КТП по истории России. 6 класс
календарно-тематическое планирование (история, 6 класс) на тему

Голубенко Наталья Петровна

Данное календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по истории России, 6 класс, в качестве самостоятельного документа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_istorii_rossii._6_klass.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

истории России (6 класс) на 2013-2014 учебный год

№ урока

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Знания, умения, навыки

Формы контроля

Региональный компонент

Основные понятия (понятийный словарь)

Самостоятельная работа учащихся

На уроке

Дома

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение. История России – часть истории человечества.

1

Изучение нового материала

Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.

Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю

устный опрос

историческое время, историческое прост-ранство, историчес-

кий источник, лето-

пись, археология, лингвистика, фольклористика, нумизматика

Вводный контроль знаний; Выборочное чтение текста учебника

Прочитать в учебнике

с. 4-6

2

3

Раздел 1. Древняя Русь.

Тема 1. Народы и государства нашей страны в древности.

Тема 2. Восточные славяне в древности (VI- VIII вв.).

Восточные славяне

10

1

2

1

Проблемный урок

Комбинированный урок

Научатся рассказывать об основных  занятиях людей в древности, характерных особенностях верований древнейших людей

Иметь общее представление о предках

славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их основных занятиях, быте, нравах, верованиях, об особенностях общественного строя и управления
(вечевая организация).

Знать происхождение названия «Русь»

устный опрос

Письменный опрос

Приморье  в средние века. Племена мохэ. (История Российского Приморья (ИРП) - § 4

Палеолит, мезолит, племя, религия, культура, присваивающее и производящее хозяйства, индоевропейцы, скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, хазары, каган, каганат, мохэ (уцзи)

род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение

Работа в группах с доп. материалом

Исторический диктант;

составление портрета представителя восточного славянства

Учить записи в тетради

& 1, вопросы

4

Соседи восточных славян

1

Урок- экскурсия

Иметь представление об образе жизни соседних славянам народов и государств.

Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей.

Знать многонациональную основу древнерусской государственности

устный опрос

колонизация, союзы племен, кочевники, каган, каганат, дань

Работа в группах

Записи в тетради,  & 2, вопросы

5

Тема 3. Древнерусское государство (IX – первая половина XII в.).

Формирование Древнерусского государства

6

1

Комбинированный урок

Знать понятие государства.

Уметь раскрывать предпосылки и причины образования Древнерусского государства, иметь представление о закономерностях образования государства, его исторической обусловленности независимо от проис хождения правящей династии.

Знать этапы становления Древнерусского государства и особенности управления в нем, хронологические рамки образования Древнерусского государства.

Знать о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве

устный опрос

государство, дружина, князь, варяги, воевода

Схема «Основные признаки государства»

§ 3, вопросы и задания, с. 27; работа с докум.и вопросы
к докум.

6

Первые киевские князья

1

Урок - исследование

Знать хронологические рамки правления первых киевских князей, иметь представление о деятельности первых киевских правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, об их внутренней и внешней политике

устный опрос

Приморье  в средние века. Государство Бохай (История Российского Приморья (ИРП) - § 5

погосты, полюдье, уроки, реформа

Работа с документами

§ 4, вопросы и задания, с. 35; работа с документами и вопросы к документам, с. 35–36

7

Владимир Святославич. Принятие христианства

1

Знать дату Крещения Руси.

Уметь раскрывать причины и значение принятия Русью христианства, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории

устный опрос

монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри

Работа в группах

§ 5, вопросы и задания, с. 42; работа с докум.и вопросы
к докум.

8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комбинированный урок

Знать внутреннюю
и внешнюю политику Ярослава Мудрого, иметь представление о системе управления Древнерусским государством.

Знать особенности социально-экономи-ческого развития
Руси.

Знать пути формирования феодаль

ной собственности на землю и ее формы

устный опрос

княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы

Таблица «Формы земельной собственности на Руси»

§ 6, вопросы
и задания,
с. 53; работа с документами и вопросы к документам, с. 54,
таблица «Категории зависимого населения на Руси»

9

Культура Древней Руси

1

Комбинированный урок

Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян,  

соседних народов и византийских культурных традиций.

Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры

устный опрос

культура, патриотизм, былины, летопись, устав, миниатюра, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность

Работа в группах

§ 7, вопросы и задания

10

Быт и нравы Древней Руси

1

Урок - исследование

Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси, об особенностях древнерусского жилища и одежды, основных занятиях населения, предметах быта, оружии того времени

устный опрос

образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти

Работа в группах

§ 8, вопросы и задания, с. 71; работа с докум.и вопросы
к докум.,
подготовка к тесту

11

Повторительно-обобщающий урок. Древняя Русь.

