Россия в 18 веке
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Шашкова Ольга Ивановна

Учебный тренажёр для подготовки к ГИА  и ЕГЭ по истории .Содержит тестовые задания группы А,В и С по истории России 18 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektivnyy_kurs.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия элективного курса по истории России в 11 классе

«Россия в XVIII веке»

Автор: Шашкова Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания ГОУ СОШ № 252 Санкт-Петербурга

Цели: - Систематизировать знания исторических фактов по изучаемому периоду

             (дат, места, участников, результатов важнейших событий,  исторических

             понятий  и терминов)

          - Развивать умение анализировать исторические факты, аргументировать

            свою точку зрения, давать оценку событиям и личностям, извлекать информацию

            из текста

         - Закрепить алгоритм заполнения бланков ЕГЭ

          - Прививать интерес к истории своей страны

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, у учащихся- бланки для выполнения заданий ЕГЭ

Ход занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный  

момент

Приветствие. Ознакомление с целями урока

Слайд № 1

2. Историческая разминка

Вспомним основные события XVIIIвека:

- Какие правители были на престоле в 18 веке?

- Какие самые важные преобразования внутренней политики произошли в начале века? В середине века? В конце столетия?

- В каких войнах участвовала страна в 18 веке?

- Назовите яркие личности столетия. Какой вклад они внесли в развитие страны?


Отвечают на вопросы

3.Повторение пройденного материала

Слайд № 2

Задания группы А

1. Какое из событий произошло позже всех остальных?

1)        Полтавская битва

2)        Сражение у мыса Гангут

3)        Сражение у о.Гренгам

4)        Прутский поход

- Составьте аналогичное задание по периоду дворцовых переворотов.

Слайд № 3

2. По какому принципу составлен ряд?

1)1682г.,1696г.,1725г.


2) 1682г., 1689г.,1698г.


3) 1696г., 1714г., 1720г.

Слайд № 4

3. В ходе какой войны произошло сражение у деревни Лесной, морские сражения  у мыса Гангут и о.Гренгам?

1) Семилетней

2) Крымской

3) Смоленской

4) Северной

- Назовите любое сражение Семилетней войны

-  Назовите любое сражение Крымской войны

Слайд № 5

-  Изданный Петром I «Указ о единонаследии» предусматривал

1)  назначение наследника царского трона по воле самодержца

2)  наследование вотчин и поместий старшим сыном

3) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

4) передачу царской власти старейшему представителю династии

Слайд № 6

- Что из названного было характерно для дворцовых переворотов середины

XVIII в.?

1)  активное участие гвардии

2)  решающая роль иностранных дипломатов

3)  поддержка со стороны широких масс горожан

4)  ограничение власти новых правителей

Слайд № 7

- Что из названного относилось к последствиям экономической политики

 Петра I?

1) появление торговых ярмарок

2) значительный рост числа мануфактур

3) формирование свободного рынка рабочей силы

4) учреждение Вольного экономического общества

Слайд № 8

Создание в России в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело к

1) подчинению церкви государству

2) церковному расколу

3) усилению позиция патриарха

4) полной секуляризации церковно-монастырских земель

Слайд № 9

- Что из названного относилось к военным реформам Петра I?

А) создание первых полков «нового строя»

Б) введение рекрутской повинности

В) создание школ для подготовки сухопутных

   и  морских  офицеров

Г) введение всеобщей воинской повинности

Д) учреждение Сената

Е) создание военной коллегии

Укажите верный ответ.

  1. АБД        2) АВЕ        3) БВЕ  4) БГД

Слайд № 10

Кто из названных правителей пришёл  к власти в результате дворцовых

переворотов?

А) Пётр  II                       Г) Екатерина II

Б) Анна Иоанновна       Д) Павел I

В) Елизавета Петровна  Е) Александр I

Укажите верный ответ.

  1. АБГ       2) АВД      3) БДЕ  4) ВГЕ

Слайд №11

Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников

 Екатерины II в государственных делах?

А) Франц Лефорт                Г) Федор Апраксин

Б) Григорий Потемкин       Д) Александр Меншиков

В) Никита Панин                Е) Алексей Орлов

Укажите верный ответ.

