Рабочая программа для 8 класса по истории России.
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Никифорова Анжелика Сергеевна

Рабочая программа для 8 класса по истории России к учебнику -   Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_8_klass.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»               «Утверждаю»

На заседании МО        зам. директора по УВР             Директор МБОУ СОШ №15

Протокол № 1

«___» _______2013г.           «___» _________ 2013г.                        «___» ________ 2013г.

Рабочая программа

по истории России

XIX века

для 8 класса

Составитель: учитель истории

МБОУ СОШ № 15  Никифорова А. С.

2013-2014 уч/год

Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «История России  XIX века» 8 класс:

Рабочая  программа курса   «История России  XIX века»  для 8  класса разработана на основе:

•        Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного (общего) образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

•        Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, МО РФ 2004 г . - Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.

Актуальность курса. XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.

В соответствии с указанными особенностями изучаемого периода истории человечества были поставлены следующие цели изучения Истории в 8 классе:

1.        Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XIX веке;

2.        Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

1.        Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

2.        Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

3.        Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

4.        Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Согласно учебно-тематическому плану, рабочая   программа по истории России XIX века для  8 класса  рассчитана на  34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 2 раздела. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. Рабочей программой предусмотрено проведение контрольно-обобщающих уроков – 2, контрольных работ -1.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта литературы:

1. Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. – 287 с.

2. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, 20 – начало 21 века. Рабочая тетрадь в 2-х частях Вып.1.  вып.2. гг. Москва: «Просвещение», 2013.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1.

Раздел 1.

Российская империя в I половине XIX века.

Тема №1.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

1

Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет.  Реформа высших органов государственной власти 1802 г.  Реформа народного просвещения. Указ о « вольных хлебопашцах» 1803 г. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1804 г.

Знать понятия:

Либерализм.

Знать годы царствования Александра I. Уметь давать характеристику внутренней политики Александра I.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

2.

Тема 2.

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

1

Внешняя политика. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада Великобритании. Война со Швецией 1808-1809 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Война с Ираном 1804-1813 гг. Разрыв русско-французского союза.

Знать понятия:

Коалиция, сейм.

Уметь называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны,

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

3.

Тема 3.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

1

Начало деятельности М.М. Сперанского. Попытки проведения реформ.Проект государственных реформ. Манифест 1810 г. о  создании Государственного Совета. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Знать понятия: реформа.

Уметь определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского;

Опрос.

4.

Тема 4.

Отечественная война 1812 г.

1

Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Назначение Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Тарутинский манёвр. Партизанское движение. Изгнание наполеоновских войск из России.

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г; её основные этапы; полководцев (Барклай де Толли,  М.И. Кутузов); называть и показывать по карте основные сражения.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

Работа с картой.

5.

Тема 5.

Внешняя политика России 1813-1825 гг.

1

Начало Заграничных походов. Смерть М.И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Венский конгресс 1814 года. Священный союз 1815 г. Восточный вопрос. Россия и Америка.

Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

6.

Тема 6.

Внутренняя политика Александра I в1815-1825 гг.

1

Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Итоги внутренней политики Александра I.  

Знать понятия:

Автономия.

Уметь давать оценку внутренней политики Александра I в1815-1825 гг.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

7.

Тема 7.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Экономический кризис 1812-1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. А.А. Аракчеев и его проект об отмене крепостного права. Аракчеевщина. Развитие промышленности и торговли.

Уметь объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

8.

Тема 8.

Общественное движение при Александре I.

1

Зарождение организованного общественного движения. Тайные общества. «Союз спасения». Южное  общество и П.И. Пестель. Северное общество и Н.М. Муравьёв.

Называть причины возникновения общественного движения.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

9.

Тема 9.

Восстание декабристов.

1

Династический кризис 1825 г. Выступление 14 декабря 1825 г. Суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения.

Работа с историческими документами.

10.

Тема 10.

Внутренняя политика Николая I.

1

Император Николай I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление опоры самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Православная церковь и государство.

Николая II; называть характерные черты внутренней политики Николая I;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

11.

Тема 11.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века.

1

Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. Развитие торговли. Рост городов. Итоги социально-экономического развития.

Знать финансовую политику Е.В. Канкрина;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

12.

Тема 12.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

Россия и революция в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война.

Уметь

показывать на карте основные направления  внешней политики страны.

Опрос.

Работа с картой.

13.

Тема 13.

Общественное движение в годы правления Николая I.

1

Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. «Теория официальной народности». Петрашевцы.

Уметь

называть существенные черты идеологии и практики общественных движений;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

14.

Тема 14.

Крымская война 1853-1856 гг.

1

Обострение восточного вопроса. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир 1856 год. Итоги войны.

Знать дату войны, ее причины и характер;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

15.

Тема 15.

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.

1

Развитие образования. Создание системы общеобразовательных учреждений. Становление литературного русского языка. Достижения науки. Биология, геология, медицина, математика, физика, химия. И.Ф. Крузентшерн Ю.Ф. Лисянский. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Освоение Русской Америки.

