Рабочая программа. История. 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа. История. 8 класс. С(К)ОШ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_8_klass.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Новосибирска «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа № 60 VIII вида».

   Утверждаю                                               Согласовано                                     Рассмотрено

Директор

МК(СК)ОУ С(К) ОШ №60                      Зам. директора по УВР                     на заседании        МО

 Н.И. Шаяхметова           Т.А. Данн                  протокол №___

___________________                            _________________                             от______________

«___»_________»201_г.                         «___»_________»201_г.                      «___»_________»201_г.

Рабочая программа

История

8 класс

На 2013-2014 учебный год

 

Составил учебную программу:

Учитель истории Зеленина Ирина Александровна

г. Новосибирск 2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Отечества  составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в  специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Цель обучения  формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.

Основными задачами курса являются:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
  • помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
  • развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
  • овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 68  часов в год или 2 часа в неделю.

Курс истории Отечества за 8 класс сосредоточен  на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей XV-XIX века. Фактический исторический материал, изучаемый в 8 классе, охватывает период с XV века по XIX век.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

  • Единая Россия (Конец XVвека- XVIIвек )  22 часа
  • Великие преобразования России в XVIII веке 20 часов
  • История нашей страны в XIX веке 24 часа

Основное содержание

Повторение

Единая Россия (конец XV — начало XVII века)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

Великие преобразования России в XVIII веке

Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екате-рины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

История нашей страны в период XIX века

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.

Краеведческая работа. Повторение за год.

В  пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому  в курс истории Отечества включается курс краеведения «История Сибири », разработанный учителем т. е  весь исторический материал представлен отечественной историей и  краеведческой. Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела  программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Актуальность курса краеведения «История Сибири» состоит в том, что изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.

Название учебно-методического комплекта:

1. Учебник « История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы: 

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

наглядные – наблюдение, демонстрация

практические – упражнения.

методы изложения новых знаний       

методы повторения, закрепления знаний    

методы применения знаний

методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков: 

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

 Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Требования к уровню подготовки обучающихся 

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие  компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками.

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на 4 группы.

Планируемые результаты обучения учащихся I – II групп (по программе):

К концу учебного года учащиеся должны знать:

когда началось и закончилось событие (по выбору),

— как протекало конкретное событие,

— великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться лентой времени,

— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,

— выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,

—  оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой

Планируемые результаты обучения воспитанников III-  IV группы:

К концу учебного года учащиеся должны знать:

-узнавать русских поэтов, писателей, ученых (с помощью учителя)

Учащиеся должны уметь:

пользоваться лентой времени ( с помощью учителя)

понимать главную мысль в отрывке исторической статьи,

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, самостоятельных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса  (по возможностям обучения и имеют несколько вариантов) . Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс вошло  4  проверки контроля знаний. На тестовые,  самостоятельные работы отводится 10- 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

 Утверждаю                                               Согласовано                                     Рассмотрено

Директор

МК(С)КОУС(К)ОШ № 60                     Зам. директора по УВР                       на заседании  МО

 Н.И. Шаяхметова               Данн Т.А.                 протокол №___

___________________                            _________________                          от______________

«___»_________»201_г.                         «___»_________»201_г.                  «___»_________»201_г.

Календарно – тематическое планирование

Предмет история

Класс 8 класс

Учитель Зеленина Ирина Александровна 

Календарно – тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы, созданной на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.

Настоящее   календарно – тематическое планирование ориентировано на:

- использование учебника (название учебника, автор, год издания) Учебник

« История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

- дополнительных пособий: « Я познаю мир» (детская энциклопедия-история), Москва, АСТ 2000, А.Р. Федонин «Знакомство с историей, Сталкер, 1997, Введение в историю 4 класс, Издательский дом «Дрофа» ,1997, Наше Отечество М.В.Короткова  «Традиции русского  народа» , Москва, 2008

Методические пособия «Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Учебно- методическое пособие. Гуманитарный издательский центр Владос.Москва: 2003 год, «Формирование умения ориентироваться в общественно – исторических событиях у уч-ся с недостатками интеллектуального развития2 , Екатеринбург, 1997

Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.

Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

Дидактический материал: «Кроссворды с фрагментами», Задания – тесты,  Тематическая рабочая тетрадь  к «Рассказам по родной истории», таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, и т.

