«Избирательное право. Избирательный процесс»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Бажанова Ольга Владимировна

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izbiratelnoe_pravo._izbiratelnyy_protsess.docx48.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

уроков для учащихся 11- го класса

По теме:

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Разработала:

Бажанова Ольга Владимировна

Эпиграф урока:

«Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы»

Цицерон

Продолжительность уроков: два урока по 40 минут

Цели: 1. Сформировать у учащихся знания:

о        выборах в Российской Федерации, об основных принципах избирательного права,

о        ходе избирательного процесса.

  1. Подвести к осознанию необходимости участия граждан в политической жизни общества, в формировании органов власти.
  2. Формировать осознание личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.
  3. Дать представление о возможностях участия в политической жизни общества.
  4. Обсудить различные варианты отношения к политической жизни общества и их последствия.
  5. Развивать навыки работы с источниками избирательного законодательства Российской Федерации.

Задачи:

  • формирование у учащихся способности политического миропонимания и миромоделирования;
  • обучение учащихся способам составления проекта конституции школы, системы самоуправления школы.

Основные понятия:

  • выборы в Российской Федерации,
  • избирательное право,
  • избирательный процесс,
  • избирательный ценз,
  • дееспособность,
  • Президент,
  • депутат,
  • кандидат,
  • процедура,
  • пропорциональная система,
  • мажоритарная система,
  • избирательная комиссия,
  • легитимность.

Законодательная база:

  1. Конституция Российской Федерации,
  2. Извлечения из Федеральных законов Российской Федерации «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав».

План урока

  1. Организационный момент и мотивация урока.
  2. Лекция учителя: «Демократические выборы. Избирательное право. Избирательный процесс».
  3. Лабораторная работа учащихся с источниками избирательного права, конституцией. (Разделение учащихся на группы).
  4. Составление учащимися глоссария по избирательному праву и избирательному процессу.
  5. Практикум:

а)        Составить памятку для будущего избирателя;

б)        Проанализировать юридические ситуации с позиции закона;

в)        Разработать проект Устава школы, предвыборную программу кандидата в члены Совета школы (опережающее задание)

  1. Рефлексия.

Письменно ответить на вопросы:

  1. Интересоваться политикой или нет?
  2. Голосовать или нет?
  3. Доверять или не доверять политикам?
  4. Протестовать или не протестовать, отстаивая свои права?
  1. Домашнее задание:
  1. Первая группа: «Нарисовать плакат для агитации»
  2. Вторая группа: «Выпустить школьную газету о ходе ролевой игры «Голосуем вместе»
  3. Подобрать вопросы к пресс-конференции кандидатов в Президенты школы и кандидатов в члены Совета школы.

Ход урока

Мотивация урока

  1. Жизнь современного человека очень разнообразна. Часто не хватает времени на то, чтобы быть в курсе всех событий. Поэтому каждый выбирает для себя несколько сфер жизни, где он будет наиболее активен. Мы выбираем профессию, друзей, учебное заведение...

Что означает для нас выбор? Выбрать - значит, определить для себя, что-то больше всего предпочитаемое Но всегда ли наш выбор самостоятелен?

Что нужно для свободного выбора?

Учащиеся обсуждают ответы на эти вопросы и делают вывод, что свобода выбора возможна тогда, когда существует свободное демократическое общество, в котором трудно манипулировать людьми.

  1. Политические выборы - это основа государства.

Лекция учителя

Вопросы учащимся:

  1. Какие органы власти формируются выборным путем?
  2. Какие должностные лица выбираются населением нашей страны?

(После ответов учащихся на доске составляется схема)

Федеральные выборы

Выборы Президента РФ Выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ

Выборы органов государственной власти субъектов РФ

Выборы в Законодательное собрание Владимирской области

Выборы Губернатора

Муниципальные выборы

Выборы органов местного самоуправления: депутатов Совета народных депутатов Главы администрации.

Каковы принципы демократических выборов?

  1. На основании статей 3-9 Федерального закона «об основных

гарантиях избирательных прав и права участие в референдуме гражданин Российской Федерации», мы выделяем следующие принципы:

  1. Всеобщее избирательное право (активное и пассивное)
  2. Равное избирательное право
  3. Тайное голосование
  4. Свобода выдвижения кандидатов

Демократические выборы - конкурентные, периодические, представительные, легитимные. В ходе демократических выборов граждане избирают лиц, принимающих основные решения в государстве.

Конкурентные выборы - если в предвыборной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий, и они имеют равную возможность вести предвыборную агитацию.

