Анализ учебника С.В.Перевезенцева История России 6 класс
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

 Кочеткова Галина Евгеньевна

Дан  анализ учебника С.В.Перевезенцева История России 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ

учебника по истории России

 с древнейших времен до начала XVI века 6 класс            

 С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой.

Пояснительная записка.

       Проблема выбора современного школьного учебника, тем более учебника по истории, а особенно по истории России, в настоящее время является  одной из самых актуальных в практической деятельности учителя. Как учителю – практику в разное время  мне довелось работать с различными учебно–методическими комплектами по истории нашей страны в 6 классе: Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVI века»,  Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России», Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. «История Отечества», Кацва Л.А., Юрганов А.Л. «История России VIII-XV вв» Несомненно, учебники данных авторов обладают определенными достоинствами, не зря они на протяжении ряда лет входили в комплект федеральных учебников, но на них я подробно останавливаться не буду.  

   В  декабре 2009-2010 учебного года я  начала работу по  внедрению в образовательный процесс нового учебно-методического комплекта по истории России с древнейших времен до начала XVI века  (Авторская программа Перевенцевой Т.В.)  в 6 классе МОУ-ООШ с. Бородаевка.   Данный учебный комплект состоит:                          

         История России  –

                     История России. Программа  общеобразовательных учреждений.

                    История России. Учебник. Под редакцией С.В. Перевезенцева,,  Т.В. Перевезенцевой.

                      История России.  Книга для учителя.6  класс. Под редакцией Т.В. Перевезенцевой.

История России.  Методическое пособие.6 класс.

                        История России. Комплект карт.

                       История России. 6  класс. Электронное приложение.

                      Информационная поддержка на сайте   http: //history. standart.edu. ru.

    На мой взгляд, курс  С.В.Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой  является принципиально новым по теоретической основе, методологическим подходам и особенностям содержания. В отличие от других современных учебников по истории, используемых в 6 классе в нем уделено значительное внимание изучению истории становления русского государства и той роли, которую играло в этом процессе православие, влиянию,   которое  русская православная церковь  оказала на развитие национального сознания русского  и российского народа, воспитание его духовности и нравственности.

   Особенностью данного курса можно назвать и то,  что он показывает современным школьникам,  что существование любого народа на земле основано на приоритете духовно–нравственных и культурных ценностей, которые являются фактором, определяющем будущее любой цивилизации. В декабре 2003, обращаясь к российским гражданам, В.В.Путин подчеркнул, что «…хотя мы и являемся частью мировой цивилизации, но приоритетным для нас сейчас становится сохранение и развитие нашей культурной и национальной идентификации». Учебник С.В. Перевезенцева успешно справляется с поставленной задачей.

     Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своем докладе на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях заявил: «На протяжении многих веков в истории нашей страны духовная культура была неотъемлемой частью широкомасштабной деятельности Русской православной Церкви».  Сейчас,  как никогда,  необходим возврат к идеалам добра и справедливости,  являющимися краеугольным камнем фундамента христианского учения и приобщение подрастающего поколения к нравственному опыту народа.   Наше историческое будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ.    

     Судьба нашей страны, определение  ее исторических путей, находиться в руках граждан и поэтому, как сказал в одном из своих выступлений патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Равнодушие к духовно–нравственному состоянию общества поистине преступно»

Учебник С.В. Перевезенцева  в равнодушие никак упрекнуть нельзя! Он увлекательно, в доступной форме знакомит шестиклассников  с духовными и культурными историческими традициями нашей страны.

 

Структура и методическое построение  учебника

     Учебник  «История России с древнейших времен до начала XVI века»  под редакцией С.В. Перевезенцева,  Т.В. Перевезенцевой издан в 2009 году в московском издательстве «Русское слово»;  прошел экспертизу РАН и РАО в 2008 году и допущен Министерством образования и науки Российской Федерации для 6 класса. Соответствует Государственным образовательным стандартам.      

      Как отмечают авторы учебника: «Большое внимание уделяется роли православия и Русской Православной церкви в развитии и становлении русской цивилизации».

