ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
тест по истории (11 класс) по теме

Шашкова Лариса Геннадьевна

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

№ п/п

Событие

Дата

1.

Восстание древлян

2.

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

3.

Гибель Святослава

4.

Крещение Руси

5.

Любечский съезд

6.

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

7.

Окончательный распад Древнерусского государства

8.

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

9.

Поход Олега на Константинополь

10.

Призвание варягов

11.

Разгром Хазарского каганата

12.

Усобица среди сыновей Владимира

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

деятель

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Анна

1.

Аскольд и Дир

1.

Байер, Миллер и Шлецер

1.

Борис и Глеб

1.

2.

Владимир I

1.

2.

3.

4.

5.

Владимир II Мономах

1.

2.

3.

4.

5.

Игорь

1.

2.

3.

Иларион

1.

2.

Кирилл и Мефодий

1.

Нестор

1.

Олег

1.

2.

3.

4.

Ольга

1.

2.

3.

4.

Рюрик

1.

Святополк Окаянный

1.

2.

Святослав

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ярополк

1.

Ярослав Мудрый

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ярославичи

1.

2.

3.

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

  1. Волжскую Болгарию;
  2. город Доростол;
  3. город Итиль (столицу Хазарского каганата);
  4. город Киев;
  5. город Константинополь;
  6. город Корсунь;
  7. город Новгород;
  8. границы ДРГ при Владимире I
  9. границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;
  10. границы ДРГ при князе Олеге;
  11. границы ДРГ при Ярославе Мудром;
  12. Дунайскую Болгарию;
  13. наиболее вероятную прародину славян;
  14. район расселения варягов;
  15. район расселения вятичей;
  16. район расселения древлян;
  17. район расселения печенегов в X – начале XI вв.;
  18. район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;
  19. район расселения полян;
  20. район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

  1. Барщина __________________________________________________.
  2. Вервь _____________________________________________________.
  3. Волхв _____________________________________________________.
  4. Вотчина ___________________________________________________.
  5. Закуп _____________________________________________________.
  6. Зернь _____________________________________________________.
  7. Идол ______________________________________________________.
  8. Капище ___________________________________________________.
  9. Митрополит _______________________________________________.
  10. Мозаика ___________________________________________________.
  11. Оброк _____________________________________________________.
  12. Рядович ___________________________________________________.
  13. Скань _____________________________________________________.
  14. Фреска ____________________________________________________.
  15. Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их…».

3. «И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «...Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка Б.А. Рыбакова. О каком «эпизоде» во взаимоотношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды этого ученого-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали?

«Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом... Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве... Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил».


проверочный контроль

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.  

A1. К X веку относится:  

  1. крещение Руси;
  2. призвание варягов;
  3. написание «Повести временных лет»;
  4. съезд князей в Любече.

A2. Первым князем, подчинившим большинство восточно-славянских племен, был  

  1. Рюрик;
  2. Святослав;
  3. Олег;
  4. Игорь.

A3. Полюдьем назывался(ась, ось):  

  1. народное собрание у древних славян;
  2. объезд великим князем подчиненных племен с целью сбора дани;
  3. работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала;
  4. сбор народного ополчения для организации отпора кочевникам.

A4. Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано:  

  1. межплеменной рознью древлян и словен ильменских;
  2. попыткой киевского князя вторично взять дань с древлян;
  3. нежеланием древлян принимать христианство;
  4. насильственным набором древлян в дружину князя Владимира.  

A5. Прочтите отрывок из сочинения историка ХХ века и укажите, о ком идет речь.

«При нем, как говорит летописец, "вера христианская нача плодитися и расширятися". Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы (из которых наиболее знаменитым был кафедральный собор Св. Софии в Киеве), основывал монастыри, продолжал организацию церковного управления и способствовал распространению и упрочению христианства в обширных пределах своего государства».  

  1. Владимир Мономах;
  2. Владимир Святой;
  3. Святослав Игоревич;
  4. Ярослав Мудрый.

A6. В каком веке произошли все названные события – убийство Бориса и Глеба; окончательный разгром печенегов; начало вторжений половцев в русские земли?  

  1. IX век;
  2. X век;
  3. XI век;
  4. XII век.

A7. В какой войне русы были вынуждены с почетом отступить после упорной обороны города, но их  предводитель погиб при возвращении из похода?  

  1. война князя Святослава с Византией в Дунайской Болгарии;
  2. поход князя Игоря на Царьград;
  3. разгром князем Святославом Хазарского каганата;
  4. поход Владимира Мономаха против половцев.

A8. Как называется древнейшая часть «Русской правды»?  

  1. «Закон русский»;
  2. «Правда Владимира Святого»;
  3. «Правда Ярослава»;
  4. «Устав Владимира Мономаха».

A9. Какое из приведенных ниже понятий связано с языческими верованиями славян?  

  1. «барщина»;
  2. «вервь»;
  3. «вотчина»;
  4. «капище».

A10. Крещение Руси привело к...  

  1. быстрому исчезновению всяких следов языческих верований;
  2. подчинению княжеской власти православной церкви;
  3. превращению Руси в зависимое от Византии государство;
  4. росту международного авторитета Древнерусского государства;

A11. Прочтите отрывок из сочинения историка XIX века и укажите, чье правление характеризует автор.

«Деятельность его имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы».  

  1. Рюрик;
  2. Олег;
  3. Игорь;
  4. Святослав.

A12. Князь Владимир Святой создал систему оборонительных укреплений от набегов...

  1. варягов;
  2. печенегов;
  3. половцев;
  4. хазар.

A13. Автором «Повести временных лет» был...  

  1. Владимир Мономах;
  2. Иларион;
  3. Нестор;
  4. Никон.

A14. Согласно летописи, князь Владимир принял крещение в городе...  

