рабочая программа по истории средних веков к учебнику Вигасина А.А.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Вигасин А. А., Годер Г. И., Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006
Годер Г. И., Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— 96 с.: ил., карты. — Обл. /М.: «Просвещение», 2006
Годер Г.И. История Средних веков: Методические рекомендации:6 класс./М.: «Просвещение», 2006
Составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А.А. «История средних веков, 6 класс» («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11кл. М.: «Просвещение», 2008г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_srednie_veka.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО на ШМО ___________________________ протокол № ______ от _______ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ______________________________ протокол № ________ от ____________ | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №19 ___________________ Воронина С.В. Приказ № _________ от _____________
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Рабочая программа
по Всеобщей истории.
История средних веков. 6 класс
на 2013-2014 учебный год
Программу разработал
учитель истории и обществознания
Соловьёва Надежда Михайловна
Пояснительная записка.
1 | Статус программы | Составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А.А.Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А.А. «История средних веков, 6 класс» («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11кл. М.: «Просвещение», 2008г.)
|
2 | Методическое обеспечение | Вигасин А. А., Годер Г. И., Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006 Годер Г. И., Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— 96 с.: ил., карты. — Обл. /М.: «Просвещение», 2006 Годер Г.И. История Средних веков: Методические рекомендации:6 класс./М.: «Просвещение», 2006 |
3 | Уровень программы | Стандарт |
4 | Система обучения | Традиционная |
5 | Особенности данной программы | Основная идея программы. УМК по истории Средних веков является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа. Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Актуальность. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Данная программа предполагает повышение уровня гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям меняющегося мира, даёт возможность сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия, давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды. Значимость. История служит важнейшим ресурсом социально—экономического, политического и культурного развития общества и его граждан, даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества, способствует восприятию подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности. |
6 | Количество часов | 35 |
7 | Цели: |
|
8 | Задачи: |
|
Структура предмета
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Введение в предмет. | 1 |
2. | Становление средневекового общества. | 14 |
3. | Средневековое общество Индии и Китая. | 2 |
4. | Средневековое общество Европы. | 7 |
5. | Средневековое общество: христианские и исламские государства. | 9 |
6. | Историческое и культурное наследие Средневековья. | 2 |
итог | 35 |
Содержание по темам
Введение Что изучает история средних веков. История средних веков — часть всемирной истории. Исторические источники по истории средневековья. |
Раздел I. Становление средневекового общества: христианский и исламский мир Франки создают государство в Галлии Из законов франков Григорий Турский — историк франков.Христианская церковь в раннее Средневековье.. Наследница Римской империи — Византия. Византия при императоре Юстиниане (527—565 годы) Загадка крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского «Греческий огонь». Споры между почитателями икон и иконоборцами (VIII—IX века). Новая религия — ислам Пять обязанностей мусульман Коран — священная книга мусульман Мечеть. Арабский халифат. Религиозный раскол между мусульманами. Завоевание мусульманами Пиренейского полуострова Школы и книги в странах Халифата. Франкское государство во времена «ленивых королей». Обряд помазания. «Константинов дар». Империя Карла Великого. Карл Великий — человек и государь. «Каролингское возрождение». Свободные крестьяне становятся зависимыми. Описание страшного голода. Усиление власти землевладельцев. Образец королевской грамоты, жалующей сеньору особые права Из средневековой книги о вассальной служб. Норманны и их походы. Как хоронили знатных норманнов. Империя германских государей. Оттоновское возрождение» Из сборника пословиц, предназначенного детям. Государства славянских народов Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий |
Раздел П. Средневековые общества Индии и Китая В средневековой Индии. Рассказ о горшечнике, пожелавшем стать воином. Сказания о Кришне. «Хождение за три моря». В средневековом Китае. Марко Поло — европеец в Китае. В средневековой Японии |
Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура Средневековые рыцари и их жизнь. Замок — дом сеньора и его крепость. Вооружение рыцаря и приемы конного боя. Рыцарские турниры. Рыцарские романы. Поэма «Песнь о Роланде». Из стихов рыцаря и поэта Бертрана де Борна (XII век). Средневековые крестьяне и их жизнь. Освоение новых земель и новые способы их обработки. Средневековые школы и университеты Строительное искусство в Средние века. |
Раздел IV. Средневековое общество: христианские и исламские государства Нормандское завоевание Англии. Франция и Англия при первых Капетингах и Плантагенетах. Король Англии Ричард Львиное Сердце Как крестоносцы изменили делу освобождения Святой земли. Начало парламента и Генеральных штатов Как Филипп IV Красивый пополнял казну Реконкиста и возникновение королевств Испания и Португалия. Начало Столетней войны Огнестрельное оружие в Столетней войне. Времена бедствий. Окончание Столетней войны. Война Алой и Белой розы в Англии (1455—1485 годы). Франция после победы в Столетней войне. Филипп де Коммин о последних годах жизни Людовика XI .Чехия в конце Средних веков Городская жизнь в Италии XIV—XV веков Поэт Данте и художник Джотто — предвестники Возрождения. Первый человек эпохи Возрождения — Франческо Петрарка Турецкие завоевания и падение Византии |
Планируемые результаты обучения.
