Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по истории по теме

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Бернард Шоу

  В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличивать интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В технологии УДЕ ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках, становлению самостоятельной личности.

          Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

С одной стороны, технология УДЕ - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах взаимодействия  ученика и учителя.

В технологии УДЕ содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства УДЕ в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология УДЕ - системная категория, структурными составляющими которой является:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- ученик, учитель;

- результат деятельности.

Таким образом, технология УДЕ функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Целенаправленность обучения с ориентацией на достижения конкретного результата – одно из главных положений в преподавании обществоведческих дисциплин. Поэтому  я считаю технологию УДЕ, одной из ведущих педагогических технологий. Она заставляет продумывать форму подачи урока, приемы и виды работ, композиционную структуру урока, его этапы и устанавливать связи между ними, строить систему обучающих, тренировочных, проверочных работ. Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, чтобы познавать объект в его развитии… УДЕ – деятельностная технология.

Продуктивность методики УДЕ доказана преподавателями разных предметов.

Укрупненный подход в изучении  истории выражается в максимальном привлечении средств систематизации и обобщения знаний в виде таблиц, блок – схем, матриц, граф – схем. Элементы знания, разведенные ранее по традиции, по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно новых знаний.

          Мною разработаны тематические планы, где предусмотрено укрупнение  дидактических единиц, помогающее активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, вести целенаправленную подготовку к восприятию ими нового материала, обобщать и закреплять ранее пройденный. Перераспределение часов происходит за счет увеличения информационной насыщенности изучаемого в единицу времени материала. Здесь возникает необходимость обращения к интеграции на внутрипредметном уровне и  интенсификации их усвоения учащимися. В связи с этим на уроках обществознания и истории я применяю такие наиболее эффективные приемы УДЕ как:

1.     блочная подача материала.

2.     матрицирование информации.

3.     использование граф-схем.

4.     взаимообратные задания (самостоятельное составление упражнений по аналогии).

5.     восстановление деформированных упражнений.

6.     работа по единому тексту.

            Эти технологические приемы работы на уроках истории и обществознания, будучи применены комплексно, в связи друг с другом, и создают эффект методической системы УДЕ:

  • повышается темп урока
  • увеличивается объем выполненной работы
  • появляется возможность гибко использовать программный материал реализовывать практическую направленность обучения
  • развивать творческую направленность обучения
  • развивать творческие способности учащихся
  • программные знания усваиваются прочнее и на качественно более высоком уровне.

Хочу привести примеры использовании приемов УДЕ в обучении  предметов истории  и обществознания.

За счет крупноблочного построения материала появляется возможность дать сразу правильные понятия, чтобы не переучивать впоследствии: пусть основной разговор о том или ином предмете, событии, явлении пойдет не сейчас, а позже – через полгода - год, но представление о нем ученик может получить гораздо раньше, когда необходимо подчеркнуть его взаимосвязь с другими событиями или явлениями, показать, что оно не случайно. Поступательное движение от общего к частному, которое предполагает УДЕ,  как нельзя лучше конкретизируют отдельные понятия.

На уроках истории, построенных по системе УДЕ, ученики не просто изучают первую и вторую мировые войны, а обязательно проводят аналогии: сравнивают причины возникновения, ищут сходства и отличия. Более того, анализируют эти события с разных точек зрения – современников и предшественников.

Эффективность использования УДЕ очевидна:

  • применение обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
  • установление логических связей в материале; 
  • выделение  главного  и существенного в большой дозе материала; 
  • понимание  значения материала в общей системе знаний, умений, навыков;
  • выявление межпредметных связей; 
  • формирование компетентностной среды современного ученика
  •  эмоциональная подача материала; 
  • более эффективное закрепление материала.

Использование технологии УДЕ позволяет направить образовательный процесс  главным образом на интеллектуальное развитие школьников, и формирование у них самостоятельности мышления. Лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов так охарактеризовал УДЕ: “Противопоставление ускоряет, облегчает наше здоровое мышление”. Методическая система УДЕ в литературе последнего времени характеризуется как одна из составных частей “педагогики сотрудничества”. При обучении по УДЕ каждое понятие, суждение дольше сохраняется в кратковременной памяти. А последнее немаловажно: “Чем больше сохранятся некоторый материал в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается долговременный след”.