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; уметь делать сообщения;

Заполнение рабочей тетради.

Подготовка сообщений.

16.

Тема 16.

Художественная культура. Быт и обычаи.

1

Развитие художественной культуры. Русская литература. Театр и музыка. Живопись. Архитектура. Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи. Семья и семейные ценности.

Уметь называть выдающихся представителей и достижения российской культуры

Заполнение рабочей тетради.

Подготовка сообщений.

17.

Тема 17.

Контрольно-обобщающий урок

«Россия в I половине XIX века».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Россия в I половине XIX века».

Знать основные понятия и термины по разделу «Россия в I половине XIX века».

Выполнение тематического теста.

18.

Раздел 2.

Россия во второй половине 19 века.

Тема 18.

Накануне отмены крепостного права.

Крестьянская  реформа 1861 года.

1

Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян.

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

19.

Тема 19.

Либеральные реформы 1860-70-х гг.

2

Реформа местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания. «Диктатура сердца» М.Т.  Лорис-Меликов.

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; знать реформы в области просвещения;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

20.

Тема 20.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

Развитие сельского хозяйства. Аренда. Развитие промышленности. Финансовая политика. Открытие Государственного банка. Железнодорожное строительство. Беспошлинный ввоз. Промышленный подъём.

Знать термины:

Отработочная система,

концессия,

кредит,

пошлина,

аренда.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

21.

Тема 21.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

Особенности российского либерализма  середины 50 – 60-х гг. Введение народного представительства. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское движение конца 70-х г. Консерваторы.  М.Н. Катков.

Уметь называть существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

22.

Тема 22.

Революционное народничество.

1

Причины роста революционного движения. Теория революционного народничества. М.А. Бакунин. Революционное народничество в 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля» и её раскол. «Народ и воля»: охота на царя. Убийство императора.

Знать понятия:

народничество,

революционеры.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

23.

Тема 23.

Внешняя политика Александра II.

1

Основные направления внешней политики России в 60-70-х годах. Европейская политика. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски в 1867 г.

Уметь называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

24.

Тема 24.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Балканский кризис. Начало русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.

Называть причины русско-турецкой войны; выделять особенности этой войны; используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

25.

Тема 25.

Внутренняя политика Александра III.

1

Император Александр III. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Борьба с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Национальная и религиозная политика Александра III.

Уметь сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю. Витте;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

26.

Тема 26.

Экономическое развитие в годы правления  Александра III.

1

Экономическое развитие в годы правления  Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Косвенные налоги, акцизные сборы. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Винная монополия. «Золотое десятилетие» российской промышленности. С.Ю. Витте. Сельское хозяйство.

Знать понятия:

акциз,

акция,

винная монополия,

косвенные налоги.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

27.

Тема 27.

Положение основных слоев общества.

1

Сословия и классы в пореформенном обществе. Крестьянство. Дворянство. Буржуазия. Пролетариат. Духовенство.

Интеллигенция. Казачество.

Уметь характеризовать основные сословия и классы российского общества.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

28.

Тема 28.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века

1

Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. Консерваторы.

Уметь называть организации и участников общественного движения.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

29.

Тема 29.

Внешняя политика Александра III.

1

Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников. Азиатская политика Александра III.

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III;

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

30.

Тема 30.

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство.

1

Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Гуманитарные науки. Литература. Живопись. Скульптура

Объяснять понятия: естественные и гуманитарные науки.

Опрос.

Заполнение рабочей тетради.

31.

Тема 31.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт народа.

1

Архитектура. Музыка. Художественные промыслы. Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода;

Заполнение рабочей тетради.

Сообщения.

32.

Тема 32.

Контрольно-обобщающий урок

«Россия в II половине XIX века».

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Россия в II половине XIX века».

Знать основные понятия и термины по разделу «Россия в II половине XIX века».

Выполнение теста.

33.

Тема 33.

Повторение.

1

Повторить основные события и даты по курсу

Повторить основные события и даты.

34.

Тема 34.

Контрольная работа №1.

1

Проверка и оценка знаний и способов деятельности  учащихся по курсу «История России 19 век».

Знать основные понятия и термины по  курсу «История России 19 век».

Выполнение тематического теста.

Итого: 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

Рабочая программа и КТП по Истории России и мира 10-11 класс

Рабочая программа и КТП составлены на основе авторской программы "История. История России и мира Н.В. Загладина и С.И. Козленко, Х.Т.Загладина. М. "Русское слово". 2007."...

Рабочая программа и КТП по Истории России 6-9 классы

Материал составлен на основе авторской программы А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной "История России  с древнейших времен до начала XXI века". М. "Просвещение", 2007...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа и КТП по истории России 8 класс ФГОС

Рабочая программа и КТП по истории России для 8 класса ФГОС....

рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс

рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс...

Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов обр...