Требуемые результаты обучения:
Календарно – тематическое планирование по курсу «История Средних веков» (6 класс, 35 часа)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания образования | Основные понятия | Знания, умения | Измеритель-ные формы контроля | Домаш-нее задание | Дата п./ф. |
1 | Вводный урок | 1 | Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории, сформировать у учащихся представление о времени Великого переселения народов. | Средневековье | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Задания с кратким ответом | С. 6-9
| |||
Раздел I. Становление средневекового общества: христианский и исламский мир | ||||||||||
2 | Франки создают государство в Галлии | 1 | Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства у франков | Варвары, галло-римляне, Хлодвиг, графы, королевство | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев, римлян и франков | Вопросы | §1, с.15-16 | |||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | Показать роль христианской церкви в формировании мировоззрения жителей Средневековья и подвести к пониманию причин широкого распространения христианства. | Троица, грехи, монахи, благодать, обряды | Называть существенные черты христианской церкви в средневековье. Вопросы | §2, с.22 | ||||
4. | Наследница Римской империи — Византия | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, почему Византийская империя стала центром мира в период раннего Средневековья. | Ромеи, чиновники, сенат | Выделять причины возвышения Византии, показывать на настенной карте территорию империи. | Задания с развёрнутым ответом | §3, карта | |||
5. | Византия при императоре Юстиниане(527-565гг.) | 1 | Раскрывать особенности императорской власти в Византийской империи на примере императора Юстиниана, познакомить с основными достижениями Византии в её «золотой век», показать высокий уровень её культуры | Кодекс Юстиниана, «греческий огонь» | Составлять описание произведений искусства; давать характеристику государства | Задания с развёрнутым ответом | §4, с.35 | |||
6. | Новая религия — ислам | 1 | Рассмотреть особенности жизни арабских племён и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать представление о новой мировой религии | Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Бедуин, пророк, мусульманин, Коран, Кааба Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат | Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия событий, возникновение новой религии. | Экспресс - опрос | §5, с.43-44 | Мультимедийная презентация | ||
7. | Арабский халифат | 1 | Подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата, раскрыть особенности взаимоотношений победителей арабов и народов завоёванных стран, сформировать у учащихся яркий образ культуры мусульманского мира. | Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Халиф, халифат, имам, эмиры | Умение работать с исторической картой, умение давать самостоятельную оценку историческим событиям, терминам и понятиям, явлениям. процессам, личностям, оперировать терминами и понятиями | Карта | §6, с.51-54 | Мультимедийная презентация | ||
8 | Франкское государство во времена «ленивых королей» | 1 | Проследить процесс образования государства франков, раскрыть роль союза франкских королей и римской церкви в укреплении государственности. | Майордом, магнаты, бенефиций, феодал, империя, реформа, усобица. | Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно – следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства | Устный опрос, интеллектуальная разминка, карты | §7, вопросы | |||
9 | Империя Карла Великого | 1 | Подвести учащихся к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков. | Лангобарды, саксы, империя | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. | Вопросы, карта | §8, с.67-68 | |||
10 | Свободные крестьяне становятся зависимыми | 1 | Сформировать у учащихся представление о средневековых сословиях, выяснить причины потери независимости крестьянами и охарактеризовать основные виды крестьянских повинностей. | Свободные крестьяне, право суда | Определять причинно- следственные связи попадания крестьян в зависимость | Схема, вопросы | §9, вопросы | |||
11 | Усиление власти землевладельцев | 1 | Сформировать у учащихся представление о земле как главной ценности в Средневековье, определить главных держателей земли и подчеркнуть различия между ними, раскрыть смысл и значение вассальных отношений в эпоху Средневековья | Раздробленность герцоги, графы, сюзерен, вассал, феодальная лестница, междоусобные войны | Показывать на карте государства, образовавшиеся после распада империи Карла Великого, определять причины усиления власти землевладельцев | Схема «Феодальная лестница» | §10, вопросы | |||