1)АБД        2)АГЕ        3)БВЕ         4)ВДЕ

Слайд №12

Укажите, в какой хронологической   последовательности правили в России

 преемники Петра  I

А) Петр II                         В) Елизавета Петровна

Б) Екатерина I                  Г) Анна Иоанновна

(Учитель обращает внимание на грамотную запись в бланках заданий группы В)

Слайд №13

Расположите   в   хронологической   последовательности следующие события:

А) принятие Петром I титула императора

Б) учреждение Табели о рангах

В) учреждение Сената

Г) начало Северной войны

Слайд №14

Расположите документы XVIII в. в хронологической последовательности их

принятия:

А) Жалованная грамота дворянству

Б) указ «О единонаследии»

В) Манифест о вольности дворянства

Г) Табель о рангах

Слайд №15

Установите соответствие между терминами, названиями и именами правителей, с чьим царствованием связаны эти термины

1) бироновщина                           А) Пётр I

2) рекрутская повинность         Б) Екатерина II

3)просвещённый абсолютизм  В) Анна Ивановна

4)церковный раскол                  Г) Пётр III

                                                    Д) Алексей Михайлович

Слайд №16

Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями

1)Ассамблея      А) Высший орган по делам

                                законодательства и управления

                                 при императоре

2)Сенат               Б) Первое в России высшее учебное

                                Заведение

3)Кунсткамера   В) Коллегия, ведавшая церковным

                                    Управлением

4)Синод             Г) Первый в России естественно-

                               исторический музей

                           Д) Общественное собрание для

                                 отдыха, развлечений

Слайд №17

Установите соответствие между именами правителей и фамилиями государственных деятелей, добившихся особого влияния в годы их правления

  1. Пётр I                          А) Г.А.Потёмкин
  2. Анна Иоанновна        Б) П.И.Шувалов
  3. Елизавета Петровна   В) Э.И.Бирон
  4. Екатерина II               Г) А.А.Аракчеев

                                    Д) А.Д.Меншиков

Слайд №18

Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и напишите имя императрицы, о которой в нём говорится:

«…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней – сама императрица…Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»

Слайд №19

Назовите причины реформ системы государственного управления в первой четверти XVIII века

( не менее 2-ух). Какие новые органы управления были созданы в указанный период?

        ( не менее 3-х)

Слайд №21

Ряд историков утверждает, что преобразования

Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства.


Какую другую точку зрения на  реформы Петра I  в области культуры вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты и положения (не менее 3-х), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Слайд №25

Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине II. Укажите, что в этом  положении было общим, а что – различным.


Слайд №28

С-6 Выберите из предложенных вариантов одного исторического деятеля XVIII века и напишите его исторический портрет:

Пётр Первый                    Анна Иоанновна

Екатерина II                      Елизавета Петровна

А.Д.Меншиков                  Потёмкин Г.А.

1.Укажите время, в котором жил исторический деятель

2.Выделите направления его деятельности

3. Приведите факты, характеризующие его деятельность

4.Дайте оценку его деятельности

Отвечают на вопрос

Ответ: 3

Предлагают свои варианты вопросов, другие учащиеся отвечают (2-3 примера)

Отвечают на вопросы

Ответы:1) правление Петра I

2) стрелецкие бунты

3) морские сражения



Отвечают на вопрос

Ответ: 4





Отвечают на вопрос

Ответ: 2




Отвечают на вопрос

Ответ: 1







Отвечают на вопрос

Ответ: 2







Отвечают на вопрос

Ответ: 1







Отвечают на вопрос

Ответ: 3






Отвечают на вопрос

Ответ: 4










Отвечают на вопрос

Ответ: 3





Отвечают на вопрос

Ответ: БАГВ





Отвечают на вопрос

Ответ: ГВАБ




Отвечают на вопрос

Ответ: БГВА






Отвечают на вопрос

Ответ: ВАБД






Отвечают на вопрос

Ответ: ДАГВ















Отвечают на вопрос

Ответ: ДВБА







Отвечают на вопрос

Ответ: Анна Иоанновна






Отвечают на вопрос и сравнивают с ответом на

слайде №20



Отвечают на вопрос и сравнивают с ответами  на

слайдах №22, 23,24








Отвечают на вопрос и сравнивают с ответами  на

слайдах №26,27


( На примере 1-го деятеля составляем коллективно исторический портрет по плану, обращая внимание на рекомендации на слайде)

4.Подведение итогов. Д/З

Сегодня мы практиковались выполнять  задания ЕГЭ по теме «Россия в XVIII веке», где больше акцент делали на первую половину века. На следующем занятии наша задача повторить материал второй половины столетия.

Записывают задание: повторить события второй половины XVIII века, написать исторический портрет одного из предложенных исторических деятелей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачеты по истории России XX века

 проверить и оценить знания учащихся по теме Россия в начале XX века...

«Дружба народов России, испытанная веками»

Урок посвященный Дню народного единства, можно использовать во внеклассной работе....

"Дружба народов России, испытанная веками"

Урок проведен в 9 классе коррекционной школы VIII вида, посвященный Дню народного единства, может быть использован и во внеклассной работе....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.

Проблемный урок  с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...

Презентация - Культура и быт народов России 16 века. Жизнь и быт русских бояр. История России 7 класс.

В этой презентации рассказывается о жизни и обычаях крупнейших феодалов России 16 века....