1

Проверка знаний

Знать материал раздела «Древняя Русь», основные понятия

Тестовый опрос

тест

12

Раздел 2. Политическая раздробленность Руси.

Начало раздробления Древнерусского государства

9

1

Изучение нового материала

Уметь анализировать причины раздробленности Древнерусского государства.

Знать события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого, решения
и значение Любечского съезда князей.

Уметь характеризовать внутреннюю
и внешнюю политику Владимира Мономаха.

Знать систему государственного управления в период политической раздробленности

устный опрос

Чжурчжэньская империя Цзинь (1115- 1234 гг.) (История Российского Приморья (ИРП) - § 6

политическая раздробленность, удел, эксплуатация, чжурчжэни

Подготовка доклада

§ 9, вопросы и задания, с. 83; работа с докум.и вопросы
к докум.

13

Главные политические центры Руси

1

Комбинированный урок

Знать о формировании трех типов государственности: республики (в Новгородской земле), монархии (во Владимиро-Суздальском княжестве) и аристократии (в Галицко-Волынском княжестве), об особенностях

управления в этих княжествах, политическом и экономическом развитии русских земель в период раздробленности

устный опрос

монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка

Работа в группах

§ 10–11, вопросы и задания, с. 94; работа с докум.и вопросы
к докум.,
творческое задание:
мини-сочи-
нение «Путешествие по русск. княжествам»

14

Нашествие с Востока

1

Комбинированный урок

Знать причины монгольской экспансии, даты и основные направления походов монгол на Русь.

Уметь показывать героический харак-

тер сопротивления русских людей монгольским завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси

устный опрос

нойон, курултай,

монгольская экспансия.

составление плана текста

12, вопросы и задания, с. 104; работа с докум.и вопросы
к докум.

15

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Комбинированный урок

Уметь рассказать
о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.

Знать об одном из величайших полководцев России – Александре Невском, его роли в русской истории. Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в Невской битве и Ледовом побоище.

Знать основную канву этих событий

Знать основные даты сражений

устный опрос

рыцарский орден, крестовые походы, агрессия

План-схема «Невская битва».

План-
схема

«Ледовое побоище»

§ 13, вопросы и задания, с. 113; работа с докум.и вопросы
к докум.

16

Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный урок

Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Уметь пояснять позицию, занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси

устный опрос

Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык

Схема «Система управления Золотой Ордой»

§ 14, вопросы и задания, с. 120; работа с докум.и вопросы
к докум.

17

Русь и Литва

1

Комбинированный урок

Иметь представление о формировании, характере и особенностях Русско-

Литовского государства.

Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве

устный опрос

Приморье в XIII – XV вв. (История Российского Приморья (ИРП) – с. 37 - 38

католицизм

Конспектирование текста

§ 15, вопросы и задания

18

Культура русских земель XII– XIII вв.

1

Урок - исследование

Иметь представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности.

Знать о выдающихся достижениях русской культуры XII–XIII вв. в литературе, зодчестве, изобразительном искусстве

устный опрос

культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм

Таблица «Особенности культуры Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества»

§ 16, вопросы и задания, с. 136; работа с докум.и вопросы
к докум.,
творческое задание:
мини-сочи-
нение «О чем говорят
берестяные грамоты», подготовка
к тесту

19

Повторительно-обобщающий урок. Политическая раздробленность
Руси.

1

Проверка знаний

Знать материал раздела «Политическая раздробленность
Руси»

Тестовый опрос

тест

20

Раздел 3. Русь Московская

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

16

1

Изучение нового материала

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в XIV в., определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси.

Знать о рациональной политике московских князей

устный опрос

вотчина, поместье, черносошные крестьяне,

Калита.

составление плана текста

§ 17, вопросы и задания,

21

Москва – центр борьбы
с ордынским владычеством

1

Комбинированный урок

Иметь представление о политической ситуации на Руси в данный период.

Знать о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус, исторические особенности развития отношений Руси и Золотой Орды в данный период

устный опрос

удельные княжества, ярлык

Выборочное чтение текста учебника

§ 18, вопросы и задания 1–2,
с. 155

22

Куликовская битва

1

Урок - исследование

Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы.

Знать дату, ход сражения на Куликовом поле.

Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа

устный опрос

национальное самосознание, тактика, маневр

Карта-схема «Куликовская битва»

§ 18, вопросы и задания 3–5,
с. 155; работа с докум.и вопросы
к докум.

