Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.
статья по истории по теме

Понамарева Татьяна Ивановна

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья. Работа с источником.25.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Статья

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник  информации о  жизни советского общества в 30-40-е  гг. XX века.  Работа с источником.  

У меня в руках инвентарная книга под №1 Урвановской сельской библиотеки. Начата 4 октября 1948 года. На каждой строчке - автор, заглавие, место издания, год, цена, отдел, отметка о выбытии книги. Казалось бы, какую  информацию можно извлечь из строчек с записями поступающих книг под инвентарными номерами? Однако, внимательно изучив содержание инвентарной книги, можно понять насколько это  ценный источник наших знаний о прошлом.  С одной стороны, книжный фонд позволяет получить информацию о том,  что предлагала  библиотека для чтения труженикам села  в далекие 30-40-е гг. XX века, с другой  -  понять каким образом  власть обеспечивала идеологическое воспитание тружеников села. Ведь поступающая в библиотеку литература  отражала политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-х гг. XX в. Анализируя названия книг, можно увидеть как партия и правительство направляли процесс духовного воспитания масс. Книги в ту эпоху являлись очень важным каналом воздействия власти на сознание трудящихся. Ведь набор СМИ в отсутствии телевидения и Интернета был достаточно ограниченным: радио, пресса  и книги едва ли не единственные источники  воздействия на сознание масс. Из первых же записей видно, что приобщение народа к достижениям культуры происходило в условиях безраздельного господства марксистско-ленинского учения. К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией. Поэтому так много было в книжном фонде библиотеки  середины 30-х гг. произведений В.И.Ленина и других классиков марксизма-ленинизма. Работы И.В.  Сталина также занимали определенное место на книжных полках библиотеки. Одни отражали идеологические разногласия и внутрипартийную борьбу:  «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистов и иных двурушников» (1937) , другие  боролись с искривлениями и перегибами при проведении коллективизации:  «Головокружение от успехов» (1937).

Библиотека знакомила читателей с работами Л.Берии, М.Калинина, Г.Маленкова, В. Молотова, А. Вышинского.  А вот работ политических и идейных оппонентов большевиков  в фонде библиотеки нет. Из учебника истории мы знаем, что все они были изъяты и уничтожены в 30-е годы.

Несомненно, труженики села должны были знать и о деятелях партии и военачальниках: С.М.Буденном, Я.М. Свердлове, В.В.Куйбышеве, М.М.Громове.

Удивило одно издание: «Беседа председателя СНК СССР т. Молотова с главным редактором французской газеты г-ном Шастенэ 19 марта 1936 года». Оказывается и в 30-е гг. практиковались подобные встречи, более характерные для демократического государства. Подобное скорее в духе нашего времени.

Очевидно, что подбор поступающих в библиотеку книг находились под  строгим партийным контролем. В преимуществах советской политической системы должна была убедить народные массы  брошюра  А. Базаева  « Как трудящиеся выбирали в Государственную Думу и как будут выбирать по сталинской конституции» (1937).

Беспокоилась власть и о воспитании  нового человека в духе атеизма. В 1934-38 гг. по атеистическому воспитанию вышла целая серия книг: «Правда о рождестве Христовом», «Под маской религии»,«О небесных спасителях», «О бесах и бесовских искушениях»,  «Об аде, рае и их обитателях», «Почему мы против пасхи?», «Церковники и сектантские вожаки на службе фашистской разведки». Названия книг говорят сами за себя. Авторы как будто соревновались между собой в изощренности названия своего труда, такой непримиримой была борьба с религией.

Согласно записям инвентарной книги  самых ранних по году издания в наличии оказалось всего три книги:  В.Старцев «Горные богатства Урала»(1930), «Скарлатина» (1931), А.Похватилов «Участие детей в реконструкции сельского хозяйства»(1930). Жаль, что последняя  давно списана. Интересно было бы сейчас познакомиться с содержанием подобной книги.

В книжный фонд библиотеки поступали произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова.

О развернувшемся  в стране социалистическом соревновании труженики села могли узнать из книг: Алексей Стаханов «Мой метод»(1935),  «Прасковья Никитична Ангелина» (1938).

Во второй половине 30-х гг. книжный фонд в немалых количествах пополнялся книгами, отражавшими актуальные вопросы внешней политики. Так, непростая ситуация на Дальнем Востоке нашла воплощение  в целой серии книг «Подрывная работа японской разведки» (1937), «Уроки вредительской диверсии и шпионажа японо-немецких троцкистских агентов»  (1937) ( название, в котором похоже вылилась  ненависть  сразу ко всем врагам), «Японские милитаристы провоцируют войну»(1938). О тревожной ситуации, связанной  с эскалацией фашистской агрессии в Европе можно было прочитать в таких  книгах фонда: Н. Абузов  «Гестапо» (1937), С.Сергунов «Угроза Чехословакии – угроза всеобщему миру» (1938), М.Торез «Объединиться, чтобы действовать (1938).

Смею предположить: вряд ли пользовалась спросом сельских тружеников хранившаяся в фонде  книга  П.Тимофеевского «Как обеспечить вынос раненых с поля боя в зимних условиях»(1938). Некоторые издания были посвящены стратегии и тактике  войны: С.Буденный «Машина и конь – верные помощники» (1934), «Будь готов к ПВХО» (1941),  «Артиллерия – бог войны»(1943).

