урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
На уроке были заявлены следующие цели:
- Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.
- Определить, какие уроки можно извлечь из опыта реформаторской деятельности Столыпина, чтобы использовать их в современной России.
- Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов.
- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konferenciya.docx | 25.78 КБ |
urok-konferenciya_v_11_klasse.rar | 842.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»
Цель:
- Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.
- Определить, какие уроки можно извлечь из опыта реформаторской деятельности Столыпина, чтобы использовать их в современной России.
- Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов.
- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.
Тип урока: повторительно-обобщающий в технологии РКМ.
Форма урока: урок-конференция.
Данное мероприятие рассчитано на 2 урока, включающих теоретическую часть и мастер-класс.
Оборудование:
- экран,
- проектор,
- выставка портретов П.А. Столыпина, оформление кабинета тематическими стендами «Аграрная реформа П.А.Столыпина» и «Дорога длиною в жизнь» ( о столыпинских переселенцах и их потомках на территории села и района).
- листы с заданиями,
- полоски двух цветов для голосования;
- буклет «Уроки реформ П.А.Столыпина для современной модернизации России»
- презентации к уроку:
- урок-конференция по истории в 11 классе;
- «реформы Столыпина»
- «Россия эпохи Столыпина: реформы и результаты»
- «Аграрная реформа и проблема собственности в реформе П.А.Столыпина»
- Вступительное слово учителя
В шестидесятые Россия бунтовала,
Вбирая мятежи тех столь далеких лет.
И именно тогда и появился
На свет столь важный для России человек.
Карьера начиналась в Министерстве,
Дворянства предводитель. Потому
Он отдавал России свое сердце,
Хотел великой сделать Родину свою.
О Столыпине много спорят:
В чем-то он исторически прав,
Ну, а может принес много горя,
Суть решений своих не поняв.
Слайд « П.А.Столыпин: палач или спаситель России?» - объявление темы урока.
Слайд-эпиграф «У нашего премьера
Ужасная манера
На шею людям галстуки цеплять».
Зингерталь.
« Противникам государственности… нужны великие потрясения; нам – нужна великая Россия».
Из речи П.А.Столыпина в ГД 10.05.1907.
- в начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». Поэтому задача нашего урока – выяснить, кто же такой П.А. Столыпин: палач или спаситель для России?»
Слайд «Цель урока»
- Актуализация знаний (стадия вызова)
1.- давайте вспомним, что нам известно о Столыпине? (составление кластера)
П.А.Столыпин – министр внутренних дел Председатель Совмина реформатор
Образцовый
Семьянин губернатор Гродно, Саратова
Предводитель дворянства
2.Результаты социологического исследования жителей с. Лепокурово и с. Палецкое в возрасте от 15 до 78 лет. Было опрошено по 30 человек. О результатах опроса расскажет Пушилина Алина.
Выступление докладчика сопровождается слайдами презентации.
вывод : обобщенные результаты исследования представлены. Так кто же такой Столыпин? Сегодня мы выясним в ходе нашей научно-практической конференции. Перед началом выступлений хотелось бы пожелать участникам успехов и уточнить, что регламент конференции рассчитан на то, что выступления не должны превышать 7 минут, уважать точку зрения своих оппонентов. Итак, конференция начинается.
- Стадия осмысления.
1 выступление. «Личность П.А.Столыпина». выступает Батров Евгений.
2 выступление. «П.А.Столыпин – государственный деятель». Выступает Зыкова Светлана.
презентация «реформы Столыпина».
Обобщение. –итак, мы увидели, что П.А.Столыпин был незаурядной личностью. Он был человеком начала 20 века, когда история нашего государства развивалась достаточно противоречиво и непоследовательно. После революции 1905-1907гг в стране царили голод, нищета, бунты и террор. Поэтому первые шаги на посту Министра Внутренних дел были очень жестокими. В письме к Л.Н.Толстому Столыпин так изложил свою точку зрения по этому поводу: « Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую я люблю, как любили ее в старину. Как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром? А Вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы и, главное, греха. Поверьте, что, ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над этими вопросами, и путь мой мне кажется прямым путем.»
