Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»
презентация урока для интерактивной доски (история, 6 класс) по теме

Пахомова

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

                                     

Основные задачи урока:

Цель урока: - познакомить учащихся с последствиями распада Римской империи;

         - выяснить, как жили германцы и чем они занимались, как выделилась знать;

         - развивать умение работать с историческим источником


Задачи образовательные: с помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о германцах;

сформировать представление о занятиях, управлении, религиозных верованиях германцев;

учить формировать собственный взгляд на исторические события.

 

Задачи воспитательные:

формировать у учащихся научное мировоззрение о жизни германцев в IV-VI вв.;

формировать навыки и умения работать в коллективе.

 

Задачи развивающие:

развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности;

развивать чувство воображения

 

Оборудование: карта «Великое переселение народов», карта «Европа IV- VI вв», подборка документов и письменных источников, рисунки «Занятия германцев» , компьютер, презентация.

 

Используемые технологии: технология критического мышления (приёмы: кластер, инсент, синквейн)

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

 Характеризовать на основе исторической карты территорию германцев, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Анализировать взаимоотношения германцев и их соседей.

Описывать жизнь и быт, верования германцев.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий: община, вождь, герцог, дружина.

 

                            Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

         1) что изучает история Средних веков?

         2) какой период охватывает Средневековье?

         3) ПО каким источникам учёные изучают историю Средних веков?

         4) Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?

 

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2)  Мы с вами приступаем к изучение Средневековья. И первая наша тема называется « Древние германцы и римская империя». Сегодня вы узнаете:

•         О том, как жили древние германцы,

•         Чем занимались, как у них появилась знать.

•         Что такое « великое переселение народов»

( сл. 3)  Работать будем по плану:

1.     Деревни древних германцев.

2.     Занятия.

3.     Как германцы принимали гостей.

4.     Выделение знати .

5.     Великое переселение народов.

 

4. Изучение нового материала.

                   1) рассказ учителя

- (сл. 4) В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же часть Скандинавского полуострова. Эти территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота.

(сл. 5) Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей.

Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит).

(сл. 6) Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ.

(сл. 7) « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом  единственный и самый приятный для них вид богатства» ( Тацит).

(сл. 8) «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» - писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней,

овец, а из птиц – кур, гусей, голубей.

(сл. 8)

Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы.

(сл. 9) Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый.

(сл.10) Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие.

(сл. 11-12)

Посуду, одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных.

         У германцев были торговые отношения с римлянами:

- покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения;

- продавали рабов, скот, кожу;

- наибольшим спросом у римлян пользовались янтарь и меха.

 

                            2) самостоятельная работа

 - Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»

 

                            3) рассказ учителя:

( сл. 13)

Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь  сходились на обширной лесной поляне.

- Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?

         1) объявлять войну и заключать мир

         2) выбирало военных вождей

         3) разбирало споры

         4) обсуждали события и законы

- Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть.

         В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени) Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – военный вождь племени (ведущие войска) Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения.

         Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью. Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.

Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»

 

                            4) работа по учебнику

( сл. 14-15) « Великое переселение народов» стр. 15 – 17

 

5. Подведение итога урока.

 Вопросы на стр. 17

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 1, вопросы, записи, рабочая тетрадь задания  на стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал

 

Социальный строй

По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развити

§                    Вождь (герцог[) избирался на народном собрании для войны. По словам Цезаря:

«Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, — тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»[

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом.»[

§                    Старейшины (кунинги[]) осуществляли гражданскую власть: занимались отводом земли, улаживали споры и судили. С появлением в I векежрецов часть судебных функций перешли к ним. Старейшин избирали на народных собраниях по возрасту, знатности и боевым заслугам. Власть старейшины подкреплялась отрядом в 100 человек.

§                    Вожди и цари содержали постоянную дружину, своих воинов они обеспечивали лошадьми и вооружением. «Что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья.»[ Тем не менее большую дружину можно было содержать лишь за счёт удачных войн и набегов.

§                    Вольноотпущенники обладали личной свободой, но не гражданскими правами в общине. Находились в экономической зависимости от своих бывших хозяев.

§                    Рабы по своему положению приближались к крепостным. Они облагались оброком, в остальном самостоятельно распоряжаясь хозяйством. Хозяин мог убить своего раба безнаказанно. Свободные германцы могли быть обращены в рабы только по их собственной воле, как расплата за проигрыш в кости.

