НЭП и военный коммунизм.
материал по истории (9 класс) по теме

Батргареева Рима Фанзовна

Урок способствует формированию предметных умений, развивает умение анализировать, сравнивать и воспитывает интерес к истории, самостоятельности, уважение к правам человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nep_i_voennyy_kommunizm_v_sravnenii.rar127.12 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: НЭП  и Военный  коммунизм.

   

  Цели урока:

     Образовательная:

    Познакомиться с НЭП, её причинами, сущностью и  итогами;

    показать проявления кризиса политики военного коммунизма;

    раскрыть причины перехода к НЭП;

    установить причины свёртывания НЭП.

     Развивающая:

    Способствовать формированию предметных и общеучебных умений слушания;

    добывать необходимую информацию;

   выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

   аргументации, обобщения, использования документов;

         развивать умение анализировать;

   формировать умение работать в группе, сотрудничать, вырабатывать

   общее умение.

    Воспитательная:

   Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности,

   уважение к правам человека;

   воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения

   по любому вопросу.

  Задачи урока:

       Обосновать необходимость нэпа;

       сравнивать основные мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа;

       проанализировать исторические документы по теме.

  Оборудование:

       Раздаточный материал, учебник «История России ХХ век», компьютер.

   Тип урока: интегрированный урок с применением технологий групповой

       работы, элементов технологий РКМ.

   План урока:

        1. Экономическая и политическая обстановка в стране 1920-1930г.г.

        2. Курс на новую экономическую политику.

        3. Социально- экономические итоги нэпа.

                      Ход урока:

     I. Организационный момент.    

        Вступительное слово учителя.

 Военный коммунизм- название внутренней политики Советского государства

проводившейся  в 1918- 1921 г.г. в условиях Гражданской войны. Её характерными

     чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация

     крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная

     монополия, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товаро-

     денежных отношений, милитаризация труда.

   В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой

   политике- кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом

   « ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на  

   реалии Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и

   переходе к НЭП было принято 15 марта 1921г. на 10 съезде РКП(б).

    «Разорение, нужда, обнищание» - так В.И. Ленин характеризовал ситуацию в 1920-1921г.

   Подтвердите слова Ленина фактами.

       Учащиеся говорят о последствиях Гражданской войны и политики военного

        коммунизма.

       Дополнительный материал: сокращение населения на 13 млн. человек, промышленного        производства в 7 раз, добычи нефти, угля- до уровня Х1Х века, продукции сельского

   хозяйства до 67% довоенного уровня, в стране насчитывалось около 7 млн.

   беспризорных детей.

Как называются события 1920-1921г., когда состоялись массовые крестьянские

  выступления против продразвёрстки?

  - Малая Гражданская война.

  Учитель: В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич, Колчак вместе взятые.

 

  Объясните, ребята, слова Ленина, используя фактический материал. Что и когда

  произошло в Кронштадте? Какие были у восставших требования?

  Ответы учащихся. Требования восставших:

                  1. Ликвидация продразвёрстки и продотрядов;

                  2. Перевыборы Советов;

                  3. Права крестьянам: свободно обрабатывать землю, иметь скот, права на

                      личное хозяйство.

  Учитель: Кто участвовал в мятеже? Какие уроки извлекли большевики из этого кризиса?

  Ответы учащихся: Надо идти на соглашение с крестьянством. Власть в опасности.

  Учитель. Итак, цель нэпа- спасение, упрочение власти большевиков и последующий

  переход к социализму.

  Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне ( привлечение

  продразвёрстки изымали до 70% зерна, при продналоге- около 30%, привлечение

  иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924гг.).

  II.  Изучение нового материала:

        1. Причины и последствия нэпа. Работа по группам.

                   Группа 1.

            Выделите причины введения нэпа:

   Недовольство крестьян продразвёрсткой .

   Недовольство матросов, солдат, рабочих Гражданской войной.

    Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма».

                     Группа 2.

            Определите основные мероприятия, их характерные черты нэпа.

    Экономические: а) Спад производства

                                 б) Дефицит в) Рост внешней задолженности.

     Социальные:       а) Снижение дохода населения

                                  б) Недовольство населения

     Политические:    а) Старение руководства

                                  б) Отсутствие необходимых реформ

                                   в) Однопартийная система.

               Характерные черты нэпа:  

    Замена продразвёрстки натуральным налогом.

    Восстановление торговли

    Отмена бесплатных услуг

    Перевод частных государственных предприятий на хозрасчёт.

    По окончании работы группа докладывает результаты классу.

      Все учащиеся коллективно должны заполнить сравнительную таблицу

      « НЭП и военный коммунизм».

              Военный коммунизм    

                           НЭП

 Продразвёрстка- изъятие у крестьян всех

  излишков хлеба.

