Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Разработка урока предназначена для повторения географического положения, природных условий, занятий населения, культурных достижений государств Древнего Востока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_otkrytyy_urok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ :

Древний Восток.

Данный урок-игра может быть проведен в 6 классе , при окончании 3 четверти.Учащимся можно предложить совершить путешествие по странам Древнего Востока. Нам необходимо посетить несколько пунктов, где предстоит выполнить задания. За правильные ответы учащиеся получают жетоны.

Цель данного урока: повторение материала , изученного в 5 классе(местоположение, природные условия, занятия, исторические личности, культурные достижения Египта, Древнего Двуречья, Индии, Китая, Ассирии).

Ход урока.

Итак, наш первый пункт «Географический»

Вопрос: В каких частях света расположены государства Древнего Востока? (Африка, Азия)

Я буду зачитывать текст , ваша задача определить, о какой стране идет речь в нем?

 « По территории этой страны посреди пустыни текла большая река. Она неторопливо несла свои воды к морю, на берегах её возвышались города, в которых были возведены величественные храмы. В этой стране никогда не пахали и не сеяли весной, делали это только осенью ( по нашему календарю в октябре- ноябре)

 -О какой стране идет речь? По каким признакам вы определили, что это Египет?

( На карте покажите эту страну.)

« Большую часть года здесь очень жарко, целых два месяца льют дожди, реки выходят из берегов. В долине одной из рек было влажно и жарко. Её покрывали густые , труднопроходимые леса- джунгли, в которых росли гигантские деревья. В этой стране был приручен слон. Об этой стране говорили, что где-то недалеко от неё расположен рай.

-По каким признакам определили, что это Индия? Покажите её на карте.

-Эта страна расположена в Восточной Азии. В этой стране протекает река, которую называют «рекой тысячи бед»

На проекторе высвечиваются контуры Двуречья. Ребята указывают их названия.

- Как выдумаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? ( в долинах рек)

-Какие страны вы можете назвать, расположенные на Древнем Востоке?

- Географическое положение , природные условия  оказывают влияние на занятия населения? Проиллюстрируйте примерами. (  Египет,  Финикия.)

2 пункт. Исторические деятели. Мы вспомнили с вами государства, которые были изучены на предыдущих уроках, сейчас вспомним исторических деятелей, которые жили в этих государствах и управляли ими.  

На проекторе появляется слайд с заданием .(приложение №1) Работа в парах.

 Учащимся необходимо сопоставить имена исторических деятелей и страны, в которых они правили. Необходимо указать чем известно имя этого деятеля? На задание отводится 2-3 минуты.

Вывод. Правители обладали большой властью. Их личность обожествлялась.

3 пункт. « Исторический словарь». В историческом словаре можно найти сведения о занятиях населения, о городах которые возникали в тех или иных странах, о религиозных верованиях, культуре. Ваша задача будет состоять в том, чтобы найти в списке слова, относящиеся к одной из стран. На выполнение задания отводится 3 минуты. Работа по группам.

На проекторе появляются термины, связанные с историей стран Древнего Востока.( Приложение № 2)

Делю класс на несколько групп. Образовать «гнездышки».Каждая группа выбирает термины относящиеся к той стране, которая ей достанется.( Египет, Междуречье, Финикия, Индия, Китай)Составить 2-3  предложения .

4 пункт. « Мифологический»

- Что называют мифом?

- Вспомните известные вам мифы?

- О чем говорят эти мифы? Что древние люди пытались ими объяснить? Какие стороны жизни нашли отражение в мифах? Из мифов в нашу речь вошли крылатые выражения. Вспомните их. Что они означают? В каких случаях употребляются?

А ТЕПЕРЬ ОСТАНОВКА. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5 пункт. Письменность Древнего Востока.

Давайте представим, что мы в необычной школе .Перед нами 4 мальчика.1-й пишет  НА ПАПИРУСЕ, 2-Й НА ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ,3-Й НА БАМБУКЕ, 4-Й НА ПАЛЬМОВЫХ ЛИСТЬЯХ.

В каких странах учились мальчики? Нам пришло письмо. Попробуем прочитать его. В какой стране оно могло быть написано? Что было в ней изобретено? (Финикия. Алфавит.)

6 пункт: « Занимательный»

Каждая из стран Древнего Востока известна своими изобретениями, открытиями.

В руках у учителя появляется шкатулка , в которой находятся предметы, пришедшие из разных стран Древнего Востока.

Ребята выходят к доске по очереди, достают предметы, указывают где они появились?

(песочные часы, прозрачное стекло, папирус, сахар, пурпурная ткань, цифры, шахматы, компас, бумага, шелк, чай)

Изобретениями, сделанными в странах Древнего Востока мы пользуемся до сих пор.

7 пункт. Культурные достижения.

В странах Древнего Востока были возведены грандиозные сооружения, которые поражают своей монументальностью.

На проекторе высвечиваются изображения архитектурных построек разных эпох. Задача учащихся состоит в том, чтобы определить, какие были сооружены в Египте, Двуречье, Индии, Китае.( на задание отводится 3 минуты)

8 пункт. Финишный

Изучая историю стран Древнего Востока мы познакомились с историей древних цивилизаций. Давайте постараемся выделить общие черты, характерные для этих стран.

1.Государства возникали в долинах рек.

2. Правители обладали большой властью

3. В обществе не было равенства.

4. Религия играла большую роль.

5. Большие успехи достигнуты в развитии письменности, архитектуры и т. д.

 Подведение итогов урока. Выставление оценок. Поднимитесь те, у кого 5 жетонов и более, те, у кого 4.

Рефлексия.

 Если останется время, то можно попросить учащихся ответить на вопросы анкеты.

1.Понравилось ли занятие (да, нет)

2. Что понравилось больше всего?

3. Что не понравилось?

4.Что было наиболее трудным?

5.Что было легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Повторение основных событий, дат, понятий, имен  по теме «Древний Восток».  Обобщение  и систематизация знания по теме: «Древний Восток»....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Повторение, систематизация знаний учащихся по теме "Древний Восток"...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток".

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток».Урок позволяет повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствовать навыки работы с картой, умения...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток"

урок обобщения и систематизация  ранее полученных знаний о государствах Древнего Востока,  предусматривает работу в группах...

История 5 класс Повторительно-обобщающий урок по теме : Древний Восток

МАОУ  Нижнеманайская ООШ учитель истории и географии Михайлова Маргарита Александровна5 класс Повторительно-обобщающий урок  по теме : Древний Восток...