методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Горяев Сергей Михайлович

конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педагог года-2013" в номинации "Педагогический дебют"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 8 классе.

Тип урока -повторительно-обобщающий урок.

Форма проведения урока – урок-исследование.

Девиз урока:

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать  сознательно действующим гражданином.»                         В.Ключевский.

Тема урока: «Крупнейшие войны России 19 века»

Оборудование  урока:

1. Компьютер, медиапроектор.

2. Портреты героев Отечественной войны 1812 года;

3. Портреты императоров Александра I и Николая I;

4. Историческая карта “Отечественная война 1812 года”

5. Исторические картины Портреты героев Отечественной войны 1812 года

Учащимся: карта-атлас, рабочие листы с заданиями.

Цели  урока:

Обучающая:

1. Повторить материал по времени правления Александра I , Николая I, Александра II, Александра III.

2. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;

3. Вспомнить основные события того периода времени, связанные с историей родного края;

Развивающая:

1. Развивать умения работать с документами, с исторической картой;

2. Развивать умения обобщать и делать выводы;

Воспитательная:

1. Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере героизма российского народа

2. Умения  работать в малых группах

Ход урока:

  1. Орг. момент (1 минута)
  2. Актуализация:

Рассказ учителя: 3 минуты.

В России 1108 городов: больших и малых, известных и не очень. Предлагаю вам виртуальную экскурсию в один городов центральной  России, в г.Великий Новгород, а именно, на его центральную площадь. Спросите, почему Новгород? Потому, что  здесь имеется памятник, знаете, другого такого во всем мире нет.

8 сентября  в 1862 в городе Великий Новгород был воздвигнут монумент - памятник «Тысячелетие России»  в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. (онлайн-показ 3d картинка).

Авторами проекта памятника являются скульптуры Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Всего он содержит 128 фигур.

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства. Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. (слайд № 1)

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо. Памятник посвящен тысячелетию истории России.

Мы с вами остановимся на одном временном отрезке. Как вы думает, ребята, на каком?

Правильно. – 19 век.

Ребята, как вы думаете, кто из деятелей 19 века изображен на среднем ярусе? – ученики называют фамилии правителей (Александр 1, Николай 1, Александр 2 и т.д.).(слайд № 2)

А как в думаете, какие военачальники там изображены? Ученики: Кутузов, Нахимов и т.д.

А почему полководцы? – победили в сражениях. – Каких? – Бородинская битва и т.д. А в каких войнах?

Правильно. Тема нашего урока: «Крупнейшие войны России 19 века» (слайд № 3)

 

Девизом нашего урока я взял слова В.Ключевского

  «Каждый из нас должен быть хоть немного историком,

чтобы стать  сознательно действующим гражданином».(слайд № 2) 

итак, какая тема нашего урока? Правильно!  (слайд № 4)

  1. Работа в группах.

Учитель: (5 минут)

Итак, нам с вами сегодня необходимо повторить материал по истории России 19 века.

Мы поработаем с историческими картами, некоторыми документами, вспомним великих деятелей эпохи, а также основные события того времени.

Класс разделен на группы, каждая группа выступает в роли экспертов. Задания у вас на столах. В каждой группе капитан, который будет мне сегодня помогать. За свою работу вы будете награждены. Самое главное - вовремя показать  результат своих работ на ватмане, и не забывать записывать в тетрадь. Думаю, ребята, вы успешно справитесь с этим заданием.

Какой император правил в начале XIX века? (слайд № 5) – Александр I. Какая война во время правления этого императора вошла в историю? – Отечественная война. – переходим к рассмотрению.

1 группа – работа с фотодокументами (слайд № 6)

2 группа - работа с историческими документами

3 группа – работа с картой.

Каждой группе – найти среди документов те, что относятся к Отечественной войне.

На самостоятельную работу – 5 минут.

Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).

Капитан 1 группы формулирует итоги Отечественной войны и приклеивает на ватман. (слайд № 7)

Итак, ребята, вы видите перед собой продукт совместного творчества – мини проект «Отечественная война 1812 года».

Учитель: Какой император правил после Александра I? – Николай I. (слайд № 8)

Какое событие во время правления этого императора вошло в историю? Событие – Крымская войны

Правильно, давайте рассмотрим эту войну.

1 группа – работа с историческими документами        (слайд № 9)

2группа – работа с картой

3 группа – установи соответствие: дата – событие

На самостоятельную работу – 5 минут.

Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).

Капитан 2 группы формулирует итоги Крымской войны и приклеивает на ватман. (слайд № 10)

Как вы думаете, ребята, правящие круги России были удовлетворены итогами этой войны? Нет. А почему? Россия лишилась черноморского флота. Т.е., в обществе преобладали реваншистские настроения? Да.

Учитель: Какой император вошел в историю под прозванием «Освободитель»?   – Александр  II. (слайд № 11)

Какое событие времен правления этого императора мы с вами сейчас будем рассматривать?

