Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Тюлькина Надежда Александровна

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничество, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 75

г.о. Тольятти

Методическая разработка открытого урока

по истории Древнего мира в 5 «В» классе на тему:

«Путешествие по Древней Греции»

Подготовила: учитель истории и обществознания Тюлькина Н. А.

Присутствовали: учитель истории и обществознания 1 категории Пичугина Н. Ю., учитель истории и обществознания 1 категории Уколова Л. Д.

г. Тольятти, 2008-2009 учебный год

Методическая разработка открытого урока по истории Древнего мира

в 5 «В» классе на тему «Путешествие по Древней Греции»

учителя истории и обществознания Тюлькиной Н. А.

Дата: 20.03.2009

Цели урока: обучающая: систематизация знаний учащихся по истории

Древней Греции;

воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры

продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;

развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической

картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение работать с различными источниками информации, развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: игра – путешествие «Виртуальная экскурсия»

Технология: игровая,  групповая деятельность, сотрудничество, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», карточки,  интерактивная доска (презентация), звуковые эффекты, рисунки с изображением Древней Греции

Формирование ключевых компетенций:

-учебно-познавательная: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;

- информационная: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;

- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.

Структура урока:

1. Организационный момент. (2 минуты)

     - сообщение темы и целей перед учащимися

2. Закрепление знаний. (36 минут)

     - проведение игры

     - физкультминутка

3. Итоги урока. (3 минуты)

     - анализ хода урока учителем

     - оценка знаний учащихся и их активности

4. Домашнее задание. (2 минуты)

5. Рефлексия. (2 минуты)

Ход урока:

1. Организационный момент.

    - сообщение темы и целей перед учащимися

  Ребята на протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока «Повторение и обобщение знаний по Древней Греции». Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? (мнения ребят) Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

 Сегодня мы совершим путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на две команды. Первая «Одиссея», вторая «Илиада». Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

  Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так  и в группе, поэтому работайте активно. За каждый правильный ответ команда будет получать древнегреческую монету.

2. Закрепление знаний.

  - проведение игры

  Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны больше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться. Первый наш конкурс называется  «Визитная карточка».  Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим об отдыхе в какой – либо стране, все что их интересует. Но рассказывают так, чтобы им захотелось туда поехать. Сейчас  вы увидите фото с изображением Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связанным,  у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 монете. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 монет.

(учащиеся выполняют работу)

Карточка № 1.

Эта страна расположена на  (Балканском) полуострове. Греция по рельефу -  это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы (каменистые), плодородных (рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) или (Ионическому) морю.

Карточка № 2.

Греция – это страна (гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (тёплая). Хотя в стране мало (лесов) и (плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные

(пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают  масло, которым атлеты  смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (амфоры) – сосуды для вина и масла и (пифоры) – сосуды для хранения зерна.

  Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились хорошо и  принесли в копилку своей команды первые монеты.

  Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения  другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс  называется «Переводчик». Как вы думаете, какова цель этого конкурса? (ответы ребят) Цель: выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 монету.

Демос

простой народ

Ареопаг

совет знати

Архонты

правители

Долговой камень

камень, установленный на земле должника

Демократия

власть народа

Илоты

рабы

Лаконичная речь

краткая

Пираты

морские разбойники

Полис

город – государство

Атлет

участник состязаний

Ипподром

место для проведения конных соревнований

Стратег

военачальник

Амфора

сосуд для вина с маслом или вином

Педагог

сопровождающий ребёнка

Триера

мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел

Оратор

человек, умеющий произносить речь

Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили это задание, переверните карточки и у вас должна получиться картинка.

  Подведём итог: итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции и исторические термины.

 

 Переходим к следующему заданию, которое называется «Набери команду».

На слайде вы видите героев двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша цель выбрать только тех, кто был героем в одной  поэме. Команда «Одиссея» выбирает своих  героев, а команда «Илиада» – своих.

«Илиада»

«Одиссея»

 1,3,5,7,9

2,4,6,8,10

1. Ахиллес

2. Одиссей

3. Фетида

4. Циклоп

5. Гектор

6. Харибда

7. Патрокл

8. Сирены

9. Андромаха

10. Пенелопа

  Молодцы, вы вспомнили героев, которые мы встречали в произведениях Гомера. И теперь мы с вами можем опять отправляться в путешествие. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах,  которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали  вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.