23

Московское княжество и его соседи

в конце XIV –

середине XV в.

1

Комбинированный урок

Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия I.

Знать два принципа престолонаследия: по старшинству в роде и от отца к сыну, за которыми стояли различные варианты развития страны.

Знать причины распада Золотой Орды, причины и этапы сближения Литвы
и Польши, дату и значение

Грюнвальдской битвы

устный опрос

диалект, уния, народность

составление плана текста

§ 19, вопросы и задания, с. 164; работа с докум.и вопросы
к докум.

24

Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества

1

Комбинированный урок

Знать события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 г. явилась результатом длительных исторических процессов.

Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства

устный опрос

суверенитет, стояние на Угре

Выборочное чтение текста учебника

§ 20, вопросы и задания

25

Московское государство
в конце XV – начале XVI в.

1

Комбинированный урок

Иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти

Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сфере.

Знать о начале формирования крепостной зависимости,
о категориях русских крестьян

устный опрос

скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, казна, уезд, волость, стан, наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки

Подготовка доклада

§ 21, вопросы и задания, с. 181; работа с докум.и вопросы
к докум.

26

Церковь
и государство в конце XV–

начале XVI в.

1

Урок - исследование

Иметь представление церкви в жизни Русского государства и о роли православной общества, характеризовать монастырскую жизнь.

Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва – третий Рим»

устный опрос

монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне, дьяк

Схема «Москва – третий Рим»

§ 22, вопросы и задания, с. 191; работа с докум.и вопросы
к докум.

27

Условия развития России

в XVI в.

1

Комбинированный урок

Знать экономические, политические
и социальные условия развития страны в XVI в.

Уметь анализировать предпосылки централизации страны.

Уметь давать характеристику Ивана Грозного как исторической личности

Письменный опрос

Исторический диктант

Записи в тетради

28 - 29

Реформы Избранной рады

2

Урок - исследование

Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов

государства с интересами населения.

Уметь анализировать Судебник
Ивана IV 1550 г.

Знать значение первого Земского собора.

Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии

устный опрос

Избранная рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы

Работа с документами по группам, составление опорного конспекта

§ 23, вопросы и задания, с. 200; работа с работа с докум.и вопросы
к докум.

30 - 31

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный урок

Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства.

Знать основные
даты, характер, ход
и результаты Ливонской войны,

 причины и значение присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств

устный опрос

засечная черта, ясак, острог

составление плана текста

24, вопросы и задания, с. 212; работа с докум.и вопросы
к докум.

32

Опричнина

1

Урок - проблема

Знать причины, характер, основные этапы, результаты
и последствия Опричнины

устный опрос

деспотизм, террор, опричнина, земщина, «заповедные лета»

графическое изображение структуры текста

§ 25, вопросы и задания, с. 220; работа с докум.и вопросы
к докум.

33

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI вв.

1

Урок - исследование

Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры.

Уметь определять уровень раз культуры XIV–
XVI вв.

Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV–
XVI вв.

Знать дату начала российского книгопечатания и значение этого события

вития

устный опрос

полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия

Работа в группах

§ 26, вопросы и задания, с. 231; работа с докум.и вопросы
к докум.,
с. 231–232,

разработка творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.»

34

Архитектура и живопись в XIV–XVI вв.

1

Урок - исследование

Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы.

Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи

устный опрос

шатровый стиль,

иконостас, фреска, икона, юродивый

Сообщения на тему «Шедевры русской культуры XIV–
XVI вв.»

§ 27, вопросы и задания, с. 243; работа с докум.и вопросы
к докум.,
с. 244–245; готовить презентации (к уроку 33)

35

Быт в XV–XVI вв.

1

Урок - презентация

Иметь представление об общих составляющих быта

русского человека
в XIV–XVI вв.,
о сословных особенностях и имущественном различии городского и сельского жителя.

Знать структуру русских городов.

Уметь описать русскую избу.

Знать особенности русского костюма
и русской трапезы

устный опрос

административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, полати, лампада, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея,  летник

Защита презентаций

§ 28, вопросы и задания, с. 255;

подготовка
к тесту

36

Повторительно-обобщающий урок. Русь Московская.

1

Проверка знаний

Знать материал раздела «Русь Московская»

Тестовый опрос

тест

Готовиться к итоговому повторению

37

Итоговое повторение

1

Коррекция знаний

Уметь представить проект, защитить презентацию, ответить на вопросы по всему курсу

устный  блиц - опрос

Защита презентаций, представление проектов

с. 256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...