Мастер-класс по истории в 11 классе Как нам обустроить Россию?
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Гуримская Ольга Викторовна

на уроке была проведена работа, направленная на достижение следующих целей:

1. Раскрыть сущность модернизации современной России, определить, есть ли общие черты в решении аграрной проблемы времен П.А.Столыпина и современной России.

2. На основе краеведческого материала сформировать представления о развитии фермерского движения в нашей местности.

3. Учить ведению дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx105.4 КБ
Файл kak_nam_obustroit_rossiyu.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по истории в 11 классе

Тема: Как нам обустроить Россию?

Цель:  1. Раскрыть сущность модернизации современной России, определить, есть ли общие черты в решении аграрной проблемы времен П.А.Столыпина и современной России.

2. На основе краеведческого материала сформировать представления о развитии фермерского движения в нашей местности.

3. Учить ведению дискуссии.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: дискуссия.

Оборудование: проектор,

                              Экран,

                              Презентации: «Как нам обустроить Россию?»,  «Значение реформ Столыпина для современной модернизации России».

                              Раздаточный материал, клубок ниток.

Ход урока

  1. Создание проблемной ситуации.
  1. Чтение наизусть учителем отрывка из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»:

- Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..  Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.-Вы узнали отрывок из классического произведения русской литературы 19 века? Слова, взятые из этой комедии актуальны и сегодня. Куда так быстро несется Русь? Что за кони впряжены в эту бойкую тройку? Что за ветер воет в гривах коней? Версий быть может много. Ответов тоже. Уже 200 лет скачет гоголевская тройка, а вопрос «Что делать?, Как нам обустроить Россию?» так и не решен по сей день.

      II. Объявление темы мастер-класса «Как нам обустроить Россию? ( на примере решения аграрной проблемы).

     III.Выдвижение гипотез.

- А что вы думаете по этому поводу?

- Какие способы решения этой проблемы смогли бы предложить?

- Как накормить Россию?(повысить таможенные пошлины, снизить налоги, дать землю, закрепить права собственности и товаропроизводства).

IV. Объявление цели работы.

-сегодня мы с вами попытаемся определить, какими способами правительство нашей страны пыталось развить в России капиталистические отношения в с/х и каковы результаты этой деятельности?

V. Доклад «история аграрной реформы в России» презентация

- давайте перед началом практической части нашей  работы послушаем специалиста по вопросам истории аграрной реформы в России (выступление Чуприной Насти)

- спасибо. А теперь выясним, как  обстоят  дела в современной России и конкретно у нас в Новосибирской области?

VI.  Представление аналитической информации и работа с ней.

- Я хочу предложить вашему вниманию ряд проанализированных мною источников.  для этого обратимся к презентации «Как нам обустроить Россию?»

-Сначала узнаем об истории возникновения фермерства от Вересового М.С

- Теперь посмотрим, как обстоят дела с КФХ в Новосибирской области и в Баганском районе (интервью с фермером из с. Палецкое Н.А.Ефановым).

Вывод. – в нашей области фермерское движение получило широкое распространение. Скажите, о каких проблемах говорится в предложенном материале?

- Такие же они как в 90-е годы? А как в начале 20 века?

VII.выполнение проблемных заданий.

- а сейчас поработаем в трех группах с документами, чтобы доказать или опровргнуть следующую точку зрения» Ситуация сегодня с развитием фермерства изменилась в лучшую сторону» .

Работа групп с документами- 5 минут.

Заслушивание ответов.

Вывод: ситуация изменилась к лучшему. А почему? Аргументируйте свою точку зрения. После выступления всех желающих обобщаем ответы и сравниваем  с соответствующим слайдом презентации.

Ситуация изменилась к лучшему, потому что фермеры стали

  1. Более грамотными в правовых вопросах;
  2. Государство, предоставляя перечень льгот, установило жесткий налоговый контроль за деятельнстью фермеров;
  3. Увеличилась самостоятельность производителей;
  4. Улучшается материально-техническая база КФХ;
  5. Фермеры покрывают 15%-ые  потребности с/х жителей. В с/х продукции.
  6. Стремление к объединению в ассоциации.

VIII. Итог урока.

-Значит, можно сказать, что фермеры смогут накормить Россию? Можно ли сказать, что  один из путей развития России – путь развития фермерства?

-Есть ли связь времен столыпинской России и современного государства в вопросе фермерства?