Список литературы и источников:

  1. Елена ЛОСЕВСКАЯ. Идея укрупнения дидактических единиц

№ 50/1999 газета "Первое сентября" издательского дома "Первое сентября". Режим доступа: http://ps.1september.ru/1999/50/1-7.htm

  1. Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006г.
  2. Казак Светлана Михайловна. Современные технологии обучения истории.
  3. Власенко Т.В. Укрупнение дидактических единиц на уроках русского языка. Элиста, 1996г.



Предварительный просмотр:

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА

Цель урока:

  1. Дать определение таким формам государственного правления, как монархия и республика.
  2. Сравнить различные виды монархических и республиканских форм правления.
  3. Проследить схему развития формы государственного правления по Платону и сделать вывод: «Какую из форм правления Платон считал наихудшей? На какие недостатки демократии обращал внимание мыслитель?»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Анализ тестирование по теме: «Политика. Политическая система общества».
  3. Повторение прошлой темы: «Гражданин и гражданское общество».

А) устный опрос:

1. Что такое гражданское общество?

2. Что такое гражданин и гражданство?

Б) практикум:

  1. Можно ли назвать гражданским российское общество после февральской революции 1917 года, если учесть, что на протяжении всего восьмилетнего периода существования российской республики царило двоевластие: Временное правительство и Советы?
  2. В какие периоды жизни страны возможна независимость общества от государства?

А) в период коренных реформ экономической и политической жизни, б) равномерное, благоприятное развитие общественно-экономической жизни, в) война. Почему?

  1. В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать». Почему?
  2. Одна из особенностей гражданина – лояльность по отношению к государственной власти. Учитывая это обстоятельство, как вы считаете, можно ли назвать  революционера гражданином? Почему?
  1. Изучение новой темы. Метод – заполнение сравнительной таблицы:

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ -  это организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

МОНАРХИЯ – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается им по наследству. Само слово монархия греческого происхождения, означающее буквально «единовластие» (от слов: monos – один, единый и arche – главенство, власть). ПРИЗНАКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ:

  1. Существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью.
  2. Наследственный порядок преемственности верховной власти.
  3. Юридическая безответственность и независимость монарха.

РЕСПУБЛИКА – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publican, которое означает «общее дело».

ПРИЗНАКИ РЕСПУБЛИКИ: 1. источником власти признается народ.

2. коллективное правление. 3. все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом. 4. органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия. 5. высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий. 6. должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

ВИДЫ МОНАРХИИ И ИХ ПРИЗНАКИ

АБСОЛЮТНАЯ

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ

1. Принадлежность законодательной власти.

монарху

Разделена между монархом и парламентом.

парламенту

2. Осуществление исполнительной власти

монарх

монарх

Формально - монарх, фактически – правительство.

3. . Назначение главы правительства

монарх

монарх

Формально монарх, но с учетом парламентских выборов.

4. Ответственность правительства

Перед монархом

Перед монархом

Перед парламентом

5. Право роспуска парламента

-------

У монарха (не ограничено)

У монарха (по рекомендации парламента)

6. Право ВЕТТО монарха на решения парламента

--------

Абсолютное ВЕТТО

Предусмотрено, но не используется.

7. Чрезвычайно-указное законодательство

Не ограничено, имеет силу закона.

Только в период между сессиями парламента.

Предусмотрено, но не используется.

8. Современные страны

Саудовская Аравия, Оман.

Иордания, Кувейт

Англия, Япония, Испания.

ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ

президентская

смешанная

парламентская

1. Порядок избрания президента.

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Избирается на заседании парламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле.

Формируется президентом из лидеров победившей на выборах партии и должно получить вотум доверия парламента.

Парламентом из лидеров победившей на выборах партии

3. Ответственность правительства.

