«Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ»
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Ильинова Мария Николаевна

Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание профильных  классов и т.д. Все это заставляет задуматься над проблемой оптимального сочетания всех инноваций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_1.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  г. МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

                        

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Курсовая работа по теме: «Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ»

Исполнитель:

слушатель гр. общ-2

Ильинова Мария Николаевна

Научный  руководитель

канд. (исторических). наук, доцент

Тороп В.В.

Москва 2013

Оглавление

  1. Введение    ……………………………………………..  3

  1. ИКТ источник информации ………………………….   4

  1. Применение информационно коммуникативных технологий для подготовке к единому государственному экзамену …6

  1. Этапы урока по подготовке к ЕГЭ…………………… 7

  1. Информационные ресурсы…………………………….9

  1. Заключение ……………………………………………12

  1. Литература……………………………………………..14

  1. Приложение ……………………………………………15

Введение

Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание профильных  классов и т.д. Все это заставляет задуматься над проблемой оптимального сочетания всех инноваций.

           Возникает проблема выбора необходимых  технологий, методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность.

           В рамках реализации ПНП “Образование” школы РФ стали оснащаться современным  оборудованием. Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

           Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить  выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

          В своей работе я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. На системе применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по истории и обществознанию хотелось бы остановиться  более подробно.

Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной  составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через  дистанционное обучение.

ИКТ-источник информации

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для ее решения недостаточно только учебника, хрестоматии, традиционной деятельности учителя по управлению процессом обучения. Необходимы доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации,

Одним из таких источников информации является компьютер.

Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает школе в решении главной задачи — научить ребенка учиться.

Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности.

    Одно из основных направлений внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс — использование на уроке готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам.

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории способствует:

  • овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном уровне;
  • формированию умения самостоятельно работать с различной информацией;
  • стимулированию познавательного интереса к предмету;
  • осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.

Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

 Применение компьютерных технологий в данном аспекте, несомненно, имеет много преимуществ.

Во-первых, использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.

 Стимуляция познавательных процессов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся: многообразие форм самостоятельных работ; проблемный подход; исследовательский подход; творческие работы учащихся; практические работы.

Во- вторых, использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов (подготовка к ЕГЭ и ГИА). Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

 Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

         В- третьих, при использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными.

Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус деятельности учащихся; эмоциональность учителя; педагогический оптимизм; взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, поощрения учащихся.

В- четвертых, применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

В- пятых, применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

 Но самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах, что очень важно для современного ученика в рамках проекта «Новая школа» и новых ФГОС.

Применение информационно коммуникативных технологий для подготовке к единому государственному экзамену

Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Исторические знания – компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.  В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать  в них обучающихся. 

Особое значение приобретает тестовая составляющая мультимедиа учебников и презентаций, в связи с переходом к обязательной сдаче ЕГЭ в школе. Этот вид деятельности, а главное, его эффективность и качество теперь становится основным приоритетом в работе учителя. Как составная часть процесса обучения, контроль, имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная же функция – диагностическая. В обучении используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.                              В старших классах уделяется вниманию  компоненту повышенное внимание, и ИКТ в данном случае просто незаменимы. Особенно при создании авторских тестов (Приложение 1) или проведения экспресс тестирования. Во-первых, существует возможность широко использовать тесты, начиная от первичного закрепления и систематизации и заканчивая итоговым контролем оценки знаний, во-вторых, тесты используются во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой и индивидуальной, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, в-третьих, возрастает скорость проверки результатов, особенно при использовании компьютера, в-четвертых, повышается объективность оценки результатов, что важно для мотивации учащихся.

Специфика данного предмета позволяет контролировать ребенка по итогам изучения разделов в учебнике, используя тестовые задания и ответы на вопросы после разделов. Итоговый контроль – тестирование, включающее как предметно-информационный блок, так и деятельностно - коммуникативный.

Для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов). Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году.
При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.

Этапы урока по подготовке к ЕГЭ

Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса.

Для проведения уроков с целью подготовки к ЕГЭ и государственному тестированию по истории и обществознанию используются программы Microsoft PowerPoint, Excel, Word, так как они просты в освоении. 
Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации любого содержания в виде слайдов, используя как готовые шаблоны, так и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с монитора спроецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что перед выполнением практических заданий при подготовке к ЕГЭ и государственному тестированию повторяется теоретический материал, то есть идет работа с большим объемом информации. Внимание учащихся при использовании этой программы поддерживается за счет параллельного восприятия демонстрации на экране яркой, красочной модели с короткими тезисами, сопровождаемой устным комментарием, или представляется весь теоретический блок полностью.