IX. Рефлексия. В конце нашего занятия я дам каждому из вас клубок. Вы берете его, наматываете его себе на руку и говорите по очереди:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Я выполнял задания…
  4. Я понял, что…
  5. Я почувствовал…
  6. Теперь я могу….
  7. Я научился…
  8. У меня получилось…
  9. Я попробую…

- а теперь посмотрите, у нас получилась настоящая тройка и даже не одна, а четыре. Как у Гоголя, вы мчитесь вперед. А я возница. Посмотрите, куда я вас направляю. ( показывается коллаж Баганского района- образ родной земли) Я хочу, чтобы вы остались на родной земле, чтобы жили и работали здесь, говоря словами Столыпина: «Во славу России, во благо россиян».

Приложения

Карточка №1 «О положении  дел фермеров в России»

Путин даст поручение правительству рассмотреть вопрос о поддержке фермерских хозяйств

23/08/2012 16:13

МОСКВА, 23 августа. /ИТАР-ТАСС/. Правительство РФ может рассмотреть вопрос о дополнительной поддержке отдельных фермерских хозяйств, сталкивавшихся в последние годы с проблемами в связи со сложными погодными условиями. Об этом сообщил президент России Владимир Путин на встрече с и.о. губернатора Рязанской области Олегом Ковалевым, на которой речь зашла о состоянии дел в сельском хозяйстве в регионе.

"Ситуация складывается таким образом, что в принципе банкротств у нас нет, и мы не ждем их, но подготовка к 2013 году может осложниться тем, что по 2010 году пролонгировали краткосрочные кредиты /для хозяйств/, но они не могут кредитоваться под оборотные, поскольку нет залоговой базы", - рассказал глава области. Он обратился к президенту с просьбой рассмотреть вопрос о дополнительной поддержке фермеров, возможно, при помощи госгарантий за "сухой" 2010 год.

"Это можно посмотреть", - согласился Путин. "Давайте я соответствующие поручения сформулирую коллегам в правительстве, но нужно будет принимать уже не общие решения, а индивидуальные, поскольку 2010 год только в отдельных регионах был сложный с климатической точки зрения", - отметил он. "Нужно, чтобы специалисты Минсельхоза оценили состояние хозяйств области", - добавил президент.

Ковалев также проинформировал Путина о том, что в связи с засухой, которая в области фиксируется третий год подряд, агропромышленный комплекс региона "в 2011-м и 2012-м выдает всего по 1 млн тонн зерновых, хотя потенциал 1,6 - 1,8 млн". "Но мы прибавляем по молоку: где-то 6 проц идем сейчас к уровню прошлого года и рассчитываем сохранить этот темп до конца года; по мясу мы больше даем", - отметил он. "Думаю, что мы себя кормами обеспечим, кукуруза неплохая", - добавил и.о. губернатора.

21 октября 2011"Сохраним практически все направления поддержки - это и минеральные удобрения, и субсидирование ставок, и лизинг, и получение по более низким ценам горюче- смазочных материалов", - уточнил он.’

"Сохраним практически все направления поддержки - это и минеральные удобрения, и субсидирование ставок, и лизинг, и получение по более низким ценам горюче- смазочных материалов", - уточнил он.


ИТАР-ТАСС

Вопросы к документу

  1. Прочитайте документ.
  2. Ответьте на вопрос» Как Президент и правительство современной России собираются поддержать фермеров России?
  3. Сравните проблемы местного и общероссийского фермерства. Сделайте вывод о том, что необходимо сделать государству, чтобы деятельность фермеров была более успешной?

Карточка №2 «О положении дел фермеров в НСО»

Сто тридцать делегатов из всех районов Новосибирской области приняли участие в отчетно-выборной конференции Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств

Главной темой встречи стали перспективы развития фермерского движения. Основные проблемы, которые сегодня волнуют фермеров – это большой импорт сельскохозяйственной продукции, работа снабженческо-сбытовой производственной структуры, а также отток работоспособного населения из села.

Участвовавший в заседании заместитель Губернатора – руководитель департамента АПК Виктор Гергерт подчеркнул, что сейчас в Новосибирской области идет подготовка новых нормативно-правовых актов, определяются более эффективные механизмы поддержки фермерского движения.

О новых условиях кредитования населения в рамках реализации национального проекта рассказала заместитель директора Новосибирского филиала ОАО «Россельхозбанк» Валентина Киба. «Одна из главных задач нацпроекта – сделать кредиты доступнее для жителей села. С этой целью в этом году банком был принят ряд решений по упрощению и ускорению процедуры выдачи кредитов. Также нами был увеличен максимальный размер кредита и расширены цели кредитования ЛПХ, которые подлежат субсидированию».

В завершении встречи Виктор Гергерт подчеркнул, что главная задача сегодня – консолидация усилий фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в создании полного цикла производства.

