Русско-японская война 1904-1905 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnyaya_politika._russko-yaponskaya_voyna.docx83.89 КБ
Файл dokumenty.docx14.86 КБ
Файл portsmutskiy_dogovor.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 9

Тема: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века;
  • Подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий Русско-японской войны;
  • Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

Основные понятия: Порт-Артур,  Портсмутский мир,  Маньчжурия,

 Агрессия.

Оборудование: учебник, карта «Русско-японская война», атласы,  презентация, видеофрагмент фильма «Российская империя» Л. Парфёнова, исторический документ «Мирный договор между Россией и Японией»

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Внутренняя политика в 1894-1904 гг.»
  • Проверка заполнения таблицы «политические деятели».
  • Проверка выполнения домашнего задания – эссе на тему «Почему Николай II принципиально не избрал реформу политической системы России?»
  • Опрос:

-Назовите хронологические рамки правления Николая II?

-Опишите характер и политические взгляды Николая Второго.

-Какие незыблемые основы собрался охранять Николай  II  вступая на престол?

-Какие «новшества в деятельности полиции пытался внедрять Плеве В.К.?

-Что означает понятие «русификация»?

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Направления внешней политики Росси.
  2. Дальневосточная политика
  3. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.
  4. Ход военных действий. Оборона и падение Порт-Артура.
  5. Итоги и последствия Русско-японской войны.

В 1899 г. состоялась международная конференция в Гааге. В ней учувствовало 26 стран. Было понятно, что военное столкновение неизбежно. Но была сделана попытка смягчить его характер.  Было принято:

  • не использовать удушливые газы;
  • не применять снаряды, начинённые газом;
  • не использовать разрывные пули.

Был создан Гаагский международный суд для решения международных конфликтов.

В 90-х гг. XIX в. внимание всех европейских правительств было привлечено событиями на Дальнем Востоке. У Николая II появляется идея выхода России к незамерзающим морям Тихого океана, т.е. переориентация внешнеполитических интересов - «большая азиатская программа». Усиливается противостояние между Россией и Японией. Внутри страны борьба между двумя группировками - сторонников модернизации страны, выступавших за приоритет внутренней политики над внешней (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.), и сторонников распространения экспансии на Восток и приобретения новых территорий ( А.М. Безобразов, А.П. Извольский и др.). Победила вторая группа.

2.  На самом  деле Миролюбивые цели Николая  II были связаны с «азиатской программой» - усиления России в Восточной Азии.

Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу создания «Великой Японии», начав захватнические действия в Китае и Корее. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) — из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию.

Китайско-русское сближение подхлестнуло к захвату китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао. Россия не только не поддержала Китай, но решила, по примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли в Порт-Артур, важный стратегический пункт на Ляодунском полуострове. В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы. Военное присутствие России в Китае вызвало резкое неприятие со стороны Японии. Тайную поддержку ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций на Дальнем Востоке. Они предоставили Японии кредиты, организовали поставки металла, нефти, оружия, военных судов, всячески подталкивая ее к войне с Россией.

В январе 1903 г. Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С. Ю. Витте. В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое экономическое освоение Дальнего Востока, особо подчеркивая нежелательность войны. Вскоре Витте был отправлен в отставку.

В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии - зоной российских интересов. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 27 января 1904 г. началась война.

Запись в тетради: 1904-1905 гг. русско-японская война.

Соотношение сил и цели сторон в войне

И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.

- Насколько были готовы к войне Россия и Япония?

Задание. Прочитайте  отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил. (см. приложение 1 к уроку).

В внутри России обстановка тоже была не спокойной. В.К. Плеве сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»

Как вы понимаете слова Плева?

Просмотр видеофрагмента Л. Парфёнова «Русско-японская война.

Задание: выписать в тетрадь основные события.

Ход военных действий:

27 января 1904 г.

Атака порт-артурской эскадры японскими миноносцами причинила тяжелые повреждения двум русским броненосцам и одному крейсеру и тем обеспечила Японии превосходство на море. Гибель «Варяга».

Апрель 1904 г.

Японцы беспрепятственно высадились в Корее, форсировали р. Ялу и вступили в Манчжурию.

Май 1904 г.

Японцы высадились на Квантунском полуострове и приступили к осаде Порт-Артура.

Август 1904 г.

Многодневное генеральное сражение под Ляояном, которое окончилось отступлением русской армии.

Сентябрь - октябрь 1904 г.

Генерал Куропаткин сделал попытку перейти в наступление, но в кровавой битве на р. Шахэ русская армия была остановлена японцами, понеся большие потери.

Октябрь 1904 г.

Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра (под командованием адмирала Рождественского), направляясь на Дальний Восток.

Ноябрь - декабрь 1904 г.

Осажденный Порт-Артур геройски защищается.

2 декабря 1904 г.

Убит генерал Кондратенко, бывший душою обороны Порт-Артура.

19 декабря 1904 г.

Командующий русскими войсками генерал Стессель сдал крепость японцам, вследствие чего японская осадная армия могла быть переброшена на Манчжурский фронт.

Февраль 1905 г.

В многодневном бою под Мукденом русская армия потерпела поражение и вынуждена была отступить на север.

Май 1905 г.

Эскадра генерала Рождественского пришла в воды Желтого моря, направляясь во Владивосток, и в Цусимском проливе была уничтожена японским флотом.

Май 1905 г.

Президент США Т. Рузвельт предложил воюющим сторонам свое посредничество.

Июль 1905 г.

Портсмутская конференция

23 августа 1905 г.

Портсмутский мирный договор.

Работа с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией». (см. приложение 2)

  1. Закрепление изученного материала.
  • Вопросы стр. 30-31.
  1. Домашнее задание.
  • Прочитать параграф 4
  • Закончить работу с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией».(письменно)
  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожаев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного  устройства империи была осознана большей частью российского общества.



Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Задание. Прочитайте  отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно- морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым». Организация управления войсками была на неправильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю».

9 класс

Тема: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Задание. Прочитайте  отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно- морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым». Организация управления войсками была на неправильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю».



Предварительный просмотр:

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа 1905 г.

Статья III.

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории...

Статья V.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, I [реимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, И уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда…

Статья VI.

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия  китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья IX.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории...

Вопросы:

  • Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
  • Чего лишилась Россия в результате этой войны?
  • Итоги войны записать в тетрадь.

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа 1905 г.

Статья III.

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории...

Статья V.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, I [реимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, И уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда…

Статья VI.

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия  китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья IX.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории...

Вопросы:

  • Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
  • Чего лишилась Россия в результате этой войны?
  • Итоги войны записать в тетрадь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кто хочет стать отличником?" - Русско-японская война 1904-1905 гг.

Материал представляет собой презентацию, выполненную в стилистике игровой программы "Кто хочет стать миллионером?". Игра проходит по схожим правилам (один из слайдов в начале поясняет соответствие отм...

Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.

Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории  "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...

Русско-японская война 1904-1905

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ...

"Русско-японская война 1904 - 1905 гг."

Урок истории в 9-ом классе....

Кроссворд по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Кроссворд по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."...

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Презентацию к уроку "Русско-японская война" можно использовать в 9-х классах как материал для изучения....