Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Бажанова Ольга Владимировна

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКВОЗНЫЕ ЦЕЛИ. СОДЕРЖАНИЕ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРЕНТАЦИИ

ЗАЧЕМ УЧИМ

Модернизация, как мировой процесс- изменения        сознания человека, формирование личности.

Модернизация, как процесс обретения и реализации прав и свобод личности. Проблемы обретения и реализации прав и свобод и выбора способа достижения целей общества, власти, своих собственных.

ЧТО УЧИМ

Становление индустриальной цивилизации (модернизация в Европе: условие, способы, результат).

Модернизация как социальная революция. Строительство новой Европы .

Сходство и различие путей и способов модернизации при одинаковых целях и результатах.

Революция, войны, реформы - их роль в модернизационных процессах. Особенности взаимоотношения властей и общества.

ЦЕННОСТИ

Человек - личность.

Его права и свободы как основная ценность для человека и государства.

Формирование ценностных ориентаций на компромисс, толерантность. Создание условий для осознанного выбора между социализмом и либерализмом «Я подержал бы... потому что...».

Формирование способа деятельности «Мои права... закреплены в Конституции, что дальше?»

Зачем учим.

Что учим

Воспитываем

ценности.

Формирование мирового пространства. Восприятие истории через образы времени и пространства. Различие между варварством и цивилизацией. Многообразие путей развития человека в зависимости от различных климатических и природных условий, а также культурных особенностей. Деятельность исторических личностей как целенаправленный процесс.

Что изучает история. Линия времени. Исторический источник. Становление, развитие и упадок цивилизаций. Культура народов и цивилизаций в мировых достижениях, мифах, религии, крылатых выражениях..

Формирование основ морали и морального выбора. Приобщение к мировым ценностям, культуре, идеалам того времени. Понятие права как основы законности и порядка.

Всеобщая история.

 История Древнего мира


Всеобщая история. История средних веков

Зачем учим.

Что учим.

Воспитываем

ценности.

Взаимосвязь между процессом зарождения и крушения цивилизаций, а также жизнью человека как физической, так и духовной. Проблема взаимоотношения человека с государством, обществом, религией, природой в различных цивилизациях (древности, феодализма, рождающейся индустриальной цивилизации).

Рождение Европы: великое переселение народов и крушение Рима. Рождение варварских государств, победа христианства. Цивилизация феодализма её особенности. Процесс развития:

  • Производства (аграрного).
  • Г осударственности ( от

раздробленности к централизации, от варварского государства к абсолютной монархии).

  • Общества.
  • Религии и церкви.
  • Городов как центров

зарождения новой цивилизации.

Формирование личного отношения к переменам в обществе, государстве и в самом человеке. Ценностные ориентации человека средневековья- феодализма: идеал героя, христианина. Его отношение к обществу и отношение общества к человеку. Ценности человека

средневекового города- как будущей личности.

Всеобщая история. История Нового времени XV-XVIII

Зачем учим.

Что учим.

Воспитываем

ценности.

Проблема взаимосвязи идеологии и изменений в обществе. Процесс зарождения либерализма: от гуманизма к рационализму и идеям эпохи Просвещения. Изменение места человека в мироздании и рождение новых способов преобразований и новой цивилизации.

Рождение индустриальной цивилизации. Начало модернизации:

  • От хозяйства к экономике.
  • От сословий к естественному праву.
  • От зависимости к свободе.

Эпоха буржуазных революций.

Ценностные ориентации будущего демократического общества (свобода, равенство,

собственность,ответствен ность ) как основа личностного развития и успеха. Личное отношение к способам изменения общества: реформа или революция.

Всеобщая история. Новая история XIX век

Что учим.

Зачем учим.

Воспитываем

ценности.

Модернизация, как мировой процесс изменения сознания человека и формирования личности. Модернизация, как процесс обретения и реализации прав и свобод личности. Проблема обретения прав и свобод и выбора способа достижения целей общества, власти, своих собственных.

Становление индустриальной цивилизации (модернизация в Европе: условия, способы, результат). Модернизация, как социальная революция. Строительство новой Европы. Сходство различие путей и способов модернизации при одинаковых целях и результатах.

Революции, войны, реформы и их роль в модернизационных процессах. Особенности взаимоотношения власти и общества.

Человек- личность. Его права и свободы как высшая ценность для человека ( имею право) и для государства (гарантирую право). Ориентация на компромисс, толерантность. Создание условий для осознанного выбора между социализмом и либерализмом «я поддержал бы идею... потому что...». Формирование способа деятельности «мои права... закреплены в Конституции, что дальше?».

Всеобщая история. Новейшая история XX век

Зачем учим.

Что учим.

Ценности

воспитываем.

Проблемы:

  • Хрупкости мира.
  • Опасности биполярной системы.
  • Важности всемирных организаций, взаимопонимания и взаимопомощи.
  • Всеобщего ощущения «Земля наш общий дом» и «человек высшая ценность».

