Воспитание патриотизма на уроках истории
статья по истории по теме

Агарок Светлана Владимировна

статья о том, как в современных условиях прививать детям патриотизм. И чтоб это были не просто слова, а их убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma_na_urokakh_istorii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма на уроках истории

Агарок Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 121

Калининского района г. Санкт-Петербурга

«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота». [1]

Мы живём в непростое время, когда наряду с безграничными возможностями самореализации и самовыражения, предоставляемыми демократическими преобразованиями в нашей стране, у подрастающего поколения, да порой и у их родителей, теряются ценностные ориентиры в жизни, утрачивается чувство патриотизма и любви к Родине. Высокие цели служения людям, своей стране, замещаются жаждой наживы и собственного благополучия. Проблемы государства и общества, присущие любым объединениям людей и в любой исторический период, раздуваются до размеров катастрофы и апокалипсиса. Всё большее количество людей, особенно молодых, стремиться покинуть нашу страну в поисках лучшей жизни за границей, а те, кто продолжает жить здесь, зачастую живёт по – принципу «после нас хоть потоп». Картина, скажем прямо, получается безрадостная, почти безысходная. Так кто же виноват в этом?  Что делать тем, кто не может видеть развал и шатание? Можно обвинять в создавшейся ситуации средства массовой информации, руководителей разного ранга, неумных родителей и учителей, даже агентов влияния вражеских сил других государств. Увы, жалобами делу не поможешь. Только активными действиями и твёрдой жизненной позицией людей, горячо любящих свою Родину, верящих в её возрождение и победу над недугами современности, можно со временем исправить то печальное состояние духа общества, в котором сейчас пребывает некогда великая Держава, подарившая миру столько прекрасных учёных, поэтов, писателей, защитников Отечества и честных тружеников. А ведь все они были Патриотами своей страны, что и было основой движущей силы развития великого Государства.

 «Человек – не абстрактное, где – то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство,  общество» [1].

Преподавание истории Отечества всегда было направлено на воспитание патриотизма и гражданской ответственности учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев. Воспитание в школьниках любви к Родине, к человечеству, уважение к родителям, старикам и другим важнейшим человеческим нормам является важным этапом формирования патриотизма и гражданственности.

На уроках истории учитель может на конкретных примерах из жизни прошлых поколений разобрать поступки, их мотивы и последствия в определённых ситуациях, сходных с современными, может показать причинно-следственную связь между событиями прошлого, настоящего и будущего, может раскрыть идеи патриотизма перед своими воспитанниками в ярких образах, пробуждающих в них чувства сопереживания и благодарности героям Отечества. Прививая мысль о том, что смыслом жизни должно быть служение высоким целям: Родине, людям, добру, учитель может и должен способствовать духовно-нравственному совершенствованию своих учеников. Ведь как сказал герой войны 1812 года Яков Петрович Кульнев: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает».

Ярким, многогранным и неисчерпаемым источником примеров для подражания служат уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Эта война затронула всех жителей нашей страны, все семьи в своей истории делят время на до и после Войны. Как поётся в известной песне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». И даже если в силу обстоятельств некоторые ученики не знают историй жизни своих дедушек и бабушек (прадедушек, прабабушек), то изучая историю нашей страны, тяжелейший период этой истории в XX веке, эти ученики могут ощущать свою сопричастность к тем событиям, узнавая о подвигах других людей, предполагать, что такие же подвиги могли совершать и их родные. Зная о жертвах, принесённых на алтарь Победы и усилиях, приложенных при восстановлении страны после войны, о мечтах и чаяньях своих предков, современные молодые люди, могут собственные проблемы пропускать через фильтр чужой боли и страданий, начав осознавать, что не так уж плоха нынешняя жизнь, что от них тоже зависит каким будет завтрашний день, что громкие слова «патриотизм», «Отечество» касаются их в повседневной жизни не меньше, а скорее больше, чем мелкие сиюминутные трудности или заботы. «Каковы бы не были внешние обстоятельства, - говорит Гизо (Франсуа́ Пьер Гийом Гизо, французский историк, критик, политический и государственный деятель), - все же человек сам составляет мир. Ибо мир управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние общества». [3]

