Урок по теме: "Восстание Спартака"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Быкова Светлана Михайловна

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме: "Восстание Спартака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vosstanie_spartaka.zip22.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. Быкова Светлана Михайловна

2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Николевка»

3. Учитель истории

4. История Древнего мира

5. 5 класс

6. Восстание Спартака.

7. История Древнего мира. АА. Вигасин, Г.И. Годер. Просвещение 2010г.

Тема урока: «Восстание Спартака».

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся способности делать выводы на основе полученного материала.

Задачи: 

  • подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака;
  • развивать умение анализировать поступки, давать им оценку;
  • на  материале урока показать значение личного примера человека, его качеств характера для достижения цели;
  • воспитывать умения сопереживать людям.

Оборудование урока:

  •   учебное пособие
  •   наглядность
  •   раздаточный       материал

Основные понятия урока:

г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий.

Предварительная подготовка:

  • подбор текстового материала

Планируемые результаты обучения

  • понимание причин восстания Спартака;
  • понимание значение личного примера человека, его качеств характера для достижения цели;
  •  сопереживание  другим людям.

Ход урока:

Введение в тему урока.

Ребята, мы с вами уже знакомились с темой рабства в Риме.

-Давайте вспомним, где использовался труд рабов?

-Каково  было положение рабов в Риме? Могли они дальше с этим мириться?

-Каким образом рабы должны были противостоять своим хозяевам?

Учащиеся подходят к тому, что рабы должны были поднять восстание против своих эксплуататоров.

Итак, ребята, тема нашего урока: «Восстание Спартака». Запишем её в тетради.

Учащиеся в тетради записывают  тему урока.

Работа над планом урока.

-Для того, чтобы изучить эту тему, нам необходимо обозначить основные направления, по которым мы будем работать для ознакомления с этой темой.

-Что нам необходимо узнать по данной теме?

Ребята называют примерные темы плана, которые нам необходимы для изучения данной темы. Т.к. войны и восстания уже изучались данным классом это задание не вызывает больших трудностей.

План урока:

  1. Причины восстания
  2. Состав восставших
  3. Цели восставших
  4. Героическая личность Спартака
  5. Ход восстания
  6. Причины поражения

По первым трём пунктам плана класс работает с документом. Ребята  внимательно читают текст и вопросы к нему. Находят ответы в тексте документа. Работают с карандашом. Если возникают вопросы, то учитель индивидуально консультирует.

Плутарх. Марк Красе, 8—11
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.
 Вопросы к документу.

  1. Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов,  тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того,  несправедливость хозяина по отношению к ним.)
  2. Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали только 78.)
  3. Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)
  4. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
  5. Как вы думаете, какие цели были у восставших? (Свергнуть своих эксплуататоров).
  6. Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый, сильный.)

Ребята зачитывают свои ответы, комментируя и поправляя друг друга. Учитель консультирует.

-Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навеки оставшийся в памяти народа?

Опережающее задание. Сообщение ученика о Спартаке.

     О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов.     Меды были крупным и сильным племенем, воспринявшим к тому же многие черты греческой культуры

   Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины общественной пирамиды.

    Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. У таких народов карьера военного обычно считалась единственно достойной мужчины, тем более принадлежащего к знатному роду. Спартак здесь не был исключением. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
    После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян. Жизнь солдата, наемника была ближе и понятней для Спартака, чем любая другая.

     Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором." Через какое-то время Спартак вторично попал в плен и был продан в качестве гладиатора в капуанскую школу Лентула Батиата.

-Итак, ребята, что мы узнали о Спартаке, предводителе восставших?

Физкультминутка .

Рассказ учителя.

-Вооружившись дубинами и кинжалами, гладиаторы удалились на гору Везувий, где организовали свой лагерь.

Сначала римские власти не придали событию большого значения. А Спартак совершает набеги на окрестные имения. Его помощниками были гладиаторы Эномай и Крикс. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, вскоре на Везувии собралось множество людей.

-Почему рабы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов?

-Серьёзной проблемой для Спартака была организация войска. Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей? (неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием).

-Вспомните, каким был римский лагерь.

Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали. После этого численность войска восставших стала быстро расти.

Работа с учебником (стр.236 – 237 п. 3) и контурной картой. Читая текст, учащиеся отмечают на карте путь движения армии Спартака. По окончании  работы обмениваются,  проверяют работу соседа. Учитель консультирует.

Рассказ учителя.

- Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. Наступило решающее сражение. Битва была ожесточённая, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперёд щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.

На основании прочитанного и услышанного ребята называют причины поражения восстания Спартака.

А) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.

Б) У Спартака не было чёткого плана действия.

В) Восставших обманули пираты.

Восстание было жестоко подавлено. После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной смертью от застоя крови и жажды.  Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.

Проводится рефлексия.

Учащиеся обсуждают, что они узнали на уроке. Оценивают работу товарищей и свою. Учитель консультирует.

Домашнее задание (каждый ученик выбирает в соответствии со своими возможностями).

1. Прочитать параграф 51.

2. Составить рассказ от имени гладиатора: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе у подножия Везувия.

3.Сочинить синквейн (главный герой – Спартак).

4. Нарисовать последнее сражение Спартака.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.

Урок математики по теме "Масштаб",  6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г.  Петерсон....

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...