Для реализации подготовки к ЕГЭ необходимо решить следующие задачи:
• сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
• сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения: 
• работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
• эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
• правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
             Половина времени выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ЕГЭ. Авторы предлагают аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков. 
Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории, являющейся основой для продолжения образования по истории или обществознанию.
            Работа на уроке проводится поэтапно:
1. Учащиеся выполняют тренировочно-диагностический тест в текстовом варианте Word или Excel, затем сравнивают с образцом, поделив рабочее поле на два окна.
2. Выявив проблемы, учащиеся обращаются к теоретическому блоку (теоретическим материалам по темам), который находится в файле данной темы, и повторяет материал.
3. Следующий этап – выполнение тренировочных упражнений и сравнение с образцом.
4. Выполнение контрольного теста, анализ выполнения.
5. Выбор домашнего задания, «скидывание» его на свою дискету для выполнения дома на компьютере или в компьютерных классах гимназии после уроков.
           Порядок следования этапов может меняться в зависимости от целей урока и уровня подготовленности учащихся по той или иной теме.
           Учитель на подобном уроке выступает в роли консультанта и координатора самостоятельной деятельности учащихся.
В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по истории или обществознанию. Тренинги по тематическим блокам. В ходе контроля используются бланки ответов, используемых на едином государственном экзамене. 

Использование ИКТ дает возможности обучающимся:

– свободы выбора направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства;
– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей;
– содержательное и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на представление возможностей каждого ребенка;
– педагогическая и иная поддержка детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей: совместная творческая деятельность детей и взрослых по освоению культуры и проживанию в определённой культуре.
           ИКТ-технологии можно использовать на всех этапах урока: в повторении, в объяснении нового материала, в закреплении, в проверке знаний. У учащихся есть психологический барьер при обычном оценивании: многие думают, что им несправедливо поставили оценку. А когда им оценку выставляет ПК, то его оценке они доверяют больше.

Информационные ресурсы

Любая программа преподавания предмета в школе с использованием ИКТ должна состоять из специально разработанного комплекса:
1) образовательная программа (учебник, рабочая тетрадь);
2) методические рекомендации (поурочные планы в расчете на разное количество часов в неделю);
3) система контроля качества обучения (в электронном и бумажном виде, для выпускных классов на базе КиМов ЕГЭ);
4) система курсовой подготовки;
5) мультимедиа-поддержка (приложения для интерактивной доски, презентации по всему курсу учебника, электронные тренажеры и т.д.);
6) дистанционные формы методической поддержки (online-консультации, обучающие интерактивные курсы, собственный сайт, электронный журнал и пр.)
 

 В подготовке используются как официальные материалы ФИПИ (демонстрационный и пробные экзамены), так и специализированные программные продукты (Комплекс «1C:Репетитор. Сдаем Единый экзамен 2009»; Образовательный комплекс «1С:Школа. История, 10–11 кл.  Подготовка к ЕГЭ»), проведение пробных контрольных работ, максимально приближенных к экзамену по форме и содержанию вопросов; отдельная, углубленная подготовка к части «С» экзамена.

Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ . Это библиотека электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html , содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета [16].
Профессионалы и любители создают в Интернете сайты посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. Большую библиотеку античной литературы можно найти по адресу 
http://cyrill.newmail.ru/index2.html ,  сайт о Древнеримской цивилизации http://ancientrome.ru/

На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

При изучении истории XX века с успехом можно использовать материалы сайта «Из архивов русской революции» http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm , на котором открыты для доступа произведения руководителей революционного и «белого» движений.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» 
http://1september.ru/ - и его раздел «история», который содержит электронную версию газеты «История» с архивом за 1999 – 2003 гг. http://his.1september.ru/index.php и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Любопытные методические разработки и характеристика современных методов обучения содержатся на сайте «Методическая копилка по истории» http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=208 созданным Алтайским отделением Федерации интернет- образования.
Учитель истории может найти в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения в старшей школе на сайте российской Федерации интернет-образования, а точнее его в его разделе СОМ (Сетевое объединение методистов), который расположен по адресу 
http://center.fio.ru/som/ . 

Интересный проект, получивший название «Хронос – всемирная история в Интернете» был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева http://www.hronos.km.ru/ . Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. 

На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы «Клио - софт» http://www.history.ru , и на сайте исторического факультета МГУ.

Наиболее распространенный ресурс, который хотелось бы отметить особенно, Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20. Этот сайт позволяет строить ленту времени, использовать карты, иллюстрации и т.п.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные .

Преимущество ИКТ в том, что они
• способствуют совершенствованию практических умений и навыков
• позволяют индивидуализировать процесс обучения
• повышают интерес к урокам истории и обществознания
• активизируют познавательную деятельность учащегося
• развивают их творческий потенциал

Предлагаемые ИКТ-технологии и методики помогают школьникам с разными возможностями осмыслить социальные последствия информатизации XXI века. Особенно сильно это проявляется при обучении детей-инвалидов с использованием ИКТ-технологий. Средства ИКТ нацелены на радикальное решение проблемы реабилитации и интеграции школьников-инвалидов. Эти технологии реализуются на базе оригинальных процессоров, системы контроллеров и специального программного обеспечения, изготавливаемых с высокой степенью индивидуализации. Наибольшие перспективы распространения средств ИКТ в этой сфере общего среднего образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи учителя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедиа презентациями и максимальным озвучиванием школьного образовательного процесса. Использование в инновационном комплексе ИКТ-технологий, учебника, "живого" слова учителя приносит положительные результаты в коррекционно-педагогической работе.

Заключение

Комплексное применение при проведении уроков собственных разработанных презентаций интегрированных с использованием программных компьютерных учебных комплексов успешно решают задачи повышения интереса учащихся к изучению истории и обществознания, ускорению и улучшению процесса запоминания и повторения полученных знаний и навыков. Вовлечение учеников в исследовательскую проектно-историческую деятельность и создание ими собственных презентаций способствуют раскрытию творческого потенциала одаренных учеников и позволяют применить к ним индивидуальный, личностно-ориентированный подход, что способствует развитию самообразования учеников. Использование для общения родителей, учеников и преподавателей современных технологий, таких как: личные сайты учителей, форумы, электронная почта, дистанционное образование и консультации, позволяют укрепить связь семьи и школы в условиях современного дефицита времени. Групповые посещения классом учеников музеев, выставок, просмотр историко-патриотических фильмов, встречи с ветеранами и интересными людьми расширяют сферу общения школьников, способствуют выработке коммуникативных навыков. Виртуальные экскурсии через Интернет, мгновенно переносящие в любую точку земного шара, для просмотра «вживую» изучаемых в курсе исторических мест, народов и стран помогают повысить культурный уровень учеников и расширить их кругозор. Всесторонняя подготовка к сдаче Единого Государственного Экзамена повышает уверенность учащихся в их успешном поступлении в высшие учебные заведения России и помогает в улучшении самооценки.

Применение комплексного, системного подхода к внедрению ИКТ в преподавание истории и обществознания способствует формирование творческой личности, способной к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию, пробуждается развитие эмоционально-ценностного отношения к истории России и формирование познавательного интереса Российскому государству. Данная программа ориентирует на самостоятельность мышления и самовыражения. Потребность в освоении истории становится естественной формой существования и для учащихся, и для учителя. Вся эта программа тесно связана с воспитанием у ребенка гражданской ответственности за то, что происходит в стране, за судьбу своего народа, частицей которого он является. Полученные знания помогают учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружают историческими знаниями, дают представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и стимулируют учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. 

Как показывает практика, уроки истории и обществознания, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными. ИКТ наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и, раздвигают рамки школьного учебника.

ИКТ несут в себе богатые возможности для использования разнообразных приемов. Ученики с интересом слушают исторические тексты, знакомятся с музыкальными произведениями и кино - видео хроникой. А просмотр экранизированных художественных фильмов, используемый в учебных целях, помогает учащимся понять глубину и сложность происходивших исторических процессов. Традиционным стало применение электронных учебников, мультимедиа приложений, компьютерных тестов, презентаций, тренажеров для фронтальной работы

ИКТ  дополняя учебники, дают положительные результаты. Их применение – это не дань моде, а необходимость. Только учитель не вправе забывать, что применение ИКТ должно логично вплетаться в учебный процесс и носить системный характер, иначе они не повлияют на результаты обучения.

В результате применения методики учащиеся успешно проходят социальную адаптацию в обществе, у них вырабатывается адекватная самооценка и открывается возможность самореализации ребенка-инвалида, формируется толерантность и коммуникабельность, усваивается вся совокупность исторических и общественных знаний, формируется активная гражданская позиция, на исторических примерах воспитывается патриотизм, гордость за свою страну. Ученики приобщаются к историко-исследовательской и проектно-творческой деятельности на основе исторического материала и получают толчок для дальнейшего самосовершенствования.

Все перечисленные приемы уже применяются в технологиях обучения, но используются разрозненно, не охватывая все возможные и нужные аспекты применения ИКТ в школе. Для качественного и сбалансированного обучения нужен новый системно-комплексный подход, который поможет формированию в ученике гармонично развитой личности.

