"Седые дети войны". Литературно – историческая композиция.
классный час по истории (8 класс) по теме

Середкина Елена Юрьевна

Открытое мероприятие

на тему:

 

«Седые дети войны»

(Литературно – историческая композиция).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСТОЧНОЕ  ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ  СПЕЦИАЛЬНАЯ  (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI ВИДА  № 31

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А          Телефон:  (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                                                                                                    internat31@rambler.ru

Открытое мероприятие

на тему:

«Седые дети войны»

(Литературно – историческая композиция).

                                                                  Выполнила: учитель истории        

                                                                  ГБОУ средняя коррекционая

                                                                  общеобразовательная

                                                                  школа-интернат №31

                                                                  Середкина Елена  Юрьевна      

Седые дети войны.

Литературно – историческая композиция.

                                             Середкина Елена Юрьевна,

                            учитель истории и обществознания

                               ГОУ школа-интернат № 31, г.Москва

Задачи:

- воспитание у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, к родному дому;

- накопление знаний по истории своей малой Родины: школы, села, города, района, области;

- формирование уважительного отношения к людям старшего поколения.

Ход мероприятия

Часть 1.

Ведущий 1.

(Музыкальное сопровождение).

День угасал, и ночь в права вступала,

Земля моя готовилась ко сну,

Пел соловей, кукушка куковала,

Заря зажгла полночную звезду.

Спала земля, спала моя Россия,

Детишкам снились радостные сны,

Бродила ночь в накидке темно-синей

Последней предвоенной тишины.

Ведущий 2.

Вставай, земля, война уже в дороге,

Незваные сто тысячей чертей,

Вставай, земля, беда уж на пороге,

И подымай на битву сыновей.

Шли рядом в бой и мальчики, и деды,

Шли девочки дорогами войны,

И сколько не дожили до победы,

Не услыхали мирной тишины.

И каждый год, Победу отмечая,

Мы волю нашей памяти даем

И со свечой минутою молчанья

Всем павшим реквием поем.

(Звучит «Реквием», часть «Лакримоза», комп. Моцарт).

 

Ведущий 1.

27 января 2010 года вся Россия с радостью, но с болью в сердце вспоминала тот день, когда в 1945 году был уничтожен последний концлагерь. Сегодня мы посвящаем эту литературно-историческую композицию тем, чье детство прошло в фашистских застенках, в концлагерях.

От колонны женщина отстала.

Без еды,

Без отдыха и сна

Шла, сынишку-мальчика держала

За руку немытую она.

Нетяжелый узел нес мальчонка

На спине, как взрослые, точь-в-точь.

Враг пришел и в дальнюю сторонку,

Гонит от родного дома прочь…

Мина, просвистев, в кювет вонзилась.

Грянул взрыв –

Малыш осиротел.Звал он мать.

Но мать не шевелилась.

Он будил ее:

Оставить не хотел.

Звал ее своей рученкой

И глядел туда, где скрылись все.

А потом,

Не в силах снять котомку,

Зашагал по пыльному шоссе…

Жизнь!

Какой тебя в тот миг он видел?

Боль сжимала сердце малыша!

И какой недетскою обидой

Наливалась детская душа!

И когда за океаном слишком громко

Снова о походах говорят,

Мне на ум приходит тот мальчонка.

Господа, потише:

Он теперь – солдат!

Ведущий 2.

Каждое слово – это частица конкретной судьбы, детство, опаленное большой бедой и непомерными страданиями. Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке.

Ведущий 1.

Непосильный труд и болезни, голод и холод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь.

Ведущий 2.

У них отнимали самое святое – Родину, родных, будущее. Это невозможно забыть и простить. Это надо помнить!

Чтец.

Знаю, помните вы, не забыли

Хату детства и небо над ней,

Как в войну нас фашисты губили

За оградами концлагерей.

Все мы видели, все испытали –

Голод. Холод, побои и страх,

К голым нарам порой примерзали

Малыши с сединой на висках.