Перед президентом.

Двойная ответственность:

Перед парламентом

4. Право роспуска парламента.

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Пост премьер-министра.

Отсутствует.

существует

6. Объем полномочий президента

Не велики, но он и глава государства, и правительства.

П.-глава государства

Исполнительная власть разделена между през. И правительством.

През. Полн. Номинальные, любые действия он совершает с рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность.

7. Современные государства.

США, страны Латинской Америки

Франция, Россия

Италия, Индия, ФРГ

  1. Закрепление изученной темы: К какому типу государственного правления относится современная Россия?
  2. Домашнее задание: & 29-30 -  репродуктивное

                                           Сочинение: «Возможно ли возрождение монархии в России?»

                                           



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА №4: «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО».

Цель урока:

  1. Изучить значения понятий: Конституция, Конституционное право, Федерация.
  2. Выявить основы Конституционного строя РФ.
  3. Определить значение «прямого действия Конституции на территории всей страны».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Анализ тестирования по теме «Власть, правовое государство».
  3. Проверка усвоенности знаний по прошлой теме.
  • Для всего класса – тест на 7 мин. «Что такое право?»
  • Для 6 человек индивидуальные задания для устного развернутого ответа.
  1. Изучение новой темы.
  2. Оборудование: Конституция РФ. Граф – схема.

        

  1. Интерактивная игра по вопросу «Что такое Конституционное право?»
  2. Вывод: Конституционное право – это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.
  3. Домашнее задание:
  • &15 – репродуктивное.
  • Заполнить граф-схему: «Основы конституционного строя РФ» - творческое.
  • Дополнительно – по желанию реферат на тему: «Знаменитые конституции России и мира».

КАРТОЧКА   №1.

Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против принципов свободы». Итальянский историк и поэт Карло Ботта утверждал: «Общественная свобода есть не что  иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». Сопоставьте эти высказывания. Какое кажется вам правильным? Почему?

КАРТОЧКА   № 2.

Что такое право и в чем его универсальность?

КАРТОЧКА  № 3.

Определите в данном примере элементы правовой нормы.

«Оставление в опасности. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо несообщение надлежащим органам  или лицам о необходимости оказания помощи – наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием либо влечет применение мер общественного воздействия».

КАРТОЧКА  № 4.

Приведите по 2-3 примера общественных отношений, регулируемых нормами таких отраслей права, как:

  • Семейное право.
  • Уголовное право.
  • Трудовое право.
  • Гражданское право.
  • Международное гуманитарное право.

КАРТОЧКА  № 5.

Сократ, часто вступавший  в диспуты, подвергался не только словесным нападкам, но и оскорблению действием (говоря проще, «оппоненты» иногда его поколачивали). После того как он однажды получил пинок, его спутник высказал удивление, почему он не жалуется. На что Сократ ответил: «Что же, мне тоже жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня?».

Оцените позицию Сократа с точки зрения морали и права.

КАРТОЧКА  № 6.

В древнеримском праве были предусмотрены, в частности, следующие виды контрактов: «Даю, чтобы ты дал», «Даю, чтобы ты сделал», «Делаю для того, чтобы ты дал», «Делаю для того, чтобы ты сделал». Сейчас в гражданском праве эти контракты (а точнее – сделки, договоры) существуют, но выражаются на современном языке. Расставьте формулировки римского права и современные в соответствующем порядке:

  • Услуга в обмен на ценность ----
  • Обмен услугами -----
  • Ценность в обмен на услугу -----
  • Обмен ценностями -----



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА  № 7: «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО».

