Личность Ивана Грозного.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Карпова Светлана Михайловна
Данный урок призван вести учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Ивана IV, формировать представления о долге и чести , достоинстве простого человека и государственного деятеля. Используются различные приемы и формы работы : решение проблемной задачи, персонификация, анализ , сравнение, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnost_ivana_groznogo.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО

(лабораторное занятие, урок персонифицированного анализа, 10 класс)

Цели:

  • образовательная: формировать яркое целостное представление об исторической личности Ивана Грозного и его эпохе;

-развивающая: развивать навыки и умения аргументации, личностных оценочных суждений, развивать интерес к предмету, формировать творческое и ответственное отношение к миру, развивать знания и умения интерпретации, анализа, сравнения, сопоставления различных толкований исторических фактов;

  • предметно-практическая: ввести учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Ивана IV, определить его статус в своей системе ценностей;
  • воспитательная: развивать навыки и умения нравственной оценки, формировать представления о долге и чести, достоинстве простого человека и государственного деятеля.

Форма урока: лабораторное занятие (учебное занятие, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам).

Методы и приемы:

  • индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа;
  • решение проблемной задачи; -диалог;
  • имитационная игра;
  • эвристическая беседа; -персонификация;
  • анализ, обобщение, сравнение; -тест.

Оборудование и материалы: учебник, дополнительная историческая литература; выдержки из источников; инструктивные карточки; анкеты-тесты с альтернативными ответами; репродукции картин В.Васнецова и И.Глазунова «Иван Грозный»; м/медийное оборудование, фрагмент фильма «И.Грозный».

Оформление урока: На доске записаны:

  1. форма урока, тема, цели;
  2. эпиграф к уроку - слова Б.Спинозы: «Не плакать, не смеяться, а понимать» (совет историку).

Инструктивные карточки - описывают ход урока, лежат на столах учащихся.

  1. Обсуждение темы урока, целей, задач.
  2. Творческие отчёты группы по предварительному заданию: сформулировать и проанализировать точки зрения историков о личности Ивана IV:
  1. я        группа - концепция Л.Н.Гумилёва;
  2. я        группа - «Государственная школа» (С.М.Соловьев, С.А.Покровский, С.Ф.Платонов и др.);
  3. я        группа - концепция «двух Иванов» (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др.);
  4. я        группа - современная российская историография (В.Б.Кобрин, Б.Г.Пашков, Т.В.Черникова и ДР-)-
  1. Классификация предложенных источников по типу:
  • историография;
  • документы (международного, государственного, исторического, личного характера, связанные с политической борьбой).

Перечень источников:

  • из переписки Ивана IV и А.Курбского;
  • послания Ивана IV религиозным и государственным (Стефану Баторию) деятелям;
  • отрывки из литературно-публицистических работ Ивана IV под псевдонимом Парфения Уродливого;
  • отрывки из работ Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского;
  • статьи из энциклопедий.

4. Творческая лаборатория - определить качества личности Ивана IV из источников по критериям:

а)        отношения с окружающими людьми;

б)поступки;

в)        речевая культура;

г)        религиозность;

д)        самооценка.

5. Сделать вывод - дать оценку личности Ивана IV:

  • Иван Грозный как государственный деятель, публицист, писатель;
  • Иван Грозный: проблема власти и нравственности.

                        Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Учитель сообщает форму урока, тему, ставит цели, объясняет задачи, общий план урока.
  2. Учитель предлагает обучающимся внести свои коррективы в тему (цели, задачи) урока. Ожидаемый результат:

а)        учащиеся могут конкретизировать тему. Например: «Особенности характера личности Ивана IV»; «Тайна личности Ивана IV», «Загадка личности Ивана Грозного» и др.;

б)        изменяя формулировку темы, учащиеся мотивируют свой выбор (например, невозможностью окончательного решения этой проблемы в силу субъективных и объективных причин),

  1. Учитель предлагает структуру урока, его этапы:
  • объясняет разделение учащихся на группы, напоминает о предварительном задании;
  • объясняет назначение инструктивных карточек;
  • представляет пособия и дидактические материалы (отрывки из первоисточников, историографической литературы, тесты с альтернативными ответами).