Со следующего года в области заработает Фонд поддержки АПК

04 декабря 2011г :

Фонд должен заработать с января будущего года, и на эти цели из бюджета уже выделено 20 миллионов рублей. Об этом сообщил на встрече с журналистами заместитель губернатора области Виктор Гергерт. Директором фонда назначен Виктор Майбах, генеральный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области. Он рассказал, что до конца года будет произведен конкурс на размещение 20 миллионов рублей на счетах банков с определенным коэффициентом мультипликации. Подобное размещение средств ранее практиковал Фонд поддержки малого и среднего бизнеса - тогда коэффициент мультипликации составил 1,3-1,8. Однако Майбах выразил опасения, что сегодня «экономическая ситуация гораздо сложнее» и получить такие условия будет нелегко. Также фонд будет участвовать в федеральном конкурсе, и может получить дополнительное финансирование в соотношении 1 к 5. Средства пойдут на поддержку малых и средних фермерских хозяйств. Гергерт отметил, что в будущем, если работа фонда будет эффективной, уставной капитал фонда будет увеличен.

NEWSIB.RU

​      

Вопросы к документу

  1. Прочитайте документ.
  2. Ответьте на вопрос «Какие проблемы волнуют сегодня новосибирских фермеров?»
  3. Какие меры по поддержке фермеров предлагает Правительство Новосибирской области и Россельхозбанк?
  4. Можно ли сказать, что эти меры реально помогут фермерам? Сравните с местным фермерством. Все ли могут воспользоваться поддержкой государства?

Карточка №3 «Фермер возродил деревню»

Автор: Григорий КРОНИХ

Опубликовано 01 октября 12 (10:33)

Статья из номера: «АиФ на Оби»№40

Село Украинка практически умерло в 90-е годы. Когда Александр ЛЕЙХТЛИНГ приехал сюда, последние три семьи, наоборот, уехали. Оставшиеся в деревне полуразрушенные дома разбирали на стройматериалы жители других сел.

Сегодня в некогда заброшенном селе стоят три десятка добротных домов, живут люди. Работу им предоставил Александр Лейхтлинг - председатель кооператива СПК «Заря». «Вот моя деревня!» - так говорят обычно о малой родине. Но фермер вкладывает в эти слова совсем другой смысл. 

- Ну а как же - я нормальный капиталист, - говорит Александр Матвеевич. - Создаю условия, предоставляю рабочие места, они трудятся. Принято считать, что люди работают на капиталиста, но в не меньшей мере и я работаю на них: на мне организация, экономика. Сейчас мало произвести продукт - надо еще его продать и прибыль получить. Иначе как деревня выживет? Это все - моя ответственность. С 1992 года, с тех пор как взялся за создание сельхозкооператива, я в отпуске, в отличие от своих работников, не был ни разу. 

Охота на деревню

В 1992 году Александр Матвеевич бродил с ружьем в окрестностях Черепанова, высматривая дичь. А высмотрел… деревню. Украинка, в которой тогда жили три семьи (да и те вскоре уехали) расположена в красивейшем месте. Сердце у охотника дрогнуло. Вспомнил Александр Матвеевич свою детскую мечту стать агрономом и попросил в местной администрации надел рядом с Украинкой. Ему выделили 800 га брошенной земли. Он одолжил у знакомых четыре бамовских вагончика — с них и началась новая история Украинки. Первые поселенцы были из Казахстана, они одновременно строили для себя дома и обрабатывали землю. Затем появились люди из райцентра Черепаново, с Алтая.

Теперь те, кто начинал отстраивать Украинку, уже выходят на пенсию, а в деревню приезжают новые люди. Лейхтлинг выбирает молодые семьи - «чтобы жить веселее было» и обязательно такие, чтобы были специалисты, полезные хозяйству. Деревня выросла, но за 20 лет Александр Матвеевич так и не добился, чтобы ему помогли построить в деревне клуб. Точнее - культурный центр со спортивным залом, медицинским пунктом и так далее. Проект есть, но самому хозяйству его освоить трудно. 

- Поэтому Новый год опять будем справлять на мельнице. А что, помещение там просторное. Ставим елку, детям обязательно подарки дарим, взрослым - премию выдаем. В конце концов и этот центр сами осилим, - уверен Александр Лейхтлинг. — Мы развиваемся постепенно, по ступенькам, дойдут руки и до этого. 