- Итак, возглавив правительство Российской империи, П.АСтолыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворца, правоконсервативных и леворадикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. Столыпиным разрабатывался и осуществлялся целый комплекс направленных преобразований общегосударственного характера. Об этом нам расскажет Мишина Надежда.
3 выступление. «Россия эпохи Столыпина: реформы и результаты».
Обощение сказанного: - Таким образом, реформы были направлены на то, чтобы превратить Россию в правовое государство, в котором бы происходило разграничение ветвей власти и декларировались бы права и свободы граждан.
Слово учителя:
Мерилом духовных ценностей всегда была и есть, и будет земля. Все мысли и надежды, мечты и жизненные устремления связаны только с ней. Земля была двигателем российской истории. Крестьяне, страдая от безземелья и малоземелья, пытались разрешить земельный вопрос на протяжении 17-19 веков. Так как же решался аграрный вопрос в начале 20 века? Об этом нам расскажет Гофман Юля
4 выступление. «Аграрная реформа и проблема собственности в реформе П.А.Столыпина».
Обощение сказанного: - давайте еще раз проанализируем итоги земельной реформы и сделаем вывод: «Кто был для крестьян Столыпин: спаситель или палач?»
Физкультпауза. – в научной среде принято развивать не только интеллект, но и заботиться о своем здоровье. С 1953 года все научное сообщество Советского союза занималось производственной гимнастикой. Я тоже хочу предложить всем выйти из-за стола и выполнить несколько упражнений в сопровождении диктора радио СССР. зарядка
Слово учителя:
- Итак, рассмотренные нами исследования определили, по сути дела, программу модернизации России, предложенную Столыпиным.
- как вы думаете, чего же не хватило Столыпину, чтобы осуществить начатую модернизацию?
(заслушивание мнений, подведение итогов, вывод по слайду презентации)
Значит, Столыпин не смог закончить начатое, потому что
- Были сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина.
- Слишком мало у Столыпина было единомышленников,против него были и левые, и правые, и даже монархисты. Столыпин мог рассчитывать только на «средний класс», но он еще не успел сформироваться.
- Программа модернизации была разработана на на 20 лет, но 1 мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года остановили реформы.
Дискуссия «Кто же Столыин: палач или спаситель?»
-Итак, заслушав все мнения, мы должны прийти к выводу о роли реформатора в истории России. Каждый из вас должен определиться с ответом, а пока я предлагаювам обратить внимание на оценку деятельности Петра Аркадьевича его современниками.
Слайд «мнения философа Розанова и государственного деятеля С.Ю.Витте».
- какая точка зрения вам импонирует больше всего?
- а теперь выскажите свое мнение, проголосовав полосками. Красная означает, что «Столыпин спас Россию», а синяя – «Он загубил все начинания 1905-1907гг»? Аргументируйте его.
Вывод: большинство присутствующих решили, что Столыпин делал все спасения для Отечества. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу»,- говорил великий реформатор.
- Столыпин взял на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны и расплатился за это сполна. Так какие же уроки можно извлечь из наследия Столыпина?
(заслушивание мнений, подведение итогов, вывод по слайду презентации)
4. Стадия рефлексии. Итоги конференции.
-Подводя итог нашей конференции, хочется сказать, что проделанная нами работа, доказала важность осознания всеми присутствующими роли исторической личности в истории развития государственности. А имя П.А Столыпина справедливо считается одним из самых известных в современной России. Недаром, 4498840 человек проголосовали за него в проекте «Имя России» на телеканале « Россия», поставив Столыпина на второе место после Александра Невского. На этом теоретическая часть конференции завершена, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"
Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы....
УРОК ИСТОРИИ АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА 9 КЛАСС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ....
Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»
Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...
Урок из коллекции "Человек - Вселенная". История. 9 класс. П.А.Столыпин.
План-консппект дистанционного урока истории по теме: проведеннного с ребенком-инвалидом....
Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"
В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"
Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка и презентация урока....