Цель урока:

  1. Изучить способы волеизъявления граждан при демократических политических режимах.
  2. Сравнить мажоритарную и пропорциональную систему выборов.
  3. Определить роль избирательного права в жизни современного человека.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Отметить лучшие рефераты по прошлой теме.
  3. Изучение новой темы. Оборудование к уроку – Граф – схема:

  1. Интерактивная игра «Мозговой штурм» по вопросу: «Кого мы называем избирателем?»
  2. Запись определения:

ГРАЖДАНИН  РФ, ДОСТИГШИЙ 18 ЛЕТ, ВПРАВЕ ИЗБИРАТЬ ИЛИ БЫТЬ ИЗБРАННЫМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЛА, РАСЫ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ЯЗЫКА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИМУЩЕСТВЕННОГО ИЛИ ДОЛЖНОСТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА, ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ, УБЕЖДЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖНОСТИ  К ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ. Из закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» (1994г.)

6. Домашнее задание - &        репродуктивное, практикум                           – творческое.



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА №15: «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО».

Цель урока:

  1. Изучить объект, субъект и содержание гражданского правоотношения.
  2. Рассмотреть различные виды собственности и права собственника.
  3. Выделить способы защиты гражданских прав.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. анализ тестирования по теме: «Права ребенка».
  3. изучение новой темы. Метод – объяснение учителя с применением  элементов УДЕ.
  4. оборудование: Гражданский кодекс РФ, Конституция РФ, Граф - схемы по теме.

ТАКИМ ОБРАЗОМ. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО -  ЭТО ОТРАСЛЬ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ИМУЩЕСТВЕНЫЕ И ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАН.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

  • Конституция РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Указы Президента.
  • Постановления правительства.
  • Нормативно-правовые акты министерств и ведомств.
  1. Закрепление изученной темы:
  • Какие из перечисленных правоотношений относятся к гражданским правоотношениям:
  1. 1. Черниченко написал в прокуратуру заявление,  в котором указал, что Шмаков его оклеветал.
  2. В подворотне подрались подростки.
  3. Бабушка оставила в наследство старшему внуку дом.
  4. Гражданка Коновалова арендовала 1/3 часть магазина.

6. Домашнее задание: & 14-15 (25).



Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА  №4: «МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить».

М. Горький

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. дать общее представление о многообразии видов человеческой деятельности и более конкретные знания о творческой деятельности человека.
  2. сравнить такие виды активности человека, как игра и труд.
  3. определить роль трудовой деятельности в жизни общества.

Ход урока:

  1. организационный момент.
  2. повторение прошлой темы. УСТНО:
  • в чем состоит сущность человеческой деятельности?
  • сравните деятельность человека и поведение животных.
  • Какова структура деятельности?
  • Какими могут быть мотивы деятельности?
  • Что вы знаете о потребностях человека?
  • Какие потребности человека предложил выделять амер. Псих. А.Маслоу?
  • Что такое социальные установки и убеждения?
  • Какую классификацию видов действий предложил нем. Соц. М.Вебер?

ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ - 4 ученика:

  1. А.И. Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
  2. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: крестьянская реформа 1861г. в России, английская революция 17 века, первое кругосветное путешествие, строительство Петербурга.
  1. Изучение новой темы по плану:

1. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОРОЖДАЮЩАЯ НЕЧТО КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ, НИКОГДА РАНЕЕ НЕ СУЩЕСТВОВАВШЕЕ. Наиболее ярко проявляется в деятельности ученых, художников и т.д. творческой является вся деятельность человека, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Здесь необходимо: варьирование знаний, потребность, воображение, фантазия, интуиция. Способности творческой деятельности могут развиваться или могут остановиться. Для развития творческой деятельности необходимо: культура, язык, речь, знания, способы деятельности.

3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Существует две точки зрения:

  1. любая сознательная деятельность человека является трудовой.
  2. труд – один из видов деятельности.

Отличительные черты трудовой деятельности:

  1. практическая полезность.
  2. наличие результата.
  3. своеобразие мотивов, направленных на достижение каких-либо результатов.
  4. творчество.
  5. инициатива.

Труд -  это вид человеческой деятельности, который направлен  на достижение практически полезного результата.

4. ИГРА.

Ориентирована не на результат, а на сам процесс. Особенность этого вида деятельности – его двуплановость:

  1. осуществление реальных действий.
  2. условность, позволяющая отвлечься от реальной ситуации, действовать в  воображаемой обстановке.