Построить двух- или трехэтажное жилье капиталисту Лейхтлингу было бы дешевле, но здесь у него подход принципиальный: крестьянин должен жить на земле и сам обустраивать свой дом и территорию - «чтоб красиво было». С этой же целью в деревне проводится конкурс на самую лучшую усадьбу. Недавно две семьи поменяли рамы в домах на пластиковые, председатель кооператива пообещал им компенсацию - стремление людей украшать жизнь надо поддерживать, считает Лейхтлинг.  

Одна из основных черт Александра Матвеевича - стремление к независимости. Как только перестройка дала шанс, Лейхтлинг создал строительный кооператив, а заработанные деньги вложил в Украинку. Кредитов не брал и сейчас этого не делает - зачем банки кормить? Технику предпочитает по средствам - российскую. По его словам, в последнее время она стала более качественной.

От цен на зерно и мясо Лейхтлинг тоже не зависит. Он организовал дело так, что все сырье, которое производится в хозяйстве, здесь же и перерабатывается. Кооператив выпускает больше 200 наименований продукции: горох, муку, комбикорм, хлебобулочные и кондитерские изделия, различные мясные полуфабрикаты. Переработка дает прибавку к стоимости сырья в 30% и делает работу кооператива рентабельной.

- Сдавать мясо на мясокомбинат смысла нет, - считает Лейхтлинг. И с гордостью добавляет: - А по серым крупам - ячневой, перловой, пшеничной - мы заняли 10% алтайского рынка, хоть это и аграрная территория! 
Когда старый цех по производству полуфабрикатов стал тесен, Александр Матвеевич построил рядом новый, закупил оборудование. Котельную и мельницу в деревне тоже возводили своими силами.

Форпост России в Украинке? 

Полгода назад Александр Матвеевич взял земли бывшего совхоза «Инской». 
- Местная администрация считает, что вместе с землей я должен брать на себя и заботу о трех деревнях, - рассказывает фермер. - Но я не меценат Морозов, да и нет среди крестьян богатых людей. Сейчас я живу ничуть не лучше, чем в то время, когда земли у меня было втрое меньше, зато хлопот прибавилось. Для меня неважно, сколько центнеров с гектара мы собрали. Важно, как люди живут. Потому что если плохо - они отсюда уйдут, а брошенная земля обязательно станет предметом притязаний того же Китая, например. Именно поэтому мы - форпост, который обеспечивает сохранность территории России. Не зря Столыпин в свое время начал осваивать Сибирь. Основная проблема - это то, что власть не меняет своего отношения, не очень-то мы ей нужны. Я построил деревню, создал больше 200 рабочих мест, налоги плачу, а где помощь? Единственный раз попали мы в какую-то программу - пообещали нам построить дорогу от Украинки до трассы. И тут же предложили оплатить проектно-сметную документацию. При чем здесь я? Строить дороги - это обязанность власти. 

Сам Александр Матвеевич ездит на поля в основном проселочными дорогами и только на «Ниве» - другие машины здешние косогоры одолеть не могут. За сезон машину разбивает так, что на следующий приходится покупать новую. Может быть, поэтому на вопрос «Что бы вы сделали, если бы заработали много денег?» он отвечает, что все-таки построил бы хорошие дороги и провел освещение в Украинку и Черепаново: «Я хочу, чтобы этот уголок России стал красивым!»

Вопросы к документу

  1. Прочитайте документ. Ответьте на вопросы.
  2. Как понимает Александр Матвеевич  понятие «фермер»?
  3. О чем беспокоится черепановский капиталист?
  4. Почему его хозяйство считается успешным? (назовите не менее 3- причин)
  5. Какие проблемы есть у фермера?
  6. А какая главная его мечта?
  7. Сделайте вывод, совпадает ли полученная информация с положением дел у местных фермеров?

Литература

  1. Аграрная реформа П.А.Столыпина.- материалы Википедии.
  2. История. Все для учителя!- методичекий журнал №7,2012.
  3. Камагина О.Е., Янина Г.В. и др. П.А.Столыпин. Выставка в школьной библиотеке.-М, «Русская школьная библиотечная ассоциация», 2011.
  4. Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. 19 век/РГБ.- М., «Книжная палата», 1995.-с.734.
  5. Рыбас С.Ю., Тараканова Л.В. жизнь и смерть Петра Столыпина. – М., «Патриот», 1991.
  6. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Официальный текст. – М., «Юридическая литература», 2001.
  7. Руцкой А., Радугин Н. продовольственная безопасность: зарубежный опыт// АПК: экономика управления, 2008-№2.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

мастер-класс по истории "Работа с мини проектами на уроке истории"

мастер-класс по истории,автор: Рогозинская Валентина Ивановна...

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...