Падение монархии
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_padenie_monarkhii.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Падение монархии

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала

План:

  1. Обстановка в стране в к началу 1917 года.
  2. Причины, задачи, движущие силы, характер Февральской революции.
  3. Отречение Николая II.
  4. Двоевластие в центре.
  5. Кризисы власти.
  6. Корниловский мятеж.

Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в «лучшее завтра». Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

Причины революции:

  • Нерешенность аграрного вопроса.
  • Рабочий вопрос.
  • Кризис самодержавия
  • Усталость от войны.
  • Экономическая разруха, обнищание.
  • Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам.

Задачи революции вытекают из причин.

Характер революции: буржуазно-демократический.

Движущие силы революции: буржуазия, крестьяне, рабочие, армия.

Задание: в ходе объяснения материала заполнить таблицу в тетради «Ход Февральской революции».

Дата

Событие

Рассказ учителя: Особенно неспокойно было в Петрограде. Чашу терпения переполнили перебои в продовольственном снабжении. В некоторых районах люди стали громить лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требования повысить заработную плату администрация объявила о закрытии производства.

Какие события положили начало Февральской революции?

23 февраля (8 марта по новому стилю) колонну демонстрантов возглавили женщины. Наспех сделанные лозунги- «Хлеба!», «Мира!» - колыхались над толпой. До 100 тысяч человек вышло на улицы.

 «Хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба,- просто для того, чтобы создать возбуждение,- и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам». – писала   императрица Александра Федоровна

Командующий столичным военным округом С.С. Хабалов получил от царя телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки».

Лозунги. «Долой самодержавие!», «Долой войну!»

Вопросы.

  • Какие лозунги выдвигали участники демонстраций?
  • С какими задачами революции вы можете их связать?

26 февраля восстала рота Павловского полка: «Рука против своих не поднимается! Они же хлеба хотят!» Царь распускает Государственную думу.

27 февраля 10 тысяч солдат петроградского гарнизона переходят на сторону народа. Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам освобождать всех «пострадавших от царского режима». Вечером 27 февраля толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты. Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Государственной думы. Его главой стал М.В. Родзянко.

В то же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической партии. Было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета избран Н.С. Чхеидзе. Большинство членов Совета были меньшевиками и эсерами.

28 февраля пало адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

В ночь с 1 марта на 2 марта 1917 г. Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Возглавил Временное правительство князь Г.Е. Львов  до созыва Учредительного собрания. Министр иностранных дел- П.Н. Милюков, военный и морской министр- А.И. Гучков, министр юстиции- А.Ф. Керенский.

  Учредительное собрание- парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

 Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. Все сошлись в одном: отречение «в видах пользы Отечества». Николай отрекся за себя и наследника в пользу брата Михаила.

Работа с учебником стр.97. Документ . «Из Манифеста об отречении Николая II».  Работа с вопросами к документу.

3 марта Михаил отказался от престола. Династия Романовых пала.  Царская семья была арестована и находилась в Царском селе, а в августе 1917 г. Была сослана в Тобольск.

В Росси сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти- Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.  Эта ситуация называется двоевластием. 3 марта была опубликована декларация Временного правительства.

Работа с учебником стр.97. Документ . «Из декларации Временного правительства». Работа с вопросами к документу.

3. Двоевластие в центре.

Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе Февральской революции 1917 г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти- Временным правительством и Советами.

В то же время правительство подчеркнуло, что Россия будет вести войну «до победного конца» и выполнять все взятые ею международные обязательства. Исходя из курса на продолжение войны, строилась и социально-экономическая политика Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня.

 И Петроградскому Совету пришлось подписывать собственное соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях города 8-часового рабочего дня. Из этих же соображений Временное правительство отложило решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны до созыва Учредительного собрания. Советы поддержали эти решения, считая, что широкомасштабный раздел земли приведет к дезорганизации фронта, так как крестьяне, одетые в солдатские шинели, вряд ли смирятся с тем, что этот раздел будет проходить без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

23 апреля правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, осуществлявшие «рабочий контроль» над производством и распределением. Были созданы также Министерство труда, примирительные камеры, биржи труда.

5. Кризисы власти:

Апрельский кризис: 18 апреля Милюков объявил о намерении вести войну до победного конца. В ответ на это прошли митинги под лозунгами «Власть Советам!» и «Прекращение войны!». Милюков и Гучков подали в отставку. 5 мая было создано I коалиционное правительство из меньшевиков и эсеров. Обещали заключить мир, решить аграрный и рабочий вопросы.

Июньский кризис: На I Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов (3 - 24 июня) была принята резолюция о сотрудничестве с Временным правительством. Она подверглась критике со стороны большевиков. 18 июня прошла демонстрация под большевистскими лозунгами, которая показала непопулярность I коалиционного правительства.

Июльский кризис: 4 июля в Петрограде состоялась вооруженная полумиллионная демонстрация, организованная большевиками. Правительство применило силу, пострадали более 400 человек. В Петрограде объявлено военное положение, начинаются аресты большевиков, закрыта их газета «Правда», некоторые военные части разоружены. После того, как Финляндия объявила свою независимость, правительство вынуждено было сформировать II коалиционное правительство.

  1. Корниловский мятеж.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 105-107.

Почему выступление  Корнилова потерпело поражение?

Итоги революции:

  • Ликвидация монархии
  • Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание
  • Образование двоевластия

 «Значение революции»

  • Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
  • Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции - под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

Домашнее задание:

  • Прочитать §13-14.
  • Выполнить практическую работу «Падение монархии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию....

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

•      Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...

Презентация к уроку "Падение монархии – неизбежность….?"

Интегрированный урок ( история, биология)-10 кл....

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....