 

Хозяйственные отношения

Юлий Цезарь оставил самый ранний отзыв о хозяйственной деятельности германцев:

«Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса. Ни у кого из них нет определённых земельных участков и вообще земельной собственности; но власти и старейшины ежегодно наделяют роды и объединившиеся союзы родственников землей, насколько и где найдут нужным, а через год заставляют их переходить на другое место.»[

Тацит подтверждает, что основу германского хозяйства составляло разведение скота: «Германцы радуются обилию своих стад, и они — единственное и самое любимое их достояние.»[Среди них была распространена меновая торговля; золото и серебро не ценились, хотя после контактов с римской цивилизацией германцы стали использовать для взаиморасчётов монеты.

Ремесленное производство было развито относительно слабо: Тацит отметил, что вооружение большинства состояло из щита и копья с коротким наконечником (фрамеи); мечи, шлемы и панцири имели избранные. Германцы, в том числе женщины, носили короткий льняной плащ-накидку, штаны могли себе позволить лишь наиболее богатые. Также одежда шилась из шкур диких животных. Свионы (жители Скандинавии) умели строить морские суда, но не пользовались парусом. Эти сведения о германцах относятся к I веку.

Исследования археологов дополняют свидетельства античных историков. Германцы применяли обычно лёгкий плуг для разрыхления почвы, но также к началу н. э. появляется тяжелый плуг с отвалом и лемехом. Германские орудия из железа, по оценке современных специали­стов, отличались доброкачественностью. Жилища представляли собой длинные дома 10—30 м в длину и 4—7 м в ширину, включая стойло для зимнего содержания скота. Стены сделаны из обмазанного глиной плетня, опиравшегося на столбы.

Изучив размежевание древних полей и германские поселения, археологи приходят к выводу, что жители Центральной и Северной Германии до эпохи Великого переселения являлись оседлым народом, возделывавшим участки земли в течение многих поколений и не склонным по собственной воле к миграциям. Выращивали ячмень, овёс, пшеницу, рожь, разводили преимущественно овец и коров

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon drevnie_germantsy_i_rimskaya_imperiya.ppt599.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока « Древние германцы и Римская империя »

Слайд 2

О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать. Что такое « великое переселение народов» Сегодня на уроке

Слайд 3

I. Деревни древних германцев. II. Занятия. III. Как германцы принимали гостей. IV. Выделение знати . V. Великое переселение народов. План

Слайд 4

I . Деревни древних германцев. Селились германцы на полянах, у опушек. Около рек и озер, на побережьях морей. Поселок- одна усадьба.

Слайд 5

I. Деревни древних германцев. Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ.

Слайд 7

II. Занятия германцев « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства» Тацит.

Слайд 8

II. Занятия германцев «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» Гай Юлий Цезарь Они разводили коров, свиней, Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей

Слайд 9

III . Занятия германцев. Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы.

Слайд 10

III . Занятия германцев охота, рыболовство, собирательство, земледелие Из железной руды: орудия труда, оружие

Слайд 11

III . Занятия германцев Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники.

Слайд 12

Мужчины «Военная демократия» германцев касалась только мужчин, которые составляли СОБРАНИЕ ПЛЕМЕНИ СОБРАНИЕ Собрание выбирало ВОЖДЯ, судило преступников,решало другие вопросы жизни племени. ВОЖДЬ Вождь был военным предводителем. Он командовал во время набегов,и следил за дележом добычи. IV. Выделение знати

Слайд 13

Знать – первые люди племени Герцог- военный вождь племени Дружина – постоянный военный отряд Термины:

Слайд 14

В IV веке из Азии в Европу устремились огромные полчища кочевников. Народы, занимающиеся земледелием, вынуждены покидать обжитые места. V . Великое переселение народов .

Слайд 15

V . Великое переселение народов. В сер. V века племена готов возглавил Аттила. Его прозвали «Бич божий», т. к. он буквально опустошил Европу. Готы выдвинулись на Рим - их вытеснили из Северного Причерноморья племена г уннов .

Слайд 16

Д/З § 1, к.к. № 1, задания 1-4, а. с. 2-3;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"

Данная разработка  включает в себя  видеофрагмент, после его просмотра , учитель  совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

Конспект и презентация к открытому уроку по истории средних веков 6 класс на тему: "Свободные крестьяне становятся зависимыми"

Данный материал разработан для проведения открытого урока. В коспекте онисаны условия жизни крестьян в средневековой Европе и пути превращения свободных крестьян в зависимых....

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...

Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"

Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...

Презентация к уроку по истории Средних веков 6 класс по теме " Как происходило объединение Франции"

Презентация  к уроку по истории Средних веков по теме " Как происходило объединение Франции"...