Событие – Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1 группа – работа с картой (слайд № 12)

2 группа – работа с фотодокументами

3 группа – работа с историческими документами

На самостоятельную работу – 5 минут.

Представитель каждой из групп, по мере ответа на вопрос подходит к доске и приклеивает на ватман правильный ответ (фото, документы, карту).

Капитан 3 группы формулирует итоги русско-турецкой войны и приклеивает на ватман. (слайд № 13)

Как вы думаете, Россия была удовлетворена итогами этой войны? Не совсем, но да. Почему? …

Итак, ребята представляю вашему вниманию 3 мини-проекта, которые являются плодом вашего совместного творчества.

Учитель, после завершения учениками самостоятельной работы, рассказывает про Александра III, прозванного Миротворцем, обсуждает с учениками причину такого прозвания. – слайд № 14  -  Он считал, что разрешение внутренних противоречий России важнее территориальных завоеваний.

  1. Обобщение и систематизация знаний.
  1. Установить соответствие между фото и именами        (слайд № 15)
  2. Онлайн-тест по датам правления императоров России – 1 минута на закладке.
  3. Вопрос классу: на горельефе не были изображены Александр IIи Александр III. Почему?   - потому что памятник построен во время правления Александра II. Слайд № 16-17
  4. Мини-тест установите соответствие между датой и событием. – слайд № 18.

V. Итоги урока:

(слайд № 19)

Ребята, как Вы знаете, в прошлом году в России отметался 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812года. Немалую лепту в победу внесли многие малые народы России, в том числе и калмыки.

А знаете ли Вы, что в 2018 году 200 лет исполнится Хошеутовскому хурулу, строительство которого инициировал герой Отечественной войны подполковник Серебджаб Тюмень. Он хотел увековечить память калмыков-участников Отечественной войны. Строительство Хошеутовского хурула по проекту Батура-Убуши Тюменя началось в 1814 году на месте старого буддийского храма и завершилось в 1817—1818 годах. 17 −18 октября 1858 года хурул посетил Александр Дюма, гостивший в то время у Серебджаба Тюменя. В 20-е годы XX столетия Хошеутовский хурул был закрыт. В 30-е годы XX столетия хурул использовался в качестве клуба, в 50-е годы он использовался как зернохранилище. После восстановления Калмыцкой АССР в 1957 году территория, на которой находился Хошеутовский хурул, отошла к Астраханской области. Позднее оставшаяся часть хурула была заброшена, и он постепенно стал разрушаться.

В августе 2004 года была создана инициативная группа по восстановлению хурула. В настоящее время ведётся постепенное восстановление хурула.

VI. Домашнее задание: написать эссе  по выбору: характеристика исторического деятеля или правителя 19 века.

Итак, мы с Вами повторили историю России 19 века, виртуально побывали в г.Новгороде, познакомились с памятником «Тысячелетие России», создали мини-проекты по великим войнам 19 века, выполнили мини-тест в режиме онлайн. Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, были активны. Поэтому я хочу преподнести 3 группам сладкие призы.  А ваши впечатления об уроке вы можете оставить в небольшом опроснике.



Предварительный просмотр:

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарно го призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Всего памятник содержит 128 фигур.

Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра IIго лета 1862» (в приближении к современной орфографии).

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.

В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории в 8 классе.

Тема урока соответствует разделу тематического  планирования «История России XIX века».

Учебная нагрузка: 2 часа в неделю

Класс 8 «б». Класс средней мотивации к учебе, на уроке присутствовало 20 человек, из них -                мальчиков,                  девочек.

 Тип урока: повторительно-обобщающий: обобщение и систематизация универсальных учебных действий:

  1. Анализ отдельных событий;
  2. Синтез единой картины из отдельных элементов (событий)
  3. Построение логической цепи рассуждений
  4. Обоснование выбора

Цели урока:

        Образовательные:

- Повторить материал по времени правления 4-х императоров;

- Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;

- Вспомнить основные события, связанные с историей родного края.

Воспитательные:

- Формирование у учащихся гражданской позиции;

- Воспитание умения работать в малых группах.

Развивающие:

- Развитие личностных УУД: коммуникативных, познавательных УУД, метапредметных компетентностей учащихся.

             На уроке мною использовались  следующие технологии:

- здоровьесберегающая (компьютер работал в течение всего урока не более 20 мин согласно требованиям СанПИНа );

- проблемное обучение (в течение всего урока на каждом этапе задавались вопросы, на которые уч-ся искали ответы.

Например: какие правители изображены на горельефе?  

Почему именно эти полководцы и т.д);

- личностно-ориентированная (работа как в группах, так и индивидуальная);

- развивающая (универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные);

- ИКТ - виртуальная экскурсия в режиме онлайн;

- элементы проектной технологии .

Согласно ФГОС, результатом образования является развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.

В соответствии с этим мною использовались следующие методы:

- словесный (в начале урока – рассказ учителя о памятнике «Тысячелетие России», в конце урока – рассказ о Хошеутовском хуруле.)