В синяках все избитое тело,

Ужас боли в потухших глазах.

За грехи, что начальство имело,

Нас фашисты сжигали в печах.

Вместе все, мол, намного смелее,

Нас так мало осталось в живых.

Самых дружных должны быть дружнее

И родней даже самых родных.

Песен правды о нас не сложили,

Не слагали правдивых стихов,

И дороги к вершинам закрыли

Малышам, не имевшим грехов.

Ведущий 1.

Это стихотворение написала уроженка Калужской области, бывшая узница концлагеря «Алитус» Родина Ада Викторовна.

Летом 1945 года фашисты вступили на нашу землю. Они разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины. Более 30 миллионов жизней унесла война. Враг не щадил ни женщин, ни детей, ни стариков. Если по каждому из погибших объявить минуту молчания, то страна будет молчать почти 40 лет.

Чтец.

Я знаю, нет моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, кто старше, кто моложе,

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь…

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Ведущий 2.

Эти строки Александра Твардовского потрясают многие души. Они заставят вспомнить тех, кто в беззащитную пору детства был схвачен грязными руками фашистов, брошен в теплушки, предназначенные для скота, а потом в горький час загнан за колючую проволоку фашистских концлагерей в Майданеке, Освенциме, Дахау, Саласпилсе. Там брали кровь, кожу, там ставили бесчеловечные опыты, там человек лишался права на достоинство и жизнь.

Часть 2.

«Воспоминания ветеранов».

Ведущий 1.

Я встречалась с теми, кто провел свои детские годы в застенках фашистских палачей. Гераськина Анна Васильевна, уроженка поселка Барятино, встретила нас с поклоном. Вот что она рассказала о лагере:

«На мою долю выпало много страданий и мучений во время пребывания в лагере в Германии. Но я выжила, а некоторых моих сверстников нет в живых. Немцы в дневное время в деревне не показывались – боялись партизан. А однажды ночью налетел карательный отряд, сжег всю деревню, согнал всех жителей и куда-то погнал. Так я очутилась в Германии. Нас разместили в бараках, стали гонять на работу на завод. Заставляли работать 12 часов в сутки. Детей от взрослых отдельно. Там давали разную работу, временами даже не под силу малолетним.

Кормили нас очень плохо. Только одной брюквой да капустой, и то один раз в день. Мы пухли от голода, хотелось есть. За забором и в каких-то ямах валялись очистки, отходы, мы их собирали, и то так, чтобы не видели надзиратели. Нас за это били резиновыми палками.

Одевали нас в отрепья. На ногах вместо обуви – деревянные колодки, обтянутые брезентом. Колодки протирались и были видны пальчики на ногах. Другую одежду давали редко, да и то только ту, которую снимали с умерших детей или кого уводили в крематорий.

Но почему-то, несмотря ни на что, мы были настолько агрессивными подростками, что, когда надзиратели нас подгоняли, мы огрызались, обзывали их всякими словами. Наш лагерный отряд даже прозвали сталинцами, которых не победишь и не проймешь ничем! Так мы мучались, жили в постоянном страхе, но потом наступил радостный час. Нас освободили американцы, согрели, одели, накормили. Потом вывезли из Германии в Россию, так мы оказались на родной земле».

Ведущий 2.

Прошу у Родины прощенья

За миг, прожитый без нее,

Грехов как будто отпущенья,

Благословления ее.

Опять спешу в ее просторы,

Что было в прошлом, сохраню.

Билет на поезд самый скорый,

Как индульгенцию, храню.

И острый приступ ностальгии

В пути прихватит вдруг меня.

Не знаю, как без Родины другие,

Я без нее не проживу ни дня.

Часть 3.

Ведущий 1.

Война – всенародная беда. И это общеизвестная истина. Но если ее так понимают взрослые, то дети… У них свое восприятие мира: чувственно-цветное.

Ведущий 2.