  1. Киев;
  2. Константинополь;
  3. Корсунь;
  4. Новгород.

A15. Главой русской церкви после крещения стал...

  1. великий киевский князь;
  2. архиепископ;
  3. митрополит;
  4. патриарх.

A16. Первые русские святые – это  

  1. Аскольд и Дир;
  2. Борис и Глеб;
  3. Владимир Святой и Анна;
  4. Кирилл и Мефодий.

A17. В результате похода князя Олега на Константинополь...  

  1. был заключен выгодный для Руси торговый договор;
  2. Византия уступила Руси Дунайскую Болгарию;
  3. князь и его дружина приняли крещение;
  4. столица Византии была разграблена.

A18. Что из перечисленного является частью процесса становления феодального строя?

А) возникновение барщины и оброка;

Б) появление закупов и рядовичей

В) появление первых летописей

Г) раздача великим князем земель и превращение их в вотчины

Д) рост авторитета волхвов

Е) украшение храмов мозаиками и фресками

Укажите верный ответ.  

  1. АДЕ;
  2. БВГ;
  3. АВЕ;
  4. АБГ.

A19. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, о чем идет речь.

«Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне...».  

  1. реформа налогообложения;
  2. покорение восставших племен;
  3. раздача вотчин;
  4. подготовка к крещению.

A20. Прочтите отрывок и укажите, при каком правителе (правителях) был составлен документ, из которого этот отрывок взят.

«Убьеть мужъ мужа, мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову».  

  1. при Владимире Святом;
  2. при Ярославе Мудром;
  3. при Ярославичах;
  4. при Владимире Мономахе.

A21. В ходе войны с Византией Святослав...

  1. подчинил вятичей;
  2. лично встретился с императором;
  3. прибил щит к воротам Царьграда;
  4. принял крещение.

A22. К числу преобразований в управлении, проведенных Владимиром I, относится...  

  1. использование своих сыновей как наместников;
  2. предоставление варягам привилегий на русской службе;
  3. создание старшей дружины как совета при князе;
  4. усиление роли веча.

A23. Владимир Мономах правил в...  

  1. 1019-1054 гг.;
  2. 1054-1113 гг.;
  3. 1113-1125 гг.;
  4. 1125-1132 гг.

A24. Категория зависимого населения по «Русской правде»:  

  1. «закупы»;
  2. «вотчинники»;
  3. «волхвы»;
  4. все вышеназванные.

A25. Одним из основных товаров, вывозимых из Древней Руси, был(и,а)...

  1. древесина;
  2. зерно;
  3. меха;
  4. ткани.

A26. Для внешней политики Владимира I было характерно стремление  

  1. избавиться от выплаты дани варягам;
  2. обезопасить русские земли от набегов печенегов;
  3. подчинить Древнерусскому государству Византию;
  4. уничтожить Хазарский каганат.

A27. Что было одной из причин образования Древнерусского государства?  

  1. потребности налаживания торговли с Византией;
  2. приглашение варягов на службу славянским племенам;
  3. распространение христианства;
  4. укрепление родоплеменного строя.

A28. Прочтите отрывок из «Повести временных лет», и укажите, что последовало за описанными событиями.

«В тот год сказала дружина Игорю "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем князь с нами за данью, и себе добудешь, и нам".  И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью...»

  1. древляне обратились за помощью к хазарам;
  2. дружина Игоря перебила старейшин древлян;
  3. земля древлян была присоединена к Древней Руси;
  4. Игорь был убит древлянами.

A29. Прочтите отрывок из документа, выберите относящееся к нему высказывание.

«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером... У них есть царь, называемый каган русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазарию и Булгарию и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян»

  1. имеет чисто фантастический характер;
  2. относится к XI веку;
  3. подтверждает аргументы сторонников норманнской теории;
  4. рассказывает о борьбе славян с Хазарским каганатом.

A30. Софийские соборы были построены в

  1. Киеве;
  2. Новгороде;
  3. Полоцке;
  4. всех перечисленных выше городах.

A31. Прочтите отрывок из произведения византийского историка и укажите, когда могло происходить то, что в нем описывается.

«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в... Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются данниками росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев».  

  1. при Рюрике;
  2. при Олеге и Игоре;
  3. при Святославе;
  4. при Владимире.

A32. В каком году произошло объединение Киева и Новгорода в рамках одного государства?  

  1. 862 год;
  2. 882 год;
  3. 907 год;
  4. 911 год.

A33. Кто из названных лиц не являлся потомком Рюрика?  

  1. Владимир Мономах;
  2. Владимир Святой;
  3. Олег Вещий;
  4. Святослав Игоревич.

A34. Понятия «скань» и «зернь» связаны с(о)...  

  1. становлением древнерусской государственности;
  2. развитием ремесла в Древней Руси;
  3. формированием феодального строя;
  4. распространением христианства.

A35. Обязательным элементом  вотчины был(о,а)

  1. военная дружина для охраны границ;
  2. использование труда холопов;
  3. наличие промысловых угодий и лесов;
  4. передача по наследству.

A36. Результатом вступления Владимира Мономаха на киевский престол стало

  1. временное прекращение княжеских междоусобиц;
  2. окончательный разгром половцев;
  3. подчинение древлян власти киевского князя;
  4. превращение Киева в столицу государства.

A37. Какие племена относятся к восточной ветви славян?

        А) вятичи

        Б) словене ильменские

        В) словенцы

        Г) поляки

        Д) поляне

        Е) мурома

Укажите верный ответ.  

  1. АДЕ;
  2. АБД;
  3. ВГЕ;
  4. ВГД.

A38. Прочтите отрывок из западноевропейской хроники и объясните, почему глава Древнерусского государства именуется в ней столь необычно.

«Король Генрих послал... к некоему королю в греческих краях, чтобы тот дал ему в жены свою дочь. Назад во Францию тот отправил их с большими дарами и с дочерью».  