- наглядный ( каждая из групп на определенном этапе урока работает с фотодокументами, картами)

- практический (ученики самостоятельно заполняют плакат по войнам)

- дедуктивный (от общего к частному – в начале урока учитель, плавно отойдя от рассказа о памятнике, подводит учеников к событиям 19 века, которые они самостоятельно разбирают).

 - индуктивный (ученики, работая с отдельными элементами (фото, исторические документы, карты) и совместно заполняя плакат, представляют себе общую картину события)

- методы самостоятельной работы (ученики самостоятельно заполняют плакат, посвященный тому или иному событию)

- методы стимулирования (команда, быстрее выполняющая задания, поощряется учителем)

- методы контроля (учитель оценивает правильность отобранного учениками материала)

- методы самоконтроля (капитан команды, с помощью своей группы, самостоятельно формулирует итоги по той или иной войне).

Методы обучения, выбранные для проведения урока, позволяют формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивают исследовательские, самооценочные умения и навыки; формируют компетенции; реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Подход к учащимся:

 как дифференцированный (разбитие класса на группы, которые сообща выполняют задание), так и индивидуальный (ученик в определенный этап урока выполняет тот вид задания, который ему больше по душе)

Все этапы урока мною были соблюдены.

На актуализацию использовал межпредметную связь с МХК с использованием этнорегионального компонента.

Была использована  виртуальная экскурсия в режиме он-лайн : в 3д- памятник «Тысячелетие России»,  составлена беседа.

         

Изюминка моего урока:

На уроках истории темы, связанные с культурой, очень западают, поэтому урок я начал с памятника «Тысячелетие России» - это придало моему уроку эмоциональную насыщенность.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

е Открытие: 8 сентября 1862 г . Авторы: М. микешин, И. шредер, В. гартман

Слайд 3

Тема урока: «КРУПНЕЙШИЕ ВОЙНЫ РОССИИ XIX века»

Слайд 4

«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» В. Ключевский

Слайд 6

Групповая работа Отечественная война 1 ГРУППА – РАБОТА С ФОТОДОКУМЕНТАМИ 2 ГРУППА – РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ 3 ГРУППА – РАБОТА С КАРТОЙ: УКАЖИ ПУТЬ ОТСТУПЛЕНИЯ АРМИИ НАПОЛЕОНА

Слайд 7

ИТОГИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г : Война закончилась полным истреблением наполеоновской армии В январе 1813 года начался Заграничный поход русской армии, приведший к разгрому Наполеона под Лейпцигом (октябрь 1813 г.) и отречению его от трона.

Слайд 9

Групповая работа Крымская война 1 ГРУППА – РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ 2 ГРУППА – РАБОТА С КАРТОЙ 3 ГРУППА – УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ: ДАТА – СОБЫТИЕ

Слайд 10

ИТОГИ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ : Черное море объявлялось нейтральным Участникам антироссийской коалиции удалось предотвратить усиление России на Балканах и лишить ее Черноморского флота. Война стала толчком к экономическим реформам, и, в дальнейшем, к отмене крепостного права.

Слайд 12

Групповая работа Русско-турецкая война 1 ГРУППА – РАБОТА С КАРТОЙ: ВЗЯТИЕ ПЛЕВНЫ 2 ГРУППА – РАБОТА С ФОТОДОКУМЕНТАМИ 3 ГРУППА – РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ

Слайд 13

ИТОГИ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ: Россия присоединила Карскую область, населенную армянами и грузинами. Россия укрепила свое положение в Закавказье и на Балканском полуострове. Ослабло противостояние Англии и России, что привело к заключению военного союза в 1907 г.

Слайд 15

НИКОЛАЙ I АЛЕКСАНДР II I АЛЕКСАНДР I I АЛЕКСАНДР I 1 2 3 4

Слайд 17

е Открытие: 8 сентября 1862 г . Авторы: М. микешин, И. шредер, В. гартман

Слайд 19

1813 – 1815 гг. состоялась битва, в которой турецкий флот был наголову разгромлен 26 августа 1812 г. Нахимов П.С. 18 ноября 1853 г. Скобелев М.Д . - состоялся Зарубежный поход русской армии. состоялась Бородинская битва вошел в историю под прозванием «Белый генерал» заслуженно получил славу победителя Осман-паши . сентябрь 1854 – август 1855 г. осада Севастополя

Слайд 20

ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ 1817 – 1818 гг.

Слайд 21

Домашнее задание: Эссе на тему: характеристика исторического деятеля или правителя 19 века.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....

Методическая разработка урока "Русско - японская война"

Комбинированный урок с использованием регионального компонента, с учетом профиля профессии "Официант, бармен"...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Методическая разработка урока истории "Столетняя война", 6 класс

Технологическая карта урока расчитана на 2 ч.(может быть сокращена до 1 ч.). Урок был представлен в рамках муниципального этапа (очного) "УГА-2020". Победитель.Ввиду большого веса файла урок...

Методическая разработка урока "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Методическая разработка включает конспект урока и презентацию...