Радость – это мягкие добрые руки мамы, тепло солнца, зелень травы. У беды другие цвета – серо-черные, холодные и голодные, и постоянное ощущение страха, боли, ужаса. Хочется убежать от этого. Только разве убежишь от памяти.

Ведущий 1.

( Музыкальное сопровождение: «Симфония №7», комп. Д.Шостаковича).

Воспоминания Адамовой Надежды Антоновны, уроженке города Мещовска, которая была узницей лагеря Освенцим:

«В конце августа 1943 года в нашу деревню пришли немцы и сожгли ее. Всех оставшихся стариков расстреляли на глазах у жителей деревни. Нас, детей, отвели на станцию, посадили  в вагоны для скота и повезли в Германию.

В лагере нас поместили в холодный барак, отдельно от наших родителей. Кормили плохо, одной вареной брюквой, а по выходным нам давали картошку в мундире. Хлеба давали 200 граммов с бамбуковыми опилками. И дети, которые постарше, иногда сбегали в город за едой для малышей. По-другому выжить было невозможно. Ребята отрывали с одежды знак «Ост» и пробирались в город на свой страх и риск. А мы сидели и ждали их. Очень боялись, что их схватят надзиратели. Работали мы в цехах, где варили сталь. Тяжелые вагонетки с отходами мы еле сдвигали по рельсам. Печь делала по 16 – 18 подач раскаленного металла,  нужно было успевать, а то надзиратель плеткой бил. Сталь иногда разливалась и обжигала ноги и руки, но плакать нам не разрешали, сразу били. Мы работали по 10 часов, а взрослые по 14 часов.

Чтец.

Баллада о маленьком узнике концлагеря «Димитравс».

Стоя в молчании глубоком,

Как будто близких потеряла,

Боюсь спугнуть я ненароком

Ту тишину мемориала…

Но в первозданной тишине

Мне чудятся глухие крики.

За обелиском на сосне

Играют солнечные блики.

И вот уж угасает день,

Охрана уж ночная вышла,

Я ясно вижу чью-то тень,

В траве скользящую неслышно.

Смерть недалеко – у ворот,

И прямо в душу смотрит дуло,

Но снова в темноту ползет

Мальчишка, семилетний Юра.

Холодный дождик по спине,

И одежонка вся промокла.

Собаки воют в тишине,

Да темнотой пугают окна.

Берет он молча, что дают,

Вдыхая теплоту порога.

Он знал, что если подают,

То подают – не ради Бога.

Он в лагерь, как на эшафот,

Опять вернется по задворкам.

Кусочек сала принесет

Голодным маленьким сестренкам.

Ведущий 1.

Этот случай мне рассказал Желудков Дмитрий Дмитриевич, уроженец Тульской области. В концлагерь он попал, когда ему было 8 лет.

«В мою память врезался один случай, он произошел в 1943 году. Нас гнали до Польши. Потом в апреле 1944 года мы прибыли в лагерь Штайвенг. Жили мы в бараках, где были установлены четырехярусные нары. Утром взрослых угоняли на работу, а с нами, детьми. Оставалась надзирательница немка с плеткой в руках.

Как-то она пришла к нам и протянула одной девочке яблоко. Девочка боялась его брать, тогда маленький мальчик вырвал это яблоко и хотел убежать. Надзирательница схватила его и стала избивать плеткой, приговаривая, что так будет со всеми, кто ее ослушается.

Иногда немцы приходили к нам и отбирали светловолосых детей, которые были покрепче, они обещали им хорошую еду, потом уводили с собой. Позднее мы узнали, что немецкие ученые установили – у истощенных детей кровь при переливании не дает отрицательных эффектов и прекрасно сочетается с кровью тех, кому ее вливали. Но такие дети-доноры долго не жили».

Чтец.

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом  волосы:

На челках детских… седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками,

Трава поникла, где дети плакали!

Дети войны – и боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!...

Часть 4.