  1. Русь тогда находилась в зависимости от Византии;
  2. Русь приняла от Византии восточное христианство;
  3. Русь много торговала с Византией;
  4. на Руси жило много выходцев из Византии.

A39. Призвание варягов, согласно летописному рассказу, связано с(о)

  1. желанием избавиться от власти хазар;
  2. неспособностью славян самостоятельно защитить себя;
  3. распрями между новгородцами;
  4. страхом перед варяжским вторжением.

A40. Одной из основных задач, решавшихся Ярославичами, был(а)  

  1. борьба с претензиями митрополитов на верховную власть;
  2. организация борьбы с половцами;
  3. подготовка к вторжению в Византию;
  4. подчинение всех восточнославянских племен.

ЧАСТЬ 2

Задания В1 – В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв.  

B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ.

А) крещение новгородцев

Б) крещение Владимира I

В) крещение киевлян

Г) поход Владимира I на Корсунь

B2. Установите соответствие между странами – соседями Руси, и религиями, которые в них господствовали в Х в.. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

Страны

Религии

1. Византия

А. Иудаизм

2. Волжская Болгария

Б. Ислам

3. Германия

В. Восточное христианство

4. Хазария

Г. Западное христианство

Д. Язычество

B3. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите древнерусского князя, к которому относится эта характеристика.

«Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием, равнялся суровою воинскою жизнью с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но..., образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка».

B4. Установите соответствие между князьями Древней Руси и народами и государствами, которым эти князья нанесли крупные военные поражения, имевшие важные последствия для дальнейшего хода событий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

Князья

Народы или государства

1. Владимир Мономах

А. Византийская империя

2. Олег

Б. Варяги

3. Святослав

В. Печенеги

4. Ярослав Мудрый

Г. Половцы

Д. Хазарский каганат

B5. Прочтите отрывок из «Русской правды», назовите, на какую общественную структуру возлагала обязанность данная статья.

«Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а убийцу не ищут, то виру (штраф) за него в размере 80 гривен платить той.., на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина (простолюдина) платить виру (князю) в 40 гривен».  

B6. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и напишите, о ком идет речь.

Он представлен в летописях «князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка, подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода. Но к этим чертам характера в предании прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею».  

B7. Установите соответствие между названием народа (племени, союза племён), и районом его проживания. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Д.

Народы (племена, союзы племён)

Районы проживания

1. Варяги

А. Бассейн реки Оки

2. Вятичи

Б. Нижняя Волга

3. Поляне

В. Нижнее течение реки Дунай

4. Хазары

Г. Скандинавия

Д. Среднее течение Днепра

B8. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название места, где произошло описываемое событие.

«Собрались... для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей..." И на том целовали крест».  

B9. Установите соответствие между правителями Древней Руси и их вкладом в становление Древнерусского государства. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2Д3Б4Г.

Правители

Вклад в становление государства

1. Олег

А. Начало письменного законодательства

2. Ольга

Б. Перемешивание племён с целью создания единого народа

3. Рюрик

В. Создание правящего слоя

4. Ярослав Мудрый

Г. Установление регулярного налогообложения

Д. Формирование основной территории государства

B10. Прочтите отрывок из статьи современного историка и напишите прозвание человека, о котором идет речь.

«В шестнадцать лет он стал князем Чернигова, одного из самых древних и сильных городов на Руси, затем сменил отца не переяславском "столе", приняв на свои плечи всю тяжесть обороны южной границы, а на склоне жизни, в шестидесятилетнем возрасте, в зените воинской славы, был позван в стольный Киев, стал великим князем. Но везде, где бы он ни княжил, он оставался воителем за землю Русскую, неутомимым ратоборцем».

Женат был на английской принцессе Гите, дочери короля Гарольда, павшего в Гастингской битве с завоевателями-норманнами. Сын их, Юрий Долгорукий, будет родоначальником династии владимиро-суздальских князей».  

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

Из «Повести временных лет».

«А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев».  

C1. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

C2. Почему в Киеве произошли беспорядки? В каких значениях летописец употребляет слово «киевляне»?  

C3. Почему князь Владимир сначала отказывался стать киевским князем, но потом согласился?  

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.  

C4. Укажите основные итоги внешне- и внутриполитической деятельности князя Олега (Вещего).

C5. Сравните биографии и политическую деятельность князя Игоря и его сына Святослава. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из объектов.

C6. Рассмотрите историческую ситуацию (крещение Руси) и ответьте на вопросы.

Почему князь Владимир сделал выбор именно в пользу принятия восточного христианства от Византии? Почему Владимир начал войну с государством, от которого решил принять новую веру?  

C7. Сведения исторических источников о взаимоотношениях славян с варягами вызывают различные оценки историков. Какие оценки вам известны, какие аргументы приводятся в споре? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.  


ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 — необходимо указать век или десятилетие, 2 — точную дату). Определите последовательность событий.

№ п/п

Событие

Дата

1.

Восстание древлян

945

2.

Второе восстание в Киеве и призвание Владимира Мономаха

1113

3.

Гибель Святослава

972

4.

Крещение Руси

988

5.

Любечский съезд

1097

6.

Объединение Новгорода и Киева в рамках одного государства

882

7.

Окончательный распад Древнерусского государства

1132

8.

Поражение Ярославичей от половцев и восстание в Киеве

1068

9.

Поход Олега на Константинополь

907

10.

Призвание варягов

862

11.

Разгром Хазарского каганата

965

12.

Усобица среди сыновей Владимира

1015-1019

10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

деятель

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Анна

вт. пол. Х в.

византийская принцесса

1. Вышла замуж за Владимира I после крещения

Аскольд и Дир

вт. пол. IX в.

