Рабочая программа. История. 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа. История. 7 класс С(К)ОШ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_7_klass.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Новосибирска «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа № 60 VIII вида».

   Утверждаю                                               Согласовано                                     Рассмотрено

Директор

МК(СК)ОУ С(К) ОШ №60                      Зам. директора по УВР                     на заседании        МО

 Н.И. Шаяхметова           Т.А. Данн                  протокол №___

___________________                            _________________                             от______________

«___»_________»201_г.                         «___»_________»201_г.                      «___»_________»201_г.

Рабочая программа

История

7 класс

                                                 

                                                  На 2013-2014 учебный год

 

Составил учебную программу:

Учитель истории Зеленина Ирина Александровна

г. Новосибирск 2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Отечества  составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал,         способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в  специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Цель обучения  формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.

Основными задачами курса являются:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
  • помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
  • развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
  • овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 68  часов в год или 2 часа в неделю.

Курс истории Отечества за 7 класс сосредоточен  на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XV века. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

Введение – 7часов

История нашей страны с древнейшего периода – 12 часов;

Киевская Русь – 15 часов;

Распад Киевской Руси  – 10 часов;

Борьба Руси с иноземными завоевателями – 10 часов;

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества – 14 часов;

Основное содержание.

Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.

Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русскоЦ.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

Повторение за год

Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В  пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому  в курс истории Отечества включается курс краеведения «История Сибири », разработанный учителем т. е  весь исторический материал представлен отечественной историей и  краеведческой. Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела  программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Актуальность курса краеведения «История Сибири» состоит в том, что изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.

Название учебно-методического комплекта:

1. Учебник « История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы: 

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация

практические – упражнения.

методы изложения новых знаний       

методы повторения, закрепления знаний    

методы применения знаний

методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков: 

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

 Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Требования к уровню подготовки обучающихся 

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие  компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками.

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на 4 группы.

Планируемые результаты обучения учащихся I – II групп (по программе):

К концу учебного года учащиеся должны знать:

– какие исторические даты называются точными, приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
– кто руководил основным сражениями.

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
– пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
– пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
– устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;


Планируемые результаты обучения воспитанников III-  IV группы:

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

– пользоваться учебником, ориентироваться в  иллюстрациях учебника ( с помощью учителя)
– соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника (с помощью учителя)
–  узнавать исторические термины, понятия (с помощью учителя)

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, самостоятельных  работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса  (по возможностям обучения и имеют несколько вариантов) . Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс вошло  6 (шесть) проверок  контроля знаний. На тестовые,  самостоятельные работы отводится 10- 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.


 

Утверждаю                                               Согласовано                                     Рассмотрено

Директор

МК(С)КОУС(К)ОШ № 60                     Зам. директора по УВР                       на заседании  МО

 Н.И. Шаяхметова               Данн Т.А.                 протокол №___

___________________                            _________________                          от______________

«___»_________»201_г.                         «___»_________»201_г.                  «___»_________»201_г.

Календарно – тематическое планирование

Предмет история

Класс 7 класс

Учитель Зеленина Ирина Александровна 

Календарно – тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы, созданной на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.

Настоящее   календарно – тематическое планирование ориентировано на:

- использование учебника (название учебника, автор, год издания) Учебник

« История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

- дополнительных пособий: « Я познаю мир» (детская энциклопедия-история), Москва, АСТ 2000, А.Р. Федонин «Знакомство с историей, Сталкер, 1997, Введение в историю 4 класс, Издательский дом «Дрофа» ,1997, Наше Отечество М.В.Короткова  «Традиции русского  народа» , Москва, 2008

Методические пособия «Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Учебно- методическое пособие. Гуманитарный издательский центр Владос.Москва: 2003 год, «Формирование умения ориентироваться в общественно – исторических событиях у уч-ся с недостатками интеллектуального развития , Екатеринбург, 1997

 Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.

Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

Дидактический материал: «Кроссворды с фрагментами», Задания – тесты,  Тематическая рабочая тетрадь  к «Рассказам по родной истории», таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, и т.

  1.  ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 
  2. по  истории   в   7  классе    НА  2013 - 2014  уч.г.
  3.                                                          учителя   Зелениной Ирины Александровны

Часов в неделю

всего

Из них

контрольных работ

практических работ

экскурсий

1 четверть

2

18

---

--

--

2 четверть

2

14

--

--

--

3 четверть

2

19

---

--

-

4 четверть

2

17

---

--

1

  1. ГОД

2

68

---

-

1

Тематическое планирование

Тема

Кол–во часов

В том числе

Экскурсии

Лабораторные работы

Практические работы

Зачеты

1

Введение в историю  

7

-

-

-

-

2

История нашей страны древнейшего периода

12

----

---

----

--

3

Киевская Русь

15

---

---

---

---

4

Распад Киевской Руси

10

---

---

---

--

5

Борьба Руси с иноземными завоевателями

10

---

---

---

--

6

Начало объединения русских земель

14

1

---

---------

-----

      Итого за год

68

1

----

------

-----

Календарно – тематическое планирование



ур.

