Урок истории древнего мира в 5 классе по теме "Финикия - родина..."
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Михайлова Ольга Войтеховна

Урок расчитан на "сильный" класс или ребят, которые могут работать быстро. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finikiya.doc75.5 КБ
Office presentation icon finikiytsy_urok.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Орг. момент

 

Слайд№1

Слайд №2

Организует работу, ставит цель урока, сообщает тему

Схема на доске

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Эта страна полна тайн и загадок. И вот вам первая тайна. В древности эта местность называлась Ханаан. А затем сюда прибыли греки и назвали ее Финикией. "Финикийцы" в переводе с греческого - "красноватые", точнее, "красящие в багряный цвет". А в египетском языке слово «фенеху» означало кораблестроители. Почему же греки и египтяне называли финикийцев по-разному? В ходе урока мы выясним, с чем это  связано.  

А пока запишите тему: «Финикия – родина…» Поставьте многоточие. В конце урока каждый из вас допишет название сам. Это наша вторая загадка.

Как всегда говорить о новой цивилизации мы будем по следующей схеме: местоположение, природа, занятия людей, посмотрим достижения культуры и вклад в историю человечества.

План урока перед вами.

Слушают, пишут.

Вопрос 1

Слайд №3

Слайд №4

Слайд 5

Слайд 6

Рассказ

Беседа

Организует с/р с картой по заполнению таблицы.

Сейчас Финикии нет, на ее месте расположено государство Ливан со столицей в городе Бейрут. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров. Вспомните, от чего зависят занятия людей? (От местоположения и природных условий страны). Пользуясь картой, заполните таблицу "Природа Финикии и основные занятия ее жителей" . В качестве подсказки используйте названия финикийских городов.

Проверим результаты. Какие занятия встречаются чаще остальных? (мореплавание, торговля, кораблестроение). Это и были основные занятия финикийцев.

Самостоятельная работа с картой заполнение таблицы.

Беседа

Вопрос 2

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Рассказ

Сообщения учащихся

Организует беседу, закрепляя услышанное.

Организует с/р по учебнику

Организует работу с картой

Рассказ

Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и торговые. Ваши одноклассники подготовили небольшие рассказы о финикийских кораблях. Давайте послушаем их.

Определите на слайде, какой корабль к какому типу относится? Почему вы так решили?

Почему на финикийских кораблях гребцов было гораздо больше, чем воинов (кроме постоянной команды брали еще запасную)? (Боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людей отдохнувшими).

 Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море?

Теперь мы знаем, что финикийцы много путешествовали и основывали города-колонии. А что это такое? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь учебником на страницы 75, прочитайте и выпишите в тетрадь что такое колония. (записывают определение колонии)

А теперь давайте посмотрим колонии финикийцев. Посмотрите внимательно в атласе и скажите, где располагались колонии?

Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название "Карфаген" переводится как "новый город".

Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте обратимся к карте. Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море.

Кроме того, финикийцы знали, что где-то далеко расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан. Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными - как вы думаете, почему? (Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было).

Итак, почему финикийцы считаются выдающимися мореплавателями?

Слушают.

Беседа.

С/р с понятие в учебнике

Работа с картой

Ориентация по сторонам света

Слушают

Пишут

Пишут

Делают вывод по вопросу.

Физ минутка

Мы финикийцы, которые готовят торговый корабль к плаванию. Надо быстро загрузить его товарами.  Каждый ряд по цепочке передает груз.

А теперь мы с вами на военном корабле. Наш корабль большой, на нем три команды гребцов (три ряда). Первая команда гребет, две другие отдыхают. Мы увидели врага, надо его догнать. Подключается вторая команда. Враг старается оторваться от нас. Все три команды работают.  Враг побежден.

Садитесь.

Вопрос 3

Слайд 13

Слайд 14, 15

Слайд 16

Решение познавательных задач.

Послушайте легенды и скажите, о каких изобретениях идет речь?

             Когда-то в давние времена  один торговый корабль попал в бурю и вынужден был пристать к берегу. Берег оказался пустынным: даже поставить котел для еды не на что – морякам пришлось снять с корабля куски каменной соды, которую они везли на продажу. От сильного огня сода расплавилась, потекла на песок, на морские ракушки. Вскоре моряки заметили около себя твердую полупрозрачную лужицу. Так изобрели ______ (стекло).

               Однажды бог мореплавателей и ремесел Мелькарт проходил по берегу моря с богиней. Огромный пес разгрыз раковину, его рот стал пурпурно-красным. И Мелькарт окунул тончайшее платье богини в этот «сок моря». Так была открыта ____________. (пурпурная краска).

Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. Перед нами ящик, в котором  находятся финикийские товары и товары из других стран, с которыми вела торговлю Финикия.

Я буду доставать предметы, а вы, основываясь на своих знаниях и используя карту, определите какие товары вывозили, а какие ввозили финикийцы?

Финикийские товары: пурпурная ткань, прозрачное стекло, кедр, стеклянные бусы, оливковое масло, виноград. Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов?

Не финикийские товары: кошка, рабы, папирус, серебряное украшение, уголь, зерно.

Назовите изобретения финикийцев.

Решение познавательных задач.

Беседа, анализ карты, аргументация своей точки зрения.

Вопрос 4

Слайд 17

Рассказ

Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему? Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит. В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет. Еще одна особенность финикийского алфавита - отсутствие в нем гласных букв. Давайте поработаем с финикийским алфавитом .

Определите, что здесь написано: КРФГН (Карфаген). Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.

Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ. (СН - сон, сан, ясень, осень, сено, осина, сани; ДМ - Дима, Адам, дым, дом, дама, дума, идем, едем, едим).