II. Творческая лаборатория.

1. Творческий отчет групп.

Каждая группа даёт краткую характеристику различных точек зрения по проблеме личности Ивана Грозного в отечественной историографии.

  1. я        группа - концепция Л. И. Гумилёва.
  2. я        группа - «Государственная школа» (С.М.Соловьёв, С.А.Покровский, С.Ф.Платонов, Д.С.Лихачёв, Я.С.Лурье).
  3. я        группа - концепция «двух Иванов» (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.Б.Веселковский).
  4. я        группа - современная российская историография (В.Б.Кобрин, Б.Г.Пашков, Т.В.Черникова). Учитель напоминает, что это было предварительное задание, и учащиеся здесь были вольны в выборе группы.

2. Работа по инструктивным карточкам.

3. Знакомство с первоисточником (Приложение 1);

  • классификация источников по типу (Приложение 2).

4. Творческая лаборатория - эвристическая беседа (фронтальная обобщающая беседа, диалог):

  • определение качеств личности Иоанна Грозного по предложенным источникам по плану: отношение к окружающим и окружающих к Ивану IV; поступки; речевая культура; религиозность; самооценка Ивана IV.

В ходе диалога учитель корректирует направление беседы к обобщающему выводу вопросами:

  • Какие события в жизни Ивана IV могли оказать на него сильное, даже решающее влияние?
  • Как он решал для себя проблему нравственного выбора?
  • Совместимы ли государственная деятельность и мораль?
  • Должен ли правитель руководствоваться принципами нравственности?

5.Учитель может выразить свою точку зрения на эту проблему, подчеркнув, что он - лишь один из равных участников диалога.

Можно озвучить мнение Н. М. Карамзина: «...Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели... Могилы бесчувственные, но живые страшатся вечного проклятья истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства...»

6. Учитель завершает работу творческой лаборатории вопросами для составления обобщающей характеристики личности Ивана IV:

  • Изменилось ли, а может быть, сформировалось ваше отношение к Ивану IV?
  • Задание по группам вы выбирали, не представляя, к чему придёте в своих поисках. Теперь вам предлагается выбрать ту точку зрения отечественных историков, которая вам близка. Ожидаемый результат: учащиеся делают выбор (пересаживаются в другие группы или остаются в прежних), мотивируя его.

III. Закрепление и подведение итогов.

1. Учитель предлагает рассмотреть портреты Ивана IV, написанные Васнецовым и Глазуновым, сопровождая показ вопросами:

  • Согласны ли вы с мнениями художников?
  • Каким бы вы нарисовали портрет Иоанна Грозного?

2. Учащимся предлагается ответить на тест с альтернативными ответами (Приложение2).

Ожидаемый результат:

а)        в ходе урока у учащихся сложилось яркое и целостное представление об исторической личности Ивана IV на основе анализа источников;

б)        учащиеся в той или иной степени могут дать личную оценку проблеме.

3. В заключение беседы учитель предлагает вернуться к целям урока и обсудить с учащимися его итог. (Достигли цели или не достигли? Разгадали тайну личности Ивана IV? Возможно ли это сделать? Чего добились? и т. д.)

Ожидаемый результат: учащиеся приходят к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, и главный итог урока в том, что они задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.

4. Выставление оценок: за предварительную работу; участие; оригинальные решения; подготовительный этап и т. д.

                        ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Приложение 1

«...Почто, несчастный, губишь свою душу изменою, спасая бренное тело бегством? Если ты праведен и добродетелен, то для чего же не хотел умереть от меня, строптивого владыки, и наследовать венец мученика?... блажен, кто смертию приобретает душевное спасение!...» «...Бесстыдная ложь, что говоришь о наших мнимых жестокостях! Не губим сильных во Израили; ...сильные и доброжелательные здравствуют и служат нам. Казним одних изменников - и где же щадят их?...»