В заключении хотелось бы констатировать неоспоримый факт, что школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Литература

  1. Мультимедийные продукты в обучении / Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 1.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003
  3. Максимов Ю.И. История: ЕГЭ. Типовые тестовые задания. «Экзамен», 2008 г.
  4.  Хлебников В.А. (редактор). Развитие системы тестирования в России. – Материалы ежегодной Всероссийской конференции. – М: ЦТМО, 2001-2003 г.
  5.  Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания// Преподавание истории в школе.2001 № 8 .
  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/609865/

Приложение 1

Методическая разработка урока «Политика Н.С. Хрущева»

1) Цели урока: систематизация качество знаний учащихся по изученному разделу; сформировать представления о достигнутых успехах и неудачах; помочь выбрать собственную оценку этого периода.

2) Этапы урока:

а) оргмомент;
б) работа с группой заданий на хронологию событий;
в) работа с заданиями по систематизации фактов;
г) анализ исторических версий и оценок;
д) подведение итогов, выставление оценок.

3) Содержательные элементы.

ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х-начало 60-х гг. Политика мирного сосуществования. Советское общество и духовная жизнь конца 50-х-начало 60-х гг.

4) Умения и навыки, закрепленные на уроке.

Знание дат и периодизации Отечественной истории; знание основных фактов, явлений; знание исторических понятий и терминов; причин и следствий событий; установление последовательности исторических событий; группировка исторической информации; анализ исторической ситуации, исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения; умения извлекать информацию из источника, анализ позиции автора описываемых в источнике событий.

Виды заданий.

а) работа с группой заданий на хронологию событий.

1) какие мероприятия предлагал провести Маленков в экономической политике страны?

А) ускоренное развитие тяжелого машиностроения
Б) повышения личной заинтересованности колхозников в результатах труда
В) перенос центра тяжести на развитие легкой промышленности
Г) продолжить развитие ВПК СССР

2) Когда состоялся ХХ съезд партии?

А) 1952;
Б) 1953;
В) 1956;
Г) 1964.

3) Во время отставки Хрущев был обвинен:

А) в волюнтаризме;
Б) в сокращении армии;
В) в развенчании “культа личности”;
Г) в заключении договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах.

4) Каких успехов добилась советская наука в годы “оттепели”:

А) высадка человека на луну;
Б) строительство атомного ледокола;
В) создание реактивного пассажирского лайнера;
Г) запуск первого в мире искусственного спутника.

5) В каком году была образована ОВД:

А) 1953;
Б) 1955;
В)1957;
Г) 1959.

6) Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

А) демонтаж советских ракет на Кубе;
Б) вывод американских ракет из Турции;
В) отказ СССР от экономической помощи Кубе;
Г) закрытие американской базы на Кубе.

7) В какую страну Восточной Европе ввел свои войска Советский Союз в 1956 г.:

А) Болгария;
Б) Чехословакия;
В) Венгрия;
Г) ГДР.

8) К какому году относятся описанные события?

“Приговор был вынесен 29 июня. Деятельность “антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова” была признана фракционной, то есть несовместимой с ленинскими принципами “партии нового типа”, их лишили всех постов и вывели из состав членов ЦК”.

А) 1955;
Б) 1956;
В) 1957;
Г) 1950.

б) работа с заданиями по систематизации фактов.

1. Расставьте события в хронологической последовательности:

А) спуск на воду атомного ледокола “Ленин”;
Б) полет Ю.А. Гагарина в космос;
В) ввод в действие Обнинской АЭС;
Г) полет космических кораблей “Восток-3” и “Восток-4”.

1

2

3

4

 

 

 

 

2. Соотнесите имена деятелей культуры и сферы их творчества:

1) А. Фадеев; А) режиссер;
2) С. Прокофьев; Б) писатель;
3) Л. Латынина; В) физик;
4) О.Ефремов; Г) композитор;
Д) гимнастка.

3. Прочитайте фрагмент записки Н.С.Хрущева и напишите, как называют земли, об освоении которых идет речь:

“Важным и совершенно реальным источникам увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на ….. землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны. На 1954-1955 годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров”.

в) анализ исторических версий и оценок.

Назовите успехи советской науки в 1953-1964 гг. Укажите не менее трех черт. Приведите не менее двух примеров.

г) анализ исторической ситуации.

Ниже приведены две точки зрения на выступления Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС:

  1. Доклад Н.С.Хрущева с разоблачением культа личности И.В.Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Н.С.Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите какая из названых точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

Документы:

Из постановления Пленума ЦК КПСС “Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.И., Молотова В.М.”