12 | Норманны и их походы | 1 | Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний викингов, сформировать представление об особенностях уклада жизни, занятиях и мифологии норманнов | Норманны, фьорд, викинги, берсерки, «датские деньги» | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли. | Карта, вопросы | §11, вопросы | |||
13 | Империя германских государей | 1 | Раскрыть особенности складывания германской державы – Священной Римской империи | Германия, венгры, Священная Римская империя, «оттоновское возрождение» | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям и личностям (на примере Оттона I) | Карта, сообщение | §12, с.89-90 | |||
14 | Государства славянских народов | 1 | Раскрыть особенности возникновения государственности у славянских народов, познакомить с занятиями и образом жизни славян в первые века | Славянские народы, Болгария, Кирилл и Мефодий | Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития славянских государств | Карта, сообщение | §13, с.96-98 | |||
15 | ПОУ «Становление средневекового общества: христианский и исламский мир» | 1 | Повторение и закрепление изученного | Термины, даты, карта | Тестирование | С.98 | ||||
Раздел II. Средневековые общества Индии и Китая | ||||||||||
16 | В средневековой Индии | 1 | Создать у учащихся яркий образ индийской культуры и религии, подвести к пониманию того, почему завоеватели разных стран устремились в Индию | Индуизм, султан, Делийский султанат, Кришна | Составлять описание достижений и особенностей развития культуры страны | Опрос, карта | §14, с.105-107 | |||
17 | В средневековом Китае | 1 | Раскрыть особенности складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями китайской культуры, показав их значение в мировой истории | Конфуций, фарфор, печатные книги, порох | Сравнивать особенности Китая и Индии | Опрос, карта | §15, с.113-115 |
Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура.
18 | Средневековые рыцари и их жизнь | 1 | Сформировать у учащихся яркое, образное представление о средневековых рыцарях и правилах рыцарского поведения, вооружении рыцарей, замках, турнирах | Рыцарство, турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. | Вопросы, сообщения | §16, с.120-128 | |
19 | Средневековые крестьяне и их жизнь | 1 | Раскрыть причины постепенного освобождения крестьян от личной зависимости, познакомить с занятиями и образом жизни, дать понятия натурального хозяйства | Свободные и зависимые крестьяне. Трехполье, община, натуральное хозяйство. Крестьянская повинность, барщина, оброк | Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). | Опрос | §17, с.136-137 | |
20-21 | Средневековые горожане и их жизнь | 2 | Раскрыть пути образования западноевропейских городов в Средние века, сформировать представление о торговых путях и центрах в Европе, познакомить с объединениями ремесленников - цехами. Сформировать образное представление об облике средневекового города, его управлении. | Сословия средневекового город, бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр. Мастер, подмастерье, цех, братство, гильдия, ярмарка, меняла, банк, шедевр, мэр | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). | Опрос, вопросы, сообщения | §18, с.138-145; С.145-151 | |
22 | Рост могущества церкви в Западной Европе | 1 | Раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними | Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, конклав, еретик, инквизиция, ересь, | Сравнивать особенности религиозного развития, давать самостоятельную оценку историческим событиям. | Опрос, сообщение | §19, с.157-163 | |
23 | Как средневековые европейцы представляли себе мир | 1 | Сформировать у учащихся представление об уровне образования европейцев в Средние века, его своеобразии. Показать роль университетов, познакомить с бытовой культурой, особенностями архитектуры. | Смертный грех, колдуны, ведьмы, святые, «семь свободных искусств», университеты, витражи | Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. | Опрос, сообщение | §20, с.169-176 | |
24 | ПОУ «Средневековое общество Европы». | 1 | Повторение и закрепление изученного | Тестирование | С.176 |
Раздел IV. Средневековое общество: христианские и исламские государства.
