ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Матюхина Юлия Алексеевна

Чем дальше от  нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть прошлое, значит, потерять преемственность поколений. Сегодня задача патриотического воспитания молодежи становится актуальной. Уроки истории способны привить чувство гордости за свою Родину, уважение за свой народ, следовательно, должны решать задачи гражданского образования, поэтому все страницы истории России и «белые пятна» должны быть подробно  рассмотрены, проанализированы и объективно оценены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории и обществознанию

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

 Педагогическое обоснование урока

Тема открытого урока выбрана не случайно. Чем дальше от  нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть прошлое, значит, потерять преемственность поколений. Сегодня задача патриотического воспитания молодежи становится актуальной. Уроки истории способны привить чувство гордости за свою Родину, уважение за свой народ, следовательно, должны решать задачи гражданского образования, поэтому все страницы истории России и «белые пятна» должны быть подробно  рассмотрены, проанализированы и объективно оценены.

Вид урока: повторительно-обобщающий

 Цели урока:

Обучающая: Сформировать понятие «Великая Отечественная война», дать представление о масштабности и глобальности Второй Мировой войны, раскрыть человеческий фактор в войне.

Развивающая: Совершенствовать умения работать с текстом учебника и другой литературы, уметь анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая: Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, развить чувства национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

 Задачи урока:

раскрыть цели германского командования в войне против СССР;

указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны;

рассмотреть события на советско-германском фронте в контексте хода Второй мировой войны;

раскрыть основные последствия войны.

Содержание данного урока отобрано в соответствии с целями и задачами урока, позволяет изучить проблемы первого этапа войны, внимательно рассмотреть коренной перелом в ходе войны (причины и последствия), акцентировать внимание на участии земляков и их вкладе в Победу (региональный компонент).
 
Здоровьесберегающий компонент обеспечивается сменой видов деятельности учащегося на уроке.
Применяются следующие
виды деятельности:

фронтальный опрос; индивидуальная работа; работа в парах; активный метод обучения; закрепление исторических терминов.  

План урока

1.Организационный момент

2. Определение темы, целей и задач урока

3.Закрепление пройденного материала и проверка домашнего задания

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание.

 Оборудование и оснащение урока:

Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, запись с военными песнями; презентация; исторические карты. 

1. Оргмомент
2.
Целеполагание.  Сегодня на уроке мы с вами повторим весь пройденный материал по Великой Отечественной войне, еще раз остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. Попытаемся самостоятельно ответить на вопросы: Почему Красная Армия потерпела огромные поражения на начальном этапе войны? Открытие Второго фронта действительно приблизило Победу? В конце урока вы должны будете раскрыть значение слов «10 ударов Сталина».
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость, и все же Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особенное место в истории нашего государства. По своим масштабам и стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны.
3.
Закрепление пройденного материала
1)мини-викторина по слайдам

2)проверка содержания эссе по теме «Великие битвы войны»

3)повторение терминов и понятий

(ленд-лиз, второй фронт, коалиция, депортация, оккупация, эвакуация, капитуляция, репарация, коллаборационизм, пакт).                      

4)работа с таблицами, характеризующими последствия войны

Таблица  1
Итоговые данные о гибели гражданского населения на оккупированной фашистами советской земле:


Преднамеренно истреблено

7 млн.420тыс.135чел.

Погибло на принудительных работах в Германии

2млн.164тыс.313чел.

Погибло от жестоких условий оккупационного режима

4млн.100тыс. человек

всего

13млн.684тыс.448чел.

Таблица № 3
Потери во Второй Мировой войне (данные по крупнейшим государствам)

 

Мобилизованные

Погибшие военнослужащие

Раненные в боях

Жертвы среди мирного населения

Государства антигитлеровской коалиции

СССР

20.000.000

11.945.000

18.000.000***

13.685.000

США

16.353.750

405.500

671.750

----

Китай

5.000.000

1.324.500

1.762.000

До 10.000.000

Франция

5.000.000

205.750

390.000

300.000

Великобритания

4.683.000

264.500

277.000

60.500

Югославия

3.741.000

305.000

425.000

1.355.000

Польша

1.000.000

320.000

530.000

6.028.000

5)работа с картами

4. Итоги урока

Великая Отечественная война закончилась полной победой СССР. На советско-германском фронте были разгромлены главные силы гитлеровского вермахта. Вопрос учащимся: что сыграло ключевую роль в победе? Победа, как вы поняли, была обусловлена не суровыми погодными условиями и даже не действиями запоздало открытого «второго фронта», а огромным напряжением сил всего советского народа и талантами советских командующих.

Изначально высказывание «10 сталинских ударов» означало 10 важнейших операций Советской армии в 1944 г. Но сегодня мы вложили в эти слова новый смысл и выделили 10 самых победоносных битв всей Великой отечественной войны, сыгравших ключевую роль в ее итогах. Повторите названия этих 10-ти битв. Большинство из вас успешно справились с заданиями и практически самостоятельно пришли к определенным выводам о ходе и последствиях самой страшной войн в истории человечества. Какие вы можете еще сделать выводы о последствиях войны и ее особенностях? Правильно, война носила общенародный характер, и советский народ единым фронтом встал лицом к лицу с врагом, не допустил самого страшного: превращения СССР и других стран мира в подвластные фашистам территории.

6. Домашнее задание

Задание носит творческий характер: каждый из вас должен написать небольшое исследование-эссе о своем прадедушке или другом родственнике, принимавшем участие в боевых действиях на полях Великой отечественной войны. Главная цель эссе – понимание важной роли каждого участника войны, от крупных офицеров до простых пехотинцев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме:Вторая Мировая война и Великая Отечественная война

Данный материал может быть использован в качестве проверки знаний после изучения представленной темы....

Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны

Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....

ВАЖНЕЙШИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ второй мировой войны

статистические данные второй мировой войны...

вопросы к зачёту по истории "Вторая мировая война. Великая Отечественная война"

Подготовка к зачёту поможет учащимся 11 классов более глубоко знать материал, связанный с Великой Отечественной войной. Это особенно актуально в год 70-летия Великой Победы....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию Дня окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) « Была война….Была победа…»

Целью литературно-музыкальной композиции, посвященной  празднованию Дня окончания  Второй мировой войны (2 сентября 1945 года)   " Была война….Была побе...