правители Киева

1. Убиты князем Олегом при захвате города

Байер, Миллер и Шлецер

XVIII в.

ученые, немцы по происхождению, работали в России

1. Создатели норманнской теории

Борис и Глеб

начало XI в.

князья, сыновья Владимира I

1. Убиты Святополком Окаянным

2. Первые русские святые

Владимир I

годы правления: 980-1015

великий киевский князь, сын Святослава

1. Победил в борьбе со своим братом Ярополком

2. Сделал своих сыновей наместниками

3. Организовал оборону южных рубежей от набегов печенегов

4. Пытался реформировать язычество

5. Крестил Русь (988 г.)

Владимир II Мономах

годы правления в Киеве: 1113-1125

князь, внук Ярослава Мудрого, по матери – внук византийского императора Константина Мономаха

1. Организатор совместной борьбы с половцами

2. Заслужил известность как справедливый правитель, противник междоусобиц

3. Автор «Поучения» детям

4. Был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования

5. Дополнил «Русскую правду», урегулировав взимание ростовщического процента

Игорь

перв. пол. Х в.

великий киевский князь, сын Рюрика

1. Предводитель неудачного похода на Византию в 941 г.

2. Предводитель похода на Византию 944 г.

3. Убит древлянами во время сбора дани

Иларион

XI в.

митрополит

1. Первый русский по происхождению митрополит

2. Автор «Слова о законе и благодати»

Кирилл и Мефодий

IX в.

просветители в славянских землях

1. Создатели славянской письменности

Нестор

начало XII в.

монах Киево-Печерского монастыря

1. Автор «Повести временных лет»

Олег

конец IX – начало Х вв.

сначала – правитель Новгорода, затем – и Киева, возможно родственник Рюрика

1. Захватил Киев, убив Аскольда и Дира

2. Подчинил большинство восточно-славянских племен

3. Совершил в 907 г. очень успешный поход на Константинополь

4. Заключил выгодный для русов договор с Византией

Ольга

Х в.

жена Игоря, правительница ДРГ при малолетнем сыне Святославе

1. Жестоко отомстила древлянам за смерть мужа

2. Ввела твердые нормы сбора дани

3. Совершила дипломатическую поездку в Константинополь

4. Приняла крещение по византийскому обряду

Рюрик

IX в.

варяжский князь

1. В 862 г. призван на княжение в Новгород

Святополк Окаянный

начало XI в.

князь, сын Владимира I (возможно – Ярополка)

1. Захватил власть в Киеве после смерти Владимира I

2. Обвинен в убийстве Бориса и Глеба

Святослав

Х в.

великий киевский князь, сын Игоря

1. Разгромил Хазарский каганат

2. Присоединил к ДРГ вятичей

3. Воевал в Дунайской Болгарии сначала против болгар, а затем против Византии

4. Хотел перенести на Дунай центр своей державы

5. Отступил после обороны г. Доростол

6. Убит печенегами при возвращении с Дуная

Ярополк

Х в.

великий киевский князь, сын Святослава

1. Проиграл борьбу за власть Владимиру I

Ярослав Мудрый

годы правления: 1019-1054

великий киевский князь, сын Владимира I

1. С помощью варягов победил в междоусобной борьбе среди сыновей Владимира

2. Нанес решающее поражение печенегам

3. При нем Древняя Русь достигла расцвета

4. Построены храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке

5. Началось составление «Русской правды»

6. Разделил государство между сыновьями

7. Выдал дочерей за королей Франции, Норвегии и Венгрии

Ярославичи

вт. пол. XI в.

князья, сыновья Ярослава Мудрого

1. Вступили в междоусобную борьбу друг с другом

2. Потерпели поражение от половцев

3. Дополнили и изменили «Правду Ярослава»

3. Работа со схемой

1. 1 — Олег; 2 — Рюрик; 3 — Игорь; 4 — Ольга; 5 — Святослав; 6 — Ярополк; 7 — Олег; 8 — Владимир I; 9 — Святополк Окаянный; 10 — Ярослав Мудрый; 11 — святые Борис и Глеб; 12 — Изяслав; 13 — Святослав; 14 — Всеволод; 15 — Святополк; 16 — Владимир II Мономах.

2. 1 — великий киевский князь; 2 — старшая дружина; 3 — младшая дружина; 4 — местные князья (самостоятельные династии); 5 — князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I).

4. Работа с понятиями

  1. Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.
  2. Вервь – крестьянская община у древних славян.
  3. Волхв – языческий жрец у древних славян.
  4. Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.
  5. Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).
  6. Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.
  7. Идол – скульптурное изображение языческого божества.
  8. Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.
  9. Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.
  10. Мозаика – картина из цветных стеклышек.
  11. Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.
  12. Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).
  13. Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.
  14. Фреска – живопись по сырой штукатурке.
  15. Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

Место и время события

Действующие лица

Последствия

1.

У стен Константинополя (Царьграда), 907 г.

Князь Олег и византийцы

Византия заплатила огромную дань и согласилась заключить выгодный для русов договор

2.

Земля древлян, 945 г.

Князь Игорь и древляне

Игорь был убит древлянами, княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, но установила твердые нормы сбора дани

3.

Киев, время правления Святослава

Письмо киевлян князю Святославу

Святослав всё равно не стал защитником своей земли (хотя на данное конкретное письмо откликнулся, приехал и разбил печенегов)

4.

Киев, 980 г.

Князь Владимир I

Языческая реформа не имела успеха, и понадобилась «смена веры»

5.

Киев, 988 г.

Князь Владимир I

Христианство из Киева стало распространяться по всей Руси

6.

Киев, время правления Святослава

Святослав и его мать княгиня Ольга

Святослав так и не принял крещение

7.

Древняя Русь, 941 г.

Участники похода князя Игоря

Через 3 года Игорь совершил новый поход, более удачный

8.

Новгород, 862 г.

