Рабочая программа по истории России. 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Голубенко Наталья Петровна

Данная программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание, учебно- тематический план, требования к уровню подготовки учащихся 8 класса, список литературы и средств обучения, КТП,- как отдельный документ в качестве приложения к рабочей программе по истории России (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._ist._r._8_kl.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №8

с.Спасское

(Новосельский филиал)

«Утверждаю»

Директор школы


__________________

Ж.Б. Клименкова

Приказ № _____

от «___»____________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  ПО___     истории_России__________

(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

________________8_________________

(классы)

_____________                2013 – 2014 учебный год____________________________

(сроки реализации)

Согласовано на методическом объединении.

Протокол № ______

от «___» _________ 201___г.










Рабочую программу разработал (-а):

Голубенко Н.П.

Ф.И.О.

должность:

учитель истории

Подпись разработчика:

_________________________

___________2013 ____________

(год разработки)

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….3-5

Основное содержание ……………………………………………..6-7

Учебно-тематический план………………………………………..8

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса……………9

Литература и средства обучения…………………………………..10

Календарно-тематический план учителя (приложение к рабочей программе)……………………………………………………………..

Пояснительная записка

     Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

    В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.

     XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе:

Цели курса:

-Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира

в XIX веке;

-Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Задачи курса:

-Понимание целостности исторической картины мира: умение объяснять характерные черты современного мира, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

-Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

-Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на созданную  человечеством систему нравственных ценностей.

-Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, тактично  взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

   Рабочая программа рассчитана на 40 часов, из расчета - 2 часа в неделю. При этом в ней использованы возможности  для реализации разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий:

      Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;  информационно – коммуникационные технологии «Использование ЭОР на уроках истории»; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); здоровьесберегающие технологии; проектные методы обучения. Использование современных образовательных технологий позволит активизировать познавательный интерес, организовывать учебно - исследовательскую деятельность учащихся.   Применение технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр предполагает в результате расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, общеучебных умений и навыков, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности обучающихся.

    Использование технологии «Обучение в сотрудничестве» способствует совместной развивающей деятельности взрослых и детей, формированию партнерских отношений в процессе обучения.

     Применение проектно-исследовательских технологий изменяет и неограниченно обогащает содержание образования (использование в обучении Интернет – ресурсов; создание и защита презентаций учителем и учащимися),  сделает  уроки более интересными.

    Использование здоровьесберегающих технологий позволит равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ЭОР, что даст положительные результаты в обучении.

     Работа по методике «Проектные методы обучения» даст возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, позволит им более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.  

     С учётом степени обученности учащихся в рабочей программе по истории России предусмотрены  различные средства обучения: опорные конспекты, разноуровневые тесты, проверочные и контрольные работы, карточки, видеофильмы, ЦОР для  развития творческих способностей ребят. Для формирования  логического мышления  и познавательного интереса учащихся  предполагается использование следующих заданий: поискового характера, на разрешение проблемной ситуации,  сравнительного характера, требующих анализа и последующего вывода, творческие задания (кроссворды, стихи, сказки, ролевые игры, устные журналы, викторины и другие).  Предусмотрено использование карточек  и тестов для дифференцированного и индивидуального обучения;  разноуровневых  проверочных работ, согласно программе.

     Контроль знаний учащихся  предполагается проводить  с учётом индивидуальных особенностей.

      На уроках запланированы различные типы самостоятельных работ: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. При составлении заданий предполагается использование развивающего принципа  и дифференциация заданий. При опросе планируется широкое использование тестирования, игровых ситуаций, творческих заданий, метода опережающего обучения, цифровых образовательных ресурсов.

      При  изучении истории России (8 класс) проведение занятий -   на теоретическом, эвристическом и творческом  уровне. На уроках учащиеся получат возможность успешно решать проблемные ситуации, участвовать в дискуссиях, выполнять творческие задания.

Методы и приемы:

   На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой информации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);

 - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

 - работа с помощью схем, наглядных пособий;

 - урок-игра, работа по созданию реферата, составление  и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.

Преподавание истории России ориентировано на использование:

Учебника:

Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2008. – 287 с., илл.

критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

 наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, отсутствие навыка оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

.

Основное содержание.

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

 Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

 Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

 Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

Россия  конца  XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Учебно-тематическое планирование

по истории России

Класс – 8        

Учитель – Голубенко Н.П.

Количество часов:

Всего – 40 час, в неделю – 2 часа

Плановых контрольных уроков – 2;

Административных контрольных уроков –

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г  

Учебник

   Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2008. – 287 с., илл.

Дополнительная литература

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России. XIX век». 8 кл.- М.: «Просвещение», 2005 г.

2. Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.- 224 с.

3. История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.

4.      Кадневский В.М. История России. XIX век.: Тесты. 8 - 10 кл.: Учеб. –

          метод.   пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5.      Кулаков А.Е. Религии мира.- М: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 352 с.;

6.    Кушнир А. Г. Хрестоматия по истории. История Русского государства в  документах,           материалах и комментариях. Учебное пособие. Т. I, II. - М.:

                         «РИПОЛ КЛАССИК», 1999. – 1280 с.;

7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/ Сост.     Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.;

8. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005. – 704 с.;

9. Преображенский А. А., Рыбаков Б.А. История Отечества. – М.: Просвещение, 2000. –        320 с.;

10.  Энциклопедия. Я познаю мир. История России. – М.: ООО «АСТРЕЛЬ», 2000 –

488 с.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

должны знать:

даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, и их участников, результаты и итоги событий XIX в.;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы, сформировавшиеся в XIX в.;

изученные виды исторических источников;

должны уметь: 

сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

уметь дискутировать,

 анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказать собственное суждение; читать историческую карту;

группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Владеть компетенциями:

-информационно-поисковой;

- учебно-познавательной;

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- смыслопоисковой;

- личностного саморазвития;

- профессионально- трудовой.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание  собственных суждений об историческом наследии народов России;  использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература и средства обучения

Основная  учебная литература:

Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2008. – 287 с., илл.

Дополнительная учебная литература:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России. XIX век». 8 кл.- М.: «Просвещение», 2005 г.

2. Кулаков А.Е. Религии мира.- М: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 352 с.;

3. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005. – 704 с.;

4. Преображенский А. А., Рыбаков Б.А. История Отечества. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.;

Перечень рекомендуемых средств обучения:

1. Атлас истории России. 8 класс.

2. Мультимедийные материалы (компакт – диски)

                                                            Дидактические материалы:

1. Индивидуальные карточки разного уровня сложности.

2. Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.

                                                        Учебно-методическая литература:

1. Кадневский В.М. История России. XIX век.: Тесты. 8 - 10 кл.: Учеб. – метод.

    пособие. –   М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

2.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/

      Сост.      Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.;

                                                      Учебные и справочные пособия:

1. Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.- 224 с.

2. История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.;

3. Кушнир А. Г. Хрестоматия по истории. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учебное пособие. Т. I, II. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999. – 1280 с.;

4.  Энциклопедия. Я познаю мир. История России. – М.: ООО «АСТРЕЛЬ», 2000 –

488 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...