Расшифруйте  имена некоторых из присутствующих людей, написанные по-финикийски:

А теперь скажите, почему в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие годы, а финикийские школьники за несколько недель могли научиться писать и читать простые тексты?

финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" - это греческая "альфа" (а), финикийская "бет" - греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука и многие алфавиты мира.

Слушают

Беседа. Расшифровка записей

Познавательная задача (вывод).

Вывод по уроку.

Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор.

Вернемся к нашим вопросам. Почему же греки и египтяне называли финикийцев по-разному? 

Что бы вы написали в конце сегодняшней темы: «Финикия – родина…» ?

Вывод по уроку.

Урок истории древнего мира в 5 классе.

Тема: Финикия – родина…

Тип урока: урок – сообщение новых знаний

Цели урока:

Образовательные (познавательные):

  • создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии;
  • познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний);
  • охарактеризовать основные товары финикийских рынков;
  • раскрыть особенности финикийского алфавита.

Развивающие 

создать условия для формирования у учащихся:

  • умения работать с исторической картой;
  • логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера;
  • творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий;
  • умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, финикийского и славянского алфавитов;

Воспитательные:

  • показать вклад финикийцев в мировую культуру;
  • продемонстрировать модель кросс-культурного диалога (на примере финикийского рынка);
  • повышение интереса к предмету.

Наглядные пособия: 

  • изобразительная и условная наглядность – карта (атлас), мультимедийная презентация; записи на доске;
  • предметная наглядность - две шкатулки, папирус, вино, оливковое масло, пурпурная ткань, серебряное украшение, стеклянный сосуд, модели греческой посуды, кедровая шишка, фигурка раба, кусочек угля, веревка.

План изучения нового материала 

  1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.
  2. Кораблестроение и мореплавание.
  3. Торговля. Изобретения финикийцев.
  4. Финикийский алфавит.
  5. Игра на закрепление.
  6. Обзор литературы.

Домашнее задание:

  1. в учебнике познакомьтесь с параграфом, который посвящен Древней Финикии, и объясните название страны;
  2. Задания 1-3 в рабочей тетради.

Использованная литература 

  1. Волков А.В. Загадки Финикии. - М., Вече, 2004.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М., Просвещение, 2003.
  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1996.
  4. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. - М., Просвещение, 2001.
  5. Атлас древних цивилизаций мира.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000
  6. Большая историческая энциклопедия школьника: ранние цивилизации. - М.: РОСМЭН, 1996.
  7. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.: пособие для учащихся общеобразоват.уч.-М.:Просвещение,2000.
  8. Древний Восток: книга для чтения под.ред.В.В.Струве.-М.:Просвещение,1958.
  9. Энциклопедия для детей: Всемирная история. Том 1.-М.: “Аванта +”,1993.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финикия - родина...

Слайд 2

План урока Местоположение. Природа. Основные занятия финикийцев. Кораблестроение и мореплавание. Изобретения финикийцев. Торговля. Финикийский алфавит.

Слайд 3

Сейчас на территории Финикии расположено государство Ливан Столица Ливана - Бейрут

Слайд 4

Местоположение и природные условия Финикии.

Слайд 5

Библ – гора Тир – скала Сидон – место для рыбной ловли Финикийские города

Слайд 6

Местоположение и природа Финикии Занятия жителей 1. Расположена на________ побережье _________моря, на пересечении торговых путей. Мореплавание _____________ Рыболовство 2. В Финикии были неплодородные земли – на них росли только неприхотливые деревья. _____________ _____________ _____________ 3. В Финикии были _______, покрытие кедровыми лесами. _____________ _____________ 4. Множество заливов и бухт. _____________ _____________

Слайд 7

Местоположение и природа Финикии Занятия жителей 1. Расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей. Мореплавание Кораблестроение, торговля Рыболовство 2. В Финикии были неплодородные земли – на них росли только неприхотливые деревья. Выращивание фиников, оливковых деревьев, винограда 3. В Финикии были горы , покрытие кедровыми лесами. Строительство домов Изготовление мебели Кораблестроение 4. Множество заливов и бухт. Мореплавание Кораблестроение Торговля

Слайд 8

Кораблестроение и плавание

Слайд 10

В учебнике на странице 75 найдите и выпишите определение слова «КОЛОНИЯ» Колония – поселение, основанное на чужой территории.

Слайд 12

Самая большая колония финикийцев Современный вид КАРФАГЕН Карфаген

Слайд 13

Путешествие финикийцев вокруг Африки

Слайд 14

Изобретение финикийцами прозрачного стекла

Слайд 15

Изобретение пурпурной краски Пурпур – пурпурная улитка. Красновато – фиолетовый краситель. Содержится в пурпурных железах морских моллюсков. Краситель использовался для окраски тканей, в живописи и косметике Добыча улитки из морских глубин

Слайд 16

Ношение пурпурных одежд служило признаком принадлежности к высшему слою общества Заседание римского сената Платон и Аристотель

Слайд 17

Подумайте, что могли покупать и продавать финикийцы?

Слайд 18

Финикийский алфавит Образцы финикийского письма.

Слайд 19

Расшифруйте, что здесь написано КРФГН СН ДМ КРСТН, ВН, ДМТР, РТМ, ЛГВТХВН, ННВНВН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории Древнего мира 5 класс

поурочные планы для 5 класса...

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.

Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

презентации к урокам истории Древнего мира 5 класс

Вданном разделе презентации к урока в 5 классе по истории Древнего мира...