Новгородцы

Призвание варягов, начало династии Рюриковичей

9.

Рубежи Древней Руси, время правления Святослава

Князь Святослав

Подчинение вятичей, другие победы

10.

У стен Киева, время правления Ярослава Мудрого

Армии Древнерусского государства и печенегов

Печенежская угроза была ликвидирована, но вскоре в степь «на смену» печенегам пришли половцы

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

проверочный контроль

Часть 1

А1–1

А2–3

А3–2

А4–2

А5–4

А6–3

А7–1

А8–3

А9–4

А10–4

А11–2

А12–2

А13–3

А14–3

А15–3

А16–2

А17–1

А18–4

А19–1

А20–2

А21–2

А22–1

А23–3

А24–1

А25–3

А26–2

А27–1

А28–4

А29–3

А30–4

А31–2

А32–2

А33–3

А34–2

А35–4

А36–1

А37–2

А38–2

А39–3

А40–2

Часть 2

В1. ГБВА

В2. 1В2Б3Г4А

В3. Святослав

В4. 1Г2А3Д4В

В5. Вервь (или община)

В6. Игорь

В7. 1Г2А3Д4Б

В8. Любеч

В9. 1Д2Г3В4А

В10. Мономах

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2.)

С2. Причина  беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3.)

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2.)

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4.)

С5. (Всего – 6.)

Сходство

Различия

Оба стали правителями в детском возрасте, и реально за них правили другие люди (за Игоря – Олег, за Святослава – Ольга) (1)

Оба погибли насильственной смертью (1)

Оба воевали с Византией (1)

Оба не смогли решить задачу укрепления Древнерусского государства, провести необходимые реформы (1)

Игорь не прославился как полководец, а Святослав зарекомендовал себя как выдающийся военачальник (1)

Святослав смог расширить пределы Древнерусского государства, а Игорь – нет (1)

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5.)

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.) 

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10.)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Святые…

Прочие сыновья (Изяслав Полоцкий, Мстислав Тмутараканский и др.)

12.

13.

14.

15.

16.

3.

2.

1.

4.

5.

Местное

управление

 до

Владимира I

после

Владимира I



Предварительный просмотр:

Тренинг по теме «РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (1618-1689 гг.»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Андрусовское перемирие

Восстание под руководством Б. Хмельницкого

Крестьянская война под руководством Степана Разина

Крымские походы

Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам

Медный бунт

  1.  

Начало самостоятельного правления Петра I

Нерчинский мир

Переяславская рада

Последний Земский собор

Принятие Соборного уложения

Регентство царевны Софьи

Смоленская война

Соляной бунт

Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи

Царствование Алексея Михайловича

Царствование Михаила Романова

Царствование Федора Алексеевича

  1.  

Церковная реформа Никона

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

деятель

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Аввакум

1.

2.

В.В. Голицын

1.

Дежнев

1.

Никон

1.

2.

Поярков

1.

Степан Разин

1.

2.

Ушаков

Филарет

1.

Хабаров

1.

Хмельницкий

1.

2.

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу «Первые Романовы»                                 

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.

1 —

2 —

3 —

4 —

5 —

6 —

7 —

4. Работа с картой

Найдите на карте:

  1. походы Степана Разина;
  2. Соловецкий монастырь;
  3. места важнейших сражений украинских повстанцев с польскими войсками;
  4. территории, отошедшие к России по Андрусовскому перемирию;  
  5. маршруты походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова;
  6. города Архангельск, Царицын, Астрахань, Симбирск, Азов, Смоленск, Киев, Якутск, Иркутск, Красноярск.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

  1. Мануфактура ___________________________________________________.
  2. Ярмарка _______________________________________________________.
  3. Протекционизм _________________________________________________.
  4. Белые слободы _________________________________________________.
  5. Сословно-представительная монархия ______________________________ __________________________________________________________________.
  6. Абсолютная монархия ____________________________________________ __________________________________________________________________.
  7. Старообрядчество _______________________________________________.
  8. Обмирщение культуры ___________________________________________

__________________________________________________________________.

  1. Нарышкинское барокко __________________________________________ __________________________________________________________________.
  2. Парсуна ________________________________________________________.

6. Работа с источниками

О действиях каких органов государственной власти и должностных лиц  рассказывается в отрывках из документов?

А. Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь.

Б. В нём сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские… И (туда) бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя.

В. Бояре и окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потом уж по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чём случиться мыслить, мыслят с царём.

Г. В нём сидит думный дьяк, да два дьяка, да подьячих 14 человек. А ведомы (там) дела всех окрестных государств и послов чужеземских принимают… Также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится.

Д. Князь Иван Семёнович Прозоровский с товарищи и всякие начальные люди… сели в осаде в кремле и заперлись накрепко, и городовые ворота заметали кирпичами. И Стенька (Разин) с воровскими казаками и с астраханцами-изменниками к тому городу-кремлю приступали приступом.

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка и публициста  И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?

«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда — или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия… Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть… Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие… В Москве появился первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль — «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»… Москва первых Романовых росла поразительными темпами».

проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.  


A1


Какой ряд дат отражает события внутриполитической жизни России?

1

1624 г., 1637 г.

2

1643 г., 1667 г.

3

1648 г., 1662 г.

4

1654 г., 1658 г.


A2


Памятник в стиле «нарышкинское барокко»

1

Церковь Покрова в Филях

2

Церковь Вознесения в Коломенском

3

Покровский собор в Москве

4

Вознесенский собор Новоиерусалимского монастыря


A3


Какой орган власти утратил свое значение и перестал существовать в период правления первых Романовых?