В  годы Великой Отечественной войны книжный фонд сельской библиотеки продолжал пополняться. Литература выходила в свет  в издательствах городов, не пострадавших от оккупации и не разрушенных войной. Несмотря на трудности послевоенного времени в 1947 г. вышло из печати много произведений русской и советской классической литературы – отдельные произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Серафимовича, Симонова. А также произведения зарубежной классики: Дж.Байрона, В. Гюго, О. Бальзака.

После войны  в духовной жизни общества  утверждается патриотическая тематика: «Кузьма Минин» и военная тематика  - «Василий Теркин»  А. Твардовского (1946-48), «Повесть о сыне» Е. Кошевой.

Постановления Совета министров СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов» (1943),  «О проведении денежной реформы»(1947) и другие постановления партии и правительства несомненно являлись важными документами, требующими пристального изучения  и разъяснения  массам  трудящихся партийным и хозяйственным активом.

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Неуклонно росли расходы на науку и образование. В библиотечный фонд поступали учебники по орфографии,  арифметике,  немецкому языку, учебник для школьников «Неживая природа» и другие.

Большую заботу проявляли партия и правительство о детях. Во второй половине 40-х гг. книжные  издательства порадовали детей сказками Пушкина, Ершова, произведениями Гайдара, Пришвина. Организовать детский досуг были призваны: «Книга-календарь для детей на 1948 год», «Самодельная железная дорога» С. Баранова (1937).

Настроениями людей можно было управлять посредством книг, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам. В 1948 году на советское общество обрушилась новая волна репрессий. Какая же здесь связь с книжным фондом Урвановской сельской библиотеки? В 1948 году в библиотеку поступила исследовательская  работа Председателя Госплана академика Н.Вознесенского «Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны». За талантливо написанную  работу  автор был удостоен Сталинской премии,  а  в 1950 году работа  уже была списана.   Причиной этого, как считают, послужила знаменитая на рубеже 1940-х —1950-х годов дискуссия об экономических проблемах социализма. Дискуссия была вызвана спорами в Политбюро, начатыми по инициативе Вознесенского. Вскоре Вознесенский был репрессирован по «Ленинградскому делу». Значит: как только государственный деятель подвергался репрессиям, той же участи подвергались и его труды. И это было характерной чертой того времени. Из записей инвентарной книги видно, что та же участь постигла и работу Л.Берии «К вопросу об истории большевистской организации в Закавказье», вышедшей в свет в начале его карьеры – 1938 г. и списанной в марте 1954 года, спустя три месяца после его расстрела.

После войны властью были востребованы знания ученых. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке. В 1947-48 гг.в сельскую библиотеку немало поступило  научно-популярной литературы: «Погода и ее предсказания», «Как произошла жизнь на Земле», «Малые тела вселенной».  В одном лишь только 1950 г .библиотечный фонд был пополнен книгами: «Черное золото», «Искусственный каучук», «Грозы и бури», «Подводный мир», «Вода», «Земля и планеты», «Неслышимые звуки», «Землетрясения», «Движение молекул». Развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки».

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т.Д.Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой».В 1948 году в библиотеку поступили работы академика Т.Д. Лысенко «О положении в биологической науке» и  К.А. Тимирязева «Краткий очерк теории Дарвина» .

Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться  «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

Как в довоенный период, так и в послевоенный сельским труженикам были адресованы книги  по агрономии, огородничеству и садоводству. Книг много, но вот одна из них: «Колорад. Картофельный жук и меры борьбы с ним» (1946). Удивительно! Оказывается,  борются с ним уже более 60 лет!

Все издания инвентарной книги №1 за редким исключением уже списаны. Они  отслужили свое, морально устарели, став вторсырьем.  Эти книги сформировали мировоззрение целого поколения людей, воспитав их в духе марксизма-ленинизма. В названиях книг отразились важные вехи развития страны,  политические и социально-экономические проблемы. Как источник инвентарная книга №1 донесла до нас целый пласт исторического развития тоталитарного государства и, несомненно, вызывает большой интерес.

И последнее. С июня 1949 г. до июля 1950 г., т.е. трудное послевоенное время в Урвановскую сельскую библиотеку поступило 539 книг. Ныне, более благополучные времена, в Урвановскую сельскую библиотеку поступает ежегодно в среднем в два раза меньше книг, чем раньше. Времена меняются, но есть о чем подумать.

Примечание. В скобках указан год издания книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты советского общества в 20-30 годы.

Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....

«Ярослав Мудрый, покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси»

Презентация "Ярослав Мудрый покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси, рассчитана на учащихся 5-7 классов, рассказывает  о первых библиотеках Древней Руси, о книгах, и о...

Поисковая работа «История Волковской сельской библиотеки»

Поисковая работа«История Волковской сельской библиотеки»...

Из истории Казаковской сельской библиотеки

Село Казаково – старинное русское село, с богатой историей, уходящей в начало XVI века....

Договор сотрудничества с «Сельской библиотекой»

Договор сотрудничества с «Сельской библиотекой»...

План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".

Урок изучения нового материала.Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.;  дида...

Мы работаем совместно с сельской библиотекой!

Совместный проект  ко Дню пожилых людей:https://vk.com/videos157522079?z=video157522079_456239038%2Fpl_157522079_-2...