и сейчас большинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого - финикийского.

 Задание: пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы (слайд 7)

 Проверить записи учащихся в тетради: изобретения финикийцев – таран, прозрачное стекло, зеркало, пурпурная краска, алфавит.

  6.Судьба  Финикии.                                                                                      

  Как исчезла финикийская цивилизация? Сколько времени она существовала? (1200 г. – 146 г. до н.э.)  

Ливан стал родиной Финикии, развитого морского торгового государства, растянувшегося вдоль берега Средиземного моря. Расцвет Финикии пришёлся на 1200—800 до н. э. В VI веке до н. э. Финикия попала под владычество персов во главе с Киром Великим. В 332 до н. э. Александр Македонский совершил поход на Финикию, уничтожив её крупнейший город — Тир. С распадом империи Македонского Ливан вошёл в состав Царства Селевкидов, а в I веке до н. э. — Римской империи (146 г. до н.э.).

 Вопрос учащимся: какой образ Древней Финикии сложился у вас?

7.Подведение итогов урока. Оценка работы на уроке учащимися.

8.Домашнее задание: §16 в учебнике, §2 в рабочей тетради. Составить рассказ о жизни и занятиях финикийцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Финикия

Древняя Финикия была всего лишь небольшим клочком земли. Но их речь звучала в гаванях египетских городов, на берегах Сицилии, Испании, Северной Африки, в греческих портах... Финикийские корабли ...

Презентация "Древняя Финикия"

Презентация создана для проведения интегрированного урока истории и ИКТ в 5 классе....

Урок истории на тему «Путешествие в Древнюю Финикию»

Урок истории на тему «Путешествие в Древнюю Финикию» был разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовател...

Презентация к уроку "Древняя Финикия"

К урокам о Древней Финикии....