Отечественная война 1812 года.
презентация к уроку по истории на тему

Кацан Светлана Владимировна

Презенцация посвящена главным битвам и полководцам Отечественной войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_1812g.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Лицей метростроя

             Сценарий  внеклассного  мероприятия

               «Недаром помнит вся Россия»

              (к 200-летию Отечественной войны 1812г)

                                     Преподаватель истории Кацан С.В.

                         

                          Санкт-Петербург

                                        2012

     

                                            Оформление .

   

  1.  Слайд № 1 «Храм Христа Спасителя».

  1.  Слайд № 2 «Портрет Александра I».

  1.  Слайд № 3 «Портрет Наполеона Бонапарта».

  1.  Слайд № 4 «Переход Наполеона через Неман».

  1.  Слайд № 5 «Портрет Барклая - де - Толли».

  1.  Слайд № 6 «Портрет Багратиона».

  1.  В/фильм № 1 «Нашествие» - (7минут).

  1.  Слайд № 7 «Портрет М.И. Кутузова».

  1.  В/фильм № 2 «Бородино» - (19минут).

  1.  М.Ю.Лермонтов «Бородино» - отрывок

  1.  Слайд № 8 «Партизаны».

  1.  Слайд № 9 «Портрет Д.В. Давыдова».

  1.  В/фильм  № 3 «Битва под Малоярославцем» - (7минут).

  1.  В/фильм  № 4 «Березина» - (7минут).

  1. Вступление (чтецы).

1 чтец

 

    Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников,  удивить  своей  красотой.  Вот  только  защитить  сама себя она не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт

её воду,  любуется  её  красотой.  Людям  даются  почётные  и  уважительные звания.  Самое  высокое  звание  из  всех – защитник  Родины. Память народа веками свято хранит имена отважных воинов. Русь, Россия, Советский Союз, -  разное  название  нашего  государства,  но  забота  была  одна  –  сохранить свободу и независимость нашей Родины.  

2 чтец

   «Немало трудов,  созидательных  и  ратных, немало горя и крови выпало на долю  многострадального  русского  народа. Когда уходишь в глубину веков, перед  взорами  встают Святослав и Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий  Радонежский,  Минин и Пожарский,  Суворов и Кутузов.  И наряду с ними, кого увековечила  история и кому, воздали должное летописцы, встаёт масса людей,  пусть обутых в лыковую обувь,  пусть в сермяге, - но какие это были люди, какие сердца бились у них в груди!».

3чтец

   В  грозную   годину  нашествия  армии  Наполеона  в  1812 году,  когда  вся Европа склонилась ниц перед его знамёнами, на защиту  Отечества  поднялся во весь свой исполинский рост  русский народ.

4 чтец

     Великий   русский   педагог  Константин  Дмитриевич  Ушинский   сказал: «Наше Отечество,  наша Родина - матушка  Россия. Отечеством  мы  зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё  в ней  для нас родное; а матерью – Россию зовут  потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами,  выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов».

5 чтец

   О, Родина, смогу ль забыть

   Твои нелегкие победы,

   Твои немыслимые  беды,-

   Забыть, как прадеды и деды

   Умели драться и любить?

   О, Родина! Всегда с тобой

   Мне вечно жить и вечно помнить.

Слайд № 1 (Храм Христа Спасителя в Москве).

6 чтец

    25 декабря 1812года в праздник Рождества Христова российский государь император  Александр I  подписал  манифест  о  возведении  в  Москве храма Христа Спасителя, в ознаменовании  победы над врагами Отечества. Возведённый  храм  стал  памятником  подвига  русского  народа и торжества русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

  1.  Ведущий (педагог – о войне 1812г.).

III. Слайд № 2 «Портрет Александра I».

      Характеристика императора Александра I (слово группе №     ).

IV.Слайд №  3 «Портрет Наполеона Бонапарта».

      Характеристика императора Франции Наполеона Бонапарта (слово группе №    ).

  1. Выступление чтецов: (на фоне портрета Наполеона).

Чтец  7

   Границы  наполеоновских  владений  подходили  к   России.  Россия была единственной великой державой на континенте Европы, не подчинившейся  

Наполеону. Она была самым серьёзным препятствием на пути осуществления наполеоновского плана мирового господства. Весной 1811г.  (за год до Отечественной войны) Наполеон говорил: «Через три года я буду господином  всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её».