год



ур.

четв.

Тема  раздела,  тема урока

Дата

1 четверть (18 часов) Введение в историю  (7 часов)

1

1

История – наука о прошлом.

02.09

2

2

Исторические памятники.

05.09

3

3

Наша Родина – Россия.

09.09

4

4

Моя родословная.

12.09

5

5

Счёт лет в истории.

16.09

6

6

Историческая карта

19.09

7

7

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение»

23.09

Раздел II. История нашей страны древнейшего периода (12 часов)

8

8

Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов.

26.09

9

9

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

30.09

10

10

Славянский поселок

03.10

11

11

Основные занятия восточных славян

07.10

12

12

Ремёсла восточных славян.

10.10

13

13

Обычаи восточных славян.

14.10

14

14

Верования восточных славян.

17.10

15

15

Соседи восточных славян

21.10

16

16

Славянские воины и  богатыри

24.10

17

17

Объединение восточных славян под началом Рюрика

28.10

18

18

Повторительно-обобщающий урок по разделу «История нашей страны с древнейшего периода».

31.10

2 четверть (14 ЧАСОВ)

19

1

Краеведение. Заметки древней Сибири

11.11

Раздел III . Киевская Русь (15 часов)

20

2

Образование государства восточных славян – Киевской Руси.

14.11

21

3

 Русские князья Игорь и  Святослав. Княгиня Ольга

18.11

22

4

Укрепление  власти князя.

21.11

23

5

Оборона Руси от врагов.

25.11

24

6

Крещение Руси при князе Владимире.

28.11

25

7

Былины – источник знаний о Киевской Руси.

02.12

26

8

Культура и искусство Киевской Руси

05.12

27

9

Княжеское  и боярское подворье

09.12

28

10

Жизнь и быт  людей в Киевской Руси.

12.12

29

11

Правление Ярослава Мудрого

16.12

30

12

Образование и грамотность на Руси

19.12

31

13

Летописи и летописцы

23.12

32

14

Киевский князь Владимир Мономах

26.12

3 четверть (19 часов)

33

1

Рост и укрепление древнерусских городов

13.01

34

2

Повторительно-обобщающий урок по разделу « Киевская Русь».

16.01

Раздел IV. Распад Киевской Руси (10 часов)

35

3

Причины распада Киевской Руси

20.01

36

4

Образование самостоятельных княжеств.

23.01

37

5

Киевское княжество в XII веке.

27.01

38

6

Владимиро-Суздальское княжество

30.01

39

7

Господин Великий Новгород.

03.02

40

8

Торговля и ремесла Новгородской земли

06.02

41

9

Новгородское вече

10.02

42

10

Русская культура XII-XIII века.

13.02

43

11

Краеведение. Русь и Сибирь в IX-XIII веках

17.02

44

12

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси».

20.02

Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями ( 10 часов    )

45

13

Монголо-татары.

27.02

46

14

Нашествие моголо-татар на Русь.

03.03

47

15

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

06.03

48

16

Русь под монголо-татарским игом.

10.03

49

17

Рыцари-крестоносцы

13.03

50

18

Александр Невский и новгородская дружина.

17.03

51

19

Невская битва

20.03

4 ЧЕТВЕРТЬ ( 17  ЧАСОВ)

52

1

Ледовое побоище.

31.03

53

2

Сибирь в XIII-XIV веках

03.04

54

3

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

07.04

Раздел V. Начало объединения русских земель ( 15 часов )

55

4

Возвышение Москвы

10.04

56

5

Московский князь Иван Калита, его успехи.

14.04

57

6

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси

17.04

58

7

Московско-Вламирская Русь при Дмитрии Донском

21.04

59

8

Сергий Радонежский

24.04

60

9

Битва на Куликовом поле.

28.04

61

10

Значение Куликовской битвы для русского народа

05.05

62

11

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

08.05

63

12

Укрепление Московского государства.

12.05

64

13

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Начало объединения русских земель

15.05

65

14

Урок обобщения «Основные даты и события родной истории».

19.05

66

15

Краеведение. Сибирь в XV в

22.05

67

16

 «Экскурсия в краеведческий  музей»

26.05

68

17

Повторительно-обобщающий урок

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...