Периодические - передача полномочий в результате выборов через определенные промежутки времени.

Представительные - в выборах принимают участие граждане, представляющие интересы различных социальных слоев.

Легитимные - законные, с оттенком значения «общепризнанные».

  1. Выборы в Российской Федерации проходят на основе избирательного права.

Избирательное право употребляется, как минимум, в двух значениях:

  1. совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц в РФ;
  2. право граждан участвовать в образовании представительных органов, т.е. избирать эти органы и быть избранными.

Данные правовые нормы закреплены в законах Российской Федерации:

  • Конституция РФ (ст. 3;32)
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
  • Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
  • Федеральный закон «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ».

а)        Активное избирательное право - это право избирать своих представителей в органы власти и самоуправления, право избирать Президента;

б)        Пассивное избирательное право - это право быть избранным в выборные

органы государства, либо в органы самоуправления. Это право выдвигать свою кандидатуру, или давать свое согласие на выдвижение, ст. 60 Конституции РФ:

«Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».

Ст. 32 Конституции РФ:

«...закрепляет активное и пассивное избирательные права».

  1. Как проходят выборы в Российской Федерации?

Избирательный процесс - это процесс подготовки, проведения, подведения итогов выборов.

Основные стадии избирательного процесса:

(или избирательная процедура)

  1. Назначение выборов.
  2. Образование избирательных округов и избирательных участков, а так же избирательных комиссий.
  3. Составление и проверка листков избирателей.
  4. Выдвижение кандидатов и их регистрация в центральной избирательной комиссии РФ на основе подписных листов или денежного залога.
  5. Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается за день до голосования. Запрещена агитация во время выборов.
  6. Голосование - процесс подачи избирательных бюллетеней в пользу кандидата.

Существуют два вида избирательных систем (конкретный способ организации выборов):

  • пропорциональное - голосование по партийным спискам.

При подсчете голосов, партии получают в парламенте количество листов, пропорциональное количеству поданных за эту партию голосов.

мажоритарная система - такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов, при этом избирательные округа являются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат.

Пресс-конференция «Избирательное право»

  1. 3акончите следующее утверждение: «Свободные и честные выборы являются существенным признаком ...
  1. тоталитаризма
  2. демократии
  3. авторитаризма
  1. Что представляют собой выборы в России?
  1. действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти
  2. действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности
  3. утверждение путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов
  1. Кого по закону выбирают в России?
  1. министров
  2. телеведущих
  3. депутатов Государственной Думы
  4. Президента Российской Федерации
  5. Генерального прокурора Российской Федерации
  6. Патриарха Московского и всея Руси
  7. членов Конституционного Суда Российской Федерации
  8. губернаторов областей и краев
  9. директоров школ

депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации

  1. депутатов городского Совета народных депутатов
  2. членов органов местного самоуправления
  1. В каком году впервые всенародно был избран Президент Российской Федерации?
  1. в 1989
  2. в 1991

        3)           в 1993

  1. Закончите следующее определение: «Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется...
  1. активным избирательным правом
  2. пассивным избирательным правом
  3. классическим избирательным правом
  1. Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления
  1. активным избирательным правом
  2. пассивным избирательным правом
  3. классическим избирательным правом
  1. Каковы        основы российского избирательного права?
  1. всеобщее        5) равное
  2. прямое        6) при тайном голосовании
  3. принципиальное        7) при открытом голосовании <
  4. элитарное
  1. Закончите следующее предложение: «Избирательным правом не обладают граждане Российской Федерации ...
  1. моложе 18 лет
  2. старше 70 лет
  3. священнослужители
  4. профессиональные военные
  5. признанные недееспособными по суду
  6. привлеченные к суду по гражданскому или административному праву
  7. находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда
  8. находящиеся в длительной заграничной командировке
  9. имеющие двойное гражданство

10) супруг (супруга) которых не имеют российского гражданства

  1. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
  1. с 21 года
  2. с 35 лет
  3. с 50 лет
  1. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
  1. с 18 лет
  2. с 21 года
  3. с 30 лет
  1. С какого возраста можно стать депутатом Совета народных депутатов муниципального образования?
  1. с 18 лет
  2. с 21 года
  3. с 30 лет
  1. Кем была учреждена Государственная Дума?
  1. Александр Ш
  2. АлександрII
  3. Николай II
  1. Когда была учреждена Государственная Дума?
  1. 15 ноября 1905 года
  2. 17 октября 1905 года
  3. 23 октября 1906 года

  1. Какова периодичность проведения выборов Президента Российской Федерации?
  1. три        года
  2. четыре года
  3. пять лет
  1. Какова периодичность проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
  1. три        года
  2. четыре года
  3. пять лет
  1. На        какой день недели может быть назначено голосование на выборах?
  1. вторник
  2. воскресенье
  3. любой день
  1. Может ли гражданин РФ обжаловать итоги выборов?
  1. да
  2. нет

  1. Какая сфера интересов является для вас приоритетной?
  1. Экономика
  2. Политика
  3. Спорт
  4. Культура
  1. Обсуждаете ли вы политические новости со своими сверстниками?