4. закрепление изученного материала:

  • о каком виде деятельности идет речь в следующем высказывании академика И.П. Павлова: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял «голову с руками».
  • Что позволяет характеризовать учебу как вид деятельности? Проанализируйте учебу, как деятельность.

5. домашнее задание:

  • & 4 – репродуктивно.
  • ? № 4 – письменно подготовить сообщение на тему: «как можно улучшить подготовку к творческой деятельности?»



Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА: «НАЛОГИ»

Цель урока:

  1. изучить правовое содержание термина «налоги».
  2. сравнить виды налогов.
  3. определить юридическую ответственность за неуплату налогов, и категории граждан, которые могут пользоваться льготами в налогообложении.

Ход урока:

  1. организационный момент.
  2. повторение темы: «гражданское право. Свое дело»

А) УСТНЫЙ ОПРОС:

  • что регулирует гражданское  право?
  • Что такое сделка (договор) и каковы их виды?
  • Какие неимущественные отношения регулирует гражданское право?
  • Что такое юридические и физические лица?
  • Какова имущественная ответственность?
  • Что такое право собственности?
  • Что такое гражданская правоспособность и дееспособность?
  • Что такое обязательственное право?

Б) КАРТОЧКИ – 4 человека:

Какие из перечисленных ситуаций регулируются гражданским правом:

  1. переход улицы в неположенном месте.
  2. возврат в магазин купленной некачественной вещи
  3. жалоба в суд на автора статьи, в которой задеты честь и достоинство человека.
  4. увольнение с работы.
  5. раздел имущества.
  6. подписка на собрание сочинений.
  7. поездка в такси

К каким видам сделок (договоров) – займа, дарения, хранения – относится следующие:

  1. отец подарил дочери плеер.
  2. уезжая в командировку, жилец попросил соседа  подержать у себя аквариум.
  3. гражданин взял у дальнего родственника в долг 50000 рублей.

Объясните, почему только по суду человек может быть ограничен в дееспособности.

В каких  из перечисленных случаев нужна дееспособность, а в каких – достаточно правоспособности:

  1. иметь собственный дом.
  2. купить телевизор.
  3. снять квартиру.
  4. получить имущество по наследству
  5. дать в пользование автомашину.

В) ПРОВЕРКА ПРАКТИКУМОВ   № 5, 6, 7 – домашнее задание.

  1. изучение новой темы, по плану:

НАЛОГИ – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

ИСТОЧНИК налоговых правоотношений – Закон РФ «О подоходном налоге».

 

  1. закрепление изученной темы:
  • что такое налог?
  • Как взимается  подоходный налог?
  • Какие бывают льготы в налогообложении?

  1. домашнее задание:

  • параграф №16 – репродуктивное задание.
  • Практикум  № 1-3
  • Сочинение на тему: «Почему государство представляет налоговые льготы участникам войн?» - творческое задание.

Какие из перечисленных ситуаций регулируются гражданским правом:

  1. переход улицы в неположенном месте.
  2. возврат в магазин купленной некачественной вещи
  3. жалоба в суд на автора статьи, в которой задеты честь и достоинство человека.
  4. увольнение с работы.
  5. раздел имущества.
  6. подписка на собрание сочинений.
  7. поездка в такси

К каким видам сделок (договоров) – займа, дарения, хранения – относится следующие:

  1. отец подарил дочери плеер.
  2. уезжая в командировку, жилец попросил соседа  подержать у себя аквариум.
  3. гражданин взял у дальнего родственника в долг 50000 рублей.

Объясните, почему только по суду человек может быть ограничен в дееспособности.

В каких  из перечисленных случаев нужна дееспособность, а в каких – достаточно правоспособности:

  1. иметь собственный дом.
  2. купить телевизор.
  3. снять квартиру.
  4. получить имущество по наследству
  5. дать в пользование автомашину.



Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА: «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

Новые понятия:

Брак, Кодекс о браке и семье,

Права и обязанности родителей и детей, супругов.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. изучить главное содержание семейного права: что такое брак, и условия его заключения, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей.
  2. сравнить обязанности детей в разном возрасте.
  3. определить роль семьи в современном обществе.