 Продналог- твёрдо фиксируемый натуральный налог.

 Национализация промышленности,

 ликвидация частной собственности.

  Денационализация промышленности

 

 Централизованное управление экономикой

 Мелкая частная собственность, аренда,

  концессии.

 Трудовая мобилизация

Хозрасчёт на государственных предприятиях

 ( трестах).

 Натурализация оплата труда

Свободный наем рабочей силы.

Свобода торговли.

 Запрещение свободы торговли.

Тарифная оплата труда. Денежная реформа.

           С целью установить межпредметную связь с обществознанием, экономикой

   можно задать вопрос:

          - Какие черты нэпа можно отнести к рыночным?

   Ответ: Экономическую свободу производителей и разнообразные формы собственности.

                          Группа 3

     Определите основные итоги проведения НЭП.

   

                   Положительные

                  Отрицательные

 Укрепление экономических связей города

 и деревни.

Нехватка промышленных товаров в условиях

быстрого развития мелкого производства

 Развитие промышленности

Рост цен

 Внедрение хозрасчёта

Безработица

 Улучшилось материальное положение

 рабочих, крестьян, служащих.

Обострение жилищного вопроса

 (перенаселение городов)

Развитие кооперации как основа эффективного

производства.

Изменение социальной структуры

( имущественное расслоение)

Повышение культуры труда.

Отсутствие иностранных инвестиций.

  Б. Коллективная работа над проблемой « Противоречия нэпа».

         Слово учителя.

     О внутренних противоречиях нэпа говорят кризисы в 1923, 1925, 1928 г.г.                          3           Разделите  противоречия и запишите результаты в тетрадях.

         

  1. Экономические противоречия:

  Вопросы:   а) Почему большевики не смогли привлечь иностранные инвестиции?

         б) Почему частный капитал не смог модернизировать советскую экономику?      

                    в)  В чём заключалось основное экономическое противоречие нэпа?

Примерный ответ: Командное управление экономикой тормозило развитие товарно- денежных отношений. Рыночные законы не могли развиваться в условиях жёсткого

политического режима, ограничение свободы предпринимателей.

       

    2.Социальные противоречия.

Работа с текстом учебника пункт « Советское общество в годы нэпа».

  Вопросы:   а) О каких противоречиях нэпа идёт речь в документе?

  ( Противоречия между крестьянами, рабочими и нэпманами).

                      б) Имел ли НЭП прочную социальную базу? Кто его поддерживал?

 ( Среднее крестьянство, квалифицированные рабочие, новые предприниматели).

           

     3. Политические противоречия:

  На Х съезде РКП(б) подчёркивалось о том, что сами рабочие не могут управлять

  экономикой и управлять должна лишь партия.

     Вопросы:  а) Согласны ли вы?

                       б) Назовите основное, на ваш взгляд, политическое противоречие нэпа?

   Примерный ответ: В стране господствовала диктатура пролетариата, а либерализация

 экономики должна была привести к созданию гражданского общества.

  Следовательно, необходимо было отказаться от практики приказных решений.

 III. Точка зрения на НЭП.

      Ленин сначала видел в нэпе временную меру, но затем заявил, что нэп — это

 всерьёз и надолго, а коммунисты должны научиться торговать.

 После его смерти усилились противники нэп.

 Часть рабочих и коммунистов воспринимала нэп как отступление от завоеваний

 революции и стремилась к его уничтожению.

 После смерти Ленина большинство членов партии выступала против нэпа.

IV.  Подведение итогов.

V. Рефлексия. Выставление оценок.

                           Использованная литература:

             М.Н. Зуев. История России с древнейших времён до начала ХХ1 века.

             М. Дрофа, 2002г.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории "Мода военного коммунизма"

Эта презентация будет интересна тем учителям, которые стараются на уроке "выйти" за пределы учебника и сообщить детям интересные факты. Я использовала эту презентацию на занятии элективных курсов...

Причины перехода советского государства от военного коммунизма к НЭПу

В данном уроке разбираются оснвы военного коммунизма, его положительные и отрицательные стороны и выделяются причины по которым большевиское руководство, во главе с Лениным отказалось от военного комм...

Зачет по истории № 2 (Нэп и "военный коммунизм"). 9 класс вечерней школы.

Основной целью зачетной работыпо истории в 9 классе является проверка знаний по темам "Нэп" и "Военный коммунизм"....

"Военный коммунизм" и НЭП

Проверочная работа на выявление основных черт политики "военного коммунизма" и Нэпа....

Рабочий лист по теме : «Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма».

Рабочий лист по теме : «Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма»....

Интерактивный тест "Гражданская война и Военный коммунизм"

Интерактивный тест содержит вопросы, которые требуют выбора одного или нескольких ответов. Тест можно использовать в 9 и 11 классах по теме....