1

Боярская дума

2

Земский собор

3

Приказ тайных дел

4

Разбойный приказ

 


A4


В соответствии с Соборным уложением

1

сыск беглых крестьян становился бессрочным

2

была проведена реформа церковной обрядности

3

уничтожались последние уделы

4

ликвидировались «черные слободы»


A5


Соборное уложение было введено непосредственно после

1

восстания в Соловецком монастыре

2

восстания Степана Разина

3

Соляного бунта

4

Медного бунта


A6


Духовный лидер старообрядцев

1

Симеон Полоцкий

2

Аввакум

3

Филарет

4

Никон


A7


Обязательный признак мануфактуры

1

работа на рынок    

2

использование механизмов

3

вольнонаемный труд

4

разделение труда


A8


В период правления царевны Софьи

1

были совершены Крымские походы

2

Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой

3

было заключено Андрусовское перемирие

4

начался раскол в Русской православной церкви


A9


Земский собор 1653 г.

1

отменил некоторые главы Соборного уложения

2

решил принять Украину в состав России

3

осудил старообрядцев

4

учредил Приказ тайных дел


A10


Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Весь народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достати. Потом полковник… Тетеря, ходячив по кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно».

1

1632

2

1648

3

1654

4

1667


A11


Даты 1645, 1676, 1682 г. относятся к началу

1

войн России с соседними государствами

2

крупных народных выступлений

3

церковных реформ

4

правления царей


A12


Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся писатель XVII в.?

1

Василий Голицын

2

Филофей

3

Никон

4

Аввакум


A13


Протекционизм – это политика, направленная на…

1

ограничение иностранных капиталовложений в национальную экономику  

2

поощрение и расширение ярмарочной торговли

3

укрепление абсолютизма, ограничение деятельности сословно-представительных органов власти

4

защиту внутреннего производства от конкуренции импортных товаров с помощью различных ограничений


A14


Смоленская война и «Азовское сидение» произошли в период правления

1

Алексея Михайловича

2

Михаила Романова

3

Федора Алексеевича

4

царевны Софьи


A15


Нововведение Никона

1

богослужение на русском языке вместо старославянского  

2

запрещение всем священнослужителям вступать в брак

3

крещение тремя перстами вместо двух

4

отказ от церковного землевладения


A16


Какие из перечисленных городов были взяты войсками Степана Разина?

А

Царицын

Б

Казань

В

Нижний Новгород

Г

Симбирск

Д

Астрахань

Е

Самара

Укажите верный ответ.

1

АБД

2

АДЕ

3

АВД

4

ВГЕ


A17


Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Князь Михайла Юрьевич Долгорукий, вышедши, унимал их жестокими словами. За то стрельцы, ухватя его, с крыльца бросили на копья. И боярина Матвеева бросили с крыльца и все его тело рассекли. И, склонив копья пред себя, побежали в царские палаты искать якобы еще изменников».

1

1648 г.

2

1650 г.

3

1662 г.

4

1682 г.


A18


Новое явление в русской культуре XVII в.

1

«шатровый стиль»

2

«книгопечатание»

3

«парсуна»

4

«унификация»


A19


Россия окончательно вернула себе Смоленск в  

1

1634 г.

2

1648 г.

3

1654 г.

4

1667 г.


A20


Поярков и Хабаров первыми исследовали бассейн реки

1

Амур

2

Енисей

3

Обь

4

Лена


A21


Направление внешней политики первых Романовых

1

желание вернуть Смоленскую землю

2

стремление получить выход к Балтийскому морю

3

защита от нападений крымских татар

4

верно всё вышеназванное


A22


Церковный собор 1666-1667 гг.

1

подтвердил все решения Стоглавого собора

2

лишил Никона патриаршего сана

3

пошел на соглашение с раскольниками

4

верно всё вышеназванное


A23


Одна из основных причин церковной реформы патриарха Никона – стремление  

1

сблизиться с католицизмом и протестантизмом

2

подчинить светскую власть церковной

3

добиться окончательной независимости Русской православной церкви от константинопольского патриарха

4

сделать Москву центром мирового православия


A24


Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора.

«Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не уничижай его и в церкви и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым и братом его. Чего же нам еще хочется лучше того? Разве языка ангельского?».

1

Степан Разин

2

Богдан Хмельницкий

3

Никон

4

Аввакум


A25


К правлению Федора Алексеевича относится

1

окончание войны с Польшей

2

отмена местничества

3

Нерчинский мир

4

Медный бунт


A26


Прочтите отрывок из рассказа иностранца и укажите название села, о котором идет речь.  

«В небольшом расстоянии от города виднеются несколько летних дворцов, назначенных для отдохновения царей, куда они имеют обыкновение по временам удаляться, дабы собраться с новыми душевными силами. Среди них не последнее место принадлежит селу…, обладающему знаменитым обширным садом с четырьмя высочайшими, широко раскрытыми воротами, со многими извивающимися дорожками».

1

Тушино

2

Измайлово

3

Кусково

4

Медведково


A27


В том же году, что и Соляной бунт, произошло(а)

1

«поход за зипунами»

2

Переяславская рада

3

восстание Богдана Хмельницкого

4

церковная реформа


A28


Окончательное закрепощение крестьян было предпринято по многочисленным просьбам    

1

крупных бояр-вотчинников

2

священнослужителей

3

дворян-помещиков

4

самих крестьян


A29


Один из сподвижников Степана Разина

1

протопоп Аввакум

2

Филипп Колычев

3

Василий Ус

4

Юрий Барятинский


A30


Что было одной из причин неудачи России в войне со Швецией?

1

необходимость вести войну одновременно с двумя государствами

2

предательство «полков иноземного строя»

3

союз Швеции с Польшей

4

восстания стрельцов

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово,  словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________

А) война со Швецией и Кардисский мир

Б) «Азовское сидение»

В) Крымские походы

Г) Соборное уложение

B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

Религиозный деятель

Факт биографии

1. Филарет

А. Основал Новоиерусалимский монастырь

2. Аввакум

Б. Фактически управлял государством при юном царе

3. Никон

В. Освятил Соборное уложение

Г. Сожжен за «хулу на царский дом»

B3. Прочтите отрывок из записок иностранного автора и назовите фамилию деятеля, к которому относится эта характеристика.