ХОД УРОКА:

  1. организационный момент.
  2. повторение  изученной ранее темы «Налоги»:

УСТНЫЙ ОПРОС:

  • что такое налоги и зачем они нужны?
  • Какие вы знаете виды налогов?
  • Как взимается подоходный налог с граждан?
  • Какие предусмотрены льготы в налогообложении?
  • Что говорится в Конституции о налогах? Стоит ли скрывать доходы?

РАБОТА С ПРАКТИКУМОМ:

  • Отец политической экономии и теории налогов Адам Смит обоснованно утверждал, что налоги для граждан – признак не рабства, а свободы. Экономической и политической. У нас налоговое бремя рекордное в мире. Простой подсчет показывает: совокупная налоговая ставка превышает 70-85% доходов. Пример:  в 17 веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34% налогами (акцизами). В России 20 века ситуация почти такая же. Наша нынешняя рыба так же дорога (за счет «накрутки» налогов), как и голландская в 17 веке. В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (то есть осуществления надзора за пополнением за счет налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (то есть стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность. … российское налогообложение стимулирует такие процессы как – свертывание и удушение производства, консервацию технической отсталости, поощрение вопиющей расточительности.

ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ СУЖДЕНИЕ К ЭТОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ.

  • ЕСЛИ ПОЛНОСТЬЮ ОСВОБОЛИТЬ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, А ТАКЖЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРЫ И УСЛУГИ СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ В 4-6 РАЗ, А ГОСУДАРСТВУ ВПОЛНЕ ХВАТИТ ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖИ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ, ОРУЖИЯ, СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, ТАБАКА  И Т.Д.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ МНЕНИЕМ, СВОЙ ОТВЕТ АРГУМЕНТИРУЙТЕ.

  • Лучше маленькие налоги и маленькая, но достаточно стабильная зарплата, чем большие налоги и возможная большая зарплата.

ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ.

  1. изучение новой темы, по схеме:
  2. закрепление:
  • практикум  № 1-2.
  1. домашнее задание:
  • параграф  №    - репродуктивное.
  • Сочинение на тему: «Нуждаются ли родители в заботе?»



Предварительный просмотр:

ТЕМА  УРОКА  №6: «СОЦИАЛЬНЫЕ  НОРМЫ И  ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  ПОВЕДЕНИЕ».

«Общество готовит преступление,

преступник совершает его».

Г.Т. Бакл (англ. историк)

«Другие пороки притупляют разум,

пьянство же разрушает его».

М. Монтель (фран. Философ 16 век)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. рассмотреть различные социальные нормы и  их значение.
  2. дать определение «отклоняющемуся поведению».
  3. проследить последствия для человека и общества негативного отклонения от норм.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение прошлой темы:
  • Что такое общество?
  • Назовите основные сферы общественной жизни.
  • Что такое деятельность?
  • Какие виды человеческой деятельности вы знаете?
  • Что представляет собой мир общения и как он связан с коммуникацией?
  • Назовите главные виды и функции общения.
  1. Изучение новой темы, по плану:

1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.

Норма – от лат. – руководящее начало, правило, образец. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Существующие нормы можно представить в ряде их разновидностей и сравнить их:

          ВОПР.  СРАВНЕНИЯ

ВИДЫ

СОЦ. НОРМ

ХАРАКТЕРИСТИКА  ВИДОВ  НОРМ

ПРИМЕРЫ

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Закрепляются  в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона.

«Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».  С.3 КРФ

ОБЫЧАИ

Празднование Нового года в ночь на 1 января

ТРАДИЦИИ

Регулярные встречи выпускников учебного заведения

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» с. 3 КРФ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Канон пропорций человеческого тела,  утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для античности.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место  Гневу Божию». Новый завет

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

Помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине…

МОДА

Мода на одежду спортивного покроя.

2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.