1-Да

  1. Нет
  2. Иногда

Ш.Считаете ли вы, что молодежь сегодня аполитична?

1- Да

  1. Нет
  2.  Другой вариант ответа        

указать

  1. Что влияет на формирование вашего политического мировоззрения ?
  1. Окружающая жизнь
  2. Ситуация в стране
  3. Родители
  4. Школа
  5. Телевизор
  6. Газеты, журналы
  7. Самообразование
  1. Что для вас сегодня выборы?

1 .Надежда

  1. Игра
  2. Реальность
  3. Обязанность
  4. Другой вариант ответа        

указать

  1. Bbi будете принимать( принимаете) участие в выборах?

1- Да

  1. Нет
  2. Не знаю
  3. Другой вариант ответа        

  1. Ваши родители принимают участие в выборах?
  1. Да

а)        постоянно

б)        иногда

  1. Нет,        никогда
  2. Не знаю
  1. Видите ли вы прямую связь между выборами и улучшением своей жизни?

1-Да

  1. Нет
  2. Другой вариант ответа                        
  1. Почему, по вашему мнению, молодежь не идет на выборы?
  1. Равнодушны
  2. Не интересно
  3. От них ничего не зависит
  4. Нет лидера
  5. Другой вариант ответа

указать

  1. Каковы источники ваших знаний об избирательной системе в нашей стране?
  1. Уроки в школе
  2. Передачи по ТВ и радио
  3. Газеты и журналы
  4. Родители
  5. Другой вариант ответа        

указать

  1. Какие мероприятия, по вашему мнению, следует проводить для совершенствования знаний об избирательной системе в РФ?
  1. .Лекции, беседы
  1. Викторины
  2. Игры
  3. Другой вариант ответа        

Указать

Подсчет голосов и определение итогов выборов

Лабораторная работа.

  1. Учащиеся делятся на 3 группы для практической работы с источниками избирательного права
  1. группа - Конституция РФ
  2. группа - Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
  3. группа - Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Задание группам:

  1. группа- ответить на вопросы:

а)        В каких статьях Конституции РФ заложены основы избирательной системы современной России? (статьи 3, 32, 71, 81, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130 и пункты 3,5,8 раздела второго).

б)        Каковы эти основы избирательной системы?

в)        Какие ограничения установлены для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ?

  1. группа: ответить на вопросы:

а)        Каков порядок выборов Президента РФ?

б)        Каковы полномочия Президента РФ?

  1. группа: ответить на вопросы:

а)        Каков порядок выборов в Государственную Думу РФ?

б)Какой        вид избирательной системы существует в Российской Федерации?

в)        Что такое особый порядок выборов?

Учащиеся отвечают на вопросы, затем

  1. составляют глоссарий по данной теме.

Практикум

У        Задание учащимся:

  • составить Памятку для будущего избирателя Президента школы:
  1. На тебя ложится огромная ответственность
  2. Твой выбор может сделать жизнь в школе интереснее, а отношение

между людьми — лучше.

  1. Выбирая Президента, ты отдаешь свой голос объективно и

обдуманно.

  1. Пусть твой разум не замутит личная дружба, боязнь испортить

отношение и тому подобное.

  • Проанализировать юридические ситуации с позиции закона:
  1. ситуация (1 группа): прибывший в день выборов на избирательный участок гражданин С., проголосовав лично, предъявил в избирательную комиссию паспорт своей больной жены с просьбой разрешить ему проголосовать за нее.

Вопрос: как должен поступить председатель участковой избирательной комиссии? (Анализ ситуации согласно ст. 64 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав»).

  1. ситуация (2 группа): В день выборов на квартиру 70-летнего гражданина В. пришли 3 человека, назвавшиеся представителями участковой избирательной комиссии, предъявили удостоверения. Они уговаривали избирателя прийти голосовать, а потом стали угрожать наказанием за неявку. (Анализ ситуации согласно ст.З Закона).
  2. ситуация (3 группа): В день выборов на избирательном участке находился наблюдатель кандидата. Он стал советовать, как, за кого голосовать. Что говорит закон по этому поводу? (Анализ ситуации согласно ст. 30 ).
  • Разработка проектов Устава школы, предвыборной программы кандидатов в члены Совета школы - прилагается.
  1. Подсчет голосов и определение"ктогов выборов
  2. Опубликование результатов выборов.