«Князь… бесспорно, один из искуснейших людей, какие когда-либо были в Московии, которую он хотел поднять до уровня остальных держав. Он хорошо говорит по латыни и весьма любит беседу с иностранцами, не заставляя их пить, да и сам он не пьет водки, а находит удовольствие только в беседе. Не уважая знатных людей по причине их невежества, он чтит только достоинства и осыпает милостями только тех, кого считает заслуживающими их и преданными себе».

_________________________

B4. Установите соответствие между народным выступлением и фактом, который к нему относится. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

Восстания

Факты

1. Восстание С. Разина

А. Правительство удовлетворило важнейшие требования восставших

2. Соляной бунт

Б. Восставших поддержал патриарх Никон

3. Медный бунт

В. Восстанием была охвачена огромная территория

4. Соловецкое восстание

Г. Причина восстания – денежная реформа

Д. Длительная осада центра восстания царскими войсками

B5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя  человека, о котором идет речь.

«Он родился в 1605 г. в крестьянской семье, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалили себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя».

______________________

B6. Напишите фамилию самого известного русского иконописца XVII в.

________________________

B7. Установите соответствие между правителями  и созданными в период их правления памятниками (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

Правители

Памятники и явления культуры

1. Михаил Федорович

А. Царский дворец в Коломенском

2. Алексей Михайлович

Б. Сухарева башня

3. Царевна Софья

В. Церковь Троицы в Никитниках

Г. Славяно-греко-латинская академия

B8. Установите соответствие между деятелем русской истории  и тем, в каком родстве он состоял с царевной Софьей. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

Деятель

Родство

1. Алексей Михайлович

А. «Единоутробный» брат

2. Федор Алексеевич

Б. Брат по отцу

3. Михаил Федорович

В. Дядя

4. Петр Алексеевич

Г. Дед

Д. Отец

B9. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите имя и фамилию человека, о котором идет речь.

«Когда он напивался допьяна, что с ним часто случалось, то по малейшему поводу приказывал рубить головы в его присутствии и даже сам прикладывал к тому свои жаждущие крови руки, и такое несчастье постигало большею частью начальников, ибо простой народ всячески подмазывался к этому хитрому тирану, и они служили ему, чем могли, убивая одного начальника за другим».  

_____________________

В10. Распределите перечисленные ниже события: произошедшие в период правления царя Алексея Михайловича – в группу А, произошедшие в период правления других царей – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.

1

стрелецкий бунт

2

«Вечный мир» с Польшей

3

церковная реформа

4

Переяславская рада

5

строительство каменного кремля в Можайске

6

создание «Приказа тайных дел»

Группа А

Группа В

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Принуждены были их величество сами с царевичем идти на Красное крыльцо и поставили государя царя и царевича того ж крыльца на стенах. Изменники дерзали говорить с особами царскими с великою невежливостью и, как львы рыкая, нагло спрашивали царевича:… кто его из бояр-изменников изводит? На что он ответствовал, что никто его не изводит».

C1. Где и когда произошли описываемые события, что это за события?

C2. Назовите главных действующих лиц.    

C3. Какие последствия имели описанные в отрывки события?

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.  

C4. Укажите основные черты русской культуры XVII в.

C5. Сравните восстание Степана Разина и восстание Ивана Болотникова. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее





Различия







C6. Рассмотрите историческую ситуацию (просьба Богдана Хмельницкого о воссоединении с Россией) и ответьте на вопросы.

Почему Хмельницкий обратился к русскому царю с такой просьбой? Почему русское правительство не сразу решилось дать согласие на эту просьбу?  

C7. Существует точка зрения, что в период правления первых Романовых Россия достигла высокого уровня развития, превосходившего уровень развития западных стран. Какая другая точка зрения по данному  вопросу вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Андрусовское перемирие

1667

Восстание под руководством Б. Хмельницкого

1648

Крестьянская война под руководством Степана Разина

1670-1671

Крымские походы

1687-1689

Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам

1666-1667

Медный бунт

1662

Начало самостоятельного правления Петра I

1689

Нерчинский мир

1689

Переяславская рада

1654

Последний Земский собор

1653

Принятие Соборного уложения

1649

Регентство царевны Софьи

1682-1689

Смоленская война

1632-1634

Соляной бунт

1648

Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи

1682

Царствование Алексея Михайловича

1645-1676

Царствование Михаила Романова

1613-1645

Царствование Федора Алексеевича

1676-1682

Церковная реформа Никона

1652

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

деятель

Когда действовал (и)?

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Аввакум

середина XVII в.

Протопоп

1. Духовный лидер раскольников

2. Был сожжен за «хулу на царя»

В.В. Голицын

1680-е гг.

князь, любовник Софьи

1. Фактический соправитель Софьи в 1682-1689 гг.

Дежнев

1648

землепроходец

1. Открыл пролив между Азией и Америкой

Никон

середина XVII в.

патриарх

1. Инициатор церковных реформ

2. Пытался поставить власть патриарха выше царской

Поярков

1640-1650-е гг.

землепроходец

1. Исследовал бассейн реки Амур

Степан Разин

1667-1671

вождь восстания

1. Возглавил поход «за зипунами»

2. Казнен на Красной площади

Ушаков

XVII в.

иконописец

Филарет

первая треть XVII в.

патриарх

1. Фактический правитель при юном царе Михаиле

Хабаров

1640-1650-е гг.

землепроходец

1. Исследовал бассейн реки Амур

Хмельницкий

1640-1650-е гг.