 

  И следующее наше задание называется «Мифы и легенды Древней Греции».

Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции, назвать героев и передать его содержание. Сейчас вашему вниманию будут показаны предметы.

Миф 1. меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре)

Миф 2. корабль с черными парусами (Эгей и его сын Тесей)

Миф 3. перья, воск и нитки (Дедал и Икар)

Миф 4. яблоко с надписью «Прекраснейшей» (миф о начале Троянской войны)

Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень  (миф о Прометее)

Миф 6. Город, трезубец, источник с морской водой, копьё, оливковое дерево (миф о споре Афины и Посейдона)

Миф 7. головная боль, топор, щит, крылатая богиня Ника (миф о рождении богини Афины)

Миф 8. троянский конь (миф о победе греков)

 Подведём итог:  вы молодцы, вспомнили греческие мифы.

 Физкультминутка.

Мы писали, отвечали,

А теперь мы дружно встали!

Ручками похлопаем,

Раз-два-три!

Ножками потопаем,

Раз-два-три!

Руки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней!

От зарядки станет легче!

Будешь крепче и сильней!

 Но путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется «Священный  Олимп». Какова цель этого задания? (ответы ребят)

Цель: по предметам определить, кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся. Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 монеты. Вопросы будут заданы каждому участнику. Если ваш товарищ не знает ответа, то вы можете помочь ему. Если будет дана только одна характеристика, например, назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 монету.

1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии)

2. Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)

3. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

4. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

5. Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)

6. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

7. Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)

8. Кифара, лавровый венок (Аполлон – бог покровитель искусства)

9. Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)

10. Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)

11. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

12. Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)

Подведём итог:  молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится.

 А мы продолжаем своё путешествие по Греции. Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Но  вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем эти странные числа, которые размешены на воротах.  Следующий наш конкурс

«Лента времени». Какую цель мы поставим перед собой в этом конкурсе?

  Цель: закрепить знания дат.

776 г. н. э. – первые Олимпийские игр

594 г. до н. э. – реформы

490 г. до н. э. -  Марафонская битва

480 г. до н. э. –  вторжение персов в Элладу (Саламинское сражение)

338 г. до н.э. – сражение близ города Хиронея

334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник

Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием.

  И впереди у нас остался последний конкурс: «Личность в истории». Какую цель мы поставим для себя в этом конкурсе? Цель: обобщить и систематизировать знания  исторических личностей Древней Греции.

Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны. Если вы сумеете назвать и историческое лицо и тот вклад, который он внёс в развитие истории своей страны, то получите 2 монеты. Если ваш ответ будет неполным, то сможете принести в копилку своей команды -  1 монету.

1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…»

( Эгей)

2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом»                   (Дедал)

3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)

4. «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я  позорные столбы. Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)

5. «Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?»  (Милон)

6. Стыдно нам, перешедшим морской пролив бояться ручейка» (Александр Македонский).

 3. Итоги урока.

- анализ хода урока учителем

 Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране Древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию – Рим.

 - оценка знаний учащихся и их активности

4. Домашнее задание.

  Составить кроссворд на тему: «Древняя Греция».

 

5. Рефлексия.

  Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением  вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился и настроение упало, возьмите «тучку».

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

Приложение.

Карточка № 1.

Эта страна расположена на (_____) полуострове. Греция по рельефу -  это (_____) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (_____), по преданию на ней живут (_____). В Греции нет (_____), пригодного для строительства, хвойный строевой (_____) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (_____), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы (_____), плодородных (_____) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) или (Ионическому) морю.

Карточка № 2.

Греция – это страна (____) и быстрых горных (_____) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (_____). Хотя в стране мало (_____) и (_____), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные

(_____), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают  масло, которым атлеты  смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (_____) – сосуды для вина и масла и (_____) – сосуды для хранения зерна.

«Илиада»

«Одиссея»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.

 Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....

Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"

Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...

Методические разработки к уроку альтернативного чтения по теме: «Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят»».

Данная методическая разработка урока альтернативного чтения ориентирована на учащихся с ОВЗ....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ДИСЦИПЛИНА: «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»

Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».Тип урока:  изучение нового материалаВид урока:  беседа с элементом игры(экскурсия).Планируемые результаты:Личностные: воспитывать уваже...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...