Чтец 8

    Учитывая  огромные  размеры  и  мощь  России,  Наполеон  планировал завершить компанию за три года:  в 1812 году овладеть западными губерниями, в 1813 году – Москвой, в 1814 году Санкт-Петербургом. Такая постепенность позволила бы ему расчленить Россию, обеспечив тылы и коммуникации армии, действующей на огромных пространствах.  

Чтец 9

    Наполеон вынашивал план превращения России в колониальный придаток Франции.  Его  план  состоял  в  том,  чтобы  разгромить  русские  войска  на границе  России,  взять  Москву  и  продиктовать   русскому  правительству выгодный для Франции мир. Тучи над Россией стали сгущаться.

Слайд « Переход Наполеона через Неман».  

Чтец 10

     На  рассвете  24  июня 1812 года войска Наполеона без   объявления   войны  переправились  через   реку   Неман  и  вторглись  в пределы  России.  Армия  Наполеона,  которую   сам  он  называл   «Великой армией»,   насчитывала   свыше   600000   человек   и  1420  орудий.  Помимо французов в неё входили национальные корпуса европейских стран.

Чтец 11

    Русская  армия,  стоявшая  на  западной  границе  России,  насчитывала 200 тысяч человек, т.е. она была в три раза меньше армии Наполеона. При этом наша армия  была  разделена  на три, далеко стоящие друг от друга, группы   (под  командованием    генералов    М.Б.  Барклая – де -  Толли, П.И.                 Багратиона  и  А.П. Тормасова).  Основной  удар  Наполеон  нанёс 1-й  русской армии под командованием генерала М.Б. Барклая – де- Толли и 2-й армии под командованием П.И. Багратиона.

Слайд № 5 «Михаил Богданович Баклай –де – Толли»

                                (1761-1818)

Чтец 11

    Краткая биография Барклая-де-Толли (слово группе №     ).

Слайд № 6 «Пётр Иванович Багратион»

                               (1765-1812)

Чтец 11

    Краткая биография П.И. Багратиона (слово группе №     ).

VI. Ведущий (педагог о начале войны) .

В/фильм № 1 «Нашествие».

VII. Выступление чтецов.

Чтец 12

       Поняв,   что   сопротивляться   разрозненными   частями   невозможно,    Барклай –де- Толли принял решение отступить в глубь страны и не давать генерального   сражения   пока  русские  армии   не  соединятся.  Попытки Наполеона    навязать   сражение   заканчивались   не   удачно.    Постоянное отступление снижало боевой дух русской армии, по стране поползли слухи об измене.

Чтец 13

       «Мы  долго  молча  отступали,  досадно   было,   боя   ждали,   ворчали старики…»  Помните,  откуда  эти  строки?  Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова «Бородино».

Чтец 14

     Давайте  же  вспомним  о  тех  героических  днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа.

Чтец 15

     Верста   за  верстой,    верста  за  верстой  отступают  русские.  Уже  была отчаянная   рубка   в    селении   Мира,  28  июня   кровопролитный    бой    у Салтановки, 15 августа – сражение в Смоленске.

     В конце июля 1812 года в Смоленске 1-я и 2-я русские армии соединились. План Наполеона разбить их поодиночке не  осуществился.

    Но удержать Смоленск наши армии не смогли, 15 августа Наполеон вошёл в Смоленск.

VIII. Ведущий (педагог – о назначении М.И. Кутузова главнокомандующим).

IX. Слайд № 7 «Михаил Илларионович Кутузов .                                                                                                   

                                         (1745-1813)

          Краткая биография М.И. Кутузова (слово группе №       ).

Х. Ведущий (педагог – о подготовке Бородинской битвы).

XI. В/фильм № 2 «Бородино».

XII. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

XIII. Ведущий (педагог – об уходе русской армии из Москвы. Пожар в

Москве ).

XIV. Выступление чтецов:

Чтец 16

      2 сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Наполеон придавал огромное значение взятию Москвы. Но город встретил его пожарами. Москва полыхала четыре дня, пока не пошёл дождь. В Москве наполеоновская армия превратилась  в  разбойников,  воров.  Наполеон   разрешил   грабить  дома  и дворцы,  расстреливать  достопримечательности  Москвы из пушек, мучить и убивать тех, кто не успел покинуть город.

Чтец 17

      Ни  продовольствия,  ни  отдыха  французы  не  получили. Москва горела. Тот, кто считал себя властелином мира, оказался сторожем пепелища. Трижды предлагал Наполеон мир Кутузову с очень выгодными для России условиями.  Но мир  Кутузов, находясь в селе Тарутино, отверг. Его не принял бы ни государь, ни армия, ни народ.