… В то время, когда партия под руководство Центрального комитета, опиралась на всенародную поддержку, ведет огромную. Работу по выполнению исторических решений ХХ съезда, направленных на дальнейшее развитие народного хозяйства и непрерывный подъем жизненного уровня советского народа, на восстановление ленинских норм внутрипартийной жизни, ликвидацию нарушений революционной законности, на расширение связи партии с народными массами, развитие советской социалистической демократии, на укрепление дружбы советских народов, проведение правильной национальной политики, а в области внешней политики – на разрядку между народной напряженно, в целях обеспечения прочного мира; и когда достигнуты уже во всех областях серьезные успехи, о которых знает каждый советский человек,– в это время антипартийная группа Маленкова, Кагановича и Молотова выступала против партии…

…Тт. Маленков, Каганович и Молов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный комитет и вся наша партия по ликвидации последствий культа личности, по устранению допущенных в свое время нарушений революционной законности и созданию таких условий, которые исключают возможность повторения их в дальнейшем.

В то время как рабочие, колхозники, наша славная молодежь, инженерно-технические и научные работники, писатели, вся интеллигенция единодушно поддержали мероприятия партии, проводимые на основе решений ХХ съезда КПСС…

Вопросы к документу:

  1. Какие качества Хрущева проявились во время борьбы за власть?
  2. Какие из обвинений в адрес политических противников Хрущева выглядят надуманно, неправдоподобно?

Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке

…Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман “Доктор Живаго”, вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное сомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б.Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил имя и свою деятельность в политическое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман “Доктор Живаго”, наспех прикрытое высокопарным фразам о его лирике и прозе, в Действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов…

Вопросы к документу:

  1. Что было поставлено в вину Б.Л.Пастернаку за его роман “Доктор Живаго”?
  2. Как относились власти к новым веяниям культуры?

Применение ИКТ на уроке:

  1. Интерактивное задание на  тему « Страны и внешнеполитические действия СССР по отношению к ним в 50-е-60-е годы ХХ века»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00e5ca83-213d-46df-85e6-e6f5da0f21f8/%5BIS11IO_5-31%5D_%5BIS_02%5D.swf

  1. Ознакомитесь с докладом  Н.С. Хрущева на ХХ съезде http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0bd0f2a0-6d04-4fae-a01d-b4359fe99d01/[IS11IO_5-28]_[KR_04].swf
  2. Выполните тест по теме «Советское общество в конце 50-х – начале 60-х годов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffffdafa-af4e-449d-81c2-a1b743407dfb/index_listing.html
  3. Рассмотрите фотогалерею и напишите к каким, важным событиям отечественной истории фотографии относятся http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a02e355b-eae2-43c8-908d-faf48f48044d/%5BIS11IO_5-33%5D_%5BGA_02%5D.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, САЙТ

  1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. А.В. Поурочные разработки по истории России ХХ – начало ХХI века. 9 класс
  2. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них …
  3. Н.Ю.Бухарева. История 11класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова “История России. ХХ – начало ХХI века”.
  4. ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся. История. 2009-2011 гг.
  5. http://school-collection.edu.ru/










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Подготовка к путешествию" с использованием сервиса Photopeach.com

Урок систематизации и обобщения знаний учащихся 8 класса по теме "Подготовка к путешествию в Германию". Урок с использованием ИКТ-технологий- сервиса Photopeach, презентации PowerPoint , а также заним...

«Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ»

Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание ...

Конспект занятия по теме : "Специальная физическая подготовка спортсмена - картингиста, с использованием здоровьесберегающих технологий"

Занятия по физ.подготовке с ознакомлением детей со здоровьесберегающими технологиями, со спец. физ.подготовкой и ее необходимости как профессионально значимого качства спортсмена....

Подготовка к ГИА с использованием ключевых учебнных ситуаций.

Методическая разработка урока физики в 9 классе с использованием ключевых учебных ситуаций "Движение тела под дейсткием силы тяжести" и "Проявление закона сохранения энергии на примере падения те...

Подготовка к ГИА с использованием ИКТ

Данный материал предназначен для учителей русского языка при подготовке к ГИА. Здесь представлены разные уровни тестовых заданий, материал для сжатия текста....

Система подготовки к ГИА с использованием современных образовательных технологий

Презентация содержит описание системы работы учителя математики по подготовке учащихся к ГИА в 9 классе....

Подготовка к ЕГЭ с использованием системы тестирования ЗНАК

Практическое руководство по подготовке тестов по физике с группами заданий в программном комплексе «ЗНАК».  (Версия 1.7.3.280)....