урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Гуримская Ольга Викторовна

На уроке были заявлены следующие цели:

  1. Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.
  2. Определить, какие уроки можно извлечь из опыта  реформаторской деятельности Столыпина, чтобы использовать их в современной России.
  3. Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов.
  4. Воспитание  у учащихся активной жизненной позиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-konferenciya.docx25.78 КБ
Файл urok-konferenciya_v_11_klasse.rar842.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»

Цель:

  1. Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.
  2. Определить, какие уроки можно извлечь из опыта  реформаторской деятельности Столыпина, чтобы использовать их в современной России.
  3. Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов.
  4. Воспитание  у учащихся активной жизненной позиции.

Тип урока: повторительно-обобщающий в технологии РКМ.

Форма урока:  урок-конференция.

Данное мероприятие рассчитано на 2 урока, включающих теоретическую часть и мастер-класс.

Оборудование:

  1. экран,
  2. проектор,
  3. выставка портретов П.А. Столыпина, оформление кабинета тематическими стендами «Аграрная реформа П.А.Столыпина» и «Дорога длиною в жизнь» ( о столыпинских переселенцах и их потомках на территории села и района).
  4. листы с заданиями,
  5. полоски двух цветов для голосования;
  6. буклет «Уроки реформ П.А.Столыпина для современной модернизации России»
  7. презентации к уроку:
  1. урок-конференция по истории в 11 классе;
  2. «реформы Столыпина»
  3. «Россия эпохи Столыпина: реформы и результаты»
  4. «Аграрная реформа и проблема собственности в реформе П.А.Столыпина»

  1. Вступительное слово учителя

В шестидесятые Россия бунтовала,

Вбирая мятежи тех столь далеких лет.

И именно тогда и появился

На свет столь важный для России человек.

Карьера начиналась в Министерстве,

Дворянства предводитель. Потому

Он отдавал России свое сердце,

Хотел великой сделать Родину свою.

О Столыпине много спорят:

В чем-то он исторически прав,

Ну, а может принес много горя,

Суть решений своих не поняв.

Слайд « П.А.Столыпин: палач или спаситель России?» - объявление темы урока.

Слайд-эпиграф «У нашего премьера

                              Ужасная манера

                              На шею людям галстуки цеплять».

                                                                                      Зингерталь.

                                   « Противникам государственности… нужны великие потрясения; нам – нужна великая Россия».

                                                             Из речи П.А.Столыпина в ГД 10.05.1907.

-  в начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». Поэтому задача нашего урока – выяснить, кто же такой П.А. Столыпин: палач или спаситель для России?»

Слайд «Цель урока»

  1. Актуализация знаний (стадия вызова)

1.- давайте вспомним, что нам известно о Столыпине? (составление кластера)

П.А.Столыпин –      министр внутренних дел     Председатель Совмина    реформатор

Образцовый

Семьянин          губернатор Гродно, Саратова

            Предводитель дворянства

 2.Результаты социологического исследования жителей с. Лепокурово и с. Палецкое в возрасте от 15 до 78 лет. Было опрошено по 30 человек. О результатах опроса расскажет Пушилина Алина.

Выступление докладчика сопровождается слайдами презентации.

вывод : обобщенные  результаты исследования представлены. Так кто же такой Столыпин? Сегодня мы выясним в ходе нашей научно-практической конференции. Перед началом выступлений хотелось бы пожелать участникам успехов и уточнить, что регламент конференции рассчитан на то, что выступления не должны превышать 7 минут, уважать точку зрения своих оппонентов. Итак, конференция начинается.

  1. Стадия осмысления.

1 выступление. «Личность П.А.Столыпина». выступает Батров Евгений.

2 выступление. «П.А.Столыпин – государственный деятель». Выступает Зыкова Светлана.

презентация  «реформы Столыпина».

Обобщение.    –итак, мы увидели, что П.А.Столыпин был незаурядной личностью. Он был человеком начала 20 века, когда история нашего государства развивалась достаточно противоречиво и непоследовательно. После революции 1905-1907гг в стране царили голод, нищета, бунты и террор. Поэтому первые шаги на посту Министра Внутренних дел были очень жестокими. В письме к Л.Н.Толстому Столыпин так изложил свою точку зрения по этому поводу: « Меня вынесла наверх волна событий – вероятно, на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую я люблю, как любили ее в старину. Как же я буду делать не то, что думаю и сознаю добром? А Вы мне пишете, что я иду по дороге злых дел, дурной славы и, главное, греха. Поверьте, что, ощущая часто возможность близкой смерти, нельзя не задумываться над этими вопросами, и путь мой мне кажется прямым путем.»