Ведущий 1.

65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, искалечившей и унесшей миллионы человеческих жизней. Сожженные жилища, голод, гибель близких, смертный ужас фашистских концлагерей сохранились в памяти тех, кто уцелел. Недаром многие бывшие узники считают день освобождения своим вторым днем рождения. Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день бывших узников фашистских концлагерей.

Ведущий 2.

Пусть же никто не будет забыт и ничто не будет забыто во имя будущего, спокойствия и мира. Воспоминания бывших малолетних узников Освенцима, Бухенвальда, Майданека, Дахау заставят нас всех задуматься. А людьми ли они, фашисты, были? Как земля держала их, этих нелюдей с человеческим лицом?

Ведущий 1.

С содроганием сердца слушаешь о злодеяниях фашистов в одном из лагерей смерти - Освенциме:

- путем расстрелов, голода, отравлений и чудовищных истязаний немцами было истреблено свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Бельгии, Чехословакии, Югославии;

- немецкие профессора и врачи производили в лагере медицинские эксперименты над живыми людьми;

- по степени продуманности, технической оснащенности, по массовости и жестокости истребления людей лагерь в Освенциме оставляет за собой далеко позади все известные немецкие лагеря смерти;

- с 1943 года немцы с целью промышленного использования несгоревших костей стали дробить их и продавать для переработки в суперфосфат, 112 тонн 600 килограмм костной крошки от человеческих останков было отправлено на переработку;

- у женщин и детей срезали волосы;

- в Освенцимском лагере ежедневно умертвляли от 10 до 12 тысяч людей.

Ведущий 2.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той чумы,

Нам нужно. Чтобы наши дети,

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она как сила нам нужна.

Вы думали, история – забвенье?

Архив – куда грехи свои сдадут?

Она – тот высший суд, где нет прощенья,

Где срока давности не признают.

Земля, дай разум всем живущим людям,

Дай силу тем, кто сможет защитить.

Добро тому, кто добр со слабым будет.

Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!

Часть5.

Ведущий 1.

Годы летят стремительно. На смену «седым детям войны» пришло новое поколение людей, выросших под мирным небом. Для всех поколений и для каждого человека оно  

Оплачено страданиями миллионов и должно быть сохранено ныне живыми.

Чтец.

И у мертвых, безгласных

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые не носить ордена.

Вам – все это, живые,

Нам – отрада одна.

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос –

Вы должны его знать.

Ведущий 2.

(Музыкальное сопровождение: «Адажио», комп. Т.Альбиони, демонстрация презентации).

Помните!

Через века, через года,

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, -

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, -

Помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, -

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли, убейте войну,

Прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!...

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

 

Министерство образования и науки

Российской Федерации

ГБОУ СКОШИ №31

Восточного округа г. Москвы

Открытое мероприятие

на тему:

«Седые дети войны»

(Литературно – историческая композиция).

                                                                  Выполнила: учитель истории        

                                                  ГБОУ средняя коррекционая

                                                   общеобразовательная

                                                  школа-интернат №31

                                                  Середкина Елена  Юрьевна              

                                                                                                 

                                                 

                                           

г. Москва

Resource id #4724

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Литературно-историческая композиция .посвященная битве под Москвой

Материал можно использовать на уроках Мужества...

Литературно- историческая композиция.

Литературно-историческая композиция «Забайкальцы в годы Великой Отечественной войны» проведенная в специальной  корекционной  школе - интернат 8 вида. Цель: На примере жизни ...

Литературно-историческая композиция. Сценарий. Тема: "Муром - маленькая Русь"

Литературно-историческая композиция посвящена празднованию важной в истории нашей страны даты  - 1150-летия образования российской государственности....

Дети войны. Литературно-музыкальная композиция

Сценарий литературно-музыкальной композиции для проведения мероприятия, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне...

Литературно-историческая композиция «Дорогами войны…..»

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.Задачи.Развивать интерес обучающихся к и...