Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
статья по истории (7 класс) по теме

Обутова Ольга Дмитриевна

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках истории и обществознания  в условиях реализации ФГОС (из опыта работы).

                                                                          Учитель истории и   обществознания

                                                                           МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри

                                                                          Обутова Ольга Дмитриевна

Стремительные перемены,  происходящие во всех сферах  жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. В связи с этим возникла необходимость смены педагогических ориентиров, технологий педагогического процесса. В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия,  которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись.  В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла. Какие УУД можно формировать на уроках истории  и обществознания? Необходимо формирование следующих видов универсальных действий:  установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная проблема – как формировать эти умения?  Считаю, что для этого можно отказаться от традиционных технологий и использовать интерактивные методы работы на уроке. На своих уроках использую технологии критического мышления  «Шесть шляп мышления».  В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Автор этой методики Эдвард де Боне, который предложил разделить процесс мышления на шесть различных режимов,  связав его с цветными шляпами. «Примеряя»  на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть  один и тот же предмет с разных позиций. Ученик, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в этот момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того,  чтобы направить внимание на информацию. Какой мы обладаем информацией? Какая информация нам нужна?

Красная шляпа: чувства и интуиция. Участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопрос.

Черная шляпа: Черная шляпа помогает видеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Желтая шляпа: поиск достоинств, преимущества и позитивных сторон рассматриваемой темы, помогает найти положительные стороны ситуации, увидеть плюсы явления. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа: придумываем новые идеи, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управляет процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод «Шести шляп» можно использовать на уроках истории и обществознания. Так на уроке обществознания в 8 классе  по  теме «Мы сами творцы своих благ и причины своих бедствий!?.(«Отклоняющееся поведение») использую методику «Шести шляп» для работы со статьей «Детский алкоголизм», что позволяет рассматривать проблему детского алкоголизма  с разных точек зрения, устанавливать связи между явлениями,  формировать  навыки самостоятельной работы с информацией.

  Для успешного  формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды  деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы,  вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации,  комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Так на уроке обществознания  по теме «Правовое государство» в 9 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и презентации, составление схемы «Признаки правового государства». Такие виды деятельности направлены  на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.

Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся  необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На уроках истории при изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля», для написания эссе в 11 классе рекомендую обучающимся памятку «Примерная структура эссе», «Этапы работы над эссе». Опора на памятку позволяет  осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.

На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы  на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории средних веков 6 класс под редакцией В.В. Суханова, рабочая тетрадь по истории России для 9 класса под редакцией Данилова А.А., которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации. Формированию УУД способствует участие обучающихся в цикле познавательных мероприятий «Осенний марафон. Не только участниками,  но  и победителями  данного мероприятия в 2013 году стали Фролов Данил и  Игишева Анита  (7ласс), которые выполнили задания на основе содержания разных разделов школьной программы по истории России с привлечением дополнительного материала общекультурного значения. Решение подобных заданий на уроках истории и участие в мероприятиях, служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся.

 К сожалению,  формировать  универсальные учебные действия  на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся  большого  объема знаний, который они принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися.  Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. На уроке обществознания в 10 классе по теме  «Социальная структура общества» предлагаю для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?». Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а  элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы:  «Петр I – чудо или чудовище?!»,  «Декабристы - герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?»,  «Человек – худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими  УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. 

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные,  деятельностные  качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

Литература

1.История средних веков. 6 кл. :Рабочая тетрадь для общеоразоват.учреждений

В.В. Суханов-М.:Мнемозина, 2012.

2.http:\\fersha.nar.ru\

3 http:\\tow.ural.ru\shp\

4.Турнир по истории «Осенний марафон»: задания и ответы, 7 – 11классы. Выпуск второй//Под ред.А.Ю. Трифонова. -Киров: Изд-во «Новая школа», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИРЕКТОРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДИРЕКТОРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Пагнаева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, директор МБОУ СОШ № 75 г. Чел...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...

Использование системы контроля и мониторинга качества знаний на уроках географии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет  диагностировать уровень обученности и вести подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по географии....

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

Обобщение опыта работы: «Достижение планируемых результатов образования на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Современные программы школьного физического воспитания предлагают для решения обширный круг задач, среди которых можно выделить задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитание осознанной...