Иоанн IV. Из письма А.Курбскому

«Ради спасения души моей приблизил я себе иерея Сильвестра, надеясь, что он по своему сану и разуму будет мне споспешником во благе; но сей лукавый лицемер обольстил меня сладкоречием, думал единственно о мирской власти и сдружился с Адашевым, чтобы управлять царством без царя... вымышляют детские страшила, чтобы привести в ужас мою душу: велят мне быть выше естества человеческого, запрещают ездить по святым обителям, не дозволяют карать немцев...»

Иоанн IV. Из письма А.Курбскому

«...Ты пишешь, что я не узрю лица твоего эфиопского: горе мне! Какое бедствие!...»

Иоанн IV. Из письма А.Курбскому

«...Я невинен и бедствию в изгнании. Добрые жалеют обо мне: следовательно, не то! Пождём мало: истина недалеко».

Ответное письмо А.Курбский Иоанну IV.

«...Ты, пес смердячий, собака литовская, шут Баториев... клевета твоя зловонна, аки гниль саддомская...»

Иоанн IV. Из письма А.Курбскому

«А мне, псу смердячему: кому учили и чему наказати и чем просветите?...»

Иоанн IV. Послание в Киршло-Белозёрский монастырь

«Послание против лютеров ПарфенияУродивого».

Иоанн IV (псев. Парфений Уроднвый) Яну Роките

«Письма Ивана IV А. Курбскому наполнены изречениями Ветхого Завета и Нового Завета, свидетельствами историческими, богословскими толкованиями и грубыми насмешками». «Курбский ответствовал на оное с презрением: стыдил Иоанна забвением властительского достоинства; унижаемого языком бранным, суесловием жалким, непристойного смесию божественных сказаний с ложью и клеветами».

Н.М.Карамзин. «Об истории государства российского»

«Великий король твой есть раб рабов...».

Иоанн IV. Из письма А.Курбскому, (о Стефане Батории, польском короле)

«Я царь и великий князь всея Руси по бомею изволению, а не по многомятежному человеческому хотению...».

Иоанн IV. Из письма Стефану Баторию

«Да, властвую, как всевышний указал властвовать своим истинным помазанникам!»

Иоанн IV (Н.М.Карамзин.«Об истории государства российского», с. 203)

Приложение 2

ТЕСТ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ОТВЕТАМИ

1

Реформы Ивана IV были направлены на развитие государственности. А репрессии - это вынужденная мера к тем, кто встал на этом пути

2

«Традиции деспотизма» Ивана Грозного восходят ещё ко времени его деда, Ивана III. Это он заложил основы подобного типа власти

3

Опричнина и террор были неизбежной стадией в борьбе за абсолютизм, за централизацию государства

4

Иван IV, подвижный к ярости и окруженный ненавистью подданных, не сумел предвидеть будущего из-за чрезмерно больного воображения

5

Иван Грозный - типичный средневековый деспот, слабый и недальновидный политик, решавший проблемы за счёт репрессий и террора

6

Характер Ивана IV сформировался под влиянием внешних обстоятельств, усугубивших заложенные природные черты и склонности

7

Я могу дать однозначную оценку личности Ивана Грозного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность Ивана Грозного: «Кто он? Реформатор или тиран. Добро и зло»

Цель урока: Создать условия для формирования оценочных суждений о личности и политике Ивана IV, через  работу  с различными видами информации.          Две гру...

Личность Ивана Грозного

Презентация к уроку по истории России...

Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.

В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...

"Историки о личности и правлении Ивана Грозного"

Статья посвещена спорному в отечественной историографии вопросу об оценке личности  Ивана Грозного и его роли в истории нашей страны. Статья может быть использована  при подготовке к уроку...

Личность Ивана Грозного

В презентации рассматриваются вопросы:личность Ивана Грозногоособенности вступления на престолвнутренняяя и внешняя политика...

Конспект урока "Личность Ивана Грозного. Внутренняя политика"

Конспект урока представлен для изучения темы,посвященной жизни и внутренней политике Ивана Грозного" для студентов 1 курса общебразовательной дисциплины "История".Внимание уделяется хар...

Методическая разработка по теме "Личность Ивана Грозного".

Методическая разработка по теме "Личность Ивана Грозного"....