25 | Нормандское завоевание Англии | 1 | Определить причины усиления королевской власти в Англии | Англы, саксы, бритты, Нормандия, Книга страшно суда | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. | Опрос, карта | §21, вопросы | |
26 | Франция и Англия при первых Капетингах и Плантагенетах | 1 | Раскрыть особенности формирования государственности в Англии и Франции и роли королевской власти в государствах | Домен, раздробленность | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы | Опрос, карта, сообщения | §22, с.190-198 | |
27 | Крестовые походы | 1 | Подвести учащихся к пониманию причин, по которым различные сословия и группы населения участвовали в крестовых походах, определить основные события первого, второго, третьего и четвёртого крестовых походов. | Крестовые походы, крестоносцы, духовно – рыцарские ордена. | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. | Опрос, карта | §23, с.205-212 | |
28 | Начало парламента и Генеральных штатов | 1 | Сформировать представление о сословных органах в Англии и Франции, определить причины возникновения парламента и Генеральных штатов | Сословия, собрание представителей, Великая хартия вольностей, парламент, палата лордов, палата общин, авиньонское пленение | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). | Вопросы, сообщения | §24, с218-226 | |
29 | Начало Столетней войны | 1 | Сформировать представление об одной из наиболее продолжительных войн в европейской истории, описать основные события войны и героическую роль в ней Жанны д’Арк, подвести учащихся к пониманию причин начавшегося движения за реформирование церкви | Арбалет, «утренняя звезда», Кале, Жакерия, Уот Тайлер | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Вопросы, сообщения | §25, с.233-240 | |
30 | Окончание Столетней войны | 1 | Азенкур, Жанна д’Арк, Орлеан | Наносить на контурную карту ход боевых действий. | Вопросы, сообщения | §26, с.248-251 | ||
31 | Франция после победы в Столетней войне | 1 | Подвести учащихся к пониманию значения победы в Столетней войне для образования централизованного государства во Франции | ЛюдовикXI, Карл Смелый, Бретань | Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). | Вопросы, сообщения | §27, с. 258-268 | |
32 | Городская жизнь в Италии XIV—XV веков | 1 | Подвести учащихся к пониманию причин подъёма культуры в Италии в XIV веке , обеспечить усвоение учащимися понятия «Культура Возрождения» | Мануфактура, банкиры, Медичи, гуманисты | Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. | Вопросы, сообщения | §28, с.275-280 | |
33 | Турецкие завоевания и падение Византии | 1 | Подвести учащихся к пониманию причин быстрого захвата турками- османами Балканского полуострова и причин упадка Османской империи | Турки-османы, Косово поле, чалма, тиара | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). | Опрос,карта | §29, вопросы | |
34-35 | ПОУ | 2 | Контроль качества знаний учащихся за курс истории Средних веков | Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса истории Средних веков. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование | С.287 |
Контроль уровня обученности.
Контрольно-измерительные материалы, используемые при изучении истории Средних веков:
Алексеев С.И. Задачи по счёту лет истории Средних веков. 6 кл. М., Русское слово, 2006 г.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Выпуск 1, 2. – М., 2002 г.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Средних веков 6 кл. – М., «Просвещение», 1996г.
История Древнего мира и средних веков. Дидактические материалы. 5-6 кл. – М., «Дрофа», 2000г.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Средних веков. - М. «МИРОС», 1994г.
Список литературы.
Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. М.,2001.
Всемирная история, т. 1., М., 1955.
Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.
Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
История Европы, М., 1992. Т. 2.
Левандовский А.П. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1999.
Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.
Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М., 1989.
Хроника человечества. М., 1996.
Альперович М.С., Слезкин И.Ю. История Латинской Америки. М., 1991.
Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.
Бугромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...
Рабочая программа по истории 5 класс по учебнику Вигасина А.А., Годер Г.И.
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Сборника нормати...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории 5 класс по учебнику Вигасина А.А.
Программа разработанна для 5 класса по программе Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасин – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовател...
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение уч...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...