  1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 
  2. по  истории   в   8  классе    НА  2013- 2014  уч.г.
  3. учителя   Зелениной Ирины Александровны

Часов в неделю

всего

Из них

контрольных работ

практических работ

экскурсий

1 четверть

2

17

----

---

---

2 четверть

2

14

           ------

---

---

3 четверть

2

       19

----------

---

---

4 четверть

2

 18

 ---------

---

2

  1. ГОД

2

68

---------

---

2

Тематическое планирование

Тема

Кол–во часов

В том числе

Экскурсии

Лабораторные работы

Практические работы

Зачеты

1

Единая Россия (Конец XVвека- XVIIвек )  

22

------

----

-----------

--------

2

Великие преобразования России в XVIII веке

20

-------------

--------------

------------

--------

3

История нашей страны в XIX веке

26

2

-----------

---------------

--------

      Итого за год

68

2

------

--------

------

Календарно – тематическое планирование

№ ур.

чет

№ ур.

год

Тема  раздела,  тема урока

Дата

            1 четверть (17часов)    Раздел I.Единая Россия (Конец XVвека- XVIIвек )  (22часа)

1

1

Иван III Великий – глава единого государства Российского.

         

06.09            

2

2

Расширение государства Российского при Василии III.

07.09          

3

3

Русская православная церковь в Российском государстве.

13.09          

4

4

Первый русский царь Иван IV Грозный        

14.09        

5

5

Опричнина Ивана Грозного.

20.09        

6

6

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

21.09        

7

7

Покорение Сибири

27.09        

8

8

Быт простых и знатных людей.

28.09        

9

9

Москва – столица Российского государства

04.10        

10

10

Путешествие Афанасия Никитина в Индию.

05.10        

11

11

Великий иконописец Андрей Рублев.

11.10        

12

12

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

12.10        

13

13

Правление Бориса Годунова

18.10        

14

14

Смутное время

19.10        

15

15

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

25.10          

16

16

Начало правления династии Романовых.

26.10          

17

17

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).

01.11

2 четверть (14 часов)

       

18

1

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй).

15.11        

19

2

Раскол в Русской православной церкви.

16.11          

20

3

Освоение Сибири и Дальнего Востока

22.11          

21

4

Сибирь в XV- XVIIв.в

23.11          

22

5

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия(конец XV – начало XVII в.)»

29.11          

Раздел II. Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)

23

6

Начало правления Петра I.

30.11          

24

7

Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга

06.12        

25

8

Полтавская битва

07.12          

26

9

Победа Русского флота. Окончание Северной войны

13.12          

27

10

Петр I – первый российский император

14.12          

28

11

Преобразования Петра I.

20.12        

29

12

Эпоха дворцовых переворотов

21.12          

30

13

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.

27.12          

31

14

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

28.12          

3 четверть (19 часов )

     

32

1

Правление Екатерины II.

17.01

33

2

Золотой век дворянства

18.01      

34

3

Положение крепостных крестьян.

24.01          

35

4

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

25.01          

36

5

Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.

31.01          

37

6

Знаменитый полководец Александр Суворов.

01.02          

38

7

Русские изобретатели и умельцы.

07.02          

39

8

Развитие литературы и искусства в XVIII веке.

08.02          

40

9

Быт русских людей в XVIII веке.

14.02          

41

10

Сибирь в XVIII веке.

15.02          

42

11

Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»

21.02          

Раздел III. История нашей страны в XIX веке.( 26 )

43

12

Россия в начале XIX века.

22.02          

44

13

Бородинская битва

28.02          

45

14

Начало Отечественной войны 1812 года.

01.03          

46

15

Оставление Москвы.

07.03        

47

16

Народная война против армии Наполеона.

14.03        

48

17

Отступление и гибель французской армии

15.03        

49

18

Правление Александра I.

21.03          

50

19

Создание тайных обществ в России

22.03          

4 четверть ( 18 часов)

       

51

1

Восстание декабристов

04.04

52

2

Император Николай I.

05.04          

53

3

Золотой век русской культуры.

11.04          

54

4

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

12.04      

55

5

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в

18.04      

56

6

Крымская война 1853 – 1856 гг.

19.04      

57

7

Отмена крепостного права.

25.04      

58

8

Реформы Александра II.

26.04    

59

9

Правление Александра III.

02.05      

60

10

Развитие российской промышленности.

03.05    

61

11

Появление революционных кружков в России

10.05    

62

12

Наука и культура во второй половине XIX в.

16.05      

63

13

Жизнь и быт русских купцов.

17.05      

64

14

Быт простых россиян в XIX веке.

23.05      

65

15

Сибирь в XIX веке

24.05      

66

16

Культура сибирского населения в XIX веке

28.05        

67

17

Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.»

29.05        

68

18

Повторение пройденного за учебный год.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...