В любом человеке, а особенно в молодом человеке, подростке всегда существует жажда любить и быть любимым, а значит быть нужным другим людям. Подчас эти чувства бывают глубоко скрыты, задавлены внешними и внутренними влияниями окружающего мира. Известный  советский  психиатр  профессор  В. М.  Банщиков  писал:  «На протяжении  тысячелетий   выигрыш   в   борьбе   человека  за  существование определялся мускульной силой и  такими  грубыми  свойствами нервной системы, как  смелость,  жестокость,  упорство.  А   в   последние  два-три  столетия жизнеспособность  человека  зависит исключительно  от тончайших и сложнейших механизмов нервной системы. Эти же механизмы, как раз, наиболее уязвимы». Пропаганда «современного» образа жизни, культивирование жёсткой личностной конкуренции, обособленности в составе некоторой группы людей и самодостаточности отдельной личности по отношению к остальному миру приводит к тому, что внутри ребёнка созревает внутренний конфликт между тем, что просит его душа и диктует «эго», по сути, происходит выбор между добром и злом. Почему же, всё-таки, чаще ребёнок выбирает не добро? Причина, как ни странно, проста – выбрать путь самоограничения от излишеств современного мира гораздо тяжелее, чем пойти на поводу у собственной гордости, тщеславия, лени. Мнение окружающих сверстников оказывается важнее голоса совести и влияния родителей (в том случае, если родители противодействуют, а не поощряют подростка в его заблуждениях). Вот тут, как очень кстати, могут оказаться рассказы учителя о героических людях прошлого и современности, их подвигах, поступках, о судьбах их сверстников, чей жизненный выбор в пользу той или иной стороны, определил их будущее, а значит наше настоящее. Вообще, истории из жизни с правильно расставленными приоритетами, которые интересны и понятны подросткам, это один из лучших стимулов к тому, чтобы ребята провели мысленное сравнение своего духовного состояния с героями рассказа, задали бы себе вопрос «а я так смог бы?» и, возможно, попытались бы стать лучше.

Здесь есть, правда, один немаловажный нюанс – учитель, который призывает молодых людей быть патриотами и любить Родину, не совершать тех или иных плохих поступков, должен сам горячо любить свою страну, быть истинным патриотом и главное быть порядочным человеком. Только в этом случае его слова могут оказать правильное влияние на подрастающее поколение. А если преподаватель позволяет себе при учениках грубо выражаться, злословить на других людей, например на других учителей или даже на экранных героев, ведёт себя неподобающе, то такое поведение его у подростков вызовет стойкое неприятие даже очень правильных слов, вызовет в душах детей протест из-за лицемерия, к которому они очень чутки.

Вот поэтому, воспитывать патриотизм надо не только у детей, но и у их родителей и учителей, а также у чиновников разных уровней. И не формально, на словах, а на деле, но это уже тема для другой статьи. А я, в заключение, хочу сказать, что если в результате деятельности школы и учителей вырастет ученик, о котором известный  немецкий математик Ф. Клейн сказал, что: «гимназист – это пушка, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается», то грош цена такой школе, таким знаниям и таким учителям. Надо, несмотря на все проблемы современного мира, на, казалось бы, окончательно запущенную молодёжь и «трудных» родителей, всё-таки, воспитывать и учить детей доброму, вечному и, в конечном счёте, одерживающему победу.

Литература:

[1]. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к  сыну. – К.: Радяньска школа, 1985.

[2]. Маркс К. К критике гегелевской философии и права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414.

[3]. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современной школе говорить с детьми о патриотизме,...

Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»

Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...