Это то, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ:

  1. итал. Врач Ч. Ломборозо: тип человека, склонного к преступлениям, - это результат деградации человека к более ранним стадиям человеческой эволюции (проявляется и в физических принципах).
  2. умственные дефекты, слабоумие.
  3. Э. Дюркгейм: во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни жизненные опыт человека перестает соответствовать идеалам. Социальные нормы нарушаются, люди теряют ориентацию.
  4. конфликт между культурой и культурой какой-либо группы (субкультуры), отрицающей общепринятые нормы (преступные группировки).

Отклоняющееся поведение может быть:

  1. позитивное – инициатива, активность.
  2. негативное – преступление, аморальное поведение, проступки.

За негативное поведение в зависимости от его размера наказания могут быть:

  1. слабые формы – халатность, обман, оплошность – корректируются обществом (замечание, юмор
  2. значительные формы – правонарушения – осуждение и наказание не только от общественности, но и от государственных органов.

3. ПРЕСТУПНОСТЬ.

Это самое опасное проявление отклоняющегося поведения, это посягающее на правопорядок общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным кодексом. Преступность социальные и правовые корни. Особенность преступности – наличие определенного контингента лиц – преступников, для части которых преступная деятельность стало профессиональной. Наиболее распространено следующее деление преступности: корыстные – хищения, взятки, мошенничество, насильственные, агрессивные – убийства, телесные повреждения, местный и международный терроризм.

ОСОБЕННО ОПАСНА ОРГАНИЗОВАНННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, КОТОРАЯ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ:

  1. более 2-х человек, объединенных для совершения преступления.
  2. группа построена по принципу иерархии, в ней действуют определенные нормы поведения.
  3. имеется своя материально-техническая база.
  4. имеются «каналы» для «отмывания» денег.
  5. наличие коррупции, т.е. связанные с органами власти и управления.
  6. раздел сфер влияния.

ОСОБЕННАЯ ОПАСНОСТЬ:

  1. ДЛЯ ЛИЧНОСТИ – подавление ее прав и свобод.
  2. ДЛЯ ОБЩЕСТВА – перехват прав владения и распоряжения материальными ценностями, насаждение идеологии преступного мира.
  3. ДЛЯ ГОСУДАРСТВА – создание в регионах параллельных властных структур, незаконных вооруженных формирований, стремление ослабить федеральные власти, чтобы проще управлять регионами.

В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ НЕ КАЖДЫЙ СТАНОВИТСЯ ПРЕСТУПНИКОМ, А В СЛУЧАЕ:

  1. ограниченность потребностей и интересов.
  2. нарушение равновесия между разными их видами.
  3. искажение о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  4. признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов.
  5. отсутствие чувства социальной ответственности.
  6. привычка к некритической оценке своего поведения.

4. АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ.

Алкоголизм – это хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Проявляется в физической и психической зависимости от алкоголизма, ведет к социальной и психологической деградации личности.

Наркомания -  потребление наркотиков без рекомендации врача.

ПОСЛЕДСТВИЯ:

  1. для страдающего человека – утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, заболевания внутренних органов.
  2. для семьи – конфликты, материальные трудности, неправильное воспитание детей.
  3. для общества – нарушение порядка, дорожно-транспортные происшествия, экономический ущерб.

4. обобщение изученного:

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТАБЛИЦЕЙ, И ПОДУМАЙТЕ, КАКОВО МОЖЕТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТКИЕ КАЖДОГО ПРОСТУПКА.

5. Домашнее задание:

  • & 6 – репродуктивное.
  • Вопрос №4 – письменно – творческое, заполнить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Методическая система учителя: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания".

Структура методической системы: цели,задачи,содержание, результат....

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...

Дидактические игры на уроках истории и обществознания

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна -  учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №7 станицы Воронежской.Третий год я преподаю в школе и посещаю районные методи...

Метод проектов как способ достижения дидактической цели на уроках истории и обществознания

Метод проектов привлекает себя: самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельностью учащихся, совместной или индивидуальной формами работы.  Начинать работу над проектами уже ...