Лабораторная работа.

  1. Учащиеся делятся на 3 группы для практической работы с источниками избирательного права
  1. группа - Конституция РФ
  2. группа - Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
  3. группа - Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Задание группам:

  1. группа- ответить на вопросы:

а)        В каких статьях Конституции РФ заложены основы избирательной системы современной России? (статьи 3, 32, 71, 81, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130 и пункты 3,5,8 раздела второго).

б)        Каковы эти основы избирательной системы?

в)        Какие ограничения установлены для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ?

  1. группа: ответить на вопросы:

а)        Каков порядок выборов Президента РФ?

б)        Каковы полномочия Президента РФ?

  1. группа: ответить на вопросы:

а)        Каков порядок выборов в Государственную Думу РФ?

б)Какой        вид избирательной системы существует в Российской Федерации?

в)        Что такое особый порядок выборов?

Учащиеся отвечают на вопросы, затем

  1. составляют глоссарий по данной теме.

Практикум

  1. Задание учащимся:
  • составить Памятку для будущего избирателя Президента школы:
  1. На тебя ложится огромная ответственность
  2. Твой выбор может сделать жизнь в школе интереснее, а отношение

меяеду людьми - лучше.

  1. Выбирая Президента, ты отдаешь свой голос объективно и

обдуманно.

  1. Пусть твой разум не замутит личная дружба, боязнь испортить

отношение и тому подобное.

  • Проанализировать юридические ситуации с позиции закона:
  1. ситуация (1 группа): прибывший в день выборов на избирательный участок гражданин С., проголосовав лично, предъявил в избирательную комиссию паспорт своей больной жены с просьбой разрешить ему проголосовать за нее.

Вопрос: как должен поступить председатель участковой избирательной комиссии? (Анализ ситуации согласно ст. 64 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав»).

  1. ситуация (2 группа): В день выборов на квартиру 70-летнего гражданина В. пришли 3 человека, назвавшиеся представителями участковой избирательной комиссии, предъявили удостоверения. Они уговаривали избирателя прийти голосовать, а потом стали угрожать наказанием за неявку. (Анализ ситуации согласно ст.З Закона).
  2. ситуация (3 группа): В день выборов на избирательном участке находился наблюдатель кандидата. Он стал советовать, как, за кого голосовать. Что говорит закон по этому поводу? (Анализ ситуации согласно ст. 30).
  • Разработка проектов Устава школы, предвыборной программы кандидатов в члены Совета школы - прилагается.

Рефлексия

  1. Учащиеся письменно отвечают на вопросы:
  1. Доверять или не доверять политикам? ответы: 10 - доверять

8 - не доверять 6 - затруднялись ответить.

  1. Интересоваться политикой или нет? ответы: 24 - интересоваться.
  2. Голосовать или нет? ответы: 23 - голосовать
  1. - не голосовать.
  1. Каждая группа записала ответы на вопросы:
  • причиной отсутствия интереса к политической жизни,
  • отсутствие доверия к политикам,
  • причины пассивности граждан при нарушении их прав.
  1. причин отсутствия доверия к политикам:
  • Не оправдывать надежды;
  • Не знают хорошо этих людей;
  • Говорят одно, а делают другое;
  • Коррумпированы.

Причины пассивности:

  • Стремление не усложнять себе жизнь;
  • Не знают, как влиять на политическую ситуацию;
  • «Один в поле не воин»;

  • Усталость от политики;
  • Недоверие политикам.

ВЫВОД:

Голосовать, так как от этого зависит будущее страны и каждого

гражданина!

  1. Домашнее задание:
  • 1 группа разрабатывает агитационный плакат
  • 2 группа выпускает газету о ходе игры «Голосуем вместе»
  • Подготовить вопросы к пресс - конференции кандидатов на пост Президента школы и членов школьного Совета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Избирательное право. Избирательный процесс.

Методическая разработка, которую можно применять при изучении данной темы в 11 классе по обществознанию....

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"...

Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избират...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....

Внеклассное мероприятие "Избирательное право. Избирательный процесс".

Внеклассное мероприятие "Избирательный процесс. Избирательное право" предназначено для учащихся старших классов. Цели мероприятия: формировать у учащихся понимание важности участия граждан в...