   Данное пособия состоит из введения, повышающего мотивацию изучения предмета, 6 разделов, состоящих из 33  параграфов и заключения. Основной текст, предваряет предисловие, которое содержит подробную инструкцию, как работать с учебником. Основные даты, имена, понятия, словарь терминов, вопросы и задания   находятся в конце каждого параграфа. Материалы параграфов предваряются кратким изложением в занимательной форме и «лентой времени».  Источники, иллюстрации, картографический материал, также  как и дополнительный материал «Это интересно»-  включены в структуру текста параграфа, выделены шрифтом или цветом, что облегчает работу с текстом учебника. Источники представлены корректно, с указанием автора, времени появления, типа и т.д. Например: «О походе князя Игоря на половцев в 1185 рассказывает удивительный и замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».  Мы не знаем имени талантливого автора. …  В конце  XVIII века граф А.И. Мусин- Пушкин заново открыл его»

    В конце каждого параграфа приводятся разнообразные разноуровневые вопросы и задания, число их достаточно (5-7), которые направлены на осмысление, закрепление, расширение и практическое применение полученных на уроке знаний, а также   способствуют выработке  взглядов, убеждений, мировоззрения.

    Безусловным плюсом учебника является безупречное  полиграфическое исполнение: бумага и печать - офсетные, шрифт крупный, хорошо читаемый. Огромное количество качественных цветных красочных иллюстраций, карт, схем, фотографий произведений искусства и архитектуры. Иллюстрации,  фотографии содержат названия, время создания, фамилию автора. Наглядность в учебнике служит не только иллюстративным целям, но и является  этапом самостоятельного поиска, развитию у учащихся навыков мыслительной деятельности.

 Учебник написан хорошим научным языком, не перегружен фактами и именами.  Хотелось бы  отметить легкость стиля авторов учебника, научность, методологическое совершенство учебника.

Содержательная часть учебника.

     Учебник в доступной форме дает представление о далеком историческом прошлом русского народа. Блочный подход включает ключевые точки и проблемы древнерусской истории: Киевская Русь, русские княжества в XII-XIII веках, русские земли в XIII веке, возвышение Москвы в XIV веке, русское централизованное государство. Материал снабжен достаточной документальной базой, способствующей изучению истории через изучение персоналий и личностей: княгиня Ольга, Святослав, Владимир Красное солнышко, Иван Калита  и др. предстают на страницах учебника живо и осязаемо. Необычно представлен в учебнике  взгляд на борьбу за первенство  Москвы и Твери (стр. 206-207 учебника),  впервые представлена на страницах школьного учебника история христианского подвига страстотерпца и мученика за православную веру князя Михаила Ярославовича Тверского. Учащиеся получают достоверную научную информацию об основании православных святынь: Киево-Печерской лавры, Свято-Троицкой Сергиевой  лавры, узнают о деятельности православных подвижников Антонии и  Феодосии Печерских, московского святителя Петра и др.

      Учебник целостно развивает идею о влиянии православной церкви на все стороны жизни русского общества. Как живые предстают перед ребятами первые славянские просветители Кирилл и Мефодий, святой благоверный князь Александр Невский, символ духовного подъема Руси преподобный Сергий Радонежский.

    Авторы подготовили также прекрасное пособие для учителя.

   Класс, в котором в котором я работаю, небольшой, всего 8  человек.  Дети разные по уровню развития,  в классе учатся представители  разных национальностей и религиозных вероисповеданий: 4 русских, поляк, 2 казаха, немка, но как показали результаты  анкетирования ребят и их родителей,  учащиеся с огромным удовольствием работают с учебником, материал легко запоминается, интересен, познавателен. Качество знаний по результатам учебного года составило 75 %, 100% учащихся и их родителей хотели бы продолжить обучение по данному  учебнику.

   Считаю главным достоинством учебника то, что ученики получают на основе изучения и осмысления учебного материала мотивацию для формирования гражданственности, духовного совершенствования  и патриотизма, мы по праву можем гордиться тем, что мы русские. Учебник предоставляет обширную информацию и может служить прочной основой для подготовки к ГИА в 9 классе.  Хотелось  бы передать уважаемым авторам слова искренней благодарности и пожелание  дальнейших творческих успехов.

            Учитель истории и обществознания высшей категории МОУ-ООШ             с.    Бородаевка   Марксовского района саратовской области

______________ Кочеткова Г.Е.

           

                 Директор школы__________ Воронцова Т.Р.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Календарно-тематическое планирование по учебнику В.А.Шестакова "История России. ХХ – начало XXI века" в 11 классе

Календарно-тематическое планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории за 2013-2014 уч.г., рекомендованной Министерст...

Проверочные работы по разделам к учебнику Е.В.Пчелова "История России XVII-XVIII века" 7 класс

Данный материал позволит учителю диффиринцированно и индивидуально проверить знания учащихся по различным разделам учебника...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...