вождь восстания

1. Поднял восстание запорожских казаков против Польши

2. Выступил за воссоединение Украины с Россией

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу.

1 —  Филарет; 2 – Михаил; 3 – Алексей; 4 – Мария Милославская; 5 – Наталья Нарышкина; 6 – Федор; 7 – Софья; 8 – Иван V; 9 – Петр I.                                  

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.

1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

4. Работа с картой

5. Работа с понятиями

  1. Мануфактура – крупное предприятие, основанное на разделении труда, но без использования машин; промежуточная ступень в развитии производства между ремесленной мастерской и фабрикой
  2. Ярмарка – периодический торг в установленном месте.
  3. Протекционизм – политика, направленная на защиту внутреннего производства от конкуренции импортных товаров с помощью различных ограничений.
  4. Белые слободы – торгово-ремесленные поселения, жители которых несли повинности в пользу частных лиц или церкви.
  5. Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть осуществляется монархом совместно с избранными представителями различных сословий.
  6. Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху (наследственному правителю).
  7. Старообрядчество – течение в русском православии, сторонники которого выступили против реформ Никона, за сохранение старой обрядности.
  8. Обмирщение культуры – снижение влияния религии на культуру, приобретение ею более светского характера.
  9. Нарышкинское барокко – архитектурный стиль, распространившийся в России в конце XVII в.; характерны живописность и усложненность плана, сочетание белого и красного цветов фасада.
  10. Парсуна – произведение живописи, сочетавшие портретное сходство с плоскостным изображением.

6. Работа с источниками

О каких правителях идет речь в отрывках?

А – Земский собор; Б – Приказ тайных дел; В – Боярская дума; Г – Посольский приказ; Д – воевода.

7. Работа с суждением историка

Данная точка зрения не является общепризнанной. Преобладает иная точка зрения – что Россия развивалась медленно и существенно отстала от Запада. Отмеченные автором феномены (первая газета, первый театр, первый военный корабль и пр.) являлись единичными опытами, не получившими развития в XVII в., хотя и подготовившими наступление петровской эпохи.

проверочный контроль

Часть 1

А1–3

А2–1

А3–2

А4–1

А5–3

А6–2

А7–4

А8–1

А9–2

А10–3

А11–4

А12–4

А13–4

А14–2

А15–3

А16–2

А17–4

А18–3

А19–4

А20–1

А21–4

А22–2

А23–4

А24–4

А25–2

А26–2

А27–3

А28–3

А29–3

А30–1

Часть 2

В1. БГАВ

В2. 1Б2Г3А

В3. Голицын

В4. 1В2А3Г4Д

В5. Никон (Никита Минин)

В6. Ушаков

В7. 1В2А3Г

В8. 1Д2А3Г4Б

В9. Степан Разин

В10. А — 3,4,6; В — 1,2,5.

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. 1682 г. (1), Москва, Кремль (1), Стрелецкий бунт (1) (Всего – 3.)

С2. Царь – Петр I, царевич – Иван V, стрельцы – сторонники Софьи. (Всего – 3.)

С3. Было установлено совместное правление Петра I и Ивана V (1), фактически власть оказалась в руках Софьи (2). (Всего – 2.)

С4. Обмирщение; рост интереса к западной культуре; рост личностного начала (Всего – 3.)

С5. (Всего – 6.)

Общее

1. Массовые движения

2. Главные движущие силы – крестьяне и казаки

3. Элементы самозванчества (лидеры действовали якобы от имени высокопоставленных особ)

Различия

Юго-западная Русь

Дон и Поволжье

Дошел до Москвы

Не дошел до Москвы

Часть дворян поддержала выступление

Дворянство консолидировано выступило против восставших

С6. Хмельницкий понял, что в одиночку Украине не добиться победы над Польшей. Возможным союзником был крымский хан, и попытки совместных действий предпринимались, но события показали, что это был ненадежный союзник. К тому же это союз был бы непрочным из-за религиозной розни. С Россией Украину объединяла общность веры.

С7. Иная точка зрения: Россия развивалась медленно и существенно отстала от Запада. Однако об отставании можно говорить только применительно к военно-технической сфере (артиллерия, флот, мануфактурное производство и пр.), сравнивать две разные культуры по критерию «отсталости» неправомерно.

8.

7.

9.

5.

4.

3.

6.

2.

(первый царь)

1

7

6

5

3

Армия

Местное

управление

выборы

4

управление по отраслям и территориям

2

      контроль  

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Проверочная работа по теме "Древняя Русь" (6 класс)

Материал для проверки знаний учащихся после изучения данной темы. Задания разделены на три варианта по три задания в каждом....

Демо-тест к темам: "Древняя Русь"

Демо-тест к темам: "Древняя Русь" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI века" для 6 класса. перед использованием дем...

Разработка урока по теме "Древняя Русь IX-XII в.

Урок предназначен для учащихся 6 класса. 7-8 урок раздела Истории Древней Руси....

Контрольная работа по теме "Древняя Русь", 10 класс

Материал содержит несколько вариантов контрольной работы по истории Древнерусского государства. Задания составлены по типу КИМов ЕГЭ....

Методическая разработка по теме «Древняя Русь»

Дана схема опорных сигналов, которая позволяет лучше запомнить материал урока, имена, даты и события. Характеризуя значение событий прошлого, мы, в отличие от их современников, знаем, что за этими соб...

Тренажер по работе с документами по теме "Древняя Русь"

Тренажер предназначен для учащихся 10 класса. Включает 15 блоков, в каждом по 5 документов. К каждому документу предлагается 3 вопроса. Работа учащихся с тренажером может быть использована во время по...

Самостоятельная работа по теме "Древняя Русь при Ярославе Мудром"

Учащиеся должны не только уметь слушать учителя, но и самостоятельно работать с текстом учебника. Работа предназначена для самостоятельного изучения темы учащимися....