- Итак, возглавив правительство Российской империи, П.АСтолыпин    имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворца, правоконсервативных и леворадикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. Столыпиным разрабатывался и осуществлялся целый комплекс направленных преобразований общегосударственного характера. Об этом нам расскажет Мишина Надежда.

3 выступление. «Россия эпохи Столыпина: реформы и результаты».

Обощение сказанного: - Таким образом, реформы были направлены на  то, чтобы превратить Россию в правовое государство, в котором бы происходило разграничение ветвей власти и декларировались бы права и свободы граждан.

Слово учителя:

Мерилом духовных ценностей всегда была и есть, и будет земля. Все мысли и надежды, мечты и жизненные устремления связаны только с ней. Земля была двигателем российской истории. Крестьяне, страдая от безземелья и малоземелья, пытались разрешить земельный вопрос на протяжении 17-19 веков. Так как же решался аграрный вопрос в начале 20 века? Об этом нам расскажет Гофман Юля

4 выступление. «Аграрная реформа и проблема собственности в реформе П.А.Столыпина».

Обощение сказанного: - давайте еще раз проанализируем итоги земельной реформы и сделаем вывод: «Кто был для крестьян Столыпин: спаситель или палач?»

Физкультпауза. – в научной среде принято развивать не только интеллект, но и заботиться о своем здоровье. С 1953 года все научное сообщество Советского союза занималось производственной гимнастикой. Я тоже хочу предложить всем выйти из-за стола и выполнить несколько упражнений в сопровождении диктора радио СССР. зарядка

Слово учителя:

- Итак, рассмотренные нами исследования определили, по сути дела, программу модернизации России, предложенную  Столыпиным.

- как вы думаете, чего же не хватило Столыпину, чтобы осуществить начатую модернизацию?

(заслушивание мнений, подведение итогов, вывод по слайду презентации)

Значит, Столыпин не смог закончить начатое, потому что

  1. Были сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина.
  2. Слишком мало у Столыпина было единомышленников,против него были и левые, и правые, и даже монархисты. Столыпин мог рассчитывать только на «средний класс», но он еще не успел сформироваться.
  3. Программа модернизации была разработана на на 20 лет, но 1 мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года остановили реформы.

Дискуссия «Кто же Столыин: палач или спаситель?»

-Итак, заслушав все мнения, мы должны прийти к выводу о роли реформатора в истории России. Каждый из вас должен определиться с ответом, а пока я предлагаювам обратить внимание на оценку деятельности Петра Аркадьевича его современниками.

Слайд «мнения философа Розанова и государственного деятеля С.Ю.Витте».

 

- какая точка зрения вам импонирует больше всего?

- а теперь выскажите свое мнение, проголосовав полосками. Красная означает, что «Столыпин спас Россию», а синяя – «Он загубил все начинания 1905-1907гг»? Аргументируйте его.

Вывод: большинство присутствующих решили, что Столыпин делал все спасения для  Отечества. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу»,- говорил великий реформатор.

- Столыпин взял на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны и расплатился за это сполна. Так какие же уроки можно извлечь из наследия Столыпина?

(заслушивание мнений, подведение итогов, вывод по слайду презентации)

4. Стадия рефлексии. Итоги конференции.

-Подводя итог нашей конференции, хочется сказать, что проделанная нами работа, доказала важность осознания всеми присутствующими роли исторической личности в истории развития государственности. А имя П.А Столыпина справедливо считается одним из самых известных в современной России. Недаром, 4498840 человек проголосовали за него в проекте «Имя России» на  телеканале « Россия», поставив Столыпина на второе место после Александра Невского. На этом теоретическая часть конференции завершена, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"

Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы....

УРОК ИСТОРИИ АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА 9 КЛАСС

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ....

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Урок из коллекции "Человек - Вселенная". История. 9 класс. П.А.Столыпин.

План-консппект дистанционного урока истории по теме: проведеннного с ребенком-инвалидом....

Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"

В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....