Чтец 18

     Отечественная  война  1812 года  называется  народной  войной,  так  как в городах создавалось  народное  ополчение  из  добровольцев,  а  крестьяне  уходили  в леса и создавали партизанские отряды.  

Слайд № 8 «Партизаны».

Чтец 19

     На   смоленской   земле   и   в   Подмосковье   развернулось   партизанское движение.  Отрядами  партизан  руководили  бежавшие   из   плена   солдаты, местные  помещики,  особо  авторитетные  крестьяне.   Под   командованием крепостного крестьянина  Герасима Курина в Подмосковье сражалось свыше  

5 тысяч  пеших  и  500  конных  крестьян.  В  Смоленской губернии широкую известность  получила старостиха Василиса Кожина, возглавлявшая отряд из подростков и женщин.  Партизаны  выслеживали  и  уничтожали  отдельные небольшие группы наполеоновских солдат.

Чтец 20

     Кутузов,  быстро  оценил  значение  партизанской войны и стал  в отряды партизан     направлять     офицеров - профессионалов      для      руководства партизанскими  отрядами.  Ни  днём, ни ночью не давали они покоя войскам Наполеона.   «Великая армия»  в  стычках  с  партизанами   потеряла   почти столько же солдат, сколько потеряла в Бородинском сражении.

Чтец 21

  « Отцом» партизанской войны считается Денис Васильевич Давыдов – гусар, поэт, в 28 лет ставший генерал-майором.

XV Слайд «Денис Васильевич Давыдов».

        (1784-1839)

Чтец 21

        Краткая биография Дениса Васильевича Давыдова (слово группе №     ).

XVI Выступление чтецов:

Чтец 22

    Приближались  холода,  и  Наполеон  понял,  что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. Отсутствие нормального снабжения и падение дисциплины в войсках делали невозможным длительное сидение Наполеона в Москве. Поход на Петербург был отвергнут из-за приближающейся зимы и русской  армии  в  тылу  французов. Предложение Наполеона о мире русский царь проигнорировал. Остался один выход – отступать к  базам  снабжения в Смоленске.

Чтец 23

  1. октября 1812 года  французская армия начала отступление из Москвы.

Наполеону  пришлось   уходить  из  пустого,  сгоревшего города,  его   армия тащила за собой награбленное и уже не хотела воевать.

XVII Ведущий (педагог – о битве под Малоярославцем).

XVIII В/фильм № 3 «Битва под Малоярославцем».

XIX Выступление чтецов:

 Чтец 24

     После  битвы под Малоярославцем Наполеон отступил к Смоленску. При отступлении его  армии  несли  огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падёж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, французы бросали пушки.

Чтец 25

    Всюду  их  ждала  смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил  есть  павших  лошадей  и  мёртвые  человеческие  тела. Среди солдат Великой армии началось дезертирство.

Чтец 26

     Кутузовская   армия   двигалась  параллельно  наполеоновской, всё  время, угрожая   вырваться    вперёд   и   отрезать   пути   отступления.   Из-за   этого Наполеон  не смог задержаться  в Смоленске  дольше четырёх дней. В ноябре начались  холода,  и  положение   французской    армии   стало   критическим. Только    гвардия   и   присоединившиеся   к   ней    два    корпуса   сохраняли боеспособность.

ХХ Ведущий (педагог – битва у реки Березина).

XXI  В/фильм  № 4 «Березина».

XXII Выступление чтецов.

Чтец 27

       В войне 1812 года участвовали  более полумиллиона военнослужащих и

миллионы   гражданских   лиц.    Законы   демографии  таковы,  что  сегодня каждый житель   современной России с 90%  вероятностью  потомок кого-то из  участников  той  войны.  Поэтому  и  живёт  в нас несмотря ни на что, тот несгибаемый  русский  дух, остающийся  загадкой  для  всего мира и сегодня, 200 лет спустя.

Чтец 28

     Люблю тебя, моя Россия,

     За твой характер боевой,

     За испытанья грозовые,

     За величавый облик твой.

Чтец 29

      Люблю тебя за то, что снова

      В борьбе свободу ты спасла,

      Что ты решающее слово

      С мечом в руках произнесла.

Чтец 30

     Россия, касаясь трех великих океанов

     Она лежит, раскинув города.

     Вся в чёрных обручах меридианов,

     Непобедима, широка, горда.  

 

                                                                                    26 сентября  2012 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...