Глобализация мирового процесса. Мировые войны. Мировые экономические кризисы. Мировые политические системы. Рождение постиндустриальной цивилизации и место человека в ней. Послевоенный мир- от биполярной к многополярной системе.

Осознание отсутствия противоречий между глобализацией и патриотизмом - «патриотизм- иммунная система народа. Глобализация как симфония патриотизма». Устойчивый выбор между тоталитаризмом и демократией, шовинизмом и толерантностью.

История России VIII-XVI века

ЗАЧЕМ УЧИМ.

ЧТО УЧИМ.

ЦЕННОСТИ

ВОСПИТЫВАЕМ.

Восточно-Европейская равнина её народы и особенности расселения. Прозвища первых киевских князей как отражение политики и идеологии государства (Святой, Вещий,Мудрый) Вариативность исторического развития. Проблема

исторического выбора (Запад-Восток, реформа или опричнина, страх или уважение). Мировосприятие русского человека: «Отец в семье,Царь в государстве, Бог во Вселенной.» и строительство государства Правды ( обители святых святилищ и святости).

Древняя Русь- Киевская

Русь, восточные славяне и их соседи. Древнерусское государство и политика первых русских князей. Принятие христианства. Русь Удельная- новая карта Руси и её соседи. Союз и потивостояние, Восток или Запад, Александр Невский и Даниил Галицкий- выбор исторического пути развития. Московская Русь- рождение служилого государства.

- Дом. Отечество. Родина. Толерантность. Идеология как ситемообразующее явление. Восприятие деятельности князей как будущего образца собственной деятельности и поведения: задачи собственные цели - выбор -действие- результат).

История России XVII-XVIII века

Зачем учим.

Что учим.

Ценности

воспитываем.

Смута- как потеря исторических ориентиров. Целенаправленная и осознанная деятельность Романовых по восстановлению государства. Движение к модернизации. Модернизация сверху или снизу. Дворцовые перевороты- проблема неустойчивости власти. Эпоха XVIII в. Эпоха великих исторических личностей - пример служения царю и отечеству.

Смута- возвращение старины. Тяжелый выход из Смуты. Бунташный век. Церковный раскол- победа власти. Петр1- попытка модернизации и её цена. Дворцовые перевороты- как одна из форм захвата власти. ЕкатеринаП.

Завершение

строительства империи. Выход России на мировую арену.

Готовность делать осознанный выбор между смутой и порядком, разрушением и созиданием, стариной и модернизацией. Формирование чувства гордости за великую российскую историю.

История России XIX век.

Зачем учим.

Что учим.

Ценности

воспитываем.

Особенности

Догоняющий тип развития

Приятие

модернизации в

России. Приятие Россией вызова

традиционных

России.

нового времени, «побуждение

ценностей русского

Противопоставлени

сердца, но не побуждение

общества.

е проблемы

мысли». Неудачи либеральных

Понимание

интенсификации

реформ- в консервативной

особенности

хозяйства проблеме

позиции власти и как следствие

взаимодействия их с

модернизации

появление революционного

либерализмом

общественного

либерализма. Социально

Запада. Осознанный

строя; либеральных

экономическая интеграция

выбор между

идеалов и

России и Европы и её

революционностью,

имперского

противоречия. Реформы и

терроризмом и

сознания.

контрреформы- их роль в

парламентаризмом.

Проявление

модернизации. Три типа

инверсионных

ориентации русского человека:

тенденций в самой

консервативный-

модернизации., в

бюрократический,

городе и деревне-

почвеннический, западнический.

плацдарме

Замена монолога власти

традиционализма

диалогом власти и общества и,

опасного для

как следствие, возможность

модернизационных

компромисса.

процессов.

Проблемы

формирования

правового

государства и

гражданского

общества. Роль

власти и общества

в реформировании

страны.

История России. 19 век. 8 класс.

Сквозные цели, содержание, ценности ориентации.

Зачем учим.

Особенности модернизации в России:

противопоставление проблемы интенсификации хозяйства проблеме модернизации общественного строя; либеральных идеалов и имперского сознания. Проявление инверсионных тенденций в самой модернизации, в городе и деревне-плацдарм сил традиционализма опасного для будущего страны.

Что учим.

Догоняющий тип развития России. Приятие Россией вызова нового времени. «Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли». Неудачи политических реформ - в консервативной позиции власти и как следствие появление революционного либерализма. Социально - экономическая интеграция России и Европы и её противоречия. Три типа ориентации русского государственного человека 19 века: западнический, почвеннический, бюрократический. Замена монолога власти диалогом власти и общества и, как следствие, возможность компромисса.

Ценности.

Ограничение влияния либеральных ценностей влиянием великодержавного сознания, замена их ценностями национального сплочения.

Усвоение демократических ценностей и встречный поток архаических и традиционных ценностей. Во главе иерархии ценностей самодержавие и монополизм, а не либерализм и рынок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

методические рекомендации по составлению рабочих программ

Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...

рекомендации по составлению рабочей программы по истории

В этом разделе представлен алгоритм составления рабочей программы по истории в соответствии с ФГОС ( на примере учебного курса по истории Древнего мира 5 класс)...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...